Интервью спасителя отечественных инди-игр, который знает, как надо, а вы не знаете, данное им самим ему самому (прим. - перечитать с иронией)

Добро пожаловать на Обочину
Добро пожаловать на Обочину

*кхм... раз-раз..? Оно работает? А, всё, отлично*

— Здравствуйте! Спасибо, что нашли время придти к нам. Представьтесь, расскажите о себе немного.

— Да, здравствуйте! Спасибо, что позвали, мне искренне приятно. Значит... Пару слов о себе? Зовут Иван, можно Пофи. Можете меня знать или узнать в будущем по каналам Пофигейм на YouTube, RuTube, VK Video Live. Однако лучше обратите внимание на одноимённую группу в VK. Исторически сложилось, что это моё главное обиталище.

— Чему посвящены каналы, какой контент публикуете?

— Посвящены играм, там есть как прохождения, так и короткие взгляды на релизы или демо.

— Обзоры?

— Нет. Иногда это называют и обзорами, но мне термин кажется неуместным. Скорее... Просто первый взгляд, летсплей. Обзор для меня - иной формат.

— Во что играете?

— Это очень сложный вопрос, потому что у меня нет излюбленного жанра или одной главной игры. Если по-простому, то во всё играю, наверное. Ключевые особенности - много внимания уделено демо, нравится смотреть то, что не так популярно, но кажется интересным и перспективным. Давай так, при выборе между демо Gothic 1 Remake и Weird mister Bogot я выберу второе.

— Weird mister Bogot? Первый раз слышу.

— Вот именно. А это, между прочим, игра с крутым взломом замков, которому лично я аналогов не встречал. На фоне популярности взлома «по-скайримски» прям удивила. Любителям эскейп-румов рекомендую взять на заметку.

— Хорошо, а что вообще побудило начать этим заниматься? Ради чего?

— Слушай, думаю, начало абсолютно обыденное. Выгоревший наёмный работник с депрессией и паническими атаками, начавший пить почти каждый день, чего никому не рекомендую, захотел что-то поменять. Ладно, может не совсем обыденная ситуация, но суть одна - захотелось что-то поменять. Думаю, первоначальные цели - свобода и деньги. Никто не говорит тебе, что делать, а если оно ещё и пойдёт, потенциально какой-никакой источник дохода.

— Пошло?

— А это как посмотреть. Я считаю, что да. За более чем 2 года летсплеев и стримов я едва ли преуспел в финансовом смысле, вряд ли даже МРОТ насобирал, а что насобирал, то потом перетекло в розыгрыши на Дни рождения канала да футболки с нашим маскотом Умником. Не думаю, что это от чрезмерной душевной доброты или вроде того, но... Я реально не делал ничего особенного, включить трансляцию и игру - много ума не надо, это делает множество людей, да ещё и получше меня. И просто хотелось сделать что-то полезное, памятное для людей, которые приходили ко мне и оставались рядом. Моя попытка сказать «Спасибо».

— А помимо финансового смысла? В нём ты недалеко продвинулся, но всё равно сказал, что «пошло». Значит, есть что-то ещё?

— Во-первых, у меня появилось что-то, ради чего мне стало интересно вкладывать время и силы. Знаешь, не сон-работа-ужин-сон, а нечто ещё, некая цель. Было в каком-то смысле непросто, я на удалёнке с 2020 года и повседневность превратилась в то, что почти всё время вне работы за компом стало уходить на поиск игр за компом, запись игр за компом, стримы игр за компом, общение про игры... Казалось бы, нажимай кнопки, что сложного, но всё равно. А, и рисование превьюшек в начале занимало много времени, я их рисовал от руки, в смысле, физически на бумаге. А я не умею рисовать, но очень хотел делать именно так. Мои любимые превью, кстати, к Hatred и Laika: Aged Through Blood. Так что первый бонус от ведения канала - смысл жизни. Ладно, это перебор, такой... маленький смыслик, но очень важный в тот момент.

Во-вторых, спустя время появилось чувство, что всё не напрасно и не только для меня. Как уже говорил, мне нравилось уделять внимание небольшим или малоизвестным играм, за которыми порой стоят небольшие команды или одиночки, энтузиасты, которым нужно внимание, нужен фидбэк и понимание, что они делают свой проект не в никуда, а для кого-то. Небольшой канал на энтузиазме, небольшой проект на энтузиазме, оба искренне ценят, что их заметили. Это не то же самое и не те же чувства, как если побежать стримить новый Battlefield на релизе вместе со всем Интернетом. В цифрах Battlefield - это другой выхлоп по заметности, по просмотрам, но я подсел на другое - на своеобразное чувство причастности и ощущение, что могу дать немного, но то, что действительно находит искренний отклик.

— Другим людям идти стримить порекомендуешь?

— Да. Равно как попытаться пойти на танцы, в лёгкую атлетику, научиться играть на барабанах, вязать варежки, писать картины и так далее.

Во-первых, вы можете найти себя там, где даже не ожидали. Во-вторых, найти себя совершенно не тем образом, каким планировали. Например, собрав гаражную рок-группу вы можете никогда не поехать в мировое турне, как мечтали, но вы можете познакомиться с людьми, с которыми позже откроете крутую частную музыкальную школу.

— Знаю, что уже долгое время, с августа, у тебя нет стримов, хотя раньше они были довольно регулярными. Почти 3 месяца паузы, почему?

— Во всём иногда нужен перерыв, особенно в случаях, когда нет-нет, но связан с другими людьми. Чем угодно занимайся, время накопит усталость, глаз замылится, приносившее удовольствие дело станет похожим на рутину, а это то же самое, от чего наоборот когда-то пытался убежать. Никто не заслуживает сидеть и смотреть, как я превращаюсь в раздражённого, нудного, вечно недовольного деда, не то мне хочется доносить и показывать. Между «ничего» и «плохо» мой выбор тут за «ничего».

— Чем тогда сейчас занимаешься, если прошла отдушина на паузе?

— Я не уш...*ап-ЧХИ!*

— Будь здоров!

— Ой... Да... Спасибо. Так вот. Я не ушёл далеко от игр. Сейчас пытаюсь развить тему, которую вынашивал уже давно, но вот только в последний месяц оформил всё в структурированный вид.

— Что же это, как называется?

— Ммм... Я это зову «краудфандинг с элементами стримерского сквада». Мне хочется сделать сообщество, которое будет соединять в одном месте инди-разработчиков, стримеров, геймеров и просто неравнодушных людей. Пока всё в зачатке, сделана группа в VK, называется Обочина Зоопарка. Там чуть меньше 50 человек, которых позвал лично, в основном разработчики и стримеры. Если честно, меня поразила отзывчивость людей, потому что с некоторыми я не общался вообще никогда в жизни, но они заинтересовались, не отвернулись. Это очень круто.

— Краудфандинг же, когда люди скидываются на реализацию какого-то проекта, верно?

— Да, правильно.

— И как ты собираешься это реализовывать?

— Я хочу делать долгие, по 3 месяца, мероприятия, которые зову Сезонами, с участием инди-разработчиков и стримеров, на протяжении которых желающие могли бы донатить сообществу. А в конце Сезона делать розыгрыш между разработчиками, стримерами и всеми участниками сообщества на такую же сумму.

— Это очень долгий срок, 3 месяца. Думаешь, кому-то будет интересно следить так долго?

— Справедливо, но я думаю о другом. Я думаю, что можно вспомнить Игропром, НашЫ Игры, Демофест в VK Play, конкурс IGRA и понять, что это всё крутые вещи и полезные, но не дающие самое главное - регулярность. Мы с тобой не станем бодибилдерами, если 364 дня в году будем лежать на диване, а на 365 день сделаем 1000 отжиманий за сутки. Так и здесь. Круто, что вы сделали мероприятие, но оно ворвалось, отгремело и стихло, но не стало привычкой, культурой или традицией. Знаешь, кто мне сказал о том, например, что IGRA уже пыталась продвинуть сбор донатов через Boosty?

— Нет, кто?

— Никто. Более того, я человек, который нацеленно искал аналоги, референсы и для меня составило труд найти эту информацию самому. Какие шансы, что она на виду для простого человека, не роющего тему в конкретном направлении?

— Ты сказал об аналогах и референсах, то есть делаешь всё на основе других проектов?

— Как тебе сказать... Наверное, да, только не в смысле копирования того же, что делали другие, а в смысле попытки опереться на тот опыт и сделать лучше. Во всех перечисленных мероприятиях есть что-то, что мне показалось неудачным или неправильным. Что-то искренне раздражало. Я ищу способ сделать то, что лично мне кажется лучше. Впрочем, наверняка это мотивации вообще кого угодно, кто пытается сделать что-то по-своему. Если будут те, кто со мной согласен - круто. Если нет, что ж... Моё дело - предложить.

— Это довольно общая оценка, что «где-то что-то было неудачно». Возможно, стоит поговорить о конкретных примерах для наглядности и сравнения?

— Ну... Может быть, да, но давай договоримся - это не с целью сказать «там плохо, а у меня хорошо» или «они плохие, я хороший». Без того, что делали другие, я бы вовсе не пытался делать сейчас то, что делаю, это крутые люди. А все пункты моего несогласия - просто обывательский взгляд со стороны, в эксперты не метил никогда. Окей?

— Окей.

— Окей. Тогда примеры.

IXBT и последние НашЫ Игры. Вообще это первые люди, сильно повлиявшие на то, что я начал пристальнее смотреть на отечественное инди, это фактически первоисточник того, что я пытаюсь делать сейчас. Однако мне совершенно не понравилось то, как проходил отбор проектов на последних НИ и к чему в итоге это привело.

Люди не получили обратной связи, хотя бы просто «Да» или «Нет» без комментариев. Утверждалось, что кому надо - те обо всём в курсе, не исключено. Я же основываю мнение на личном опыте. Один проект отправлял сам, есть два других разработчика знакомых, отправлявших собственные игры. Ладно я - сторонний человек, но и те двое не получили обратной связи.

Не претендую на истину, просто скромное предположение, что это предсказуемо привело к росту онлайна на трансляциях, потому что люди пришли и ждали свои игры, а также косвенно повлияло на объём донатов от неосведомлённых людей на бесплатном для разработчиков мероприятии содержания в духе «Привет! Вы крутые! А моя игра будет?!».

Если что, я понимаю, что там счёт заявок на сотни или тысячи, но простите, это заранее ожидаемые трудности, а если каждая заявка рассмотрена и принято мотивированное решение - это много времени, очень. И простое сообщение «Нет, в другой раз, без комментариев» - капля в море на общем фоне.

Если говорить об Обочине Зоопарка, то принцип отбора прозрачен и прост, как вода. Допустим, в планах отобрать 20 проектов. Заявки отправляются в предложенные новости, участниками Сезона становятся первые 20 присланных проектов, отбор в прямом эфире на стриме. Всё. Никакого узкого круга лиц, в чьих руках решение, быть или не быть. Никакого непонимания, участвуют люди или нет. Многие говорят, что это путь к сбору низкосортных проектов, риск такой есть, но это цена за желание дать шанс тем, кто его ищет. И на совести каждого то, что он считает заслуживающим внимания. Если хотите, мы покажем, но хвалить не обещаем и всяк получит, что заслуживает.

IGRA. Шикарная штука в плане обратной связи по заявкам. Тут я ничего сам не отправлял, но собственными глазами видел ответы другим людям с фидбэком, который присылали на этапе отбора. Все знали, да или нет, но более того - знали, почему именно, где проект дал слабину, на что обратить внимание. Это круто. А там, между прочим, подан был 191 проект не на бесконечное количество рук, работавших с заявками.

Интересный факт. У меня до сих пор сохранена таблица с подавшимися тогда проектами, списки были в открытом доступе, за что тоже респект. Так вот. Если её скачать, то первая строка в Excel - это шапка таблицы и вместе с ней 191 строка в документе. Так что подано 190 проектов по моим расчётам, а товарищи посчитали шапку таблицы заодно. Прикольно.

Тут меня смущают итоги в части денежных призов за победу.

Во-первых, я воспринимаю любые подобные мероприятия мерой поддержки, а контекст для меня таков, что некоторые проекты не доходят из демо даже до релиза или раннего доступа. В моих глазах минус, что релизы тоже получали призы, когда они уже вот, здесь, в готовом виде, который можно монетизировать, и в хорошем виде, если победили в конкурсе. А рядом с ними те, кто ещё даже до этого важного этапа не дошёл и нуждается в поддержке значительно сильнее. В моём понимании.

Во-вторых, распределение призового фонда. Дальше процитирую часть поста о распределении:

Призовой фонд составил 250000 рублей!

Категория ДЕМО

1-ое место ТРИЗНА - 55000 рублей

2-ое место Gennady - 40000 рублей

3-ье место The Scouring - 30000 рублей

Категория РЕЛИЗ

1-ое место Satellite Odyssey: Prologue - 55000 рублей

2-ое место Drakkar crew - 40000 рублей

3-ье место Repair This - 30000 рублей

Давайте зайдём на Boosty, например, Храма Детей. Мы увидим цель в 140 000 рублей на 2 месяца доработки демоверсии.

Для демо другой игры знаю, что локализация на английский без носителя языка вышла в 30 000 рублей, с носителем было бы 80 000 рублей, значения примерные. Это на приличный объём знаков, не платформер, где из текста только «Играть», «Настройки» и «Выйти». Просто вот таковы значения, когда у вас есть текст, который хочется перевести не в машинном варианте, а качественно.

Ответьте на фоне прошлой информации себе на вопрос, максимальная сумма приза в 55 000 рублей - это то, что может иметь решающее значение? Я не спорю, при выборе между «иметь 55 000 рублей» или «не иметь 55 000 рублей» каждый из нас наверняка выберет первое, это не бесполезное вложение в любом случае. Однако всё равно больше пользы получить 250 000 рублей одному и с реальным толком, чем размазать значимый фактор по многим рукам малозначительными кусочками.

В Обочине Зоопарка заложен принцип аккумулирования средств, а не распыления. Всех не спасти, я выберу дать одному тонущему верёвку и вытащить из воды, чем расплести её на сотню нитей, по чуть-чуть для каждого, не спасая в итоге никого.

Игропром. Давно я с плохо скрываемым интересом набрал с их сайта себе демо для Вкратце. Это рубрика времён до стримов с короткими заходами в демоверсии. Мне всё нравилось и я до сих пор считаю, что это яркое событие, однако с оговорками на офлайн и такие аспекты, например, как информация о конкурсе косплея с призовым фондом в 1 миллион рублей у них на сайте.

Вспоминаем, что я удалёнщик со стажем, плюс по жизни домосед. И вспомним, что для меня перечисленные события и подобные - в первую очередь вложение в развитие индустрии.

Не исключаю, что моё видение - абсолютная профанация, я не специалист. Однако я не вижу, как вложение средств и усилий в площадку, стенд и мерч озвучат, например, игру или дадут набор ассетов. Я не вижу, как конкурс косплея непосредственно влияет на количество и качество создаваемых проектов.

Если что, косплей - это круто, у меня нет предвзятости. Но у меня есть мнение, что здесь не нужно спрашивать, что было первым, яйцо или курица. Косплей - следствие появления качественного и известного продукта, но не причина. И не фанбаза сначала собирается вокруг ничего, а сначала что-то появляется и объединяет людей вокруг себя.

1 миллион рублей из расчётов Храма Детей - это более 14 месяцев работы над проектом. Может быть, стоит задуматься о приоритетах? Возможно, стоит не делать шоу, а делать то, вокруг чего оно однажды образуется само? Со своей фанбазой, косплеерами, автограф-сессиями?

Если смотреть в сторону Обочины, это ноль офлайна, ноль мерча, футболок, стикеров и всего того, что не должно, на мой взгляд, родиться впереди основы, в нашем случае - качественного видеоигрового продукта. Когда в одной вкладке браузера я читаю о призовом фонде косплея на 1 миллион рублей, а в другой узнаю от разработчиков, что им не хватает оплатить Construct - я вижу пир во время чумы.

— Наверное, достаточно примеров, даже слишком много. Боюсь, наша аудитория притомится.

— Но я ещё хотел ска....

— Дос-та-точ-но, спа-си-бо...

— Да. Хорошо, без проблем.

— Предлагаю резюмировать. Обочина Зоопарка - это...?

— Сообщество в VK, проводящее регулярные мероприятия для поддержки небольшого числа игровых проектов с привлечением большого числа стримеров, в большинстве своём показывающих потенциал, но не слишком популярных. Мероприятие проходит поэтапно, в течение всего времени происходит сбор донатов в пользу сообщества от всех желающих. В конце происходит розыгрыш среди разработчиков, стримеров и вообще всех участников.

Кстати, у нас новаторский способ определения проекта-победителя. Сначала голосованием выбирается топ-5 из всех представленных, чтобы определить лучших, но победитель выбирается случайно из них. Так я хочу избежать ситуаций, когда есть два перспективных проекта, но один уже успел набрать лояльную аудиторию, а другой нет, хотя тоже хорош. Обычно победитель в такой ситуации заведомо понятен, однако я не готов лишить шанса того, кому не хватило времени или ресурсов при наличии хорошего проекта.

— Где-то можно ознакомиться с правилами, кто может участвовать, как всё происходит?

— Есть группа в VK, Обочина Зоопарка, как говорил.

— Есть ли ещё какие-то яркие фишки, о которых хочешь сказать?

— Хм... Одна, пожалуй. Думаю, из начала разговора понятно, что для меня может и не сами игры так важны, сколько люди. Не побоюсь сказать, творцы, пытающиеся создать что-то своё. Видно много информации, что выходит такая игра, другая, вот скриншоты, трейлер, описание, много интервью про разработку. А мне бы хотелось сделать, наверное, регулярный цикл коротких видео, интервью с разработчиками, где не будет вопросов «На каком движке вы делаете игру?», а что-то вроде «Как вы завели дома кота?" » или «Какая у тебя самая забавная история с рыбалки?». Я не человек про движки, метрики в Steam и тому подобное, и Обочина не про бизнес, а про людей.

Есть даже черновое название для рубрики - ПТСР. Только расшифровка не классическая, а По Ту Сторону Разработки.

— Спасибо. ПТСР - это звучит интересно. Кстати, а само название Обочины Зоопарка откуда?

— Тут много всего. Обочина, потому что многое придумывалось через отрицание мейнстримных тенденций, как я их вижу. Но при этом не обрело значения «Мы против», скорее это «Мы рядом, но по-другому». Как дорога и обочина.

Зоопарк прикрепился, потому что в VK уже была группа Обочина, а я части людей, с кем общался сначала, предложение поучаствовать дополнял цитатой из Зоопарка. Ищу таких, как я, сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных. Вписалось неплохо в общий тон.

Кстати, ссылка на группу сокращена до obzoo. Это созвучно с Абзу. Любопытствующие могут поискать, что это, самостоятельно.

— Если кто-то захочет поучаствовать, чем тебе можно помочь сейчас?

— Ну... Я один, никогда не делал ничего подобного, у меня нет уровня авторитета, который сходу привлечёт толпы людей, без которых даже пилотный Сезон запускать бессмысленно. Мне нужны люди, поддержка советом, обратная связь по самой структуре предполагаемого мероприятия, помощь с распространением информации о нём, совсем идеально - кто-то из крупных и уже существующих аналогов, имеющий возможность поддержать на первых шагах, потому что так сложилось по жизни, что у меня много энтузиазма, но последняя пачка макарон.

Отдельно про обратную связь по мероприятию. Я необязательно буду со всем согласен и что-то захочу менять, но всё обсуждается и я поясню, почему хочу так, а не иначе. И если есть критические моменты, это реально важно обсудить на берегу. Моя цель - работающий механизм, который не будет плясать туда-сюда из Сезона в Сезон, а станет своего рода законом без манипуляций правилами, без непрозрачности, без шанса на подтасовки. Тем, на что можно будет положиться сейчас так же, как через год, пять или десять лет.

И вообще-то. Если вы просто скажете, что всё это не полный бред, это уже будет значимой поддержкой. Я необщительный человек, даже зажатый, но не вывезу всё это без общения с другими людьми. Незнакомыми людьми. И последняя неделя стала неделей постоянного страха от многих контактов, когда хочется удалить отправленное сообщение и переехать в другой город. Если б не люди, которые тоже что-то во всём этом увидели, ничего бы не было уже давно.

— Пожелания для нашей аудитории?

— Счастья, здоровья, как говорится. Помните, что если мы все внимательны друг к другу, а не только к себе, значит кто-то будет внимателен к вам. Я не про сотрудников спецслужб, если что.

Не бойтесь что-то поменять, если вам не нравится, где вы сейчас. Или бойтесь до ужаса, но хотя бы пробуйте. Никто так часто не лишает нас возможностей, как мы сами себя. Веришь в судьбу?

— Думаю, нет.

— Я верю, но не в смысле, что кто-то где-то написал заранее сценарий нашей жизни, а в смысле причинно-следственных связей. Как эффект бабочки.

Мы не умеем предсказывать будущее. Может быть то, что мы считаем неудачей и упущенной возможностью, наоборот тот самый взмах, который запустит закономерную, но неуловимую для взгляда цепочку к успеху. Может однажды что вы поскользнулись у подъезда и опоздали на поезд. Это плохо. А может вы не успели поскользнуться на платформе и упасть под него? Это хорошо.

Вот. И прочитайте как-нибудь «Жажду жизни» Ирвинга Стоуна. И «Письма к брату Тео» Винсента Ван Гога. Для меня когда-то эта история стала вдохновляющей, вдруг и вам пригодится.

— Тогда на этом всё, спасибо за уделённое время, это было интересно.

— Интересно? Так я могу ещё рассказать подроб...

— *звуки интенсивного убегания в закрытое окно на первом этаже, никто не пострадал, там батут*

— Пфф... Да. Поверхностный журналист.

А вы что сидите? Сказали всё, значит всё. А то мне дел других нет, самому с собой теперь сидеть разговаривать. Давайте, пока-пока. До новых встреч. Удачи.

По-ка.

3
2
13 комментариев