Бесплатное использование труда соискателя

В этой статье речь пойдет об одной очень нехорошей тенденции Отечественного Gamedev как бесплатное использование труда соискателей.

Не помню точно в каком году на DTF уже была статья, в которой автор обвинял студию Playrix в использовании труда соискателей, а именно ТЗ (здесь и далее - тестовые задания), которые не оплачивались, а результаты своей работы соискатели обнаруживали в продуктах студии.

Не знаю, чем там все закончилось у Playrix: стали ли они оплачивать ТЗ или не использовать результаты соискателей? - об этом мне неизвестно, но тенденция никуда не исчезла.

Пример

Наглядно продемонстрирую эту тенденцию на объявлении, взятом с LinkedIn.

Итак, вот объявление от небезызвестной отечественной студии ZeptoLab.

Вакансия попалась на глаза сегодня - не первой свежести конечно, но и не в архиве.
Вакансия попалась на глаза сегодня - не первой свежести конечно, но и не в архиве.

Обычная вакансия, ничего особенного (ниже есть список требований и задач + условия - все как у всех).

А вот в конце вакансии содержится самое интересное.

Тестовое задание для соискателей.
Тестовое задание для соискателей.

HRы Zeptolab видимо решили не заморачиваться с отправлением ТЗ отобранным кандидатам/соискателям, приславшим свои резюме и решили сразу сэкономить время и отсеить тех, кого такое ТЗ отпугнет.

Что же не так с этим ТЗ???

На мой скромный взгляд такое ТЗ больше напоминает задачи для штатных сотрудников - сразу несколько существующих проектов и вдобавок разработка концепта нового проекта.

Как-то "жирновато" выходит для ТЗ, за которое соискателю не заплатят ни рубля.

Исходя из ТЗ я делаю вывод, что студия устроила клич среди соискателей в целях получения дармовой рабочей силы.

Но самое интересное в конце вакансии.

Это просто вишенка на торте  
Это просто вишенка на торте  

У меня конечно есть претенции к тому, как юристы оформили подобное "подобие" соглашения, но тема статьи не об этом.

Но "разрабатывать внутри" улыбнуло конечно.

Итак, что значит текст на скриншоте?

А то, что студия Zeptolab прямо заявляет, что результаты чужого труда будут использованы по их усмотрению. О правах соискателей на результаты их труда (ТЗ) там ни слова, потому что с точки зрения студии, нет у них никаких прав.

Ссылка на "похожесть по содержанию" является уловкой, ибо для одного, похожесть это 2 проекта одного жанра, а для другого, проекты одинаковые слово в слово. При судебных спорах для решения этого вопроса проводятся экспертизы.

Суть проблемы

Формально студии и компании, ищущие соискателей и отправляющие им ТЗ, не ограничены законодательством в вопросе оплаты/неоплаты труда соискателя.

На вопрос соискателя: "Почему вы не оплачиваете ТЗ?", HRы скорее всего ответят, что-то в духе:

  • мы не платим за ТЗ, потому что это условие отбора кандидата;
  • это политика компании не платить за ТЗ;
  • с какой стати мы должны вам платить? ты вообще никто, чтобы права тут качать, тебе честь оказали говорить с HR (тут я конечно перегнул, но может кому-то так и ответили).

Подобные отмазки самая настоящая чепуха. Студиям нетрудно защитить свои интересы при отборе кандидатов и для этого можно использовать два метода:

  • 1. Оплата ТЗ - студия платит за ТЗ и по итогу получает права на использование результатов труда соискателя.
  • 2. Студия не платит за ТЗ, но результаты труда соискателя не могут быть использованы студией в дальнейшем. Это легко регламентируется типовым соглашением.

В комментариях могут возмутиться: а с чего студия должна платить за ТЗ, может соискатель там ерунду подготовит и потребует оплату?

Чтобы подобного не происходило нужны квалифицированные HRы, которые проведут первичный отбор резюме, проведут интервью и только по итогам этих стадий, отобранным кандидатам будет предложено выполнить ТЗ.

Проблема отечественного Gamedev в том, что любовь к халяве пока не выветрилась из индустрии. Это явление наносит огромный ущерб отрасли, при кажущейся некоторым ограниченным умам привлекательности и выгоде.

Отношение к бесплатным ТЗ как к обязательному условию отбора кадидатов есть нечто иное как неуважение к труду и желание получить дармовую рабочую силу одноразового характера.

Пока у работодателей не будет уважительного отношения к работникам, соискателям и труду, отечественный Gamedev ничего хорошего не ждет.

8K8K открытий
270 комментариев

Создать концепт игры
Запатентовать
Отправить в Zeptolab
Увидеть свой концепт в будущем проекте
Отсудить у компании Zeptolab за использование интеллектуальной собственности
(Шутка конечно )

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Добавить пользовательское соглашение на разных языках, где на русском языке будут рецепты из кулинарной книги, листов на 200, а где-нибудь в середине на иврите условия оплаты труда соискателя. А замаскировать так, чтобы они поставили галочку соглашения не глядя или машинально.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

О, это самое распространённое обвинение от кандидатов, которым отказали: «Они воспользовались мной, и взяли результат моей работы, а мне отказали!»

Большего бреда в жизни не слышал. Так обычно пишут ГД, которые сидят без работы месяцами, и которых ни одна компания в жизни не пригласит на работу (из-за общей токсичности, например).

Ответить

В больших конторах на каждом проекте несколько геймдизов, и они штатно генерят "поток говна", который потом продами и лидами режется на 99%. Никакая подпитка идеями от внешних кандидатов и близко не нужна, тем более что они будут хуже вписаны, чем идеи из внутренней команды.

Каждый, конечно, считает себя Кодзимой и что его должны взять без тестового, но не все мы такие.

Ответить

Нормально тестовое, часа на 2 работы. Просто просят предложить фичу, даже не оформить ее в диздок или техническое задание. Поверь, там на проектах роудмап на полгода как минимум расписан и предложения мимокроков никому в команде не нужны.

Ответить