Эмуляторы и издатели. Часть 1/2: чудеса эмуляции

Все знают, что такое эмуляторы, но вокруг них ходит немало мифов. В представлении многих, данная сцена — это «ретро-гейминг для бедных». Но на самом деле применений у эмуляции масса, а её позитивное влияние на видеоигровую индустрию сложно переоценить.

Эмуляторы и издатели. Часть 1/2: чудеса эмуляции

Я уверен, что многие сведущие читатели не имеют никакой предвзятости к теме статьи, и могут рассказать о ней даже больше, чем я. Это прекрасно; более того, если у вас есть чего интересного добавить по теме — пишите в комментариях, я буду рад почитать и узнать для себя что-то новое. Данный пост направлен не на вас, а на людей, у которых понимание ограничивается фразами «Эмуляторы — это пиратство», «Эмуляторы — это корявая альтернатива» и/или «Зачем мне это ваше детское старьё, я играю в игры ради графики и сюжета». На всё это энтузиасты уже давно имеют ответы, о чём я и хочу рассказать.

Как вы могли заметить, части будет две. Всё потому, что я хочу поднять смежные, но в то же время разные темы, и намёки на то, о чём будет продолжение, вы встретите на протяжении этой статьи. Приятного вам прочтения.

Эмуляторы и издатели. Часть 1/2: чудеса эмуляции

Для начала, почему этот пост не в «Железо»? Потому что, как вы увидите ниже, я акцентирую внимание не на технологиях, а на играх и том, что эмуляторы для них сделали.

Теперь, если речь идёт о старых проектах, почему не в «Ретро»? Во-первых, то, что эмуляторы хороши только для старья, является заблуждением (проекты со Switch, без шуток, уже криво-косо запускаются на Андроиде, не говоря уже о PC). Во-вторых, сообщества «ретро-гейминга» и «эмуляции» — это совсем не одно и то же, и нередко они имеют друг к другу претензии. Что те, что те любят старые игры, и работают сообща, когда нужно отследить и выгрузить в интернет тот или иной ультраредкий релиз/невыпущеную, но существующую игру. Однако ценности у сих «субкультур» — прямо-противоположные.

Ретро-геймеры любят аутентичность: оригинальное железо, физический носитель, подходящие к игре устройства ввода и вывода. По их мнению, невозможно полностью оценить консольную игру на клавиатуре, да ещё и на неточном эмуляторе — это же будто вы по-настоящему не играете в эту самую игру! В то же время сторонники эмуляторов вместо качества предпочитают кастомизацию опыта и финансовую доступность. Если вы хотите запустить игру для 3DS на своём телефоне без геймпада, то такая возможность должна быть — почему нет?

Обе эти точки зрения можно и подать как благородное дело (сохранение игрового наследия потомкам), и довести до абсурда (что я попытался сделать выше). С оригинальным железом возникает вопрос цены на редкие девайсы и копии игр, а с эмуляторами — дискуссии о том, можно ли вообще составлять мнение о проекте, пройдя его не на контроллере, для которого тот задумывался.

Scott the Woz, ютубер и ретро-геймер, сделал хорошее видео на эту тему со своей перспективы.

Даже если придётся, мне не хочется сталкивать лбами консоли и эмуляторы — эти вещи не взаимозаменяемы. Тут дело исключительно в предпочтениях: если вас привлекает концепт аутентичности, и у вас нет зверских аппетитов (или же ваше финансовое состояние их покрывает), то выбор очевиден. Но есть и много других ситуаций, в которых оригинальное железо либо недоступно, либо не предпочтительно.

1. Вы небогатый человек, у вас слабый компьютер и китайский телефон на Андроиде. Что же теперь, не играть?

Классический пример, и о нём думают в первую очередь, когда речь заходит об эмуляторах. По мнению Square Enix, например, да, вам играть положено меньше всех. Той самой Square Enix, которая убирает из интернета ромы Parasite Eve (игры, которую сейчас не продаёт), чтобы, возможно, а возможно и не выпустить ремастер, который у вас всё равно не потянет. Или вы можете играть в инди, которые тоже сейчас становятся всё более требовательны к железу. В конце-концов, Сквари недавно недовыпустили Пиксель Ремастер первых шести Финалок! Всего-лишь каких-то $70 за коллекцию игр из конца 80-х и начала 90-х. Хотя-бы оригинальную FFVII в Стиме оставили за недорого — и на том спасибо скажите.

Нет, рано или поздно, такой человек обратится к эмуляции — и у него будет огромный выбор. Уже возможность запустить игры с Famicom, Mark III, Mega Drive, Super Famicom, PC Engine, Game Boy, Game Gear и прочих консолей третьего-четвёртого поколения, а также тогдашних аркадных автоматов и кучи старых операционных систем открывает гигантскую библиотеку разноплановых шедевров и, как это принято называть на западе, hidden gem-ов. Но это далеко не предел — почти любой тостер сейчас может эмулировать PS1 и Nintendo 64. Хотя с эмуляцией Sega Saturn есть проблемы, Sega Dreamcast через redream работает отменно. Dolphin (эмулятор GameCube и Wii) также не сильно требователен, а на PCSX2 вы как минимум сможете порадовать себя частью внушительной библиотеки.

Мы живём во времена, когда даже с билдом за $100-$150 можно в полной скорости наслаждаться играми с PS2 и Wii (хоть и, понятное дело, не всеми — совместимость у эмуляторов до сих пор не идеальная).

2. Вы имеете мощный ПК и хотите выжать все соки из любимых игр детства/юношества. Есть ли возможность улучшить графику в старых проектах?

Да, есть, и это второй по популярности способ применения эмуляции — очевидно, что не для бомжей-пиратов. Многие ошибочно полагают, что ориентированность большинства эмуляторов не на точность, а на производительность делает их неполноценными, более низкими в качестве по сравнению с консолями. Всё с точностью до наоборот — эмуляторы создаются неточными, чтобы иметь возможность впоследствии улучшать игровой опыт: увеличивать разрешение, добавлять сглаживание, убирать ограничители фреймрейта. Для этого зачастую даже не нужно модифицировать каждую отдельную игру — всё это делается в настройках самого эмулятора.

Таким образом, ваши дети могут наслаждаться играми из начала и конца нулевых, при этом не плеваться от мыльной картинки, а надобность в ремастерах становится меньшей — особенно когда оные вроде Sonic Colors Ultimate выглядят (на взгляд многих фанатов) даже хуже, чем оригинальная игра на Dolphin-е с улучшениями. Интересно, почему же издатели недолюбливают эмуляторы и им выгодна их стигматизация?

Особенно в глаза бросается эффект блума.

Вышеупомянутый Dolphin на этом специализируется — графика в играх на Wii с его помощью может стать на поколение выше. То же самое с redream и PCSX2. Много опций апскейла картинки есть в ppsspp, RPCS3, Ryujinx и многих других эмуляторах начиная с консолей шестого поколения. Единственное ограничение в этом деле — ваше железо.

Играя в MGS4 на мощном ПК вы получите совсем не тот опыт, что на PS3. Хорошо это или плохо? Смотрите и решайте для себя.

3. У вас много любимых тайтлов, но все они выходили для разных консолей. Вы хотите собрать их в одну библиотеку. Какие имеются варианты?

Конечно же, вы можете купить все эти консоли, полку для картриджей и дисков, оборудовать ваш подвальчик подходящими телевизорами и прочей техникой. Но это влетит в копеечку, да и времени займёт немало. Если вас не смущает идея цифровой библиотеки, то сцена эмуляции предлагает куда более простое решение. Существуют фронтенды, которые объединяют несколько эмуляторов под одну крышу, и не только позволяют запускать всё с единого лаунчера, но и гибко настраивать опыт игры под себя.

Фронтендов много, от платных и вычурных LaunchBox-ов до многофункциональных Pegasus-ов, которые охватывают не только эмуляторы и имеют открытый исходный код. Но я расскажу о, пожалуй, самом известном. Знакомьтесь — RetroArch, который поддерживает необъятное количество эмуляторов и движков, и в нём можно изменить всё — от интерфейса до добавления в ретро-игры достижений (да-да, такое тоже существует в мире эмуляции, и работает гораздо лучше, чем вы можете себе представить). Всё, что вам нужно — потратить чуть больше времени на освоение программы (хотя для большинства пользователей опыт ограничится скачиванием ядер нужных эмулей из самого РетроАрка и сканированием папки с играми).

И в придачу в этому, RetroArch кроссплатформенный. Я имею в виду, очень кроссплатформенный! Вы можете загрузить его на Raspberry Pi, о чём мы ещё поговорим; на PS Vita, что значительно продлило жизнь системы; на ещё множество домашних консолей вплоть до PS2; и, из недавнего, на Xbox One/Series при наличии режима разработчика, и там даже можно эмулировать PS2 (а значит запустить God of War, ха-ха). Да Microsoft на днях попыталась отключить девмод всем, кто им пользовался не ради разработки, но вскоре обратно его вернула и заявила, что это была ошибка. Уж не будем спекулировать, действительно ли она таковой была, учитывая последовавшее возмущение.

Вау, автор наконец вставил в статью русскоязычный видеоролик?

4. Вас очаровывает возможность играть в крупные игры на ходу, но современные новинки редко возбуждают. Как обстоит ситуация с портативной эмуляцией?

Да, это немного персональная история, но всё ещё предельно популярная. Собрать портативную PS2 — это, без всяких постироний и метасарказмов, безумно круто, но, к сожалению, далеко не у всех руки растут из нужного места. А вот телефон на Андроиде, хотя-бы бюджетный Сяоми, есть у гораздо большего числа людей. И докупить к нему геймпад, который крепится по бокам а-ля джойконы, не влетит в копеечку (но если вам захочется более дорогого предложения — такие тоже есть на рынке).

Как я уже говорил, с PS1, Nintendo 64 и Dreamcast никаких проблем нет. Не считая ядер из RetroArch, на Андроиде есть ePSXe, Mupen64Plus FZ и мобильная версия redream. Dolphin также имеет мобильную версию, а в придачу — кастомный его билд Dolphin MMJ, который нацелен на производительность. С эмуляторами PS2 всё сложнее. Есть DaemonPS2 — он платный, использует украденный код из PCSX2, при этом плохо оптимизирован и, вероятно, сливает данные ваших кредитных карточек лично Си Цзиньпиню. При этом, в поиске Google Play по запросу «PS2 Emulator» едва индексируется AetherSX2. Он лучшее, что есть на данный момент на Ведре, но даже он не в состоянии потянуть все игры со стопроцентной производительностью — придётся либо иметь мощный смартфон (что, на мой взгляд, непрактично), либо колупаться в настройках.

Если же у вас больше финансов, чем у простого смертного, можете вообще себе купить игровой портативный компьютер — коим, например, будет Steam Deck. Уже есть подобные китайские приблуды, которые умудряются тянуть не только Киберпанк, но и, например, RPCS3, Xenia и даже yuzu. С другой стороны, можно такими темпами уже и Nintendo Switch прикупить, прошить её и на неё RetroArch поставить (там, кстати, тоже немало эмулей можно потянуть, вплоть до Citra). Но с другой стороны, как вы на нём в God of War играть будете, а?

Выглядит впечатляюще — правда, ценник тоже недурный.

5. Вам интересна игра, которая выходила только в Японии, но у неё есть фанатский перевод. Можно ли как-то легально с ним поиграть?

Без проблем. Есть оригинал? Есть возможность дампнуть его ром или получить его образ? Делаете это, патчите его и… Что дальше? Запишете образ на новый диск? Тем самым создадите нелицензионную копию игры, которая не запустится на непрошитой консоли. Вот как забавно выходит: единственный способ легально поиграть в пропатченную игру в данном случае — это эмуляция! Конечно, это просто забавный мысленный эксперимент, но в любом случае — зачем предпринимать лишние шаги, когда можно просто взять образ, пропатчить его на компьютере, и, если есть такая возможность, запустить на том же самом компьютере? Заблуждение о том, что эмуляторы = пиратство, возникают из-за того, как их обычно используют — но подавляющее число разработчиков пишет дисклеймеры, призывающие так не делать.

Вот вам пример.
Вот вам пример.

К тому же, я прекрасно понимаю людей, которые хотят более стабильного опыта в сравнении с эмуляторами, и потому готовы прошивать консоль чтобы, например, избавиться от региональных блокировок. Но иметь прошитую консоль и упрекать сообщество эмуляции в пиратстве — это уже форма двоемыслия.

6. Вы хотите познакомиться с игрой, которая никогда не переиздавалась и/или её физическую копию сложно достать. Так ли будет аморально её спиратить?

Я сразу оговорюсь, что с точки зрения закона этого делать нельзя — и если вы знаете, что пиратство у вас в стране хорошо регулируется, то не стоит рисковать штрафами и лучше поищите легальную копию, а также приблуды для её дампа или вообще оригинальное железо, в зависимости от ваших нужд.

Тем не менее, если рассматривать вопрос с этической точки зрения, чем отличается скачивание условного Elemental Gearbolt для PS1 с известных ресурсов от покупки использованной копии за $130? Лишь тем, что второе будет сделать гораздо сложнее и затратнее, и только увлечённые геймеры пойдут на то, чтобы этим заниматься. Ни издатель, ни тем более разработчик не получит с вашей покупки ни копейки — превращая для них эту сделку в то же самое пиратство. Со старыми ромами в интернете, очевидно, борются не из-за потери доходов, а по какой-то другой причине. Возможно потому, что всё это потенциальные переиздания, но та же Nintendo пытается (в меру возможностей) убирать абсолютно все свои игры из интернетов, даже те, которые переиздавать не собирается.

Хотя да, погодите, это же Nintendo:

7. Вы — filthy casual, но вам хочется хоть в каком-то виде познакомиться с видеоиграми прошлого. Что делать?

Ну а что? Есть люди, которым Макаимуры и Каслвании не под силу, но от эстетики данных игр они кайфуют. И эмуляторы уже десятки лет справляются с предоставлением «лёгкого режима» для этих игр: тут вам и сейв стейты, работающие будто сохранения в некоторых RPG; тут вам и отмотка, позволяющая вообще не напрягаться. Можно сколько угодно говорить, что «это не то, как эти игры задумывались, эти игроки по-настоящему не играют в игры», но, во-первых, вам бы помыться, а во-вторых, разработчики с вами не согласны.

Если вы ещё не заметили, то практически все официальные компиляции классики — это не пересоздание игр на новом движке. Это эмуляторы (при чём нередко берутся наработки энтузиастов), и фичи вроде сохранений из них не вырезаются. Да-да, когда на эмуляторах можно заработать деньги — они перестают быть чем-то плохим.

8. Вы обожаете классические файтинги, но хотели бы поиграть в них онлайн. Как с этим обстоят дела?

Тут мы подходим к нишевым, но от того лишь более интересным темам. Из-за пандемии, такой киберспорт как файтинги получил огромный удар, так как всё это время он был завязан на оффлайн-турнирах, и хороший неткод как явление хоть и существовал, но был далеко не стандартом для жанра. С другой стороны, пандемия побудила разработчиков это изменить: даже японцы со своими Guilty Gear -Strive-, The King of Fighters XV, Melty Blood: Type Lumina и DNF DUEL выпускают свои драчки с GGPO-неткодом, а когда анонсируется игра в жанре без роллбека, сообщество начинает давить на разработчиков (и вполне заслужено).

Но как быть со старыми проектами? Ладно Super Turbo или Third Strike — для них GGPO и создавался (хотя угадайте, на чём данные игры обычно запускаются). А как насчёт Marver vs. Capcom 2? Capcom vs. SNK 2? Более нишевые проекты, вроде The King of Fighters XI, Fist of the North Star и Rumble Fish? Все они имеют игровую базу, но до недавнего времени в них невозможно было нормально поиграть онлайн, а разработчики заниматься переизданиями не то что не хотят — они финансово не могут себе этого позволить. Всё, как всегда, сделали фанаты, и если вы, читая эти абзацы, до сих пор не понимаете при чём здесь эмуляторы, то скажу прямо: за редким исключением, все старые файтинги сейчас играются и дополняются через них, а GGPO-неткод внедряется напрямую в кастомные билды FBNeo, Flycast и прочих.

Самая большая из платформ для матчмейкинга в этих играх — это Fightcade. Считайте, цифровой аркадный зал с сотнями и тысячами людей, которые готовы с вами посоревноваться. Там есть как файтинги с ранкедом, так и кооперативные аркадные жанры, в которые тоже можно сыграть с роллбеком. Практически у каждой игры есть хотя-бы небольшое, но сообщество, на которые можно выйти в Дискорде, и найти там туториалы для игр — причём не только текст или видео, а и собранные с помощью эмуляторов сеты миссий.

Но помимо Файткейда, есть отдельные игры с роллбеком, которые также пользуются благами эмуляции. Dengeki Bunko, Super Smash Melee и многие другие — всё это эмуляция + неткод, разработанный энтузиастами. Если так задуматься, файтинги — это сообщество, которое чуть ли не больше всех пользуется благами эмуляторов, которое идеально знает и документирует историю своего жанра. И что же мы видим? Разработчики файтингов гораздо чаще прислушиваются к фанатам; они боятся вставлять в свои игры лутбоксы и прочие баттл пассы (фанаты поделок Эда Буна не в счёт); они свободнее экспериментируют с механиками; итог — файтинги процветают и растут.

9. Вы хотите свой аркадный автомат. Настоящий стоит слишком дорого, так что вы решили собрать его сами. Как это сделать с минимумом затрат?

Вот тут мы и возвращаемся к Raspberry Pi. Размеры данного микрокомпьютера, который у нас продаётся за долларов 200, дают волю воображению. Самое популярное его применение среди энтузиастов эмуляции — это создание бюджетного аркадного автомата. Из дерева можно создать корпус, из подручных материалов или с помощью 3D-принтера — стик и кнопки, а если у вас кривые руки — то все эти детали можно приобрести на АлиЭкспрессе и подобных сайтах.

Конечно, это тема далеко не для обывателя, и вам придётся повозиться с платами дабы реализовать то же управление. Но если вы увлечённый темой аркадных залов и автоматов, то такая возможность есть, а кроме того на рынке найдётся множество готовых bartop arcade, и они созданы похожим образом. Хотя я сам таким ещё не занимался, лично для меня это один из самых крутых примеров того, как эмуляция упрощает реализацию какой-то идеи — ведь достать оригинальную плату кабинета из 90-х (или даже сам этот кабинет) гораздо сложнее и дороже, чем Raspberry Pi или другой микро/миникомпьютер.

10. Вам, по тем или иным причинам, не хочется заказывать оригинальную консоль, но есть желание насладиться опытом, близким к аутентичному. Существует ли такое?

Да, это называется cycle accurate emulation. Для чего это нужно? Всё та же «презервация» игрового наследия. Всё железо смертно — оно рано или поздно откажет, а многие консоли уже давно не производят. И да, ретро-консоли от Нинтенды все используют эмуляцию, при чём не самую качественную.

В то же время программы вроде higan и SameBoy позволяют получить ровно те же ощущения от игры со многих старых платформ, что и на оригинальном железе — достаточно лишь взять подходящий геймпад и отличить два опыта будет невозможно. Тот же фреймрейт (лаг спайки тоже будут эмулироваться), те же графические особенности (включая баги) и так далее. Раньше подобных эмуляторов не было, это относительно-новая тема. Причина в том, что точная эмуляция циклов — это крайне медленный способ запускать игры с одной платформы на другой. Но так как железо сейчас становится мощнее с каждым годом, мы можем себе позволить такую технологию как минимум для консолей третьего-четвёртого поколения.

11. Вы посмотрели tool-assisted speedrun, заинтересовались темой и хотите попробовать создать нечто подобное. Как это делается?

Тоже с помощью эмуляторов. TAS — это очень красивая вещь, которая ломает грани возможного в скоростных прохождениях видеоигр. И хоть я прекрасно понимаю, что большинство из вас не будет заниматься данной кропотливой работой, благодаря TAS-ам находятся и многие скипы в обычном спидраннинге. И эмуляторы как раз выступают этими самыми «инструментами» в tool-assisted спидранах.

Данное видео подробнее проходится по теме.

12. Вам хочется познать истоки древних жанров, но университетский мейнфрейм в соседней комнате не стоит. Что же делать?

Emulation got you covered. Возьму свой пример: я не так давно заинтересовался жанром данжен кроулеров и хотел поиграть в самые первые доступные их представители. Лично я бы в любом случае сделал это через эмуляторы, но если бы вместо меня был энтузиаст ретро-гейминга, ради условной Ультимы или Визардри можно было бы запариться и прикупить условный Apple II. Но история CRPG уходит ещё глубже в прошлое — в середину семидесятых, когда на мейнфреймах под системой электронного обучения PLATO вышли такие программы как pedit5, dnd, Moria и т.д. При чём они по сей день более чем играбельны и выглядят впечатляюще как для начала одного из самых огромных жанров в индустрии, который зародился всего через год после Dungeons & Dragons.

Только вот поиграть в эти игры на реальном железе вы, скорее всего, не сможете — разве что в каком-то университете или историческом музее. А вот запустить эмулятор PLATO, на котором будут все сохранившиеся до наших дней данжен кроулеры тех лет — всегда пожалуйста.

pedit5.

Предполагаю, что у некоторых читателей назрел вопрос. «На кой хер, простите, мне разбираться с эмуляцией мейнфрейма чтобы играть в какую-то там РПГ-шку из 70-х, в которой я всё равно не просижу больше пяти минут?». И тут мы плавно подходим к теме второй части — видеоигровая история. Если вы не интересуетесь данной темой, то и представить себе не можете до какой степени она утрачена, не говоря уже о повседневном её незнании — и это при всём том, что я описал выше! А если геймер не знает историю игр, то с чем ему сравнивать современные проекты — понимаете, к чему я веду?

Ретро-игры — они сейчас доступнее чем никогда. Многие из них сейчас никак не приобрести, кроме как через б/у рынок, и перевыпустить всё невозможно. Вопреки этому, некоторые издатели, особенно японские, активно борются с доступностью всего, что не новое. Дело тут явно не только в ремастерах и переизданиях за полную цену, как это может показаться на первый взгляд.

Но об этом уже в следующий раз, а данная часть подходит к концу. Если вы не осознавали, что эмуляторы повсюду — надеюсь, я смог вас в этом убедить. И сцена будет только расти: уже на ранних стадиях разработки находится эмулятор PS4, который на удивление хорошо справляется с двухмерными играми. Подтягивается эмуляция Sega Saturn, Xbox Original и PS Vita, с которыми раньше были проблемы. Предполагаю, что чем хуже будут становиться современные ААА-проекты и чем больше видеоигры будут превращаться из творчества в ширму для финансовых схем, тем больше игроков будут возвращаться в необъятное прошлое, открывая для себя всё новые и новые тайтлы. Надеюсь, что в следующей части я смогу с этим помочь и тем, кто в гейминге не один десяток лет.

101101 показ
11K11K открытий
77 репостов
195 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Когда начинается срач консоли vs эмулятор, как то никто не думает про свободное место. Не у всех есть дома запасной склад с часами незримого расширения в который я вмещу всё платформы на которых планирую во что-то сыграть. Здорово иметь оригинальный опыт настоящего железа, если есть место где потом этот хлам хранить

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А какую лучше сборку сделать. Что б дёшево и хватало для эмуляции основных платформ?
И есть ли уже готовые решения, с накатанными эмулчми и оболочка и, что б купил и играл из коробки, но и изменения внести мог?

Ответить

Спасибо большое, отличная статья.
Обзорная, но и не совсем уж "для колхозников".
Пункт четыре, возможно, правильнее сформулировать как "хочется поиграть в игры на ходу, но не возбуждают мобильные игры и порты на андроид".
Причем этот пункт породил отдельный класс устройств - портативные ретро-консоли. Они дают возможность погрузится в историю крупных серий и классические платформеры в пути, удобнее в управлении, чем телефон, и не требуют крупных денежных вложений. Причем, что интересно, иногда они позволяют более производительную эмуляцию, чем ПК или смартфон, поскольку их экран близок к нативному разрешению игры, и нет нужды в рескейле.

Ответить

Точно
Вроде и знал про подобные портативки, но забыл упомянуть
Спасибо)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить