{"id":4039,"url":"\/distributions\/4039\/click?bit=1&hash=b91547a6ba85a4047b41cb23b97dbf901cae14cc206b3f87f51fea44b86a3d70","title":"\u0421\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0432\u0441\u0451 \u0435\u0449\u0451 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044e\u0442 qwerty? \u0415\u0441\u0442\u044c \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0435\u0437\u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u0435\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a\u043e\u0435?","imageUuid":"c04eba06-036a-5455-b12e-57035f11403c"}

Эмуляторы и издатели. Часть 1/2: чудеса эмуляции

Все знают, что такое эмуляторы, но вокруг них ходит немало мифов. В представлении многих, данная сцена — это «ретро-гейминг для бедных». Но на самом деле применений у эмуляции масса, а её позитивное влияние на видеоигровую индустрию сложно переоценить.

Я уверен, что многие сведущие читатели не имеют никакой предвзятости к теме статьи, и могут рассказать о ней даже больше, чем я. Это прекрасно; более того, если у вас есть чего интересного добавить по теме — пишите в комментариях, я буду рад почитать и узнать для себя что-то новое. Данный пост направлен не на вас, а на людей, у которых понимание ограничивается фразами «Эмуляторы — это пиратство», «Эмуляторы — это корявая альтернатива» и/или «Зачем мне это ваше детское старьё, я играю в игры ради графики и сюжета». На всё это энтузиасты уже давно имеют ответы, о чём я и хочу рассказать.

Как вы могли заметить, части будет две. Всё потому, что я хочу поднять смежные, но в то же время разные темы, и намёки на то, о чём будет продолжение, вы встретите на протяжении этой статьи. Приятного вам прочтения.

Для начала, почему этот пост не в «Железо»? Потому что, как вы увидите ниже, я акцентирую внимание не на технологиях, а на играх и том, что эмуляторы для них сделали.

Теперь, если речь идёт о старых проектах, почему не в «Ретро»? Во-первых, то, что эмуляторы хороши только для старья, является заблуждением (проекты со Switch, без шуток, уже криво-косо запускаются на Андроиде, не говоря уже о PC). Во-вторых, сообщества «ретро-гейминга» и «эмуляции» — это совсем не одно и то же, и нередко они имеют друг к другу претензии. Что те, что те любят старые игры, и работают сообща, когда нужно отследить и выгрузить в интернет тот или иной ультраредкий релиз/невыпущеную, но существующую игру. Однако ценности у сих «субкультур» — прямо-противоположные.

Ретро-геймеры любят аутентичность: оригинальное железо, физический носитель, подходящие к игре устройства ввода и вывода. По их мнению, невозможно полностью оценить консольную игру на клавиатуре, да ещё и на неточном эмуляторе — это же будто вы по-настоящему не играете в эту самую игру! В то же время сторонники эмуляторов вместо качества предпочитают кастомизацию опыта и финансовую доступность. Если вы хотите запустить игру для 3DS на своём телефоне без геймпада, то такая возможность должна быть — почему нет?

Обе эти точки зрения можно и подать как благородное дело (сохранение игрового наследия потомкам), и довести до абсурда (что я попытался сделать выше). С оригинальным железом возникает вопрос цены на редкие девайсы и копии игр, а с эмуляторами — дискуссии о том, можно ли вообще составлять мнение о проекте, пройдя его не на контроллере, для которого тот задумывался.

Scott the Woz, ютубер и ретро-геймер, сделал хорошее видео на эту тему со своей перспективы.

Даже если придётся, мне не хочется сталкивать лбами консоли и эмуляторы — эти вещи не взаимозаменяемы. Тут дело исключительно в предпочтениях: если вас привлекает концепт аутентичности, и у вас нет зверских аппетитов (или же ваше финансовое состояние их покрывает), то выбор очевиден. Но есть и много других ситуаций, в которых оригинальное железо либо недоступно, либо не предпочтительно.

1. Вы небогатый человек, у вас слабый компьютер и китайский телефон на Андроиде. Что же теперь, не играть?

Классический пример, и о нём думают в первую очередь, когда речь заходит об эмуляторах. По мнению Square Enix, например, да, вам играть положено меньше всех. Той самой Square Enix, которая убирает из интернета ромы Parasite Eve (игры, которую сейчас не продаёт), чтобы, возможно, а возможно и не выпустить ремастер, который у вас всё равно не потянет. Или вы можете играть в инди, которые тоже сейчас становятся всё более требовательны к железу. В конце-концов, Сквари недавно недовыпустили Пиксель Ремастер первых шести Финалок! Всего-лишь каких-то $70 за коллекцию игр из конца 80-х и начала 90-х. Хотя-бы оригинальную FFVII в Стиме оставили за недорого — и на том спасибо скажите.

Нет, рано или поздно, такой человек обратится к эмуляции — и у него будет огромный выбор. Уже возможность запустить игры с Famicom, Mark III, Mega Drive, Super Famicom, PC Engine, Game Boy, Game Gear и прочих консолей третьего-четвёртого поколения, а также тогдашних аркадных автоматов и кучи старых операционных систем открывает гигантскую библиотеку разноплановых шедевров и, как это принято называть на западе, hidden gem-ов. Но это далеко не предел — почти любой тостер сейчас может эмулировать PS1 и Nintendo 64. Хотя с эмуляцией Sega Saturn есть проблемы, Sega Dreamcast через redream работает отменно. Dolphin (эмулятор GameCube и Wii) также не сильно требователен, а на PCSX2 вы как минимум сможете порадовать себя частью внушительной библиотеки.

Мы живём во времена, когда даже с билдом за $100-$150 можно в полной скорости наслаждаться играми с PS2 и Wii (хоть и, понятное дело, не всеми — совместимость у эмуляторов до сих пор не идеальная).

2. Вы имеете мощный ПК и хотите выжать все соки из любимых игр детства/юношества. Есть ли возможность улучшить графику в старых проектах?

Да, есть, и это второй по популярности способ применения эмуляции — очевидно, что не для бомжей-пиратов. Многие ошибочно полагают, что ориентированность большинства эмуляторов не на точность, а на производительность делает их неполноценными, более низкими в качестве по сравнению с консолями. Всё с точностью до наоборот — эмуляторы создаются неточными, чтобы иметь возможность впоследствии улучшать игровой опыт: увеличивать разрешение, добавлять сглаживание, убирать ограничители фреймрейта. Для этого зачастую даже не нужно модифицировать каждую отдельную игру — всё это делается в настройках самого эмулятора.

Таким образом, ваши дети могут наслаждаться играми из начала и конца нулевых, при этом не плеваться от мыльной картинки, а надобность в ремастерах становится меньшей — особенно когда оные вроде Sonic Colors Ultimate выглядят (на взгляд многих фанатов) даже хуже, чем оригинальная игра на Dolphin-е с улучшениями. Интересно, почему же издатели недолюбливают эмуляторы и им выгодна их стигматизация?

Особенно в глаза бросается эффект блума.

Вышеупомянутый Dolphin на этом специализируется — графика в играх на Wii с его помощью может стать на поколение выше. То же самое с redream и PCSX2. Много опций апскейла картинки есть в ppsspp, RPCS3, Ryujinx и многих других эмуляторах начиная с консолей шестого поколения. Единственное ограничение в этом деле — ваше железо.

Играя в MGS4 на мощном ПК вы получите совсем не тот опыт, что на PS3. Хорошо это или плохо? Смотрите и решайте для себя.

3. У вас много любимых тайтлов, но все они выходили для разных консолей. Вы хотите собрать их в одну библиотеку. Какие имеются варианты?

Конечно же, вы можете купить все эти консоли, полку для картриджей и дисков, оборудовать ваш подвальчик подходящими телевизорами и прочей техникой. Но это влетит в копеечку, да и времени займёт немало. Если вас не смущает идея цифровой библиотеки, то сцена эмуляции предлагает куда более простое решение. Существуют фронтенды, которые объединяют несколько эмуляторов под одну крышу, и не только позволяют запускать всё с единого лаунчера, но и гибко настраивать опыт игры под себя.

Фронтендов много, от платных и вычурных LaunchBox-ов до многофункциональных Pegasus-ов, которые охватывают не только эмуляторы и имеют открытый исходный код. Но я расскажу о, пожалуй, самом известном. Знакомьтесь — RetroArch, который поддерживает необъятное количество эмуляторов и движков, и в нём можно изменить всё — от интерфейса до добавления в ретро-игры достижений (да-да, такое тоже существует в мире эмуляции, и работает гораздо лучше, чем вы можете себе представить). Всё, что вам нужно — потратить чуть больше времени на освоение программы (хотя для большинства пользователей опыт ограничится скачиванием ядер нужных эмулей из самого РетроАрка и сканированием папки с играми).

И в придачу в этому, RetroArch кроссплатформенный. Я имею в виду, очень кроссплатформенный! Вы можете загрузить его на Raspberry Pi, о чём мы ещё поговорим; на PS Vita, что значительно продлило жизнь системы; на ещё множество домашних консолей вплоть до PS2; и, из недавнего, на Xbox One/Series при наличии режима разработчика, и там даже можно эмулировать PS2 (а значит запустить God of War, ха-ха). Да Microsoft на днях попыталась отключить девмод всем, кто им пользовался не ради разработки, но вскоре обратно его вернула и заявила, что это была ошибка. Уж не будем спекулировать, действительно ли она таковой была, учитывая последовавшее возмущение.

Вау, автор наконец вставил в статью русскоязычный видеоролик?

4. Вас очаровывает возможность играть в крупные игры на ходу, но современные новинки редко возбуждают. Как обстоит ситуация с портативной эмуляцией?

Да, это немного персональная история, но всё ещё предельно популярная. Собрать портативную PS2 — это, без всяких постироний и метасарказмов, безумно круто, но, к сожалению, далеко не у всех руки растут из нужного места. А вот телефон на Андроиде, хотя-бы бюджетный Сяоми, есть у гораздо большего числа людей. И докупить к нему геймпад, который крепится по бокам а-ля джойконы, не влетит в копеечку (но если вам захочется более дорогого предложения — такие тоже есть на рынке).

Как я уже говорил, с PS1, Nintendo 64 и Dreamcast никаких проблем нет. Не считая ядер из RetroArch, на Андроиде есть ePSXe, Mupen64Plus FZ и мобильная версия redream. Dolphin также имеет мобильную версию, а в придачу — кастомный его билд Dolphin MMJ, который нацелен на производительность. С эмуляторами PS2 всё сложнее. Есть DaemonPS2 — он платный, использует украденный код из PCSX2, при этом плохо оптимизирован и, вероятно, сливает данные ваших кредитных карточек лично Си Цзиньпиню. При этом, в поиске Google Play по запросу «PS2 Emulator» едва индексируется AetherSX2. Он лучшее, что есть на данный момент на Ведре, но даже он не в состоянии потянуть все игры со стопроцентной производительностью — придётся либо иметь мощный смартфон (что, на мой взгляд, непрактично), либо колупаться в настройках.

Если же у вас больше финансов, чем у простого смертного, можете вообще себе купить игровой портативный компьютер — коим, например, будет Steam Deck. Уже есть подобные китайские приблуды, которые умудряются тянуть не только Киберпанк, но и, например, RPCS3, Xenia и даже yuzu. С другой стороны, можно такими темпами уже и Nintendo Switch прикупить, прошить её и на неё RetroArch поставить (там, кстати, тоже немало эмулей можно потянуть, вплоть до Citra). Но с другой стороны, как вы на нём в God of War играть будете, а?

Выглядит впечатляюще — правда, ценник тоже недурный.

5. Вам интересна игра, которая выходила только в Японии, но у неё есть фанатский перевод. Можно ли как-то легально с ним поиграть?

Без проблем. Есть оригинал? Есть возможность дампнуть его ром или получить его образ? Делаете это, патчите его и… Что дальше? Запишете образ на новый диск? Тем самым создадите нелицензионную копию игры, которая не запустится на непрошитой консоли. Вот как забавно выходит: единственный способ легально поиграть в пропатченную игру в данном случае — это эмуляция! Конечно, это просто забавный мысленный эксперимент, но в любом случае — зачем предпринимать лишние шаги, когда можно просто взять образ, пропатчить его на компьютере, и, если есть такая возможность, запустить на том же самом компьютере? Заблуждение о том, что эмуляторы = пиратство, возникают из-за того, как их обычно используют — но подавляющее число разработчиков пишет дисклеймеры, призывающие так не делать.

Вот вам пример.

К тому же, я прекрасно понимаю людей, которые хотят более стабильного опыта в сравнении с эмуляторами, и потому готовы прошивать консоль чтобы, например, избавиться от региональных блокировок. Но иметь прошитую консоль и упрекать сообщество эмуляции в пиратстве — это уже форма двоемыслия.

6. Вы хотите познакомиться с игрой, которая никогда не переиздавалась и/или её физическую копию сложно достать. Так ли будет аморально её спиратить?

Я сразу оговорюсь, что с точки зрения закона этого делать нельзя — и если вы знаете, что пиратство у вас в стране хорошо регулируется, то не стоит рисковать штрафами и лучше поищите легальную копию, а также приблуды для её дампа или вообще оригинальное железо, в зависимости от ваших нужд.

Тем не менее, если рассматривать вопрос с этической точки зрения, чем отличается скачивание условного Elemental Gearbolt для PS1 с известных ресурсов от покупки использованной копии за $130? Лишь тем, что второе будет сделать гораздо сложнее и затратнее, и только увлечённые геймеры пойдут на то, чтобы этим заниматься. Ни издатель, ни тем более разработчик не получит с вашей покупки ни копейки — превращая для них эту сделку в то же самое пиратство. Со старыми ромами в интернете, очевидно, борются не из-за потери доходов, а по какой-то другой причине. Возможно потому, что всё это потенциальные переиздания, но та же Nintendo пытается (в меру возможностей) убирать абсолютно все свои игры из интернетов, даже те, которые переиздавать не собирается.

Хотя да, погодите, это же Nintendo:

7. Вы — filthy casual, но вам хочется хоть в каком-то виде познакомиться с видеоиграми прошлого. Что делать?

Ну а что? Есть люди, которым Макаимуры и Каслвании не под силу, но от эстетики данных игр они кайфуют. И эмуляторы уже десятки лет справляются с предоставлением «лёгкого режима» для этих игр: тут вам и сейв стейты, работающие будто сохранения в некоторых RPG; тут вам и отмотка, позволяющая вообще не напрягаться. Можно сколько угодно говорить, что «это не то, как эти игры задумывались, эти игроки по-настоящему не играют в игры», но, во-первых, вам бы помыться, а во-вторых, разработчики с вами не согласны.

Если вы ещё не заметили, то практически все официальные компиляции классики — это не пересоздание игр на новом движке. Это эмуляторы (при чём нередко берутся наработки энтузиастов), и фичи вроде сохранений из них не вырезаются. Да-да, когда на эмуляторах можно заработать деньги — они перестают быть чем-то плохим.

8. Вы обожаете классические файтинги, но хотели бы поиграть в них онлайн. Как с этим обстоят дела?

Тут мы подходим к нишевым, но от того лишь более интересным темам. Из-за пандемии, такой киберспорт как файтинги получил огромный удар, так как всё это время он был завязан на оффлайн-турнирах, и хороший неткод как явление хоть и существовал, но был далеко не стандартом для жанра. С другой стороны, пандемия побудила разработчиков это изменить: даже японцы со своими Guilty Gear -Strive-, The King of Fighters XV, Melty Blood: Type Lumina и DNF DUEL выпускают свои драчки с GGPO-неткодом, а когда анонсируется игра в жанре без роллбека, сообщество начинает давить на разработчиков (и вполне заслужено).

Но как быть со старыми проектами? Ладно Super Turbo или Third Strike — для них GGPO и создавался (хотя угадайте, на чём данные игры обычно запускаются). А как насчёт Marver vs. Capcom 2? Capcom vs. SNK 2? Более нишевые проекты, вроде The King of Fighters XI, Fist of the North Star и Rumble Fish? Все они имеют игровую базу, но до недавнего времени в них невозможно было нормально поиграть онлайн, а разработчики заниматься переизданиями не то что не хотят — они финансово не могут себе этого позволить. Всё, как всегда, сделали фанаты, и если вы, читая эти абзацы, до сих пор не понимаете при чём здесь эмуляторы, то скажу прямо: за редким исключением, все старые файтинги сейчас играются и дополняются через них, а GGPO-неткод внедряется напрямую в кастомные билды FBNeo, Flycast и прочих.

Самая большая из платформ для матчмейкинга в этих играх — это Fightcade. Считайте, цифровой аркадный зал с сотнями и тысячами людей, которые готовы с вами посоревноваться. Там есть как файтинги с ранкедом, так и кооперативные аркадные жанры, в которые тоже можно сыграть с роллбеком. Практически у каждой игры есть хотя-бы небольшое, но сообщество, на которые можно выйти в Дискорде, и найти там туториалы для игр — причём не только текст или видео, а и собранные с помощью эмуляторов сеты миссий.

Но помимо Файткейда, есть отдельные игры с роллбеком, которые также пользуются благами эмуляции. Dengeki Bunko, Super Smash Melee и многие другие — всё это эмуляция + неткод, разработанный энтузиастами. Если так задуматься, файтинги — это сообщество, которое чуть ли не больше всех пользуется благами эмуляторов, которое идеально знает и документирует историю своего жанра. И что же мы видим? Разработчики файтингов гораздо чаще прислушиваются к фанатам; они боятся вставлять в свои игры лутбоксы и прочие баттл пассы (фанаты поделок Эда Буна не в счёт); они свободнее экспериментируют с механиками; итог — файтинги процветают и растут.

9. Вы хотите свой аркадный автомат. Настоящий стоит слишком дорого, так что вы решили собрать его сами. Как это сделать с минимумом затрат?

Вот тут мы и возвращаемся к Raspberry Pi. Размеры данного микрокомпьютера, который у нас продаётся за долларов 200, дают волю воображению. Самое популярное его применение среди энтузиастов эмуляции — это создание бюджетного аркадного автомата. Из дерева можно создать корпус, из подручных материалов или с помощью 3D-принтера — стик и кнопки, а если у вас кривые руки — то все эти детали можно приобрести на АлиЭкспрессе и подобных сайтах.

Конечно, это тема далеко не для обывателя, и вам придётся повозиться с платами дабы реализовать то же управление. Но если вы увлечённый темой аркадных залов и автоматов, то такая возможность есть, а кроме того на рынке найдётся множество готовых bartop arcade, и они созданы похожим образом. Хотя я сам таким ещё не занимался, лично для меня это один из самых крутых примеров того, как эмуляция упрощает реализацию какой-то идеи — ведь достать оригинальную плату кабинета из 90-х (или даже сам этот кабинет) гораздо сложнее и дороже, чем Raspberry Pi или другой микро/миникомпьютер.

10. Вам, по тем или иным причинам, не хочется заказывать оригинальную консоль, но есть желание насладиться опытом, близким к аутентичному. Существует ли такое?

Да, это называется cycle accurate emulation. Для чего это нужно? Всё та же «презервация» игрового наследия. Всё железо смертно — оно рано или поздно откажет, а многие консоли уже давно не производят. И да, ретро-консоли от Нинтенды все используют эмуляцию, при чём не самую качественную.

В то же время программы вроде higan и SameBoy позволяют получить ровно те же ощущения от игры со многих старых платформ, что и на оригинальном железе — достаточно лишь взять подходящий геймпад и отличить два опыта будет невозможно. Тот же фреймрейт (лаг спайки тоже будут эмулироваться), те же графические особенности (включая баги) и так далее. Раньше подобных эмуляторов не было, это относительно-новая тема. Причина в том, что точная эмуляция циклов — это крайне медленный способ запускать игры с одной платформы на другой. Но так как железо сейчас становится мощнее с каждым годом, мы можем себе позволить такую технологию как минимум для консолей третьего-четвёртого поколения.

11. Вы посмотрели tool-assisted speedrun, заинтересовались темой и хотите попробовать создать нечто подобное. Как это делается?

Тоже с помощью эмуляторов. TAS — это очень красивая вещь, которая ломает грани возможного в скоростных прохождениях видеоигр. И хоть я прекрасно понимаю, что большинство из вас не будет заниматься данной кропотливой работой, благодаря TAS-ам находятся и многие скипы в обычном спидраннинге. И эмуляторы как раз выступают этими самыми «инструментами» в tool-assisted спидранах.

Данное видео подробнее проходится по теме.

12. Вам хочется познать истоки древних жанров, но университетский мейнфрейм в соседней комнате не стоит. Что же делать?

Emulation got you covered. Возьму свой пример: я не так давно заинтересовался жанром данжен кроулеров и хотел поиграть в самые первые доступные их представители. Лично я бы в любом случае сделал это через эмуляторы, но если бы вместо меня был энтузиаст ретро-гейминга, ради условной Ультимы или Визардри можно было бы запариться и прикупить условный Apple II. Но история CRPG уходит ещё глубже в прошлое — в середину семидесятых, когда на мейнфреймах под системой электронного обучения PLATO вышли такие программы как pedit5, dnd, Moria и т.д. При чём они по сей день более чем играбельны и выглядят впечатляюще как для начала одного из самых огромных жанров в индустрии, который зародился всего через год после Dungeons & Dragons.

Только вот поиграть в эти игры на реальном железе вы, скорее всего, не сможете — разве что в каком-то университете или историческом музее. А вот запустить эмулятор PLATO, на котором будут все сохранившиеся до наших дней данжен кроулеры тех лет — всегда пожалуйста.

pedit5.

Предполагаю, что у некоторых читателей назрел вопрос. «На кой хер, простите, мне разбираться с эмуляцией мейнфрейма чтобы играть в какую-то там РПГ-шку из 70-х, в которой я всё равно не просижу больше пяти минут?». И тут мы плавно подходим к теме второй части — видеоигровая история. Если вы не интересуетесь данной темой, то и представить себе не можете до какой степени она утрачена, не говоря уже о повседневном её незнании — и это при всём том, что я описал выше! А если геймер не знает историю игр, то с чем ему сравнивать современные проекты — понимаете, к чему я веду?

Ретро-игры — они сейчас доступнее чем никогда. Многие из них сейчас никак не приобрести, кроме как через б/у рынок, и перевыпустить всё невозможно. Вопреки этому, некоторые издатели, особенно японские, активно борются с доступностью всего, что не новое. Дело тут явно не только в ремастерах и переизданиях за полную цену, как это может показаться на первый взгляд.

Но об этом уже в следующий раз, а данная часть подходит к концу. Если вы не осознавали, что эмуляторы повсюду — надеюсь, я смог вас в этом убедить. И сцена будет только расти: уже на ранних стадиях разработки находится эмулятор PS4, который на удивление хорошо справляется с двухмерными играми. Подтягивается эмуляция Sega Saturn, Xbox Original и PS Vita, с которыми раньше были проблемы. Предполагаю, что чем хуже будут становиться современные ААА-проекты и чем больше видеоигры будут превращаться из творчества в ширму для финансовых схем, тем больше игроков будут возвращаться в необъятное прошлое, открывая для себя всё новые и новые тайтлы. Надеюсь, что в следующей части я смогу с этим помочь и тем, кто в гейминге не один десяток лет.

0
195 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Терещенко

Когда начинается срач консоли vs эмулятор, как то никто не думает про свободное место. Не у всех есть дома запасной склад с часами незримого расширения в который я вмещу всё платформы на которых планирую во что-то сыграть. Здорово иметь оригинальный опыт настоящего железа, если есть место где потом этот хлам хранить

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДОН АЛЕХАНДРО

А какую лучше сборку сделать. Что б дёшево и хватало для эмуляции основных платформ?
И есть ли уже готовые решения, с накатанными эмулчми и оболочка и, что б купил и играл из коробки, но и изменения внести мог?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Lizard

Спасибо большое, отличная статья.
Обзорная, но и не совсем уж "для колхозников".
Пункт четыре, возможно, правильнее сформулировать как "хочется поиграть в игры на ходу, но не возбуждают мобильные игры и порты на андроид".
Причем этот пункт породил отдельный класс устройств - портативные ретро-консоли. Они дают возможность погрузится в историю крупных серий и классические платформеры в пути, удобнее в управлении, чем телефон, и не требуют крупных денежных вложений. Причем, что интересно, иногда они позволяют более производительную эмуляцию, чем ПК или смартфон, поскольку их экран близок к нативному разрешению игры, и нет нужды в рескейле.

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Точно
Вроде и знал про подобные портативки, но забыл упомянуть
Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Peter Borisov
В представлении многих, данная сцена — это «ретро-гейминг для бедных».

Разве что в представлении собирателей старого хлама.

Ответить
Развернуть ветку
н0унейм

не все вещи еще позволяет эмуляция, которые возможны на "старом хламе"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
гриндмастер 2000
Автор

Коллекционирование - на то и коллекционирование. Я и сам то ПС2 свою реставрирую, то Дримкаст себе присмотрю. Но в плане практичности оригинальное железо подходит лишь узкому кругу людей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Латышев

Кому-то нужны шашечки, а кому-то ехать.

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Как я и писал, эмуляторы - не замена реальным консолям. Просто в отдельных ситуациях, эмуляторы предпочтительнее, и таких ситуаций немало.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Кащенко

Автору огромный респект, статья бальзам на душу. У меня парк из Xbox360 - сейчас лежит на шкафу, потому что все экзы давно прошёл с женой на пару, к тому же весь Halo выпустили на ПК.
PS Vita всегда под рукой, PS3 - ультимативная платформа для игр с ретро консолей, с PS1, PS2, PS3, PSP.
GPD XD - раньше часто на ней гонял Зельду на эмулятор ДС, сейчас жена играет на эмуляторе PSP в PixelJunk Monsters, одну из самых расслабляющих TD (хотя местами жопа горит).
Xiaomi с геймпадом нужен для ознакомления с прогрессом эмуляторов на Android.Ну и конечно ПК с терабайтником для образов игр, сейчас такие времена, что надо схоронить всё ценное у себя, ссылки умирают, раздачи не сидируются.
И на каждом девайсе отлично работает RetoArch, за исключением Netplay, там и не смог заставить нормально работать сетевой режим, что поиграть с женой в Теккен 3.
Связка PS Vita, PS3, и ПК очень удобная - я могу стримить с PS3 и ПК на PS Vita любые игры. Жаль нет кросс-сэйвов в God of War, так что приходится выбирать на какой консоли проходит какую часть серии от и до.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Андрей Александрович

Сильная статья.
Про многие вещи я даже не знал) Эх, если бы я в своё время знал про fightcade.
Вообще я эмуляторы вижу скорее как возможность освежить свой игровой опыт, чтобы оторваться от ААА или современного инди, а пощупать старый геймдизайн. Ну и посмотреть на некоторые игры, чтобы понять истоки своих современных предпочтений игровых жанров. Без эмулей - это всё я бы банально не делал.

Ответить
Развернуть ветку
Настёна Лав

Благодаря эмулятору смогла пройти такую замечательную игру, как Mizzurna Falls, которая за пределами Японии не издавалась, но был фанатский перевод. И таких примеров много. Хорошая статья, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Терафоза Еливсратовна

PCSX2 не будет работать на хламе за 150$ большая часть игр требует i5 2017г и 2 гига видюхи.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Vassilevskiy

Что за бред, для эмулятора которому уже лет 12 нужен проц 2017 года? Как тогда в него играли на релизе? На суперкомпьютерах? Да он и на позорном пентиуме пойдет, не надо тут нагнетать.

SSE4.1 support, 1600 Single Thread Performance on Passmark w/ 2 physical cores and hyperthreading support.

Мне кажется что у i5 2017 года чуть больше чем 2 ядра и 1600 гц

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Славик Денисов

Пытался на нём поиграть во-что то двухмерное (!) лет эдак десять назад, каких же я тогда отведал фигушек.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Aki

Прекрасно работал на i3-6006, а 950m даже в 4к не нагружалась сильно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Михаил Пивоваров

Кстати странно, что сейчас такие требования появились. Я хорошо помню, как играл на эмуляторе final fantasy xii без проблем на core 2 duo в 2009 году

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Paromc

Я запускал на ноутбучном i5 540M на интегрированной видеокарте Shadow of the Colossus, в разрешении х1, и в принципе, вроде даже можно было поиграть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
2kon

Для меня эмуляторы - это в первую очередь возможность "прикоснуться" к тем устройствам, что у меня были до ПК:
Программируемый калькулятор МК-52 - http://www.emulator3000.org/rus-c3.htm
Программируемый калькулятор МК-85 - http://www.pisi.com.pl/piotr433/index.htm#mk85
Бытовой компьютер БК-0010 - http://www.emulator3000.org/rus-e3.htm

Ну и детям похвастаться, как же без этого! :)

Ответить
Развернуть ветку
63971892

эмуляция современных консолей ок
эмуляция старых консолей для больных синдромом утёнка , это факт

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Lizard

Странная предъява.
Если бы это было правдой, я бы гонял на эмуляторах в игры конца 80-х для фамикома и спектрума. В действительности же меня интересуют игры для консолей пятого-шестого поколения - потому что это просто хорошие игры, в том числе и по современным меркам.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
splinefx

Я сам уважаю эмуляцию, но здоровая часть статьи занимается просто моральным оправданием пиратства — мол, это удобно, это легче, чем покупка консоли и картриджей, и так далее. Ну ясен пень, что это удобно и бесплатно (как и многие незаконные вещи), иначе бы десятки тысяч людей по всему миру не пиратили игры, фильмы, софт и всё остальное. Только это всё ещё нарушает чужое авторское право.

По-моему, эмуляция вообще не про это. Она больше именно про сохранение наследия (что тоже упоминается в тексте). Но с условием дампа собственного картриджа/диска (хотя и это, насколько я понимаю, где-то в серой зоне).

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Ну и где я "добрую часть статьи оправдываю пиратство", если ему посвящён ровно один пункт?
И в нём я выделил даже, что с легальной точки зрения пиратить нельзя.
А мой аргумент был этическим - насчёт того, что издателями и разработчикам что пиратство, что покупка б/у копии игры денег не принесёт, а множество игр никогда не переиздаётся.
К тому же, был ещё один пункт - про файтинги - где пиратство дало возможность процветать целому жанру. Получается, люди должны были купить себе аркадные автоматы никогда не переизданных игр, дабы задампать их ром и не нарушить ничьё авторское право? По закону, да. Однако если бы этот закон не был нарушен - большинство файтингов бы сейчас было мертво.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Славик Денисов

Я бы без вопросов купил игры в стиме, так не продают-с, извольте-с играть-с только на нашей консоли. Метал слаг, контра в стиме есть - уже спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Степан Кащенко

Я придумал пыточный инструмент - заставить всех выгодополучателей от авторских отчислений и их сторонников везде , на 100 процентов, платить все отчисления, за каждый чих, за каждый клик, за каждый пиксел по закону. Как долго они продержаться?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Он Самый

Если я сдамплю бушный диск с пс3 издателю с этих денег не упадёт ничего, а очевидно, новых дисков никто не продаёт в принципе. Вот если бы я пиратил игры для свича тогда уже можно было бы говорить об уроне нанесенном нинтендо (ага в 60 баксов урон, надеюсь не обанкротятся).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ганьжик

Владелец ps3. Ранее был владельцем nes , ps1, ps2. В данный момент активно пользуюсь эмуляторами , и ради сочных картинок, и ради удовольствия от старых проектов. Возможно добиться аутентичности у меня нет , поэтому выбрал пал на ретроарч и дельфина. Ничего в этом плохо не вижу, я как ребенок доволен. ... Ну и все в принципе :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex G

очень хорошая, нужная, в современных реалиях статья.

5. Вам интересна игра, которая выходила только в Японии, но у неё есть фанатский перевод. Можно ли как-то легально с ним поиграть?

вот только прошлым летом прошёл tales of destiny director's cut. ну да, скачал где-то образ, причём ещё при царе горохе, всё ждал, когда ж переведут(теперь жду tales of destiny 2).

лично моя история такая - в девяностых, когда ПК стоил как самолёт, у меня были консоли. электроника бк8, hitex, sega md, потом поменял всё это на snes. потом где-то ещё нашёл сегу, в итоге поменял всё это одному буржую на 3do(сука, надо было совсем обнаглеть и вместо этой говноприставки просить 486ой комп). потом где-то всё это махнул на playstation, не чипованную, но она была старая и там работал трюк с карандашом.
а потом я увидел у знакомого bleem и понял, что смысла в playstation больше нет.
с тех пор - эмуляторы.
не, были конечно консоли. например psp - просто любовь с первого взгляда. экран 4,3" решал. была ещё wii, но эт так, ерунда. был 360 ящик, даже два, но оба приказали долго жить.
поэтому эмуляция - моё всё. вот только что прошёл xenoblade definitive. на очереди xenoblade 2.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

советовать днищенский ePSXe на андроид, когда есть божественный дакстейшен это мда.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Кащенко

Я по старой привычке тоже всем советую EPSXE, дакстейшн вышел не так давно, что перейти сразу на него.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
гриндмастер 2000
Автор

Сам на РетроАрке Дакстейшеном пользуюсь, хотел привести пример самостоятельного эмуля, но не знал, что Утка есть на Андроиде. Тут, признаю, моё упущение.

Ответить
Развернуть ветку
Mervish
Вы небогатый человек, у вас слабый компьютер и китайский телефон на Андроиде. Что же теперь, не играть?

Ну да, потому что эмуляторы требуют мощностей в несколько раз больших чем оригинальное железо и слабые устройства от силы могут рассчитывать разве что на комфортную чего-то эпохи PS1. Зато на них будут летать любые ПК-игры 20-летней давности.

Вы имеете мощный ПК и хотите выжать все соки из любимых игр детства/юношества.

В принципе ПК-геймеры и так могут это сделать, запуская старые игры на современном железе.

Играя в MGS4 на мощном ПК вы получите совсем не тот опыт, что на PS3.

Мало кто знает, но MGS4 шла на оригинальной консоли в 1080p и имела разлоченный фреймрейт. Но как следствие была проще в технической части чем её сверстники. В частности, текстуры и геометрия окружения были выполнены чуть-ли не на уровне ПС2, и у них даже не было карт рельефа. В целом, MGS4 не самая лучшая игра, чтобы показывать на ней прелести улучшений эмуляции.

У вас много любимых тайтлов, но все они выходили для разных консолей. Вы хотите собрать их в одну библиотеку. Какие имеются варианты?

Купить полку? А как они в принципе стали любимыми, если у вас нет ни игр(эксклюзивных, как я полагаю), ни консолей, на которых они выходили?

Вас очаровывает возможность играть в крупные игры на ходу, но современные новинки редко возбуждают. Как обстоит ситуация с портативной эмуляцией?

Плохо, если на мобилках еле-еле научились запускать PS2. Иронично, но лучшим вариантом для мобильной эмуляции является эмуляция мобильных-же консолей.

Вам интересна игра, которая выходила только в Японии, но у неё есть фанатский перевод. Можно ли как-то легально с ним поиграть?

Да, если у вас есть прошитая консоль. Но фанатские переводы занимают время, причем порой впечатляющее. Поэтому если перевод и выйдет, то скорее всего для игры на старой консоли. Которая к тому моменту будет изучена вдоль и поперек и будет легко взламываться даже без физических модификаций.
Кастомные прошивки позволят вам либо загрузить пропатченный образ, что совершенно легально, если вы снимете его со своей игры. Либо подгружать файлы перевода "на ходу", что возможно делать даже для лицензионной копии, запускаемой с оригинального картриджа или диска.

Возможно потому, что всё это потенциальные переиздания, но та же Nintendo пытается (в меру возможностей) убирать абсолютно все свои игры из интернетов, даже те, которые переиздавать не собирается.

Но издатели судят не ромы а ромсайты, где в списке самых популярных закачек внезапно оказываются игры, которые Нинтендо с удовольствием перепродаёт, переиздаёт и включает в сборки для официальных эмуляторов.

И тут мы плавно подходим к теме второй части — видеоигровая история.

Сохранения которой не происходило-бы, если бы люди не реверс-инженерили железо и не дампали игры. Две вещи, от которых эта статья косвенно пытается отвадить.

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Мне кажется, у вас большинство аргументации выстраивается из теории, а не практики использования. Какой-то теоретический ПК, который не тянет ничего лучше PS1-игр (хотя я вам привёл видео с недорогим билдом, на котором PCSX2 тянет); какой-то теоретический Васян, который хранит все те игры, которые прошёл в юношестве, до самой старости; какой-то телефон на андроиде, который не может идеально потянуть ДАЖЕ игры с PS2 (совсем не важно, что при этом на нём идеально эмулируется GameCube и Wii). Я вот пользуюсь эмуляцией, и у меня при этом есть PS2, есть Dreamcast, которые приношу на файтинг-сходки - у меня есть опыт эксплуатации и того, и того, и я знаю, для чего нужно оригинальное железо, а чего эмуляторы.
Отдельно выделю два аргумента.

Да, если у вас есть прошитая консоль.

А теперь прочитайте, что я написал ниже. Если вы записываете новую копию игры с пропатченной версией и запускаете её на прошитой консоли - это пиратство. Да-да, представьте, не только файлы в интернетике, а и любая нелицензионная копия игры - это пиратство.

Сохранения которой не происходило-бы, если бы люди не реверс-инженерили железо и не дампали игры. Две вещи, от которых эта статья косвенно пытается отвадить.

А теперь давайте оправимся немного выше в мою же статью:

Что те, что те любят старые игры, и работают сообща, когда нужно отследить и выгрузить в интернет тот или иной ультраредкий релиз/невыпущеную, но существующую игру.

Если у вас сложилось впечатление, что я против ретро-гейминга только потому, что недостаточно о нём говорю - это потому, что статья не о нём. Good day, sir.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Tiger Claw

Вообще не против эмулятора, но только если сохраняется геймплей. Ибо если игра рассчитана на Wii MotionPlus, а не геймпад, то к сожалению нужен Wii MotionPlus, а то это выходит как то не очень. Та же проблема с DS. Что бы там не говорили, но геймплей воспроизвести на эмуляторах проблематично из-за двух экранов. Эмулируют, то эмулируют. Но играется совсем по другому.
Что касаемо сохранений в любой момент, то они делают многие игры доступней для казуальных игроков. И тут уже дело на совести каждого. Но во многих играх сохранение в любой момент времени не просто упрощает игру, а меняет геймплей.

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Вот да
Я об этом тоже упоминал что некоторые консоли хер проэмулируешь из-за контроллера, но я не уточнял про что именно я говорю. И я держал в голове именно ВииМоут.
С другой стороны, можно ВииМоут отдельно купить и подключить к эмулятору, но чёрт тогда уже и консоль купить можно - разве что ты в 4К 60ФПС хочешь поиграть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ulyan Chesnokov

Ладно два экрана, а вы попробуйте подуть в микрофон!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
svk

Ну, хэндхелды вообще тема отдельная, особенно ds c eё тачскрином и микрофоном... Тут я наверное лучше реал консольку включу для таких проектов, хотя и играю иногда в эмуле, в то чему не сильно нужен тач и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Каплин

спасибо за материал, было интересно почитать за эмуляцию, но я больше приверженец уникального опыта игры за настоящим железом, хотя вот недавно пришлось накатить эмулятор гба на псп для прохождения the legend of Zelda Minish Cap из-за неимения игры в коллекции

Ответить
Развернуть ветку
Fyi regards

А как же покемоны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Автор, подскажи пожалуйста годные мануалы по retroarch. Буду использовать только для игр с PSOne, если это важно. Что скажешь про steam-версию этой программы?

Ответить
Развернуть ветку
Степан Кащенко

Если только для PS1, то лучше epsxe.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
гриндмастер 2000
Автор

Как и сказал чел выше, если только для одной консоли, лучше конкретный эмуль подыскать
Но если хочется ради эстетики, ачивок или чего-либо ещё - то, во-первых, Стим-версию не качай, там мало ядер и докачивать их вручную не так удобно. Лучше с официального сайта скачай клиент, и там только на плойку первую будет три эмуля разных. Принципиальных различий в совместимости ты вряд-ли найдёшь, но советую DuckStation - она может запускать файлы с расширением .bin даже если нет .cue-файла.
Насчёт мануалов, тут всё зависит от того, что именно ты хочешь. Я лично какого-то гайда не читал, методом тыка разбирался и гуглил когда не мог нужную настройку найти или проблема в игре была. Интерфейс предельно понятный, все ядра отсортированы сначала по производителю, потом по названию консоли. Попробуй - и если будет ничего не понятно, то я думаю любой стартовый гайд подойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Judge Jameson

А какие есть эмуляторы Nintendo DS для ПК?

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

DeSmuME, melonDS, No$gba, может ещё парочка обскурных

Ответить
Развернуть ветку
Терафоза Еливсратовна

картинка дробиться на 2 экрана (неудобно играть).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Lizard

RetroArch жи, в нем есть, среди прочего, DS core.

Ответить
Развернуть ветку
Dobrota Cristian

Прекрасная статья.
Я начал знакомства с эмуляторами ещё когда играл в покемонов на KBH Games.
Потом я познакомился с серией Мега Мэн Икс и Мега Мэн Зеро/ZX,ну а позже с Кастлевании,после прохождения Симфонии на мобилу.Кстати все эти игры я проходил на своем Андроиде.Если не все это,я бы наверное и не познакомился с многими сериями игр(Метройд,Фаер Эмблем, классический Мега Мэн).

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Ооо, Мега Мэн Икс - это прям любовь с первого взгляда, было время когда с захлёбом марафонил все части серии (кроме Х7, её так и не осилил), а вторую часть вообще чуть ли не спидранил) Надо будет как-то наверстать упущенное.
Зеро мне не зашла из-за странного баланса, а вот ZX - интересная и недооценённая метроидвания, да.
Про Кастлванию вообще промолчу, даже вторую часть, которую многие недолюбливают, я нашёл интересным экспериментом на своё время. Ну и да, Ария Скорби - чудесная и короткая метроидвания, а Проклятье Тьмы - недооценено.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Berlioz91

Эх, на самом интересном месте оборвалась статья, жду вторую часть! Но мне показалось, что некоторые пункты повторяются

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Думаю, да, некоторые можно было объединить в один - как вот пункт про японскую игру с патчем и пиратство обскурной игры
Но я, увы, графоман)

Ответить
Развернуть ветку
Daryl Dixon

Я как раз купил осенью HP Elitedesk в качестве ТВ-приставки, попробую сегодня накатить этот ваш retroarch, спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
icemachine

Спасибо автору, ждём второй часть

Ответить
Развернуть ветку
svk

Статья годная. Пили вторую часть.
Сам с эмуляцией познакомился много лет назад, когда запускал на тогдашнем пк с, емнип, duron inside, эмулятор zx spectrum...

Ответить
Развернуть ветку
Mashine Gun

На чем можно эмулировать saturn игру story of thor 2 (beyond oasis 2)

Интересует винда и мак.

На ретроарче пробовал битл и ябаузу, указывал путь к биосу в папке, но черный экран при запуске, и все

Ябаузу эмулятор отдельно на винде работает норм

Но мне бы одну бы прогу на 2 OS, чтобы я мог сейвы в случае чего перебрасывать

Спасибо заранее.

Ответить
Развернуть ветку
AL

Я запускал на виндовс 10 с помощью меднафена с оболочкой медсат:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e36934388c8ff7bf2662432/mednafenmedsat-sega-saturn-na-pk-5f5b0b998279b409461cc5bf

Прошел так deep fear, никаких проблем не возникло. Legend of oasis показалась слабее первой части, прозодить не стал.

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Хм, эмуляцией Сатурна давно не занимался, так что гарантий не даю, но можешь попробовать Kronos: https://github.com/FCare/Kronos

У Mednafen есть ещё своё ядро эмуляции Сатурна, говорят довольно хорошее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
danila

Слева направо иерархия вниз:

Еще можно считать людьми:
казино > ставочники > танки(мужики) > гача(Геншин для мужиков) > геймеры ФИФА(+респект) >

Бомжи(частично люди):
геймеры Майнкрафт/Роблокс > геймеры ГТА/Фортнайт > геймеры CSGO/КОД/ПАБГ > геймеры ЛОЛ/Валорант > геймеры Апекс > геймеры FF14 > Дестани/Оверватч >

Не люди (не живое ни мертвое):
дотеры >

Проклятые:
консольщики которые перешли на ПК >

Точка невозврата:
геймеры Квейк > геймеры SC2 > линейка > ВОВ > ХАЭС > Скайрим > Dарк Sоулс

Дно дна:
ретрогеймеры >

Никто о них не вспомнит и не напишет:
те кто использует Эмулятор консольных игр на ПК

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Peter Borisov
Я столько каптриджей купил в свое время, что абсолютно с чистой душой ставил

Хоть один лицензионный-то был? ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман Захаров

За выискивание и удаление копий паразитки, по личной инициативе шквары-членикса, при этом не представляя возможности приобрести лицензию, они зарабатывают статус знатных пидарасов

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Да, я ж об этом и писал. Эмуляция - не замена оригинальному железу, у неё другие применения.

P.S. Резво ж ты комменты редачишь

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Peter Borisov

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Ulyan Chesnokov

Подбор ядер и прочих конфигов для эмуляции вполне можно сравнить с поиском кабелей, телевизоров и прочего для ретрогеймеров.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Голышев

А что на данный момент с эмулятором x-box для поиграть в первые три части gears of war?

Ответить
Развернуть ветку
гриндмастер 2000
Автор

Не интересовался этой темой особо, но из того что есть на ютубах и реддитах - всё не очень. Xenia медленно развивается, да и по функционалу этот эмуль слабый (когда я его в последний раз запускал, там даже бинды менялись через одно место).
Тут слава Филу хоть что Microsoft поддерживает обратную совместимось, даже с Xbox Original, не говоря уже об Xbox 360. Так что если есть желание - поиграть в эти игры с улучшениями можно, хоть и не на ПК.
https://www.youtube.com/watch?v=hf7K150sAqY

Ответить
Развернуть ветку
TaUTwo

Классная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 195 комментариев
null