Политические подтексты в играх

Авторы многих игр используют политику в том или ином виде в своих проектах, и далеко не в каждом случае она выступает как способ донести идеи, взгляды разработчиков, обратить внимание на реально существующие проблемы или просто дать игроку пищу для размышлений, предоставив ему самому ответить на все заданные в ходе игры вопросы.

Однако те, кому удается грамотно использовать её в свои творениях, получают отличную возможноcть раскрыть непростые и животрепещущие темы, начиная с жизненного пути человека и заканчивая аллюзиями на будущее отдельной страны и даже человечества в целом.

Политические подтексты в играх

Deus Ex: Mankind Divided

По сравнению с предшественницей, Human Revolution, где в основном упор делался на личной трагедии главного героя на протяжении почти всей игры, в Mankind Divided политика выходит на первые позиции и является одним из «драйверов» истории противостоянии Адама Дженсена и организации могущественных и влиятельных людей, называемых Иллюминатами.

Одна из главных тем игры — устройство современного мира, в котором большинство людей являются всего лишь пешками в чьих-то руках, более могущественных. Такая участь не минует ни Дженсена, ни Task Force 29, ни тем более обычных граждан. Но в отличии от других жертв манипуляций, Адамом движет желание докопаться до правды, пробить иллюзорную завесу и понять, кто стоит за происходящим. Поэтому он идет вразрез с руководством TF29, в которой он работает одним из оперативников, часто дословно не следуя приказам и нарушая их. Его же настырность и внимание к деталям приводят к тому, что удается узнать о том, кто манипулирует организацией, а прямое ослушание приказов неожиданно помогает Адаму спасти жизнь директору TF29, который всегда строго выполнял поручения вышестоящих, и того же требовал от подчиненных, и заставить его кардинально пересмотреть свои взгляды на происходящее.

Однако возникает вопрос — насколько далеко можно зайти в такой ситуации, когда ты не обладаешь ни особыми ресурсами, ни властью?

Борьба Дженсена с Иллюминатами, которая начинает обретать свои очертания лишь к концу игры — это даже не борьба с «системой», как таковой, а противостояние с теми, кто стоит над ней, диктуя свои правила игры, в обход всех законов и регламентов.

Можно ли выиграть такую войну, когда ты даже до конца не знаешь своих врагов и союзников в лицо?

Несмотря на помощь коллектива Джаггернаут и некоторые старые связи, Адам Дженсен, на самом деле, абсолютно одинок в своей борьбе, и это одна из главных причин, по которой в этом противостоянии не найдется места какой-то хорошей или нейтральной концовке для главного протагониста.

Джаггернаут, которых возглавляет неизвестная персона/ИИ/группа людей, является главным оппонентом Иллюминатов во Вселенной игры, однако все её члены, по факту, являются такими же марионетками — истинные цели лидеров организации неизвестны. Сама же группировка объявлена вне закона и считается террористической организацией за хакерские атаки, которые приводят к банкротству крупных компаний и захвату различных установок. Несмотря на вынужденную работу в подполье, их деятельность вполне успешна, что в свою очередь, прямо намекает на то, какие средства действительно эффективны в войне такого рода, вместо законных политических методов борьбы и попытки интеграции в эту иерархию с дальнейшей целью что-то изменить.

Политические подтексты в играх

К слову, авторам игры явно есть что сказать и наглядно показать про полицейский режим, который становится фундаментальнее с развитием событий игры. Одной из первых вещей, с которой сталкивается Дженсен в Праге — останавливание полицией на каждом выходе из станции метро и пренебрежительная проверка документов. С точки зрения геймплея, это раздражает, но идеально добавляет штрихи в царящую в городе атмосферу, даже такие мелочи на бытовом уровне, как проверка документов, с непринудительной легкостью используются с целью открытой дискриминации аугов, не упуская шанса унизить их каждый раз, когда выпадает возможность и способствуют массовому психозу, потихоньку нагнетая обстановку в городе и создавая чувство опасности. Вот только если у Адама есть пропуск высокого уровня, и тем более, он может за себя постоять в случае силового конфликта, то что остается делать тем, у кого ничего из этого нет?

Полиция так же является главной причиной разгрома «Самиздата», который был вынужден скрываться в канализации под городом дабы иметь возможность объективно освещать происходящие события, делать расследования и пытаться разоблачить лживые сведения, которые транслируются по большинству медиа и ТВ. После обнаружения убежища, полиция проводит рейд, арестовывая журналистов и забирая всю технику вплоть до кофе-машины. Хоть и Дженсену удаётся спасти журналистов, все для участников движения заканчивается не совсем радужно — они вынуждены эмигрировать из страны, а остатки издания переключаются на помощь с вывозом оставшихся людей из Праги, судя по всему доживая свои последние дни.

Одним из основных противником во 2-ой части игры являются правохранительные органы по причине введения комендантского часа в Праге, фактически полностью развязавшего руки полицейским, которые теперь без каких-либо стеснений убивают неповинующихся или тех, кто вызывает подозрения.

В ходе своих скитаний по Праге, Дженсену также удается увидеть и обратную сторону людей в форме — немногих «честных» полицейских, их мышление и понимание того, что они являются «продуктами полицейского режима» с попытками абстрагироваться от своей вины в происходящем путем того, что они лишь «выполняют волю истории» и не более того, при этом не лишая «нормальных»(неаугментированных) людей жилищ и жизней.

Политические подтексты в играх

Полицейский произвол достигает своего пика в городе Големов, огромном комплексе, построенном специально для аугментированных, но по факту являющимся гетто, в котором не работают никакие законы — полиция здесь действует максимально жестко и бескомпромиссно, похищая людей средь бела дня из их жилищ, пытая их до состояния полусмерти и без всяких сомнений убивая тех, кого сочтет нужным. Более того, полиция искуственно создает дефицит нейропозина, который жизненно необходим людям с аугментациям, чтобы добиться послушания и отсутствия каких-либо попыток оказать сопротивление.

И отсюда вытекает следующая центральная тема игры — дискриминация людей, имеющих какие-либо аугментации в своем теле. Причина заключается в специально созданном Инциденте, который происходит в конце Human Revolution, во время которого почти все люди с аугментациями сходят с ума и начинают убивать всех подряд без разбору. Итогом становятся: миллионы жертв по всей планете, повсеместное свертывание программ по модификациям тела человека и репрессии аугментированных.

Мало кто пытался разобраться в реальных причинах Инцидента или предпринять попытки деэскалации напряжения в обществе — лишь бесконечные притеснения со стороны властей, плохое отношение людей, чьи близкие пострадали во время Инцидента и курс на полноценную сегрегацию людей по наличию аугментаций. В ответ наиболее радикальные члены Коалиации за права аугментированных, которые легко поддаются манипуляциям на фоне такой простой и понятной проблемы, устраивают в отместку теракты. Лишь немногие филантропы стараются создать отдельные города, в которых аугментированные могли бы жить без опаски для своей жизни. «Свежесть» Инцидента, огромное количество жертв и общественные настроения практически не оставляют шанса на адекватное урегулирование сложного конфликта, в котором нет простых решений и который усугубляется вмешательством одними из самых влиятельных людей в мире.

Metal Gear Rising: Revengeance

Политические подтексты в играх

Центральной темой игры является поиск человеком своего места и жизненного пути в этом непростом мире, и что от прошлого порой не так просто сбежать.

Протагонистом спин-оффа Metal Gear является Райден, одна из самых трагичных личностей во всей серии. Детство ребенка-солдата, которым командовал убийца его родителе, амнезия и проживание большей части жизни в качестве марионетки Патриотов, потеря своей собственной семьи, лишение тела в результате пыток-экспериментов, многочисленные потери конечностей — лишь часть того, через что пришлось пройти главному герою MGR.

Но несмотря на то, что в MGR Райден полностью свободен и находится в лучшем моральном состоянии за всю серию, он так и остается абсолютно потерянным человеком в современном мире, который не имеет ни желаний, ни каких-либо глобальных целей. Работая наёмником в одной из частных военных компаний, он вынужден вступить в конфликт с другими такими же наемниками, вследствие которого происходят все события Metal Gear Rising. Вся потерянность и наивность Райдена всплывает сразу после ответа на простой вопроса об идеалах от одного из «боссов» игры, Мистраль:

«Я… защищаю слабых». Что является, по большей части, заблуждением — ведь тогда бы он не работал телохранителем за деньги, защищая не пойми кого, а не настоящих «слабых», которым действительно больше никто не может помочь.

К слову, сама Мистраль имеет очень схожую биографию с главным героем и отмечает, что её жизнь была бесцельной и бессмысленной, из-за чего она порой даже завидовала своим врагам, у которых были какие-то идеалы, ради которых они были готовы умереть, до тех пор пока он не встретила человека, который даровал ей цель, за которую стоит жить и сражаться.

Отправной точкой к самоиндентификации личности Райдена служит его уход из ЧВК и решение лично освободить мозги «детей», которым заготовлена такая же судьба, которой Джек не миновал в детстве. Весьма важной особенностью является, то что компания, занимающаяся «тренировкой» мозгов, якобы в медицинских целях, имеет на это все лицензии и права, являясь полностью легальной. На что Райден бросает фразу:”Being legal doesn’t make it right”, когда его бывший начальник пытается отговорить его от штурма гигантского центра в одиночку. Поэтому ему приходится вырезать добротную часть полиции Денвера, несмотря на то, что они полностью правы, с точки зрения закона.

Еще раз Райдена идеологически «в пух и прах» разбивает другой из антагонистов, попутно главный герой совсем съезжает с катушек, принимая свою «истинную» личность, которой он стыдился и пытался забыть всю свою жизнь – убийцы, который получает удовольствие от процесса.

Впоследствии развития конфликта, Райден сталкивается с главным антагонистом, сенатором Армстронгом, который являлся координатором наёмников и тем самым человеком, придавшим смысл жизни Мистраль.

Политические подтексты в играх

Армстронг использует «войну как бизнес» и не гнушится каких-либо средств для достижения своих целей, его действия — один большой список преступлений, но уверенность в том, что он делает, его «идейность» и наличие мечты о создании новой страны, с чистого листа, лишенной пороков старой Америки, где каждый человек сам будет распоряжаться своей судьбой, исходя из своих принципов и идеалов, ставят его «выше» обычных политиков.

Райдену удается одолеть Армстронга, однако он в очередной и уже в последний раз терпит поражение на «идеологическом» фронте, когда понимает, что перед ним не очередной проныра, рвущийся за властью и деньгами, а настоящий идейный безумец. И самое «страшное», что сенатор оказывается прав, указывая на все недостатки и проблемы страны, тыкая Райдена в то, что сам ниндзя-киборг большую часть своей жизни выживал и прорубал себе путь, вопреки каким-либо законам, мнениям и запретам, следуя набору своих правил, пусть даже и неосознанно.

В коротком «эпилоге» год спустя, разговаривая с бывшим начальником своей ЧВК, который отмечает что спрос на их деятельность вновь возрос, Райден точь-в-точь повторяет слова Армстронга о том, что люди сражаются за то, чего сами толком не понимают, тем самым подтверждая, что битва с сенатором не прошла бесследно для Джека.

Осознание того, что большинство «законных» вещей могут быть вовсе «неправильными», понимание того, что даже такая одиозная персона как Армстронг может стать президентом, имея нужные финансовые и информационные средства, о чем он сам говорил прямым текстом, и переосмысление всех прошедших событий приводят к тому, что Райден начинает «свою войну».

Против кого? Очевидно, против «системы». Это же одна из причин, по которой авторы MGR, затронули эту тему лишь вскользь, оставляя её на уже невозможный сиквел, или просто давая игроку простор для каких-то размышлений, заканчивая историю персонажа «открытым финалом».

Напоследок, нельзя пройти мимо еще одной вещи: одной из построиний авторов игры является тот факт, что Армстронг — весьма радикальная личность в своих методах и высказываниях, которая напоминает Дональда Трампа, вплоть до фразы «Make America Great Again», которую сенатор бросает во время пламенной речи в финале игры. В ней же он упоминает, что его победа, по сути, вопрос времени, ибо у него есть все средства и голоса. Его планам не суждено было сбыться, ибо он пал поверженным киборгом-ниндзей.

Но в реальном мире — спустя 3.5 года после выхода игры Дональд Трамп победит на выборах и станет 45 президентом США, вопреки большинству прогнозов и ожиданий. Чистая случайность, предчувствие или хорошо продуманный сконструированный образ позволили Platinum Games опередить время.

MGR: Reveangeance служит отличной демонстрацией пути человека, начиная историю с работы за деньги, защищая не пойми кого не понятно ради чего, постепенно разрушая хлипкие представления о мире и собственные наивные убеждения протагониста, пробуждая в нем зверскую натуру убийцы, которым он был всю жизнь, принятие себе таким, каков он есть, спасение других людей от схожей судьбы, от которой он страдал большую часть своей жизни и заканчивая тем, что Райден обретает цель и смысл своей жизни(помимо любимой семьи), которым он «заражается» от одного из своих самых серьезных противников за все время, того кто хочет лучшего своей стране, идейного политика, которому плевать на цену. И который… прав по сути своей, но не по действиям и методам реализации желаемого.

Metro Exodus

Политические подтексты в играх

Если бы можно было охарактеризовать в игру одном предложении, то это звучало бы примерно так: « Это одно большое высказывание против античеловеческих режимов», однако такое описание все же будет слишком узким и не совсем точным, потому что наряду с главной историей блуждающих спартанцев на Авроре, параллельно разворачиваются другие метафоричные истории и темы.

В начале истории Артем со своей женой обнаруживают, что мир выжил после 3-ей Мировой, и московское метро — далеко не самое последнее населенное место, а радиосигналы намеренно глушились по решению высокопоставленных лиц в Метро.

Вследствие этого им с частью спартанцев и Мельником во главе приходится бежать, не имея возможности ни подготовиться к возможному отъезду, ни вернуться обратно в Метро — их ждет только смерть за угон, да и отключение «глушилок» означает, что в Метро поднимется кавардак, в котором они будут виновными. Впереди лишь тысячи и тысячи километров пути по рельсам, полная неизвестность и целый год путешествий, в течение которого команда Авроры попытается найти пригодное место для того, чтобы начать новую жизнь.

Нетрудно разглядеть, что побег из Москвы Артема и спартанцев, является аллюзией на вынужденную эмиграцию по политическим причинам. Сама же постъядерная Москва, искусственно «запечатанная» глушилками от внешнего мира, чтобы заставлять верить людей в метро, что больше никого не осталось в живых(и как следствие — идти на поводу у тех или иных группировок от безысходности), является метафорой на современную Россию.

Политические подтексты в играх

Первым местом для долгой остановки становятся окрестности берега Волги, недалеко от которых находится поселение Электроборцев — практически настоящая секта, верящая в то, что любые технологии и электричество — зло, из-за которого наступил апокалипсис, и которые настроены весьма враждебно к чужакам. Несмотря на попытки Электроборцев убить спартанцев, Артем с командой пытаются действовать максимально бескровно, понимая, что, в частности, эти люди являются жертвами обстоятельств, а лишние смерти вряд ли что-то смогут исправить, слишком уж в разных «мирах» жили спартанцы и последователи Царя Водяного. На что даже радикально настроенный глава секты, Силантий, внезапно разрешает спартанцам проехать по мосту, запретив вести по ним огонь, ставя своих последователей превыше принципов и невольно понимая, что случайные странники не собираются менять здешние порядки в какую-то другую сторону, ни тем более пытаться их разрушить.

Да, Электроборцы так и останутся сумасшедшей сектой, взгляды которой ушли недалеко от дикарских и которая базируется на полной лжи и фантазии. Однако за все послевоенные годы, жители Церкви смогли объединиться, успешно выживать и даже выстроить некую иерархию и веру, обретя лидера, который ведет их сквозь тьму умершего мира и является, по сути, единственным человеком, видящим реальное положение дел, но который не делится своими знаниями, а лишь вгоняет своих последователей в больший мрак и невежество, искажая реальность в свою угоду.

Эпизодом на Волге 4A задают вопрос: а действительно ли нужно вмешиваться в жизненный уклад смертельно заблуждающихся людей, уничтожать их мировоззрение, не давая взамен ни какой-то идеи, ни надежды, оставляя в их головах лишь осколки обрушенного привычного мира, в котором они жили всю жизнь, а теперь лишь молча смотрят на его руины, абсолютно не понимая, что делать дальше и как жить теперь. Вопрос весьма животрепещущий, если провести параллель с населением настоящей России и других постсоветских стран.

Прибытие на Ямантау практически становится фатальным для команды Авроры, так как в бункере, вместо ожидаемого уцелевшего правительства, которое якобы «курирует» верхушку московских линий метро, на деле оказывается логово настоящих каннибалов, которые под видом одной из точек эвакуации ловили в свою ловушку оставшихся в живых после войны. «Мы то правительство, которого вы заслуживаете» — такой емкой фразой из уст каннибала, без каких-либо намеков и ходьбы вокруг да около, 4A в лоб проводят сравнение с реально существующими. Слишком топорно и просто, но поспорить с этим сложно.

Во время длительной остановки на Каспии Артем знакомится с Гюль, единственным человеком, который упорно продолжает оказывать сопротивление в течение нескольких лет местной банде «нефтяников, превративших её народ в рабов. Спартанцам удается решить проблему с водой и заодно помочь Гюль, освободив часть рабов на Каспии, а также убив лидера нефтяников, Барона.

Политические подтексты в играх

Казалось бы, счастливый конец и хороший шанс начать новую жизнь свободными людьми, однако единственным человеком, который смог взять в руки оружие, оказалась только Гюль, а её соотечественники являются непросто рабами, а людьми с деформацией личностей. Большинство доведено до такого скотского состояния, что у них даже речь полуразборчивая, прерывистая, с постоянно дрожащим голосом. У них полностью сломлена воля, благодаря постоянным унижениям, избиениям и пыткам со стороны нефтяников, что приводит к абсолютной выученной беспомощности вперемешку со стокгольским синдромом, поскольку большинство из них при виде Артема, в ужасе шарахается от него, так как не только боятся чужеземца, но и возможного наказания из-за контакта с ним, а некоторые даже поднимают тревогу.

Как можно превратить этих рабов, доведенных до полу животного состояния, в свободных людей, которые в будущем смогут постоять за себя, и возможно ли вообще — это большой вопрос.

Аврора покидает Каспий и оставляет Гюль позади с двумя видами людей: рабами до мозга костей и их хозяинами-надсмотрщиками, ни те ни другие вряд ли смогут измениться, чтобы жить наравне, а мечта казахстанской снайперши, скорее всего, так и останется мечтой.

Предпоследним пунктом назначения Авроры становится Новосибирск, в котором остатки выживших погибли в гражданской войне, на что проливает свет DLC «Два полковника».

Политические подтексты в играх

Ситуация в Новосибирском метро ухудшалась из-за заражения станций черной плесенью и истощения запасов радиопротектора, без которого нельзя было выжить из-за огромного уровня радиации на поверхности. Сначало руководство ОСКОМ планирует эвакуацию в несколько этапов, однако вскоре становится известно, что запасов «зеленки» осталось совсем мало, поэтому принимается решение об изъятии излишков радиопротектора у жителей станций, что в, конечном счете, приводит к настоящему бунту, так как мятежникам нечего было терять — они были обречены на смерть от радиации. Непродолжительная война заканчивается, когда остатки бойцов ОСКОМа, которые еще сами месяц назад изымали у населения остатки радиопротектора, вместе с мятежниками оказываются в ловушке, погибая от пущенного хлора на станции по приказу генерала Виноградова. Однако выясняется, что высшее руководство ОСКОМа бросило и его, уехав на поезде со всей собранной «зеленкой». Сам же Виноградов заканчивает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына и отдав свой последний приказ по рации бойцу — забрать из сейфа РПГ и подорвать поезд с руководством на развилке.

4A всей историей гибели Новосибирского метро рассказывают о том, что в государстве, построенном на лжи, обмане и репрессиях, обычное население, доведенное до черты, когда уже терять уже нечего, а чувство страха пересилится желанием мести и злобы, рано или поздно восстанет. Однако «выигравших» в таком случае не будет — ни среди обычных людей, ни среди тех, кто репрессировал это население по «приказам сверху», или даже был с "верхушкой" на короткой ноге. Единственные, кто смогут спастись — небольшая горстка руководства страны, которая сядет на заранее приготовленные самолеты и улетит прочь, оставив позади себя лишь разруху, множество разбитых жизней и смерть.

The Witcher 2: Assasins of the kings.

Политические подтексты в играх

Вторая часть приключений Белого Волка происходят во время войны нескольких государств и множественных политических конфликтов, поэтому всегда старавшемуся придерживаться «нейтралитета» ведьмаку приходиться стать непосредственным их участником. Всё начинается с штурма замка Ла-Валетов, в конце которого главный антагонист игры, ассасин Лето, убивает короля Темерии, Фольтеста, и благополучно сбегает, а Геральт оказывается обвинен в его убийстве, вследствие из-за чего ему приходиться бежать из-под заключения и отправляться на поиски Убийцы Королей, чтобы снять с себя все подозрения и вернуть себе репутацию.

Однако чем дальше Геральт продвигается в ходе своих путешествий, тем более очевидно всплывает вся неоднозначность ситуации, которая кажется в самом начале предельно односторонней. Фольтест не был другом ведьмака, а сам Геральт был вынужден торчать в его лагере на начало действия игры только из-за прихоти короля, ибо тот считал убийцу чудовищ чем-то вроде талисмана. В ходе повествования выясняется, что Геральт встречал уже ранее Лето, и даже спас жизнь будущему Убийце Королей. Сам же ассасин решает не убивать Геральта после схватки, а просто уходит. Чем дальше продвигается ведьмак — тем более бессмысленной становится его погоня за убийцей Фольтеста. В эпилоге игры, Геральт, окончательно избавляясь от амнезии, вспоминает, что именно Лето помог ему в бою со всадниками Дикой Охоты, а после обмена Геральта на Йеннифэр, присматривал за освобожденной чародейкой. Что полностью лишает битву с Лето какого-либо смысла. Вдобавок, в конце игры происходит такой бардак, что уже мало кому есть дело до погибшех королей, так как происходит передел земель Севера и наступление Нильфгаардской Империи с юга, а Лето всего лишь служит катализатором, ускоряющим наступающие события.

Таким образом, CD Projekt RED на протяжении всей игры задают одни и те же вопросы: действительно ли важна, так называемая «репутация», и что о тебе думают другие? Что важнее: личные отношения или свершение ускользающей фантомной справедливости во имя не пойми чего? Всё это подводит к тому, что в Дикой Охоте в центре будут именно личные отношения Геральта и близких ему людей, а не бесконечные бессмысленные погони за химерами.

Политические подтексты в играх

Другой примечательной сюжетной линией, которая развивается и в 3 части трилогии, является история Вернона Роше, командира отряда Синих Полосок, специальных войск Темерии, который является ярым патриотом своей страны и готов пойти буквально на все, лишь бы она существовала как отдельное государство на карте мира. После гибели Фольтеста, который в свое время спас Роше от прозябания на самом дне и сильно изменил его жизнь, Вернон одержим будущим своей страны и поисками Убийцы Королей. В конечном итоге ему удается напасть на след внебрачной дочери Фольтеста и освободить её, даже будучи объявленным вне закона. Однако вскоре становится ясно, что все его усилия по сохранению наследника темерского престола пошли крахом из-за объединения всего Севера под управлением Радовида и Нильфгаардского вторжения, из-за которого Север рискует пасть и стать всего лишь частью империи.

Роше, осознавший, что Радовид ничем не лучше Эмгыра, идет на отчаянный шаг и принимает участие в заговоре против короля Редании, в результате которого Радовид погибает, а сам Роше, благодаря помощи Геральта, избегает смерти от рук бывших товарищей. Темерия хоть и становится вассалом Нильфагаардской империи, солдат которой Вернон убивал еще считанные недели назад, но полностью автономным, тем самым, в каком-то смысле возрождая свою страну и давая ей шанс на будущее, исполняя мечту Роше.

Несмотря на бесконечную преданность и ярый патриотизм, история Вернона Роше затрагивает проблему того, есть ли какие-то границы допустимого и возможного, когда ты пытаешься «спасти» свою страну. Ведь, по сути, бывший командир Синих Полосок вынужден частично стать коллаборационистом. Где должны заканчиваться любовь и патриотизм, и начинаться холодные рациональные решения? Нужно ли всегда действительно сопротивляться до конца и искать любые возможные способы по сохранению своей страны, или же не стоит противиться «воли истории», с которой зачастую крайне тяжело «спорить».

#metroexodus #witcher #deusexmankinddivided #metalgear

1111 показов
5.2K5.2K открытий
39 комментариев

Нетрудно разглядеть, что побег из Москвы Артема и спартанцев, является аллюзией на вынужденную эмиграцию по политическим причинам. Честно говоря, трудно. Такого рода "подтекстов" можно насосать из пальца сколько угодно. Иногда синие занавески — это просто синие занавески, как гласит одна популярная картинка.

Ответить

Там интеллекта хватает только на рассказы про кровавый совок и мордор. 

Ответить

Ну почему же из пальца? Там из другого, вполне конкретного места сюжет высосали. Такого количества идиотских ляпов, заимствований, клише и столь неискренних, натужных персонажей - найти было наверняка непросто, но авторы справились.

Ответить

Для вас трудно, для меня нет. Из пальца тут ничего нет: В конце Метро 2035, насколько знаю, Артем с женой уезжают во Владивосток на машине, перед этим узнав правду о том, кто управляет метрополитеном непосредственно из первых рук - т.н. "невидимые наблюдатели", по приказу которых и главы фракций - на коротком поводке и глушилки работающие и прочее. При этом, у них есть возможность прибить ГГ с женой, но они их отпускают, потому что они покидают эту систему. (Из реальной жизни знаем, что большинство авторитарных режимов поощряют такой тип людей к эмиграции, уменьшая тем самым количество активного меньшинства, здесь такая же аллюзия, видимо)
У Глуховского в инстаграме есть пост, который подтверждает аллюзию про "бункер" и прочие параллели. Вдобавок, в "Дилетантских чтениях" с ним был задан вопросом одним из слушателей про концовку книги и эмиграцию, что он косвенно подтвердил в своем ответе на такую трактовку.
Т.е. хватает причин на выстраивание такой аллюзии.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В Эксодусе нету политподтекстов, просто неприкрытые шизофренические взгляды Глуховского на обстановку в стране. Настолько хотел всем донести свои мысли через игру, что вплел их как попало и превратил мир игры в цирк. Во второй части кстати была схожая ситуация с карикатурными коммунисто-фашистами, даже Легион Цезаря из F:NV был не таким упоротым как они.

Ответить

Ведь, по сути, бывший командир Синих Полосок вынужден частично стать коллаборационистом

Не надо мыслить современными понятиями, если речь идет о средних веках, когда самое устройство и понятие принципов государства было немного другим.

Ответить