Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Могло быть и лучше.

2021-й принёс немало ярких впечатлений — приятных и не очень. Мы уже подвели все возможные итоги, выбрали лучшие игры и вспомнили самые громкие события. Напоследок хочется поговорить о том, что омрачало и без того тяжёлый год — об играх и разработчиках, которые не оправдали наши ожидания.

Как всегда, мы начинаем здесь, а вы продолжайте в комментариях.

Вадим Елистратов: поддержка Cyberpunk 2077

За 2021 год мы не раз и не два с разными людьми обсуждали то, что Cyberpunk 2077 стала для всего мирового сообщества игроков коллективной травмой. Почти до самого релиза это была ЛУЧШАЯ ИГРА НА СВЕТЕ (TM). А потом она вышла… и не оказалась плохой или даже средней.

Это отличная игра, которую я и сам прошёл не без удовольствия, но как раз поэтому она делает особенно больно. Тяжело думать о том, каким количеством способов и на каком количестве уровней она разрушает розовую мечту об идеальной киберпанковой ARPG от первого лица, которую до релиза нам обещала CDPR.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

И вот, казалось бы, после турбулентного релиза студии надо просто продолжить разработку и оперативно довести игру до ума — вырезать лишнее, переписать некоторые системы. Отнестись к выходу в 2020 году как к началу раннего доступа и вместе с фанатами довести Cyberpunk до статуса «Ведьмака 3» — чтобы к игре возвращались и спустя годы.

Но этого пока не происходит. Вообще. И даже явной надежды на такое развитие событий пока нет. Next-gen-патч, который по-хорошему должен был выйти ещё на релизе, вновь перенесли — на начало 2022-го года, но о нём по-прежнему неизвестно практически ничего. К моменту его выхода ЛУЧШАЯ ИГРА НА СВЕТЕ (TM) уже полтора года будет работать на PS5 в 1188р. Смешно. Нелепо. Странно.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Возможно, свет в конце тоннеля есть. Возможно, игру и правда ждёт перерождение, а дополнения к ней превзойдут DLC к «Ведьмаку 3», и мы будем со смехом вспоминать всю эту историю. Но факт остаётся фактом: CDPR замахнулась на статус едва ли не главной AAA-студии в индустрии и с треском провалилась. Доверие утеряно, и чтобы заработать его вновь, придётся потратить годы.

Олег Чимде: ужасный маркетинг Abandoned

Сложно придумать маркетинговый провал мощнее, чем это случилось с Abandoned — игры от неопытной студии Blue Box, которую Sony сделала эксклюзивом PlayStation 5. И неясно, кто и при каких обстоятельствах вообще допустил такую лажу.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Напомню: авторы некоего неясного хоррора Abandoned вместо того, чтобы нормально тизерить свою игру, зачем-то стали играть на чувствах фанатов серии Silent Hill, возрождения которой мы ждём как дождя в зной. И если начало PR-кампании (вероятно, самопальной) можно было бы посчитать совпадением, — настоящее название игры, мол, начинается на S и заканчивается на L, — то её продолжение расставило всё на свои места.

Да, команда Blue Box действительно решила надавить на больное. Даже издевательский первый тизер игры напрямую намекает на связь с культовой серией: в нём показали лишь ноги, идущие по деревянному полу (очень похоже на ноги Джеймса Сандерленда из SH2) под трек, напоминающий музыку Акиры Ямаоки. Кто-то даже поверил, что это и есть Ямаока, но нет — это не он.

Сообщество быстро сварганило миф: игроки отчаянно верили, что всё это, включая руководителя студии Blue Box, лишь ширма — на самом деле Хидео Кодзима вновь делает Silent Hill и вновь пытается всех надуть. Ну, ему же это свойственно, мистификации и игра с правдивостью информации — конёк гения, не так ли?

Вот только Кодзима никак не мог допустить такого маркетингового провала. Blue Box не прекратила заигрывать с чувствами фанатов Silent Hill даже тогда, когда стало очевидно — кто-то где-то сильно просчитался. Студия, неловко нагнетая обстановку, с большой задержкой выпустила приложение для PS5, которое оказалось пшиком: это просто сборник трейлеров, которых там, кроме первого видео с ногами, пока нет.

На всём протяжении этой ужасающей маркетинговой кампании лажа сидела на лаже и лажей погоняла. Было даже что-то похожее на ARG, которая загнулась сразу после того, как началась (и до сих пор неясно, кто её запустил). Несчастный руководитель студии извинялся перед сообществом, но ситуацию этим уже нельзя было исправить. В результате Blue Box с позором ушла в радиомолчание.

Если Sony вложила в это деньги (а откуда ещё у новичков, которые выпустили полторы плохие игры, деньги на аутсорсеров), то почему не остановила процесс вовремя? Почему не дала по рукам Blue Box и не сказала: «Что вы творите вообще?». Вот в чём сейчас главная загадка.

Я бы предположил, что Sony разглядела потенциал в Blue Box и решила провернуть то же самое, что с Дженовой Ченом — дать денег и позволить творить в обмен на временную эксклюзивность. Подбирать на борт перспективных новичков компания умеет — не раз это делала. Взять ту же инициативу PlayStation C.A.M.P. для начинающих японских разработчиков, благодаря которой мы получили Tokyo Jungle, и, например, Иена Далласа с его Unfinished Swan.

И незавершённый проект Blue Box в духе Fatal Frame про лес и призраков действительно внушал надежды. Но что случилось дальше? Ну, конечно же, кромешная лажа. В Steam авторы закрыли доступ к альфе своей предыдущей игры, а разработчиком значится непонятно кто. Blue Box поднасрала и себе, и Хидео Кодзиме, в причастность которого верят до сих пор, и Sony. Ну и нам, ждущим новый Silent Hill, конечно, тоже поднасрала.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Не знаю, как теперь студия будет выпутываться из этой неловкой ситуации. Если это не окажется в действительности новой частью Silent Hill (а на это ничего не указывает), то игроки смешают Blue Box с грязью. Неважно, что они там выпустят — геймеры уже в ярости. Свернуть бы им проект и оставить его abandoned, брошенным.

Андрей Верещагин: Biomutant

Biomutant — отличный пример того, что оголтелая погоня за оригинальностью до добра не доводит. Здесь неизбитый сеттинг, динамичная и разнообразная «боёвка» с использованием по-настоящему необычных способностей, замороченные ролевая система и крафтинг, и ещё масса других интересных художественных и геймдизайнерских решений. Но только на бумаге.

На практике элементы этой махины в лучшем случае работают плохо, а в худшем — раздражают. Взять того же рассказчика, который переводит всю речь NPC монотонным голосом, усыпляя игрока. Или сражения, по большому счёту не требующие применять магию и другие скиллы — потому что, ну, хорошая винтовка расправится с противником куда быстрее. Или ещё много других «или».

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Проблема Biomutant заключается и в том, что она просто сгибается под количеством контента. Весьма, впрочем, однообразного. Для такой большой игры в ней чертовски мало разнообразных активностей, поэтому игроку остаётся раз за разом решать одни и те же простенькие головоломки да сражаться с одними и теми же группами по пять мобов. Эталонное опен ворлд хрючево? Пожалуй, что так.

Любую другую игру при таких раскладах можно было бы просто назвать «плохой» и отложить на полку, но Biomutant именно разочаровывает. За неряшливым геймдизайном тут проглядывает настоящая любовь авторов к своему делу. Разработчики отчаянно пытались создать что-то необычное, выделиться в каждом, даже очевидно заимствованном откуда-то аспекте. Такое рвение похвально, однако расстраивает, что результат не соответствует чаяниям.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Даниил Кортез — Sea of Thieves: A Pirate’s Life

Я считал и всё ещё считаю, что Sea of Thieves — лучшая игра о пиратах на сегодняшний день. Она уступает классике типа Sid Meier’s Pirates! и «Корсарам» в ролевой глубине, но на три головы выше в более важном аспекте — атмосфере и, если позволите, «душе» романтического пиратства, за которое мы полюбили «Пиратов Карибского моря» и книги вроде «Острова сокровищ».

И если Sea of Thieves — главная игра про пиратов, то те же «Пираты Карибского моря» — главное кино на эту тему. Поэтому анонс коллаба этих двух медиа был для меня праздником и главным анонсом последних лет. Я люблю игру Rare всем сердцем, а на фильме с Джонни Деппом буквально вырос. У меня даже его бронзовая миниатюрка для настольных варгеймов есть! В общем, DLC мечты. Как только обновление вышло, я собрал верных друзей на своём галеоне и нон-стопом осваивал контент.

К сожалению, лучший коллаб в истории обернулся пшиком. Всё обновление оказалось фансервисной американской горкой, где строго запрещают высовывать руки за края вагонетки. От свободы и погружения Sea of Thieves не осталось и следа: пойди туда, нажми то, сделай всё именно вот так.

Пытаясь показать как можно больше узнаваемых образов, создатели DLC растеряли все лучшие элементы игры — даже запретили встречи с другими игроками, чтобы те ненароком не испортили опыт, который досконально продумали разработчики. Посмотрите влево, пройдите вперёд, ровно 42 раза взмахните мечом — всё, игра закончена, запускайте следующих посетителей.

Самым большим разочарованием стала битва с Дейви Джонсом. К морскому сражению с «Летучим Голландцем» подводил весь сюжет обновления, да и в целом битва с легендарным кораблём — мечта любого ребёнка, который видел фильмы. У меня была даже игрушечная копия всего корабля! В общем, это сражение для меня было чем-то вроде долгожданной битвы с Моби Диком.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

В итоге «Голландец» развалился буквально с нескольких залпов — даже скелетные шлюпы жили дольше. Причём потопили его мои друзья, пока я бежал в трюм за новыми ядрами. До сих пор помню свой шок, когда я спрашивал: «В смысле он тонет? Мы что, уже победили?».

В общем, я остался глубоко расстроен. Игра, которая должна была стать для меня главным событием в жанре пиратских приключений, оказалась лишь пустым фансервисом без души. Разработчики показали любимых персонажей, словно помахали ключами перед младенцем, дали поделать базовые вещи вроде натужных боёв и детсадовских загадок — и на этом «крупнейшее обновление в истории игры» закончилось. По сравнению с великолепными «Золотыми Берегами», первым сюжетным обновлением Sea of Thieves, это — капля в море.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Никита Васильев: Hoa

А ведь неплохо прошёл год. Почти без однозначных хитов, но мне жаловаться особо и не на что. Даже Twelve Minutes, которую все сперва не любили, а потом коллективно забыли, мне понравилась, и время от времени я о ней вспоминаю.

Было несколько спорных событий и релизов, но ничто не подобралось по громкости рухнувших ожиданий к «Киберпанку». Меня смутило, что разработчики Valheim не среагировали на его аномальную популярность: игра ставила рекорд за рекордом, продавалась миллионами копий, онлайн рос невообразимыми темпами, а в итоге — пшик. До сих пор к ней не выпустили ни одного внятного расширения, только небольшой набор косметических предметов.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Немного напоминает ситуацию с Among Us: там тоже поздновато спохватились. Когда новый контент подоспел — аудитория уже поредела. Но упущенную выгоду язык не повернётся назвать «разочарованием».

Знаете, даже так скажу — после «Киберпанка» стало проще относиться к перегреву рекламных кампаний, релизному обману, поддержке спустя рукава. Ещё не скоро выйдет игра, которая подведёт так много ожиданий. Куда уж больнее? Хотя, вот релиз Battlefield 2042 ругали много и серьёзно. Наверное, не все поймали дзен.

Так что у меня нет разочарования капсом или с большой «Р», есть только маленькая обида. На Hoa. Может вы о нём слышали, как о платформере с визуальным стилем, вдохновлённым аниме студии Ghibli, работами самого Хаяо Миядзаки. Я — фанат маленьких и красивых игр, всегда их жду, многое им прощаю. Но Hoa оказалась слишком примитивной, слишком неопытной. Может, местами картинки и были слизаны с «Ариэтти» или «Мононоке», но этого не хватило, чтобы отвлечь от совсем детского геймплея и дешёвой 3D-графики.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Я впервые сделал рефанд. Не за год — за всё время! Раньше относился к покупкам, как к обеду под присмотром родителей — если ешь, то доедай. Но с Hoa дружба до такой степени не склеилась, что я вернул двести с чем-то рублей и потратил их на что-то другое из списка желаемого.

Кстати, позже столкнулся с Behind the Frame — и вот она оказалась классным инди в стиле и в духе Миядзаки. Её рекомендую всем, кому заходит почти безгеймплейное, лишь слегка интерактивное повествование.

Егор Аргунов: Back 4 Blood

Говорят, что можно получать удовольствие даже от плохих кооперативных игр — мол, с друзьями весело всегда. Но с Back 4 Blood это утверждение не сработало: пожалуй, это одна из худших игр за последнее время. Студия Turtle Rock использовала беспроигрышную формулу своей же Left 4 Dead, но умудрилась всё испортить раздражающей рутиной.

Странно, что в Back 4 Blood нет ни одного хорошего элемента из Left 4 Dead. Почему-то разработчики не реализовали проработанную физику тел зомби и даже расчленёнку. Ближний бой не вызывает никакого удовольствия — здесь даже нет бензопилы или расхудалой сковородки. Виртуальный режиссёр лишился любого намёка на изящность и честность по отношению к игрокам: на вас могут обрушить целую орду мутантов. Не справились? Ваша проблема.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Перечислять недостатки можно долго, все минусы игры очень ёмко и интересно описал в своём видео блогер Crowbcat.

Поначалу не умещается в голове, что Back 4 Blood, вышедшая в 2021-м, во всём уступает игре из 2008-го. Но всё встаёт на свои места, когда узнаёшь, что из оригинальной команды Left 4 Dead над новым проектом работали только пять-шесть разработчиков.

Артемий Котов: King’s Bounty 2 и Disciples: Liberation

Раньше я считал, что лучше никак, чем как попало. «Насрали в детство», «опять изнасиловали труп любимой серии» — вот примерно такими категориями рассуждал. С годами стал воспринимать ситуацию иначе. Теперь всего вокруг слишком много, поэтому забвение стало худшей участью. А прагматичность людей, на деньги которых делают игры, порой ввергает в отчаяние. Когда умирают франшизы и целые жанры (как это случилось с моими любимыми стелс-экшенами), учишься довольствоваться малым. «Не получилось в этот раз — получится в другой».

По иронии, в этом году сразу две классические серии на стыке стратегии и RPG подали признаки жизни: King’s Bounty и Disciples. Их делали разные люди, но они без сговора умудрились совершить почти одни и те же ошибки. Подробнее мы писали в обзорах, но хочется выделить главное.

В обоих случаях надежды и ожидания поклонников (меня, например) будто не учитывались вообще. Причём с King’s Bounty II вышло интересно: «1C» явно пыталась изменить игру после того, как дебютный трейлер игроки приняли в штыки, но при этом продвигала её как продолжение оригинальной King’s Bounty 1990 года. Восхитительную «Легенду о рыцаре» тем временем всячески принижали — несмотря на то, что её фанбаза куда больше и «живее» по понятным причинам.

Обе игры как будто сами намучались, пока их делали из-под палки, а продюсеры меняли своё видение; у Disciples и вовсе торчат уши бесплатной игры для мобильных устройств. При этом достоинства и отличительные черты прошлых частей канули в лету.

«1C» отказалась от тактической глубины и хардкорности игр Katauri Interactive в пользу более простого и необременительного ролевого приключения, а создатели Liberation и вовсе «переосмыслили» геймплей. Из-за этого первые часов 20 в неё смертельно скучно играть, а от механик Disciples тут почти ничего не осталось. Зато чуть ли не на старте можно заниматься спонтанным сексом с кем попало, хоть с оборотнем. К счастью, без фурри-хентая.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Ещё интереснее оказались внешние метаморфозы. Продюсеры «1C» решили, что играм Katauri не хватало мрачности и реализма. Поэтому в King’s Bounty II всё выглядит так, будто за визуал отвечала нейросеть, которой приказали повторить дизайн третьего «Ведьмака». А кто-то в Frima Studio решил, что бесподобный готический гримдарк, который всегда был визитной карточкой Disciples, только отпугивает игроков — и на помощь призвали ту же самую нейросеть. Получилось невзрачно.

В итоге обе игры поражают своей невыразительностью и легко теряются в общем потоке «реалистичного и немного мрачного фэнтези», в то время как ярких, красочных сказок и жуткого гримдарка в современной индустрии одинаково мало. Ирония.

Объединяет игры и отношение к наследию серий. Создатели King’s Bounty II захотели построить собственную вселенную, но не смогли придать ей хоть какой-то выразительности, — в итоге получился безликий и скучный набор всех возможных фэнтези-шаблонов. А сценаристы Disciples: Liberation просто решили разрушить все каноны серии, поэтому игра напоминает фанфик человека с нестандартным чувством юмора. При этом обе написаны так, будто продюсеры приняли в работу первый же набросок сценария, чтобы уложиться в срок.

Так и состоялось негласное соревнование в посредственности. Сразу две великие франшизы вернулись в инфополе, но их поклонники остались не у дел. Углы сглажены, впечатления смазаны, отзывы «смешанные». В обоих случаях разработчикам не удалось ни сохранить лучшие идеи предшественников, ни предложить что-то интересное взамен. В King’s Bounty II и Disciples: Liberation можно играть и получать удовольствие, но свои названия они просто не заслуживают и для знакомства с соответствующими сериями не подходят.

Вялая поддержка Cyberpunk 2077, ужасный маркетинг Abandoned и главные игровые разочарования 2021 года

Впрочем, спасибо, что живые. Удачи в следующий раз.

5151 показ
19K19K открытий
33 репоста
209 комментариев

а, уже год прошёл с момента релиза, время пролетело... а я тогда радовался что игра вышла

Ответить

Китоглав_Зумер_пак

Ответить

Спустя год питсу надо и доесть

Ответить

По-моему офигенная игра, атмосфера, персонажи, диалоги топ🔥она конечно не идеальная, но массовый хейт в ее сторону просто незаслуженный. Играл rx580 8 gb, в день релиза, дискомфорта никакого не получил, все отлично. Ещё раз повторюсь, персонажи в игре это нечто, у каждого своя история, харизма, прошёл год, до сих пор всех помню.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Пока никто. История еще держит в напряжении, как рак простаты.

Ответить