{"id":3840,"url":"\/distributions\/3840\/click?bit=1&hash=bd55d0f959e6c648afddb158e835dd3d9b0bc19541f5f0614b0a4f5211d5978d","title":"\u041a\u0443\u0440\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043c\u0435\u0447\u0442\u0430\u043b \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u044e \u0438\u0433\u0440\u0443 \u0438\u043b\u0438 \u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0438\u043a","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"ec453eee-3dd1-5815-b9ed-746d6414f7d9","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Давид Мартин

Откровения мухи в янтаре — обзор адвенчуры «Помни...» от Ice-Pick Lodge Статьи редакции

Ностальгическая игра Айрата Закирова возвращает в детство, но только чтобы объяснить: задержаться там не получится.

Большую часть детства я провёл в небольшом заводском посёлке с бабушкой и дедушкой. Как и остальные сверстники, я гонял ворон, катался на велосипеде, втайне от домашних прыгал с тарзанки в речку. Всё это, конечно же, с друзьями. Мы тогда не думали о том, что наши отношения рано или поздно сойдут на нет — просто наслаждались моментом. А когда пришло время, каждый начал жить своей жизнью. Я не знаю, что с ними сейчас, но с этими ребятами связаны одни из самых ярких моментов в жизни. Я не пытался их искать и считаю, что это правильно. Но некоторым хочется остаться в детстве навсегда.

Адвенчура «Помни...» от российской студии Ice-Pick Lodge — это одновременно история человека, который застрял в нежном возрасте, как муха в янтаре, и сеанс жестокой шоковой терапии для тех, кто живёт воспоминаниями. Глава студии Николай Дыбовский к проекту отношения не имеет. «Помни...» занималась небольшая группа единомышленников внутри компании во главе с Айратом Закировым — техническим директором Ice-Pick Lodge.

Сюжет «Помни…» — это одна большая и простая аллегория. Но заложенную в ней истину принять очень трудно

В центре сюжета «Помни…» — душевная драма контролёра по имени Миша, работающего на железнодорожной станции в закрытом городке под Казанью. Миша одинок: он живёт в квартире, принадлежавшей родителям, девушки у него нет, друзей — тоже. Всё, что у него есть — это надежда на встречу с бывшими школьными друзьями.

Все они, закончив школу, уехали кто куда: умник Тёма стал историком в Москве, его брат Алмаз строит карьеру художника, а первая и единственная любовь главного героя Ася уехала в Казань и стала инженером. Из сверстников у Миши под боком только Наиль — этот из дворовой шпаны вырос в полицейского.

Однако пятёрка друзей воссоединяется: Алмаз и Тёма приезжают на день рождения к маме, а Ася возвращается в родные края по рабочим делам — у неё командировка в местный НИИ. Герои гуляют по городку, ностальгируют, задушевно беседуют за чаем, однако уже на следующий день их жизни меняются навсегда.

А ещё герою снятся странные сны, намекающие на его реальное душевное состояние. Корабль — один из ключевых образов в авторской игре Айрата Закирова

В начале игры Артемий предлагает собрать памятный альбом в подарок маме, и таким образом сценаристы знакомят нас с ключевыми персонажами. Мы путешествуем по городу от точки к точке, чтобы найти все фото. Каждое изображение предстоит собрать воедино в простенькой головоломке-паззле, которую нам показывали разработчики в трейлерах. Соединившиеся фрагменты герои комментируют: вот герои убирают гараж сварливого дяди Коли, вот день рождения Аси, на котором Миша зачитал сентиментальную и полную глупостей речь, вот их последнее совместное фото перед выпуском из школы.

«На ковре-ветролёте, мимо радуги... Мы летим, а вы ползёте». Первые несколько часов игра старается вызвать чувство ностальгии, но это — лишь жестокая уловка

Наконец, у главного героя появится возможность открыться Асе, признаться ей в чувствах, получить намёк на взаимность… И именно в этот момент «Помни…» начинает методично ломать игрока и героев. Как именно — сказать не могу, потому что это будет спойлер абсолютно всей игры. Всё, что происходит дальше второго игрового дня — одна большая аллегория.

Игра начинает напоминать эпизод «Очень странных дел» или «Чёрного зеркала» в постсоветских декорациях: военные, кордоны, загадочный вирус (а может, и не вирус), карантин… События держат Мишу за горло и требуют от него самого активного участия. Всем оказывается нужна помощь главного героя. Но ему нужно найти время на себя самого: разобраться, чего он хочет от жизни, стоит ли ему отпустить детские мечты и идти дальше.

История «Помни…» построена на крайне болезненном контрасте: с одной стороны мы видим молодого человека, которому хорошо в мире детских иллюзий. С другой — окружающий мир необратимо меняется, и протагонисту приходится выйти из зоны комфорта. Герой попадает на эмоциональные качели: сначала «Помни...» заставляет его цепляться за каждую возможность остаться в своём мирке, а потом даёт звонкую оплеуху за то, что он позволил себе такую слабость.

Финал истории Миши и его друзей очевиден с самого начала, но особенной её делает жестокая и бескомпромиссная подача. Прохождение много времени не занимает — открыть одну из концовок можно примерно за пять часов.

Самое болезненное в сюжете «Помни...» — демонстративный отказ от взросления даже в самых жестких и требующих этого условиях. Герой не в силах изменить обстоятельства вокруг себя, а пересмотреть отношение к миру он не желает. Парню остаётся только смотреть: как уходят любимые люди, как умирает его любовь; как, в конце концов, во мгле растворяется он сам. А игроку — делать выводы, в том числе о самом себе.

Ася — та самая девочка-муза: такая наверняка была в каждой мальчишеской школьной компании. В неё все тайно влюблены, но не все могут этот юношеский восторг отпустить

Геймплей, арт-дизайн и саундтрек «Помни…» идеально отражают суть игры

Адвенчура от Ice-Pick Lodge не предлагает никакого вызова с точки зрения хардкорного гейминга. Вся игра — это набор мини-активностей. Будучи контролёром на станции, Миша должен добросовестно заполнять документ с именами всех, кто садится на поезд и прибывает из Казани. За праздничным столом игроку нужно правильно разливать чай, а во время пожара — орудовать огнетушителем. Никаких драк нет — единственную условно «боевую» сцену разработчики показали ещё в трейлере. Зато в прологе есть скример.

Мини-игры хорошо работают на раскрытие характеров ключевых героев. Одной из самых запоминающихся активностей стала погоня Миши за детскими фотографиями, которые осенний ветер уносит всё дальше и дальше. Эта простая сцена одновременно показывает и стремление героя удержаться в нежном периоде как можно дольше, и непреодолимую силу окружающих его обстоятельств.

Также можно путешествовать по небольшому открытому миру и собирать воспоминания: в некоторых локациях Миша и другие герои воссоздают сцены из детства, подтрунивают друг над другом или травят забавные байки. От штурма снежной крепости до спасения свалившейся с лодки Аси, от первой выставки Алмаза прямо в подъезде родного дома до лужи в гаражном кооперативе, которая не засыхает ни осенью, ни жарким летом. Всё это герои обязательно прокомментируют, отрефлексируют, а в конце не преминут подколоть друг друга.

Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Композитор Николай Кашевник написал для игры фортепианную музыку в минималистичном стиле. Саундтрек отлично работает на повествование: мелодичные переливы во время прогулки сменяются неровными и нервными аккордами в моменты напряженности. Сцены с воспоминаниями сопровождают вариации знаменитой Clair de Lune французского композитора Клода Дебюсси. В титрах играет великолепная пианинная аранжировка «Нам бы вернуться…» Екатерины Яшниковой — мощнейшая точка для такой истории.

В хорошем смысле слова примитивный арт-дизайн тоже работает на историю и даже намекает на концовку игры. Угловатые фигуры без лиц поначалу даже могут вызывать отторжение, но вскоре они уже кажутся логичными и уместными. Также художники проделали потрясающую работу над пейзажами и освещением — мне даже захотелось, чтобы в игру добавили фоторежим.

Визуальное исполнение «Помни...» в каждый момент сюжета отражает состояние души героя. Игра стартует в золотой осени — картинку наполняют тёплые тона, опавшая листва и последние слепящие лучи солнца. Вечером и ночью идут дожди, и капли красиво подсвечиваются уличными фонарями. Осень — любимая пора года у романтиков и неисправимых инфантилов. Это — мир Миши, в котором он был бы рад остаться навсегда. Душевное состояние героя подчёркивают и остановившиеся часы в его доме: сразу становится ясно, насколько человек не готов к изменениям в жизни.

Постепенно тона становятся всё холоднее, дожди выглядят уже не такими уютными, а утренний туман начинает пугать так, словно протагонист оказался не в закрытом военном городке, а где-то в штате Мэн. Финал и эпилог сильно контрастируют с тем, что было в начале: даже родительская квартира под конец выглядит словно выстывшей изнутри.

«Помни…» — один из проектов, над которыми лидеры Ice-Pick Lodge работали, попутно создавая сценарий Бакалавра для «Мора». Ветераны студии намерены выпустить три небольших игры с разной стилистикой и геймплеем. Релиз «Помни...» состоялся 10 февраля на ПК и консолях. Два других — «Нейро Сказка» разработчицы Nemo Soda и «Франц» Николая Дыбовского создаются для мобильных платформ. Точные сроки их выхода неизвестны.

Авторский проект Айрата Закирова — это самая «терапевтическая» игра Ice-Pick Lodge. В ней нет двойного дна, хитростей и тайных посылов — с первых минут она чётко обозначает проблемы и выстраивает основной конфликт. Но то, какими Миша и сам игрок завершают эту историю, делает её мощнейшим игровым опытом.

Я был трудным ребёнком. И иногда, когда родители меня отчитывали, я думал о том, как же было бы хорошо уехать к бабушке. Каждый день ходить на речку, видеться с друзьями, кататься на велосипедах, строить снежные крепости, остаться в этих беззаботных моментах навсегда. «Помни...» наглядно и бескомпромиссно показывает, что бывает с теми, кто поддался этому порыву.

Понравилось

  • Всё, что связано с сюжетом, персонажами и диалогами
  • Воссозданные с любовью эстетика и быт военного городка
  • Пейзажи и освещение
  • Минималистичный саундтрек

Не понравилось

  • Странная игровая камера: угол обзора постоянно и неконтролируемо меняется, а в помещениях камера строго фиксируется в неудобных положениях
  • Мини-игр не хватает: часто игрок просто будет бегать по городу и слушать диалоги
  • В некоторых эпизодах игра заставляет бежать из одного конца города в другой, и даже присутствующие в игре автобусы бэктрекинг не ускоряют
0
115 комментариев
Написать комментарий...
Роман Резванов

Ну это Айспики, это я покупаю.

Ответить
Развернуть ветку
Jorji Costava

Тем более в Стиме совсем копьё стоит.
Надо брать, поддержать айспиков, может кампанию бакалавра допилят

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Vladsons

Пока прочитал половину обзора у меня сложилось чувство, что я словил 3-4 спойлера.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

В обзоре нет ни одного спойлера. Все события, которые здесь описаны, происходят в первые два игровых дня, когда сюжет ещё толком не начался.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Офицерский историк

Жаль gamebreaking баг схватил. Не могу одеться, а голым из дома не дают выйти.

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Ядрихинскiй

Грядёт патч первого дня. Надеюсь, исправится!

Ответить
Развернуть ветку
Lord Dagoth

Пятичасовая игра про ходьбу и разговоры, баги с озвучкой, это мелочи не стал упоминать - пиздец)

Ответить
Развернуть ветку
Оля Родинко

За прохождение мог их банально не встретить. Там же нелинейный сюжет, какие-то супер-редкие поломанные реплики могли обзорщику даже не встретиться.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александръ Ядрихинскiй

Вот на такой отзыв в Стиме наткнулся. Погрустнело.

Ответить
Развернуть ветку
Teammate Anassi

Жиза, особенно со школьными друзьями, которые по своим причинам морозятся и даже в вк не заходят (карьера не та, образ жизни не идеальный и прочие комплексы).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Это если что из песни "дайте танк(!) - друг"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Skul Dark Paladin

В плюсы можно записать еще озвучка. Делает всю атмосферу.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Ой да! Она там максимально ламповая. Но не вносил, потому что (возможно, это было только у меня) некоторые реплики как будто пропадали. Одно предложение озвучено, следующее — уже нет. У меня от такого очень сильно Виталик, милиционер на станции, пострадал.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Лебедь о кино

Спасибо вот за этот блок, про Катю Яшникову и всё такое :)

Ответить
Развернуть ветку
G 73

Эффект Баадер-Майнхоф. Только сегодня Яндекс.Музыка подкинула в рекомендациях мне Яшникову. Приятно удивлен, отличные песни и лирика.

Ответить
Развернуть ветку
Lord Dagoth

Вот не стоило про сюжет вообще говорить дальше завязки. А то спойлерить смерти героев - такое

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Pluzhnikov

Так никто не умер.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бугримов

В том то и весь прикол игры что сюжет приходится пропускать через личную призму, и у одного это "откровение мухи в янтаре", а кто-то встретил почти личную историю (привет альцгецмер, инсульты и тд)
И сказать что сюжет не работает язык не поворачивается, потому что все окружение игры нихрена не в штате Мэн, призма через которую приходится пропускать сюжет, она с профдиформацией, потому играет красками.
Да, гг хочется дать леща, но сколько раз хотелось дать леща в какой-нибудь life is strange? А ведь именно с такой игрой и надо было бы сравнивать помни, хардкорные игроки даже не увидят игру, не было смысла говорить об геймплэйном разнообразии, много его в квесте/симуляторе ходьбы? ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Спасибо за интересный комментарий. Но чтобы на него ответить развернуто, я должен начать разбрасываться спойлерами. Готов обсудить в ЛС.

Ответить
Развернуть ветку
SCARTARON

Спасибо, что уточнил про то, что Дыбовский не участвовал. Тогда с покупкой можно повременить.

Ответить
Развернуть ветку
Skul Dark Paladin

Это как минимум неуважительно к Айрату, ко всей команде разработчиков и ко всем Ice-Pick Lodge говорить такое.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Rendz

Графикой напомнила недавнюю «Чёрную книгу». Если «Помни» хотя бы в половину так же хороша, то явно стоит попробовать.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Они разные. Но игра действительно хороша. Просто примите для себя, что это игра почти без геймплея. Ходите и тыкаете мышкой. Если у вас против это нет никаких убеждений — должно зайти.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Стрелкин

Прекрасный квест, особенно под конец, когда финальный трек заиграл и ты вспоминаешь события игры, плюс как калька накладываешь это все на свою реальную жизнь, что если бы вот такое случилось, это было бы жутковато. Завтра позвоню маме, спрошу как у нее дела. Хреново, что для этого мне нужно было пройти игру, а не додуматься самому.

Ответить
Развернуть ветку
Spid3r

На Switch бы ее, позалипать в кровати перед сном....

Ответить
Развернуть ветку
Jorji Costava

Так в конце марта обещают уже выпустить на свитче

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Излишний пёс_анон

Найден систем-селлер стим дека.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Виндовз

А игра-то сама о чем? Геймплей где?

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Это адвенчура, толком без геймплея. Ходишь по городу, иногда дают мини-игру. Один раз заставят разгрузить грузовик с ящиками Похоже на Night in the Woods, только без Demon Tower, только с перемещениями по городу.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Skul Dark Paladin

Бегать по городу, разговаривать. А так разные мини игры по типу подай-принеси, cобери фотографию и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Amber Jam

Посмотрела на стриме игру, хотя хотела купить, но рада, что посмотрела, т.к. сама скипнула бы наверно.

Я фанат Night in the woods, да и эта игра показалась мне очень интересной, но начало скучноватое. Я понимаю, зачем оно нужно, но всё же.
Посыл у игры потрясающий. Но почему то не захотелось самостоятельно проходить.

Возможно, после Disco Elysium меня остановил этот исчерпывающий обзор в стиме :D

P.S: шутка, конечно)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Стрелкин

Дело вкуса. Я через силу проходил Night in the woods и пожалел, что вообще на эту нудятину время потратил. В то же время "Помни" мне показался в разы лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Ядрихинскiй

Ну хоть на стриме-то досмотрели?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
А л е к с е й

Депрессуху нагоняет после прохождения?

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Вы хотели сказать «в процессе»?) Не столько депрессуху, сколько меланхолию.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Skul Dark Paladin

Что то есть такое, но скорее просто пустоту

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Ядрихинскiй

Зависит от концовки.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Никитич
Тёма стал историком в Москве

Главная драма игры

Ответить
Развернуть ветку
87Frost

Не в Питере же, всё ещё может обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Комаров

Чувствуются вайбы бесконечного лета.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Недоцуков

Игра сильно короткая?

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Всё в обзоре.) Пять часов прохождение занимает. Но концовок несколько.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Evgeny Zybalov

Если вдруг кто-то соберётся на PS5 играть – словил неприятный баг: игра крашится, когда ездили по городу собирать фотки для тёти Гали и осталась одна финальная, которую из дома надо взять. Фотку беру, выхожу к остальным в подъезд, слушаю диалоги и всё, вылет.
Пробовал несколько раз по-всякому, в том числе и реконструировать базу данных через safe mode – ничего не помогло.
Надеюсь, ближайший патч это поправит.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Zybalov

Решил ситуацию специфически – установил игру на PS4, прошёл эту сцену, вернул сейвы на PS5, играю

Ответить
Развернуть ветку
Мисс Бурпл
Зато в прологе есть скример.

Можно проспойлерить этот момент? Физически очень плохо переношу скримеры, так хоть подготовиться морально...

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Ответил в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шумейко

Типичный стерильный, бестолковый обзор.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Мартин
Автор

Буду рад прочитать Ваш в блогах.)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Волшебный дебаркадер

а чего трейлер не приложен?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Носов

Что они сотворили с "Вернуться" — слов нет. Одни маты...

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Ядрихинскiй

Ну, главное, что Кате нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Skul Dark Paladin
почти ничем не отличается
одни маты

Жуть какие люди

Ответить
Развернуть ветку
Партийный Филипп

Как-то рецензия не "продает" игру. По прочтении сложилось впечатление, что это набор мини-активностей с жестко заданным сюжетом-рельсой, который будет тебя вгонять в тоску. Выборы-то там есть? Разные концовки чем-то реально отличаются? Интересно ли будет тем, у кого нет ностальгии по советскому детству?
Есть, конечно, Firewatch который про атмосферу и без особой вариативности, но он такой один, и его "тащит" в том числе интрига.

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Ядрихинскiй

Игра нелинейная. Уже у двух стримеров, которых я смотрел, вышли две очень разные истории.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Читать все 115 комментариев
null