War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Несколько сумбурный поток мыслей о происходящем вокруг и об играх, выступающих против бесчеловечного кровопролития.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Рано утром уже ушедшего дня началась [данные удалены]. До самого конца в это невозможно было поверить. Хотя и сейчас в это верится с огромным трудом. Кажется, что всё, что происходит в мире на сегодняшний день — страшный сон. Это единственное, на что хочется надеяться.

Однако в то утро, когда началась [данные удалены] люди по всему Земному шару проснулись в совершенно другой реальности. Реальности, к сожалению, навряд ли способной вернуться к прошлому состоянию.

Вопреки любым заявлениям и попыткам оправдать происходящее миротворческими настроениями, называя события «военной спецоперацией», очевиден тот факт, что ни одна военная спецоперация не может предполагать открытые боевые противостояния регулярных армий на территории столицы (и многих других городов) внутри соседнего государства. Какими бы мирными целями это не оправдывалось.

ВОЙНА – ЭТО МИР
СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ – СИЛА

Джордж Оруэлл, британский писатель

Именно в контексте творящегося сейчас информационного, и что ещё хуже — реального безумия великие слова Оруэлла из романа «1984» обретают устрашающий вес. Раньше они звучали больше как интересное, хоть и правдивое, но наблюдение. Сейчас — как непоколебимая реальность. Реальность, построенная на вымысле.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Конечно, случившееся сильно ударило по морали очень большого количества здравомыслящих людей. Я не хочу ничего никому доказывать или уличать кого-то в инакомыслии (в этом по обычаю нет никакого смысла), однако оправдывать и тем более радоваться [данные удалены], говоря, что это «давно пора было сделать» или «наконец эти уроды получат своё» — верх бесчеловечности и банальной душевной слепоты.

Война не выход ни из какой ситуации. Война не средство решения проблем. Война лишь результат слабости и неумения сопереживать ближнему. Война только разрушает, но никогда не строит мосты. Любая война.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Самой первой жертвой на любой войне всегда становится правда.

Информации поступает слишком много, тогда как мозг просто не успевает обрабатывать весь происходящий вокруг сюрреализм. От этого человек испытывает тревогу, страх и непонимание, что делать дальше. Эти чувства совершенно нормальны. Ненормально ощущение эйфории и ликования, ненормально желание яростного возмездия и чистосердечной радости.

Нужно смотреть в корень событий, а не восхищаться заблаговременно вспаханной вокруг дерева почвой.

Даже вокруг такого дерева 
Даже вокруг такого дерева 

В самый первый день с момента начала этих страшных событий я был в прямом смысле морально выжат. В обед, придя с работы домой на протяжении часа я сидел на диване, опустошённым взглядом смотря в стену. В голове никак не укладывалась мысль о том, что такое действительно возможно. Неужели теперь это реальность. Было ощущение будто умер кто-то близкий.

Разрушившиеся надежды на более менее стабильное будущее, страх перед непониманием реальных причин случившегося, уничтожение логически обоснованной аналитики, чувство скорби и боль за людское горе — до сих пор голова не даёт покоя.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Честно, я не знаю, как именно стоит преподносить этот текст. Я не знаю, стоит ли вообще его писать или выпускать. Я не знаю, что теперь делать. Я до сих пор не могу поверить, что, то что случилось — это реальность, а не сон.

Пусть этот текст будет слегка неструктурированным. Пусть он будет написан без заранее подготовленного плана. Пусть он покажется или даже реально предстанет несвязным потоком мыслей, но он должен жить. Он должен жить, чтобы не было смерти. Чтобы никогда не было войны.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Говоря об играх в контексте известных событий я не преследую цель показать незначительность ужаса военных действий перед обычным набором пикселей, наоборот, я хочу продекларировать антивоенный манифест, направленный на гуманистическое урегулирование представлений о значимости человеческой жизни и счастье заботиться о таких сравнительных мелочах, как видеоигры, но не о реальной войне. О счастье жить в обществе, разделяющем подобные взгляды.

Как и с любым другим видом искусства наиболее остро ощущается его значимость именно тогда, когда кажется, что от него совершенно нет и быть не может никакой пользы.

Valiant Hearts: The Great War

Самой первой игрой, которая приходит на ум в момент рассуждения на тему оказывается, пожалуй, по совместительству и самая антивоенная из всех.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Одновременно вторящая настроениям романов Ремарка и Хемингуэя, а конкретно их произведениям «На западном фронте без перемен» и «Прощай, оружие!», игра напрямую обращается к своим зрителям с мыслью, что война — это всегда смерть, страдания, боль и потери.

Valiant Hearts рассказывает одну историю о четырёх разных судьбах людей, вовлечённых в события Первой мировой войны. Уникальность игры заключается в том, что она не пытается фокусировать внимание на полномасштабных сражениях или ожесточённых боях. Она не показывает войну с точки зрения генералов или изменений на тактических картах. Она говорит о людях. О самых обычных солдатах, не виноватых в той ноше, которую им приготовила жизнь.

Боевые товарищи
Боевые товарищи

С точки зрения игрового процесса Valiant Hearts: The Great War представляет собой квест-головоломку с видом сбоку. Нам необходимо продвигаться по экрану слева направо, решать несложные задачи и периодически спасать людей из-под завалов.

В случае с Valiant Hearts антивоенные темы раскрываются в основном через нарратив, а не через геймплей. Игрока часто ставят перед важным моральным выбором, позволяя на себе прочувствовать тяжесть решений военного времени.

Spec Ops: The Line

Видеоигра от немецкой студии Yager Development крайне показательно демонстрирует ужас войны. Если говорить точнее — его психологическую сторону.

Война опустошает
Война опустошает

Сюжетно игра рассказывает историю капитана Мартина Уокера, несущего военную службу в окрестностях разрушенного Дубая. На первый взгляд игра не представляет собой ничего особенного, однако стоит копнуть поглубже и перед нами отрывается настоящий психологический триллер о том, насколько далеко может зайти человек, когда его охватывает военное помешательство.

Антивоенные настроения игра формирует посредством сталкивания игрока с тяжёлым моральным выбором. Однако не тем выбором, который предлагает Valiant Hearts. В данном случае, зачастую игрок не может предугадать последствия своих действий, которые в свою очередь оказываются порой совершенно невыносимыми для человеческого сознания.

Ужасающие последствия собственных решений 
Ужасающие последствия собственных решений 

Отсюда и развивается поствоенный травматический синдром (ПТСР), как у главного героя, так в какой-то степени и у игрока. Война всегда несёт с собой только безумие, смерть и угрызения совести за совершённые поступки.

Brothers in Arms: Hell’s Highway

Как и в случае с двумя предыдущими играми серии — Brothers in Arms: Road to Hill 30 и Brothers in Arms: Earned in Blood — Hell’s Highway рассказывает о событиях Второй мировой войны. А конкретно о голландской операции 1944 года, в ходе которой была произведена одна из крупнейших за всю историю высадок воздушного десанта.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Основной темой, которую охватывает игра, является важность товарищества. Особенно в условиях тяжелейшего военного времени. Игрокам предоставляется возможность испытать на личном опыте близость дружеских отношений между солдатами одного отряда.

Идейно серия игр Brothers in Arms вторит полудокументальному американо-британскому сериалу 2001 года «Band of Brothers» (в рус. переводе «Братья по оружию»). Как и на протяжении десяти серий произведения телеканала HBO, Brothers in Arms со всей ответственностью рассказывает о группе солдат, плечом к плечу участвующих в ожесточённых сражениях за взятие столь нужных командованию горизонтов.

Больше, чем братья
Больше, чем братья

Через на первый взгляд самые обычные боевые события игрок постепенно проникается историей каждого из членов отряда солдат 101 воздушно-десантной дивизии, становясь частью функционирующего механизма почти что родственных отношений среди изначально не близких друг другу людей.

Игра ярко показывает, что смерть, разрушения и сама война образуют родственные узы куда более крепкие, нежели даже кровная близость. Что только приуменьшает значимость реальной войны перед лицом разрыва этой связи через потери и страдания.

This War of Mine

Казалось бы, что может быть хуже обычной войны? На самом деле, такая вещь есть. Это война гражданская. Те ужасающие события, которые подразумевают кромешное затуманивание сознания, даже самых здравомыслящих людей.

В чём виноваты обычные люди?
В чём виноваты обычные люди?

Героями войны по привычке всегда считают солдат, однако если солдаты предстают героями не всегда, то гражданское население оккупированных или схваченных в оцепление городов без единого исключение выступает жертвой в любой войне. Жертвой обстоятельств, человеческой алчности, глупости решений и банальной уверенности в собственной лжи.

Игра показывает войну глазами обычных людей, ещё вчера проживавших собственные жизни в годами выстроенных условиях, которым суждено было разлететься на куски в одно мгновение.

Главной задачей для игрока становится не захват важных стратегических точек и не уничтожение солдат противника, главная задача в This War of Mine — выжить. Бывший учитель начальных классов или врач местной больницы, ребёнок, так беззаботно игравший в песочнице или недавно подарившая ему младшего братика мать теперь вынуждены бесперебойно искать себе кров и пропитание, пробираясь по развалинам ушедшей в прошлое жизни.

Когда-то тут кипела обычная бытовая жизнь
Когда-то тут кипела обычная бытовая жизнь

Антивоенный посыл в This War of Mine, пожалуй, один из самых прозрачных. Здесь не рассматриваются глобальные проблемы военного времени, главное, о чём говорит игра, читается сразу в названии — в первую очередь о войне самим с собой.

О той самой внутренней войне, с которой сталкивается любой гражданский, оказавшийся в положении жертвы. Войне, победа или поражение в которой всегда будут зависеть от жизни ближних, а результатом будет собственная жизнь.

The Snowfield

Самая малозначительная по масштабу, но в то же самое время одна из самых сильных по наполнению.

Одиночество и тотальное бессилие
Одиночество и тотальное бессилие

Будучи студенческим экспериментальным проектом, игра от разработчиков из Singapore-MIT Gambit Game Lab, представляет собой продукт, продвигающий довольно оригинальную идею.

Игроку предоставляется возможность примерить на себя роль обычного солдата, чудом выжившего в трагическом кровопролитном сражении Первой мировой войны. Всё, что от вас, как от игрока требует игра — это бесцельно бродить по недавнему полю бойни среди трупов, разрушенных зданий и оторванных конечностей. Иногда вы можете встретить таких же потерянных и обречённых «живых мертвецов» — чуть более удачливых солдат с обеих сторон конфликта.

Находясь в условиях жуткого мороза, помимо того, чтобы продержаться как можно дольше (слово «выжить» тут вряд ли уместно), игрок оставляет за собой право помочь или оставить умирать встреченных солдат вне зависимости враг это или друг. Война уравнивает всех в горе и страдании.

Находясь на грани смерти и враги становятся друзьями
Находясь на грани смерти и враги становятся друзьями

The Snowfield показывает самое худшее, что есть в войне — её последствия. Искалеченные судьбы, смерть и бессилие перед самой её сутью, её разрушительной натурой.

Самое жуткое, что может принести война — осознание бессмысленности произошедшего в момент, когда вернуть уже ничего нельзя.

11-11: Memories Retold

Если можно так выразиться, «картинная» игра от студий Aardman Animations и Digixart преподносит на суд игрокам историю двух солдат, находящихся по разные стороны баррикад Западного фронта: один на стороне сил Антанты, другой — Тройственного союза.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Однако игра не сталкивает их напрямую, как двух противников с отчётливой позицией у каждого, она скорее говорит о людях, как о личностях и о том, как эти личности изменяются по ходу войны.

Как игроку, так и персонажам по мере продвижения сюжета предстоит столкнуться с разными этапами Первой мировой, каждый из которых внесёт собственные коррективы в представления о военном долге, доблести, чести и товарищеских обязательствах.

На войне все люди равны перед лицом смерти
На войне все люди равны перед лицом смерти

Игра открыто показывает, как страшно выглядит реальность, построенная на ненависти, бессмысленных убийствах и страхе перед смертью, и как прекрасно, когда эта реальность оборачивается настоящей дружбой между людьми, даже не говорящими на одном языке.

Battlefield 1 и Battlefield V

Каждая из игр пропагандирует антивоенные темы через ознакомление игрока с набором из нескольких небольших художественных зарисовок о реальных событиях как Первой, так и Второй мировой войны.

Арт Battlefield 1
Арт Battlefield 1

Несмотря на то, что основной геймплейный акцент в играх делается именно на ожесточённых сражениях, как раз через них и доносится главная мысль, насколько война страшная штука. Возможность окунуться с головой в пыл боя, полностью отключив интерфейс вкупе с максимально красочной и реалистичной графикой позволяет игроку на собственном опыте прожить хаотичность ведения боевых действий в моменте.

Окружение разрывается от снарядов, в глаза летит грязь, вокруг за секунды погибают боевые товарищи, а цель сражения растворяется в криках, гуле массивной техники и собственном бессилии перед обстоятельствами.

Всё вокруг кажется сном до того момента, пока не засыпаешь уже навсегда.

Battlefield V
Battlefield V

Помимо геймплейных решений обе последние Battlefield, пусть иногда и в лоб, однако показывают, что каким бы образом какая бы война не оправдывалась — это всегда адская мясорубка, преследующая исключительно цель загубить жизни молодых ребят, так глупо оставшихся лишь памятью истории.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater

MGS 3 демонстрирует антивоенные настроения по-особому. Серия игр Metal Gear Solid всегда славилась максимально пацифистским отношением к военным действиям, позволяя себе высказываться на тему вынужденных жертв или — что на войне происходит гораздо чаще — глупой смерти, но никогда не делая из этого праздник.

War is never a choice: игры, говорящие ужасам военных действий «НЕТ!»

Для того чтобы на собственном опыте позволить ощутить игроку весь груз ответственности за отнятую у человека жизнь, Хидео Кодзима прибегнул к довольно интересной нарративно-геймплейной механике. По задумке автора, если по ходу прохождения игрок постоянно опирался на летальные методы устранения противников, то в момент битвы с боссом The Sorrow главный герой Снейк будет вынужден пробираться сквозь трупы всех убитых им солдат.

Очень эффектный приём, доходчиво показывающий истинную цену военных побед. Приём, что самое главное, воплощённый в жизнь именно благодаря игровому процессу, а не просто преподнесённый через сюжет.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Помимо этого на протяжении всей игры, переговариваясь по рации персонажи постоянно задаются одними и теми же вопросами о ценности человеческой жизни и о том, зачем вообще нужно убивать людей.

Игра, поднимающая проблему холодной войны и разрушительной мощи ядерного вооружения (не дай Бог применённого на Земле), говорит о войне, как о глубоком шраме, остающемся на душе каждого, кому не повезло столкнуться с её разрушительными последствиями.

Fallout

Если серия игр Metal Gear Solid ещё даёт надежду на то, что человечеству удастся избежать обмена ядерными ударами, тем самым погубив всю цивилизацию в считанные минуты, то серия игр Fallout не столь оптимистична в прогнозах. Более того, крупномасштабную ядерную бомбардировку она преподносит как уже случившийся факт.

Взял <a href="https://dtf.ru/retro/1106419-fallout-na-temu-cccp-ili-dazhe-na-nashu-deystvitelnost-v-budushchem" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a>. Спасибо за пост, WAR1OCK
Взял отсюда. Спасибо за пост, WAR1OCK

По большому счёту любую игру, поднимающую тему жизни в условиях постапокалипсиса можно считать наиболее значимым антивоенным манифестом. Связано это с тем, что такие игры не просто показывают, что война это плохо, что война всегда связана с потерями и болью. Такие игры копают куда глубже, на первый взгляд порой вообще не говоря о войне напрямую.

Без доли скепсиса, срывая все маски эти игры спокойным, выдержанным и уже никуда не торопящимся тоном (потому что и торопиться то теперь некуда) говорят не о самих решениях, но о последствиях самых страшных решений на войне. Эти игры наглядно демонстрируют, что будет, если сторонам конфликта, располагающим ядерным оружием не удастся добиться мирного урегулирования разногласий.

Fallout 3
Fallout 3

Fallout и его сводный брат Wasteland — серии игр — ярчайшие примеры антивоенных видеоигровых проектов. Жить в мире (если вообще жить), разрушенном под основание, проводя остатки своих дней на радиоактивном пепелище среди мародёров, бандитов и убийц, а если прибегать к художественному вымыслу, ещё и полном кровожадных чудовищ — перспектива достойная не выходить за рамки авторской выдумки.

Metro Exodus

Однако в свете последних событий и постоянно обновляющихся новостей, к огромному сожалению и даже страху, наиболее близкой к реальности и от этого наиболее антивоенной выглядит именно Metro Exodus.

Да, вся серия игр Metro, созданная на основе художественных книг Дмитрия Глуховского о московском метрополитене, ставшем убежищем для сотен тысяч людей в момент ядерной атаки не менее красноречиво, чем Fallout говорит о хтоническом ужасе последствий банального человеческого недопонимания.

Виды разрушенной атомным взрывом Москвы
Виды разрушенной атомным взрывом Москвы

Всё же именно завершающая часть трилогии будто пророчески не просто сообщает, а чуть ли не ставит перед фактом неотвратимого будущего. Это действительно пугает.

Кроме того, что в отличие от двух первых игр серии Exodus показывает картину постъядерного мира целиком, она ещё и недвусмысленно намекает по чьей вине случилась трагедия.

Теперь это выглядит уже не так весело...
Теперь это выглядит уже не так весело...

Неутешительные выводы с надеждой на лучшее

Несмотря на то, что даже внутри списка с играми, пропагандирующими антивоенный посыл рассуждения о жизненных перспективах по нисходящей пришли к тому, что мы имеем сейчас и в реальности — к ядерной угрозе. Какой бы далёкой она не казалась, в последние дни она стала на несколько ощутимых шагов ближе.

Война в любом своём проявлении никогда не несёт ничего хорошего. За громкими лозунгами, цветами победителям, миротворческими идеями, парадами и ликующей толпой всегда скрываются смерть, горе, разрушенные судьбы и что самое худшее — упущенная возможность мирного неба над головой.

Каждая из вышеупомянутых игр показывает разные события, происходящие в разных декорациях и с разными героями, но в то же самое время, каждая из них говорит ровно об одном. О том, что ни одна война и ни одно стремление, достигаемое этой войной не стоят человеческой жизни. Совсем.

«Апофеоз войны», худ. Василий Васильевич Верещагин
«Апофеоз войны», худ. Василий Васильевич Верещагин

Тем событиям, которые происходят никогда не будет оправдания. Как бы не объяснялись решения, прикрытые выстроенными декорациями из иллюзорного картона поддержки и величия, невозможно быть прощёным временем. Самым главным судьёй на Земле.

Мы действительно стали жить в иной реальности. Однако то, что она стала иной, не означает, что сразу оказалась худшей из возможных. Безусловно, это умозаключение работает в обе стороны, но будем думать о лучшей из них.

Единственное, на что остаются моральные силы, с тлеющим, но никогда не гаснущим огоньком надежды в сердце произнести два гордых слова, уже ставших неотъемлемым атрибутом окружающей действительности. Миру — мир, друзья!

P.S.: Насколько это возможно, хорошего вам дня. Оставайтесь в здравом рассудке и излишне не накручивайте себя. Помните, что главное, что у вас есть — это вы сами. Всех обнял!

#лонг #почитать #игры #жизнь #люди

773773
196 комментариев

При всём уважением, но как же заебали проецировать «1984» на наше время. Можно мусолить долго эту тему, но из похожего с романом у нас только нихуя.

Хотите выебнуться и драматизировать - берите «Скотный двор» того же Оруэлла

170
Ответить

В стране где последние 70 лет рассказывали о ужасах войны и о том как это плохо, резко начали сажать людей за лозунг "Я за мир", "Нет войне" и прочее. Ну да бро, вообще не "1984" Оруэлла.

332
Ответить

Не ту картинку ты вкинул

21
Ответить

Скотный двор неактуален, так как является сатирическим переложением демократического социалиста-участника войны в Испании Оруэлла событий в СССР 20-х - начала 40-х годов с прогнозом "в СССР окончательно откажутся от социализма и станут капиталистической монархией, как были раньше". Этого таки не случилось (ближе всего к книге история КНДР), зато сам Оруэлл под конец жизни составлял списки тайных коммунистов для британского отдела пропаганды, лол.

8
Ответить

Войди в положение. Стоит всего 200 рублей, читать всего 300 страниц и ты автоматически выше быдла.

4
Ответить

Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.

3
Ответить

И не говори, причем с художественной стороны - не самая выдающаяся книга)

1
Ответить