Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

История происхождения одного из главных видеоигровых клише.

Красные взрывающиеся бочки — одно из самых распространённых клише в геймдизайне. Настолько, что даже называть их клише — уже само по себе клише. Правило «стреляй в бочку с горючим, и она взорвётся» интуитивно понятно игрокам с разными вкусами и опытом: несмотря на то, что в жизни это правило, очевидно, не сработало бы.

И даже сейчас разработчики — отлично понимая, что это клише — все равно вставляют взрывающиеся бочки или «бочкоподобные» объекты в свои игры. Их можно встретить в новом Wolfenstein, Battlefield V, последней Modern Warfare, перезапуске Hitman и The Outer Worlds. В намеренно абсурдных шутерах вроде Just Cause 4 или Far Cry Blood Dragon бочки чувствуют себя особенно комфортно.

Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

Так откуда же взялся этот дизайнерский штамп — укоренившийся настолько, что мы десятки лет принимаем его за должное? Автор YouTube-канала Ahoy решил выяснить это и отследил феномен красных бочек до аркадных игр 80-х, «Безумного Макса» и, внезапно, немых комедий Бастера Китона.

На протяжении десятков лет большинство культовых шутеров использовали красные взрывающиеся бочки. Они были в Half-Life, 007 GoldenEye, Shadow Warrior и Duke Nukem 3D.

Вероятно, самым креативным использованием бочек может похвастаться Half-Life 2 — там от пары выстрелов они не взрываются, а лишь возгорают, работают, по сути, как бомба замедленного действия. Что, вместе с симуляцией физики, позволяет тактически использовать их для убийств врагов.

Half-Life 2

Все эти игры, будучи шутерами от первого лица, в том числе вдохновлялись оригинальным Doom — одним из основоположников жанра FPS. И взрывающиеся бочки они, скорее всего, тоже взяли именно из него.

В Doom они раскиданы практически по каждой локации, с помощью них можно эффективно уничтожать по несколько врагов за выстрел. В Doom 2 даже есть целый уровень, посвящённый бочкам — Barrels of Fun («бочки веселья»).

Doom

Но откуда взрывающиеся бочки взялись в Doom? Ответ автор видео пытается найти в тех играх, что, в свою очередь, вдохновляли id Software. В первую очередь — аркадах жанров shoot 'em up и экшен-RPG. Причём с последними, считает Ahoy, Doom имеет больше общего, чем можно подумать.

Весь геймплейный цикл с убийством монстров и поиском ключей, например, id Software напрямую взяла из Gauntlet 1985 года. Там, правда, никаких бочек не было — и уж тем более взрывающихся.

Gauntlet
Gauntlet

Зато они были в многочисленных военных shoot 'em up играх, расплодившихся в конце 80-х на волне популярности милитари-экшен фильмов вроде «Рэмбо» и «Коммандо». В Operation Wolf (1987), Devastators (1988) и Dynamite Duke (1989) бочки — естественная часть окружения, такая же, как деревянные ящики или, скажем, грузовые контейнеры. Но взрывать их нельзя.

Уничтожать бочки можно в Cabal (1988), но наносить этим урон противникам не получится.

Cabal

В 1989 году вышла лицензированная игра по Rambo 3 для аркадных автоматов. И вот в ней уже можно увидеть полноценные взрывающиеся бочки, способные уничтожать рядом стоящих врагов.

Причём, что забавно, в самом фильме ничего такого не было. Там, конечно, есть по отдельности и бочки, и взрывы, но вместе — никогда.

В том же 1989-м красные взрывающиеся бочки появились в Ikari III: The Rescue — другой аркадной игре, вдохновлённой «Рэмбо» (здесь даже главный герой носит такую же красную повязку на голове). Причём тут они работают скорее как в Half-Life 2 — взрываются не сразу, а после некоторой задержки.

Ikari III: The Rescue

Возможно, как раз из этих игр — сознательно или нет — разработчики Doom и взяли концепт взрывающихся бочек. Вот только в шутере от id Software они выглядят совсем иначе — вместо ярко-красного окрашены тёмно-зелёным и заполнены не горючим, а радиационными отходами.

Ahoy предполагает, что эта идея могла быть навеяна реальными историческими событиями. В 1986 году, за 7 лет до выхода Doom, произошла авария на Чернобыльской АЭС, и в те годы проблема радиационных отходов была особенно актуальной.

Из научных кругов она перекочевала в массовую культуру, вплоть до детских телевизионных передач — автор видео вспоминает мультсериалы «Команда спасителей Капитана Планеты», «Токсичные крестоносцы» и даже «Черепашек-ниндзя». 55-галлонные бочки как раз стали символом этой проблемы.

Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

Но есть и другая теория. Связана она с тем, что Doom изначально задумывалась как лицензионная игра по мотивам франшизы «Чужой». Оттуда в шутер id Software перекочевали космические пехотинцы, научно-фантастические базы и мегакорпорации с сомнительной моралью.

«Чужой 3» вышел в 1992-м — прямо посреди разработки Doom. И в фильме как раз есть момент, где люди, неспособные справиться с ксеноморфами, решают использовать против них легковоспламеняющиеся ядерные отходы. Которые хранятся, разумеется, в тех самых бочках.

Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

Чтобы подтвердить одну из теорий, автор видео даже написал лично Джону Ромеро с вопросом, почему всё-таки id вставила в игру взрывающиеся бочки. Ответ геймдизайнера был краток.

Нам казалось, что если ты выстрелишь в бочку, заполненную токсичными отходами, она взорвётся. И это будет ещё одним отличным способом уничтожать демонов.

Джон Ромеро, со-основатель id Software, один из создателей Doom

Таким образом, Ahoy приходит к выводу, что авторы Doom не просто взяли эту идею у какой-то конкретной игры или фильма. Взрывающиеся бочки скорее стали неизбежным продуктом своего времени.

Но id Software всё же не были первыми, кто привнёс эту механику в индустрию. Перед автором видео остался ещё один неразрешённый вопрос. Так где же всё-таки взрывающиеся бочки появились впервые?

Rambo III

В первую очередь он обращается к играм, созданным по мотивам экшен-фильмов. Взрывающиеся бочки были в аркадной Lethal Weapon («Смертельное оружие») и игре по мотивам «Чужих».

Причём вышла она до «Чужого 3», а значит, их появление не могло быть вдохновлено картиной Дэвида Финчера. А в первом «Чужом» и, собственно, «Чужих» никаких бочек не было. Надо копать глубже.

Aliens (1990)

Ahoy решил искать ответ в каталоге Konami — компании, которая выпустила аркадных «Чужих». Оказалось, что в их Teenage Mutant Ninja Turtles 1989-го тоже были взрывающиеся бочки. Причём на них красуется надпись Danger! («Опасность!»).

Это говорит о том, что для игроков тех лет не было очевидно, что если ты ударишь или выстрелишь в красную бочку — она обязательно взорвётся.

Teenage Mutant Ninja Turtles (1989)

В этом же году вышла License to Kill — аркадный шутер по мотивам «Лицензии на убийство», фильма о Джеймсе Бонде с Тимоти Далтоном в главной роли. В самой картине тоже есть бочки — среди них проходит самая первая перестрелка. Но они не взрываются, а при попадании лишь протекают.

А вот в игре — вполне себе взрываются. Более того, на некоторых уровнях это самый очевидный и удобный способ убить врагов.

License to Kill

Все эти игры — Rambo III, Ikari III, Teenage Mutant Ninja Turtles, License to Kill — объединяет год выхода: 1989-й. Вернувшись же всего на год назад, в 1988-й, автор видео не обнаружил примеров взрывающихся бочек.

Кроме одного единственного.

Это beat 'em up под названием P.O.W.: Prisoners of War, отличающийся от собратьев по жанру тем, что в нём куда сильнее задействовано огнестрельное оружие. Впрочем, здесь всё равно, как и в любой подобной аркаде тех времён, заметно влияние Double Dragon. Ahoy считает, что и бочки в P.O.W. пришли оттуда же.

P.O.W.: Prisoners of War

В Double Dragon 55-галлонные канистры не взрываются, но их можно эффективно использовать в борьбе с врагами — кидать в них и валить тем самым с ног. Позже эту механику можно было встретить и в других beat ’em up (например, Final Fight), и даже в файтингах вроде Street Fighter.

Вероятно, разработчики P.O.W., взяв за основу формулу Double Dragon, но добавив к ней огнестрельное оружие, задались вопросом: а что будет с этими бочками, если в них выстрелить? Очевидное и самое эффектное решение — конечно же, взрыв.

Double Dragon

Но даже P.O.W не была первой игрой со взрывающимися бочками. Ahoy удалось найти ровно один проект, который её опередил.

Что самое странное, он оказался не шутером и не beat 'em up. А гоночной игрой Speed Rumbler 1986 года. Бочки были в ней одной из основных механик — настолько, что даже на аркадных автоматах со Speed Rumbler вешали объяснение, как они работают.

Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

В начале все бочки в игре — синего цвета. Но после удара они становятся красными и через некоторое время взрываются: так можно эффективно устранять своих противников.

Speed Rumbler

Вероятно, Speed Rumbler — действительно первая игра со взрывающимися бочками. Но почему разработчики из Capcom вообще их туда добавили? Ответ, скорее всего, в сеттинге.

Speed Rumbler — это игра о машинах, действие которой происходит в постапокалиптическом мире. Очевидно, она вдохновлялась эстетикой «Безумного Макса». А какова причина апокалипсиса в «Безумном Максе»? Нефтепромышленный экономический коллапс.

Красная бочка — в каком-то смысле символ нефтяной промышленности. Именно в таких ёмкостях хранят горючие вещества, нефть даже меряют «баррелями». Barrel с английского — как раз таки «бочка» .

Doom, «Безумный Макс» и Donkey Kong: откуда взялись взрывающиеся бочки в играх

Впрочем, Ahoy видит ещё один возможный источник вдохновения. И весьма неординарный — Donkey Kong, классическая аркадная игра 1981 года, невероятно популярная в своё время.

Бочки там были одним из главных препятствий на пути главного героя к заветной цели — девушке, которую похитила огромная обезьяна. Примат бросал бочки вниз по лестницам и балкам, а игроку необходимо было от них уворачиваться.

В следующие годы вышла куча подражателей Donkey Kong, и почти во всех из них присутствовали бочки — как опасная преграда на пути у героя.

Donkey Kong

Почему они появились в Donkey Kong — толком неизвестно, но Ahoy выдвигает весьма смелое предположение. Так как сама игра вдохновлена классическим голливудским фильмом «Кинг-Конг» 1933-го, то и причину появления бочек автор видео предлагает искать примерно в той же эпохе.

Конкретно — в фильмах Бастера Китона, одного из великих авторов немой комедии и мастера акробатических гэгов. Лестницы, платформы и, конечно, бочки — удобные инструменты для физической комедии. В частности, в фильме Китона «Что?! Нет пива?» (1933) есть сцена, где герой убегает от катящихся по улице бочек.

Ahoy считает, что причина, почему авторы разных игр (и фильмов) используют бочки в том, что они достаточно «обыкновенны». Зритель или игрок понимает физические особенности этого предмета, примерно представляет его размер и вес. Бочке не нужен «сетап» — мы подсознательно знаем, какую опасность она может сулить.

По этой же причине их начали изображать красными. Этот цвет на биологическом уровне ассоциируется у человека с огнём и опасностью.

Популярность красных бочек в шутерах Ahoy связывает с тем, что, во-первых, они могут использоваться как тактический предмет — как пример, всё та же Half-Life 2. К тому же, игроку всегда приятно взять и уничтожить разом несколько врагов. Всего одним точным выстрелом.

Half-Life: Alyx
152152
18 комментариев

Вспомнилось

30
Ответить

-Полагаю ты Гордон Фроман?
-Как узнала?
-Ты во сне всё время повторял:"Нет, Фроман..."

7
Ответить

В третьем думе ошибкой отдела закупок объясняли появление бензопил на марсианской базе.

8
Ответить

Уверен, что пару дней назад я это уже видел

11
Ответить

да только тут толковый перевод.

3
Ответить

В Alyx уже не бочки, а газовые баллоны так-то

1
Ответить

"маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества" - как скажут потом игровые издания

7
Ответить