Кратко (нет) о... NieR Automata

Nier Automata... Я даже не знаю, с чего и начать. Если смотреть по продажам, то игра сильно недооценена игроками (на момент написания сценария в конце 20 года. Сейчас продажи составляют 5 млн копий). Кого-то отпугивает невысокий уровень детализации и качества картинки в целом (хотя стилистика у нее очень даже на высоте). Кому-то не нравится геймплей. Иные вообще не признают японские игры. Возможно. У игры есть проблемы, как и у любой другой, но вот сюжет... Чего у нее не отнять, так это уровень и качество проработки сюжета и троицы главных героев. Сюжет. Он вполне самодостаточен и закончен в рамках игры, но... Если решитесь погрузиться в контент за ее пределами - будьте готовы. Это такая смесь безумия, что разбираться можно в ней очень долго. Прежде чем погружаться, спросите себя: "А оно вам надо?"
PS: выкладываю свою многострадальную работу, которую делал еще в начале 21 года.
PPS: лонгрид выходит неимоверно огромным, так что тут просто не влезает. Если кому интересно почитать, пишите в комментариях, я оформлю несколько статей отдельно. Хотя в конце все-таки сразу приложу текстовый обзор.

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

Часть седьмая

Часть восьмая

Часть девятая

Часть десятая. Аудиодрама, не вошедшая в игру, но являющаяся частью эпилога

Обзор игры с текстовой частью

"Всему живому приходит конец. Мы навечно заперты в бесконечном кругу жизни и смерти. Это проклятие? Или какое-то наказание? Я часто думаю о боге, который наградил нас этой загадкой... и задаюсь вопросом, не получится ли у нас когда-нибудь убить его." - этими словами начинается и заканчивается повествование сей интересной игры от студии Сквер Эникс. И спустя десять частей сюжета, я, наконец, перейду к тому, что хотел сделать с самого начала. К обзору, в котором мы попытаемся выяснить, снятся ли андроидам электроовцы, где кончается человек и начинается машина или что курил Йоко Таро. Готовьте свое любимое оружие, собирайте припасы для выживания, ведь мы - начинаем.

Герой

Во-первых, давайте поговорим о главных героях. Их трое. 2В, А2 и 9S.

Кратко (нет) о... NieR Automata

И начнем, пожалуй, с 2В, которая на деле 2Е, но сейчас не об этом. По характеру наша самурайка - ледяная королева. Собранная, спокойная, серьезная. Внешне. Но на деле - это добрая и заботливая девушка, которая иногда может быть очень эмоциональной. Но из-за некоторых обстоятельств редко проявляет эти черты характера.

Ее имя - это отсылка на шекспировское “быть или не быть”. 2В or not 2В. И концовка А как раз имеет название or not 2B.

Андроид класса Боец имеет два слота под вооружение, в которые мы можем положить короткий или двуручный мечи, копье или кастеты, в любых комбинациях. Так же для нанесения урона она может самоуничтожится, что оставит ее с одним ХП и в одном купальнике.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Далее - 9S, как второй играбельный персонаж. В отличие от напарницы, он открыт и весел, но и тут все не так просто. Как Сканер, парень может быть предельно собран и серьезен. А в третьей части проявляется и его еще одна сторона, полная ярости и зла и… печали.

В отличие от 2В, имеет только один слот оружия. Второй же занят взломом. Как и напарница, вооружен самоликвидацией, оставляющей его без шорт.

Его имя - латинский каламбур: «non esse» означает «не быть», противоположность 2B «быть». Его также можно прочитать как немецкое «nein es» («нет ид»), относящееся к теории Фрейда об ид, эго и супер-эго, хотя это не настоящая немецкая грамматика.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Последняя по списку, но не значению - А2. Является боевым прототипом андроидов типа YoRHa. Считается предателем организации, но все не так просто. Подробнее о ее трагической судьбе можно узнать из постановки YoRHa Ver. 1.2.

Вторая изначально скрытна и неразговорчива, но это на первый взгляд. В ходе игры чаще всего она вспыльчива и безрассудна, но при этом не лишена сочувствия и на деле добрее, чем пытается казаться.

Имя A2 - отсылка к апокрифическим последним словам Юлия Цезаря «et tu, Brute?» («и ты, Брут?»). Это двоякая отсылка, как на ее статус предполагаемой предательницы, так и на предательство со стороны YoRHa.

В отличие от новых моделей, не имеет самоуничтожения, но при этом может входить в состояние перегруза, что повышает боевые характеристики, но при этом наносит урон телу, лишая практически всех остатков одежды. Как и 2В, имеет два слота для вооружения, но в определенные моменты получает доступ и к модулю взлома.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Боты 042 и 153 - помощники андроидов и системы дальнего боя. Дают доступ к специальным навыкам, таким как например тяжелый лазер, щиты от оружия ближнего или дальнего боя и тд. По ходу игры они из бездушных ботов превращаются в личностей. 042 имеет мужской голос и путешествует с 2В, а потом с А2, а 153 - женский и помогает 9S.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Сюжет

О сюжете я говорить сильно не буду, ибо о нем у нас есть целых десять роликов. Скажу только, что он очень закручен, насыщен философскими рассуждениями и библейскими отсылками.

Геймплей

А вот о геймплее стоит поговорить побольше. Он делится на несколько сегментов.

Первый, он же и основной - слешер. Большую часть игры мы будем бегать и изничтожать железяк с помощью приличного арсенала колюще-режущего вооружения. Об основных типах было упомянуто ранее, но количество их превышает несколько десятков. Правда их еще надо найти.

В дополнении к оружию ближнего боя, присутствует еще и набор стрелкового, роль которого играют боты. Но его в разы меньше - импульсный пулемёт, ракеты и легкий лазер. И два последних надо еще найти. В дополнении к ним есть ряд скиллов, но их опять же никто с самого начала не дает.

Второй - топ даун шутер. Используется в отрезках со взломом и во время переключения полетного модуля в режим робота.

Третий - шутемап. Для режима истребителя у полетного модуля.

И последний, четвертый - боевой платформер.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Игра постоянно переключается между этими элементами, так что к концу третьего прохождения с геймплейной точки зрения не скучно.

Отдельного упоминания стоят местные боссы. Огромные и монструозные, с множеством разнообразных механик, сменой фаз и планов. Один только Грюн чего стоит. Правда, есть и исключения. Адам и Ева. Они выбиваются из общего ряда… но, к счастью, только размерами. Ростом чуть выше главных героев. И за всю игру мы с ними столкнемся три раза, но их поведение в бою будет отличаться от встречи к встрече.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Мир

А вот с миром все не так хорошо, как хотелось бы. Он растянут и компактен одновременно. С одной стороны он бесшовен и локации находятся близко друг от друга, но из-за того, что рядом расположены разные, порой несочетающиеся биомы, это создает проблемы в восприятии целостности и реальности мира.

С другой стороны сами локации хоть и имеют не очень большой размер, но если начать выполнять побочные квесты, то сталкиваешься с огромнейшим количеством бектрекинга. И он настолько выматывает, что периодически появляется желание бросить игру. Благо, есть терминалы быстрого перемещения, которые еще создают зоны, где можно сохранить игру. Плюс они дают доступ к почте. Не особо нужная вещь, кроме пары моментов.

Ну а теперь кратко пробежимся по имеющимся локациям.

Первая - заброшенная фабрика, с которой и начинается игра. Станки, прессы, расплавленный металл…

Кратко (нет) о... NieR Automata

Далее - Руины города, где еще расположен лагерь сопротивления. Полуразрушенный мегаполис. Какой - сказать сложно.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Пустыня. Жара, песок во всех местах… Пустыня, одним словом.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Парк аттракционов. Место, куда водят детей и ходят парочки на свидания.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Деревня Паскаля - поселение с машинами-пацифистами. Странное место.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Древний лес, в котором притаились руины замка. Место, где обосновалось лесное королевство.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Затопленный город - это по сути окраина руин, которая медленно, но верно погружается в море.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Бункер - одна из орбитальных станций, где обитают андроиды.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Реплика города - искусственно созданная Адамом локация. Безумие чистой воды. Мне нравится.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Башня. Финальная локация. Огромное монструозное строение.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Техническая составляющая

До недавнего времени у игры были проблемы с технической составляющей, но спустя четыре с лишним года скваречники наконец разродились патчем, который подтянул разрешение до нормальных значений, поправил фреймрейт в некоторых местах, добавили дополнительные возможности.

И вроде бы все хорошо… Можно было бы сказать, если бы не одно “но”. Огромное такое. Знатное. Для русскоязычного комьюнити. Русская локализация. Официально ее нет. Сквер эникс - это откровенный кретины, которым абсолютно пофиг не СНГ-шный сектор. Они посчитали, что раз 15 финалка у нас плохо продалась, то и стараться больше не надо, не подумав своей одной извилиной на всех менеджеров разом, что у нас она мягко говоря непопулярна и народ отпугнул номер игры, хотя с остальными четырнадцатью она никак не связана. Зато откровенный шлак, марвелс авенджерс получил перевод. Благо - есть фанатский русификатор.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Визуал

Вот эта часть игры - один из спорных моментов. У игры был маленький бюджет и большая его часть ушла… в задницу 2В и А2. Персонажи, как главные, так и второстепенные выглядят красиво и детализировано. Так же, как и боссы.

А вот с рядовыми противниками - же хуже. Местные роботы похожи на жестяные заводные игрушки и выглядят максимально просто. Да и сам мир не блещет красотой. Здания пустые, похожие на коробки, на локациях практически нет каких-либо особенностей. Единственная яркая территория - это парк атракционов. Даже цвета - блеклые и невзрачные. Игра наполнена белым, серым, черным цветами.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Цвета играют на контрасте, у локаций есть свой стиль. Та же реплика города - целиком белая, и это объясняется сюжетно. Хотя я был бы не против, если бы визуал был более детализирован и насыщен цветом.

Звук

Помимо персонажей, бюджет еще ушел в звук. А точнее - в саунддизайн. Композиции Кэичи Окабе радуют слух. Плюсом ко всему - это не просто музыка. В треках присутствуют прекрасный вокал, что отлично влияет на атмосферу и восприятие.

А вот с озвучкой… Скажем так, я считаю, что английская озвучка для японских произведений совершенно не подходит. И играть автомату надо только с японским звуком, потому как многие голоса не соответствуют оригинальному характеру и задумке.

Допконтент

Для игры вышло одно ДЛЦ, которое добавляет три новые арены, три костюма в награду, для каждого персонажа и небольшая, буквально минут на 20-30, история роботе Платоне 1728, оканчивающаяся красивым видеоклипом.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Однако больше всего дополнительного контента существуют в другой форме - ранобе, аудиодрамы и театральные постановки. Они сильнее раскрывают этот мир и историю персонажей. Практически все, согласно интервью с Йоко Таро, было создано уже после выхода игры, чтобы закрыть пробелы в истории.

Мысли

После всего вышеописанного, давайте подумаем, хорошая ли игра - Nier Automata. С одной стороны, хоть игра и изобилует множеством механик, но довольно часто придется сталкиваться с однообразными противниками. С другой стороны сюжет интересен и эмоционален, но второе прохождение за 9S может оттолкнуть игрока, да и нужно иметь желание разобраться в хитросплетениях происходящего. Визуал хоть и атмосферен и имеет стилистику, но слишком прост в техническом плане.

Но знаете, я в игре провел более ста часов. За это время я прошел ее основной сюжет, а потом еще раз, для записи футажей. И мне ни разу не было скучно. Персонажи казались живыми, несмотря на то, что изначально были механизмами. Сценаристы вытащили на поверхность много философских тем, связанных с понятием человека, любви, осознания себя личностью. Роботы, что пытаются стать людьми. Андроиды, что созданы по образу и подобию человека. И наблюдающий за ними мертвый бог - человечество.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Я окончу этот ролик теми же словами, коими начиналась и заканчивалась игра: “Всему живому предначертан конец. Мы навечно заперты в бесконечном цикле жизни и смерти. Это проклятие? Или какое-то наказание? Что за бог послал нам эту таинственную загадку и сможем ли мы бросить ему вызов?”

6464