Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Проверяем классику на прочность.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Привет!

Как часто вы проходите игры, которым уже довольно много лет, но для вас они все еще актуальны и ностальгически притягательны? Уверен, что у каждого найдется пара-тройка игр, о которых приятно вспомнить, отмечая какие-либо события, связанные с ними или же просто отметить, насколько игра опередила время, заставила погрузиться с головой и оставила след в игровом опыте. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить проекты, которые смогли пройти проверку временем и в которые относительно комфортно можно играть и в 2022 году.

Кстати, если у вас есть такие игры в вашей условной «игровой коллекции» — смело пишите о них в комментариях.

Zampo1it — F.E.A.R. (2005)

Я прошел F. E. A. R. в этом году! И сейчас я буду петь игре дифирамбы, но не текстом, а гифками. Я по-другому не умею ¯\_(ツ) _/¯

Здесь есть Muzzle Flash Shading – забытая технология предков, о которой вы можете почитать вот тут. Вы не увидите этот эффект, если не будете всматриваться, но вам всё равно будет приятно стрелять из-за корректного освещения при вспышках.

А ведь большинство современных шутеров болт клали на отображение теней при выстрелах.
А ведь большинство современных шутеров болт клали на отображение теней при выстрелах.

А ещё к 2005-му году (релиз F. E. A. R.) начинает становиться нормой параллактическое отображение, что создаёт визуальную глубину в двухмерных текстурах. Проще говоря, в шутерах до 2002-2003 года было как на картинке слева, а после – как на картинке справа. Опять-таки, если не всматриваться – не заметно, но мозг всё равно будет замечать неких дискомфорт

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть
2D-текстурка стены кажется рельефной. Сейчас это выглядит как что-то само собой разумеющееся, но тогда люди только начинали привыкать к подобной графике.
2D-текстурка стены кажется рельефной. Сейчас это выглядит как что-то само собой разумеющееся, но тогда люди только начинали привыкать к подобной графике.

А ещё в игре был рейтрейсинг! Да-да, в 2005-ом году! Ладно-ладно, шучу, не было его там. Но F. E. A. R. прекрасно справлялся с тенями и отражениями без всех этих RTX. Куда всё это делось в последующих годах?

Посмотрите на этот рендеринг воды, на отражения и преломление света. F.E.A.R. даже по современным меркам может переплюнуть многие игры!

Ещё можно вспомнить далёкий 2007-ой, когда я установил себе S. T. A. L. K. E. R. и любовался тамошним светом. Смотрел на эти объемные лучи, проходящие сквозь листву, и диву давался. Конечно, такого словосочетания как volumetric lighting я не знал, и уж тем более не догадывался, что всё это уже было за два года до этого – в F. E. A. R.

Технологичности F. E. A. R. можно восторгаться бесконечно. И искусственный интеллект в нём умный, и все предметы разлетаются от выстрелов как отдельные объекты, и кусочки разбитых стекол остаются на земле, а не исчезают бесследно, и кровища, и кишки, и взрывы! F. E. A. R. – это технологический монстр, который собрал в себе чуть ли не все новомодные технологии, и именно поэтому он состарился настолько хорошо, что в него будет приятно играть даже сегодня.

Каждый мелкий объект реагирует на игрока, что при перестрелках создаёт настоящий коктейль из взрывов, эффектов и низкого FPS.

Ну и костёрчик. Смотрите как горит.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Увидеть логотип Falcom при запуске очередной не самой известной игры — это почти всегда хороший знак. Деды, стоявшие у истоков жанра Action RPG как такового, всегда отличались талантом наделять свои игры каким-то поистине запредельным очарованием, благодаря которому даже самые архаичные их проекты сейчас можно пройти (или хотя бы попытаться это сделать) с не меньшим удовольствием. Но в случае с Popful Mail, повествующей о приключениях охочей до всех сокровищ мира эльфийки в бронированном купальнике, их машину по созданию очарования, похоже, прорвало.

Тут, правда, возникает закономерный вопрос, а о какой собственно версии я сейчас говорю, поскольку в своё время Popful Mail осела практически на всём, что могла предложить 16-битная эпоха. Она вышла на японских компьютерах семейств PC-88 и PC-98, на PC Engine (она же Turbografx-16 за пределами Японии), на SNES и на Sega CD, и во всех изданиях она выглядела по-разному. Но поскольку английскую локализацию (от небезызвестных Working Designs, однажды спасших из иероглифического плена серию Lunar) получила только последняя, то и говорить нам сегодня придётся о ней.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

В сухом остатке Popful Mail представляет собой классический двухмерный платформер, сдобренный базовой нелинейностью, побуждающей исследовать уровни чуть больше обычного, и наличием номинальной системы экипировки. Но «номинальной» не означает «бесполезной», потому магазины лучше не пропускать, иначе и без того непростая игра станет совсем уж неадекватной. Да и в конце концов не только самой Мейл нам придётся играть, благо к команде довольно скоро присоединится отважный, но комически наивный маг Татто, и монстрик Гао, каждый из которых хорош в своих конкретных игровых ситуациях.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Мейл в ближнем бою орудует мечом, а в дальнем — полагается на верный бумеранг, Татто держит прислужников зла на почтительном расстоянии магией, а Гао хорош во всём, кроме скорости перемещения. И хотя между персонажами можно переключаться в любое время (даже диалоги с NPC будут зависеть от того, кто выбран основным героем) и у каждого из них своя собственная шкала здоровья, губить сопартийцев всё же не стоит; погибнет один — игра закончится для всех. Единственное, поначалу могут возникнуть трудности с физикой прыжков, которую Falcom сделали ну слишком уж инертной, однако к ней довольно быстро привыкаешь.

Но ведь явно не платформингом единым игра выбилась в этот список среди прочих претендентов! В конце концов, Popful Mail вышла на компакт-диске, а что это означает? Правильно, анимированные заставки и озвученные диалоги. Алчная и готовая на всё ради денег Мейл (на всё, говоришь? (° ʖ °)), до отвращения правильный Татто и очаровательный Гао и сами по себе создают массу забавных ситуаций, но это лишь верхушка айсберга, ведь без толковой локализации игра потеряла бы львиную долю своей харизмы — а мы знаем, как переводчики обходились с играми в те времена. И Working Designs на сей раз просто превзошли самих себя! Не без фирменной щепотки отсебятины, конечно, но Popful Mail и без того очень весёлая (то бишь, упоротая), чтобы возникла необходимость в точном следовании оригиналу.

Одна только начальная заставка больше походит на короткометражный мультфильм, отдающий игроку управление минуты через четыре чистого повествования. И хотя заставок в игре не сказать, чтобы много, их количество компенсируется разнообразием озвученных диалогов. Каждый распоследний NPC может порадовать забавными репликами, потому возникает закономерное желание переговорить со всеми подряд в надежде на что-то прикольное. До сих пор помню, как чуть котлетой не подавился, когда один из случайных местных жителей ни с того ни с сего заговорил со мной по-русски. В общем, Popful Mail — настоящее сокровище 16-битной эпохи, которое стоит попробовать только затем, чтобы оценить то количество души, вложенное в него как самими авторами, так и командой локализаторов, идеально уловивших настроение игры.

Виктор Поздняков — Need For Speed: ProStreet (2007)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Было время, когда жизнь была проще, трава была зеленее, музыкой делились через ИК-порт, мир только начал обсуждать обвал финансовых рынков и ипотечный кризис в США и интересовался, что же его ждёт дальше. Примерно в это же время в Ванкувере готовилась к выходу очередная игра главной гоночной серии того времени — Need For Speed: ProStreet.

Дилогия NFS: Underground привила публике любовь к нелегальным уличным гонкам и самовыражению через автомобиль (возможности тюнинга в NFS: U2 поражают до сих пор). NFS: Most Wanted приучил к головокружительным погоням голливудского масштаба (конечно же, речь про игру 2005 года, а не Burnout Paradise Most Wanted 2012 года). NFS: Carbon хоть и был короче и проще предшественника, но все же вышел интересным и эмоциональным: с потными ладошками бросать в повороты неуправляемый “Корвет” на грани пропасти в каньоне, когда на кону стоит победа в дуэли, было интересно. Публика привыкла к ураганному шоу на дорогах общего пользования и все ждали продолжения этого урагана, однако…

Однако, культура любительских гонок поменялась. Откровенно опасные и безрассудные гонки сменились арендованными автодромами и площадками. Автомобили из ярких, безрассудных и аляпистых превращались в спортивные снаряды, подготовленные для конкретных дисциплин. Борьба с несчетными батальонами полиции уступила место другой борьбе. Может быть, менее якрой для зрителя, но не менее жесктой для гонщиков. Борьба с секундомером.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Менялись люди, менялись автоэнтузиасты, менялась автокультура. Вслед за ней, второй раз в своей истории, EA Black Box (ныне EA Vancouver) вскочили на этот поезд с неоднозначной, но от этого не менее интересной частью Need For Speed.

Журналисты и публика встретили игру смешано, и ругать было за что. Спорный AI, местами с откровенным “мухлежом” и подтягиванием к игроку (видимо, чтобы играть было интересно). Саундтрек не состоит сплошь и рядом из громогласных хитов. Непривычная с небольшим уклоном в достоверность физика. Высокие на 2007 год требования к железу. Блеклый и совершенно не нужный сюжет. Основная же часть игры получила в основном положительные отзывы. В конце концов, в гонках важнее всего гонки, и EA Black Box сделали гонки как следует. Как оказалось, в последний раз.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

А гонять действительно интересно! У автомобилей появились понятия веса и предела сцепления шин с трассой, машины перестали ощущаться игрушкой. Привыкшим к экстремально цепким и невесомым автомобилям из предыдущих частей было трудно привыкать к такому, но это только добавило интереса гонкам (в прочем, достоверность и помощники настраиваются). Все типы гонок разделены на четыре группы: грип (кольцевые гонки и вариации на тему), дрифт, дрэг (классические 1/4 мили, 1/2 мили и вилли — езда на заднем колесе) и скоростные заезды (спринты и “Радар” из Most Wanted/Carbon), и под каждую категорию нужен отдельный автомобиль. Да-да, одной машиной на все случаи жизни не отделаешься, придется раскошелиться. Причем, и тут решили сделать оглядку на реальный мир: для дрифта можно купить только автомобили с задним приводом.

Пятьдесят пять автомобилей на любой вкус и цвет: от японских недорогих купе и американских масл-каров до эксклюзивных произведений искусства вроде McLaren F1 или Pagani Zonda. Все автомобили ведут себя по-разному, без тюнинга их поведение соответствует описанию (мощность, масса, привод, максимальная скорость), тюнингом же (здесь есть как установка запчастей, так и вполне взрослая настройка параметров машины от давления в шинах до тонких настроек двигателя) можно изменить поведение машины в желаемую сторону, хотя избавиться от фундаментальных повадок не получится (спойлер: не берите Dodge Challenger R/T “71 для дрэга. Нет, правда, не нужно).

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Но самое интересное в автомобилях не это. Впервые за долгое время машину можно хорошенько “размотать”. Модель повреждений была великолепной тогда, хороша она и сейчас. Отваливается всё — от зеркал до крупных кузовных деталей. Повреждения машины влияют и на поведение авто на трассе. Шлёпнулся боком в стену? Приготовься остаток гонки отлавливать автомобиль на прямой и страдать при повороте на битую сторону машины. Приехал передом в отбойник? Получай неровно работающий и ослабевший двигатель и отчаяние на прямых. Влетел на скорости 300 км/ч в столб или перевернулся на крышу? Извините, сход с дистанции. Именно сход: автомобиль можно разбить до состояния, когда что-то на нём делать бессмысленно.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

К графике придраться сложно: игра выглядела невероятно на момент выхода и до сих пор картинка радует глаз, но в деталях уже виден возраст: черезчур простые модельки толпы, четкости текстур местами не хватает, модели машин соперников на трассе упрощены (в прочем, это уже традиционная оптимизация в гоночных играх). Но всё это меркнет ровно в тот момент, когда вы в первый раз истираете резину в дым. Дым в этой игре объемный и выглядит безумно даже спустя 15 лет. В прочем, это лучше увидеть самому.

Многие считают NFS: ProStreet началом конца серии из-за своей неоднозначности. Игра не оправдала ожиданий публики, но и плохой её назвать сложно. После такого приема EA Black Box заявила, что «эта игра была так себе, но вот следующая будет ух: улицы, полиция, всё как вы любите, да еще и напишем СЮЖЕТ». Кто же мог тогда подумать, что NFS: Undercover будет тем самым «ух». Вот и вышло, что самая неоднозначная игра серии оказалась последнией, которая отразила в себе веяния автокультуры и была сделана если не с трепетом и страстью, то хотя бы с любовью.

Денис Сытырыз — The Age of Empires II: The Age of Kings (1999)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Среди стареньких игр в жанре RTS достойно сохранились лишь несколько. Одна из них — выпущенная еще в 1999 году и несколько раз переизданная — The Age of Empires II: The Age of Kings. Эта игра ещё в далеком прошлом заставила меня полюбить жанр стратегий, к которому я изначально холодно относился.

Без малого 10 лет назад «Эпоха Империй» вдохнула в себя новую жизнь. Это стало возможным благодаря HD переизданию, вышедшему в 2013 году. Переиздание затронуло в основном техническую составляющую — произошло небольшое обновление графики и заручилось поддержкой широкоформатных экранов. А вот механика игры осталась в своём первоначальном виде и, оглядываясь назад, ничуть не устарела за два десятилетия.

The Age of Empires II представляет из себя стратегию в реальном времени в сеттинге Средневековья, которая предлагает взять под своё управление один из народов и превратить его в настоящую цивилизацию, попутно уничтожив своих соперников, развивающихся неподалёку.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

В игре представлено 4 вида ресурсов — древесина, пища, золото и камень. Экономическая система на первый взгляд кажущаяся простой, на деле оказывается тщательно проработанной. В игре предоставляется возможность менять ресурсы на рынке по определённому курсу. На более поздних стадиях игры происходит обесценивание ресурсов, так называемая инфляция. Но помимо рынка бартер ресурсов возможен и с союзниками, что может благоприятно повлиять на отношения друг с другом.

Зачастую игра начинается с Тёмных веков и благодаря сбору ресурсов, строительству и общему развитию игрок имеет возможность перейти в следующую эпоху. Порядок такой: Тёмные века, Феодальная эпоха, Эпоха замков и Имперская эпоха. Каждая из которых имеет свой тип юнитов, зданий и определённые возможности. А дополнением к этому служат визуальный и музыкальный стиль под стать эпохе.

Всего в игре 13 (18 с дополнениями) цивилизаций — кельты, готы, монголы, персы и т. д. Каждый народ обладает собственными уникальными юнитами, технологиями, набором слабостей и преимуществ, внешним видом и фразами.

В наличии есть и сюжетные кампании. В их основе лежат события из жизни исторических персонажей. Например франкская кампания Жанны д‘Арк или монгольская кампания Чингисхана. Чаще всего в них требуется пройти путь из точки А в точку Б заодно уничтожив встречающихся по пути врагов. Иногда кампания предоставляет уровень завязанный на развитии, но чаще у игрока в доступе уже развитый город. Даже обучающая кампания выполнена на отличном уровне и её интересно переигрывать. Кат-сценами выступают зарисовки с текстом на пергаменте.

Пример кат-сцены
Пример кат-сцены

Ещё одним бонусом к игре приходится возможность создавать свои карты и сценарии с внушительным инструментарием.

В ноябре 2019 года вышла Definitive Edition, включающая в себя все дополнения оригинала и hd-переиздания. В этой версии графика претерпела более улучшенные изменения и была произведена масштабная работа над звуком, благодаря чему кат-сцены стали озвученными, а детализация позволяла рассмотреть каждый кирпичик на здании. Эта версия содержит в себе все сюжетные кампании и народы, выходивших за все 20 лет существования игры.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Благодаря HD-переизданию и Definitive Edition люди до сих пор активно играют в «Эпоху Империй II» и проводят онлайн баталии и матчи по 60 часов. Даже спустя 20 лет игра, — хоть и претерпевшая визуальные изменения — не изменила геймплейные механики и продолжает завлекать к себе тысячи игроков со всего света. The Age of Empires II прошла проверку временем и только выиграла от этого.

NightRunner — Fable: The Lost Chapters (2005)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Fable TLC вышла в 2005, что по сути не так давно, однако в современных реалиях игры стареют весьма стремительно. Это относится и к графике, и к геймплею. В 2006 вместе с портом Fable на ПК, мир увидел Oblivion, Dark Messiah, GTA VC и первый эпизод Half-Life 2 — очень богатый год на крупные релизы. Наиболее интересно смотрится соседство графически устаревших игр с HL 2, которая выглядит даже сегодня очень даже ничего. Для GTA VC пытались сделать ремастер, результаты вам известны. А вот фэнтези игры графически состариваются долго и кому-то низкополигональные модельки идут даже на пользу.

Это же относится и к Fable TLC. И хотя вы можете встретить её обновленную Anniversary версию, я крайне советую прикоснуться к оригиналу. «Басня» создаёт вокруг игрока мир, сошедший из детских книг про сказочные королевства, про героев и злодеев, тем самым предлагая, вам поверить в «сказку», а не в «реальность происходящего». Этого очень будет не хватать серии в третьей части. В целом, весь дух сказочного сеттинга отлично передаётся тёплой цветовой палитрой и прекрасным саундтреком.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Геймплей устарел, но не критично. Ничего особо нового игра для вас не откроет: привычное оружие дальнего (луки) и ближнего (клинки, молоты, секиры) боя, классические перекаты и блок на месте. Однако всю эту привычность разбавляют различные заклинания. Таргет целей делает игру в разы удобнее, хотя камера при таргете местами может подбешивать, так как урезает обзор за спиной или может упереться в стенку — своеобразный «золотой стандарт» для игр начала нулевых.

Система прокачки — это самый недооцененный элемент и мне очень жаль, что он не получил своего развития в Fable 3, а превратился в ужасные сундуки, об этом можете прочесть подробнее. При убийстве врага с него падают искры опыта, которые распределяются по 4 ячейкам персонажа: сила, ловкость, воля (она же во вселенной Fable является магией) и общая. Но распределение неравномерное и зависит от способа убийства противника, например: при использовании магии больше очков идёт в волю.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

При прокачке, которая осуществляется в только в Гильдии, вы можете распределить очки опыта из ячеек по трём веткам: силы, ловкости и воли. В каждой ветке вы можете приобрести навыки или улучшить имеющиеся характеристики. В первую очередь на прокачку уходит опыт из одноимённой ячейки, а только после используется опыт из общей ячейки.

Чем ещё может удивить игра, так это своей проработкой. Питер Мульние, геймдизайнер Fable, знаменит своими сказочными обещаниями, которые так и не удалось реализовать, но кое-что всё же попало в финальную версию игры. Например старение главного героя, то есть вы можете играть в Fable и стареть в реальном мире, пока ваш персонаж стареет в виртуальном. Или шрамы на теле, которые остаются от пропущенных ударов, рост мускулатуры при прокачке силы или возможность быстро покрыться сединой при использовании магии.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

И да, все это тоже вырезали в третьей части. Так что даже Fable 3 есть чему поучиться у The Lost Chapters.

ODA — Scratches/Шорох (2006)

Раньше я, больше чем сейчас, любил жанр квестов. Мне нравилось то чувство, что даруют мне эти игры. Для моего сознания они запечатлелись с абсолютно уникальным восприятием. Подобное невозможно передать или хоть как-то описать, это тот тип ощущений, который способен понять только ты сам. Но среди всех квестов выделяется только один проект — Шорох (Scratches).

Выходили раньше и выходят сейчас проекты, которые сильно похожи на него, поэтому чем-то уникальным его назвать сложно, несмотря на очевидные отличительные черты, которые делают игру одной из лучших (если не лучшей) среди остальных. Но всё же Шорох, которому сейчас уже 16 лет, даже сегодня способен впечатлить игроков, которые до этого никогда с ней не сталкивались.

Сохранился старый диск
Сохранился старый диск

В плане геймплея — это классический квест от первого лица, где ты мышкой ходишь по локации и ищешь предметы, используя и комбинируя их. Тебе даётся на всю игру один большой дом и его прилегающая территория. Проект не может похвастаться большим количеством локаций: 90% времени ты будешь ходить по одним и тем же коридорам выполняя различные задачи, хоть и с редкими исключениями.

Однако это совершенно не надоедает благодаря этим самым задачам, которые разнообразят прохождение. Сами же задания хорошо исполнены. Чтобы понять, как выполнить то или иное действие нужно неплохо так подумать и проделать некоторый путь. Но всё же игра довольно старая, часто трудно понять, что разработчики от тебя хотят, а из-за очень неудобного управления можно пропустить и не заметить места куда стоит нажать или посмотреть. Подобное может подпортить впечатление, но к концу игры привыкаешь и уже умело со всем обращаешься.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть
Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Это конечно интересно, но в-первую очередь это игра про сюжет и атмосферу. В первые несколько минут сюжет не кажется чем-то особенным, но начиная с первой ночи игра набирает обороты. По итогу, после прохождения, мы получаем интересную историю про прошлое поместья, куда переехал главный герой, которая может сильно впечатлить и оставить с большим набором эмоций по итогу. Кстати, у игры есть ведь маленькое DLC, которое немного дополняет историю.

И конечно, самое главное, за что я люблю игру больше всего — это атмосфера. Стилистически игра выглядит неплохо, хоть и графика крайне мыльная. Приглушённые цвета, серость и тёмные тона. Благодаря великолепной музыке, которая подобрана под определённые локации и сюжетные моменты, игра может подарить сильную панику и страх, но вместе с этим и умиротворение за короткий промежуток времени. Когда чувство тотального одиночества соседствует с ощущением чьего-то присутствия, появляется постоянное беспокойство и напряжение, хотя игра крайне спокойная и активных действий здесь нет. А шикарнейшая озвучка от Бориса Репетура делает всё только лучше.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Я бы с радостью написал об игре куда больше, так как мне хочется много ещё чего о ней рассказать, однако это не отдельный пост про Шорох, поэтому я хочу, чтобы вы просто поиграли в неё самостоятельно и поняли что именно делает её хорошей. Это великолепно сохранившееся игра, которая может очень сильно впечатлить и сегодня. Сейчас разработчики заняты своим проектом Asylum, поэтому я очень жду его и надеюсь, что она будет такой же превосходной как Шорох.

Дима Абрахманов — Painkiller (2004)

Painkiller — первая игра, которую я прошёл на 100%. И повторяю это каждые пару лет.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Лучший год в истории видеоигр, 2004-й, любители шутеров, как правило, вспоминают за Half-Life 2, Far Cry, DOOM 3 и «Риддика». Для меня же самой одной из любимейших игр стал Painkiller. Скромный польский мясной шутан не обладал амбициями взорвать жанр, но был сделан со вкусом, вниманием к деталям, шикарным дизайном монстров и уровней. Драйв, обалденное оружие и потешная физика делали геймплей очень кайфовым. Его можно расхваливать бесконечно, особенно в наше время, когда помимо новых Doom-ов высокобюджетных мясных шутанов с графоном и физоном и не выходит совсем. В принципе, уже это делает Painkiller одновременно старомодной и вечно актуальной игрой.

Обожаю такие секреты: когда ты видишь по золотому свечению, что там что-то лежит, но понятия не имеешь, как туда добраться.
Обожаю такие секреты: когда ты видишь по золотому свечению, что там что-то лежит, но понятия не имеешь, как туда добраться.

Но почему я действительно возвращаюсь Painkiller, и что делает его реиграбельным для меня даже спустя годы — это секреты. Вот где фантазия дизайнеров уровней разыгралась на полную. Помимо классических мест, в которые можно было просто забрести, повернув не туда, куда ведёт игра, были десятки «хитрых» секретов. Они лежали на видном месте, но немножко высоковато или далековато от того, куда обычно может добраться персонаж. Для того, чтобы их достать, нужно было освоить распрыжку, толкание/опрокидывание/взрывание предметов (в том числе и те, что изначально кажутся недвижимыми) или прыжки по вертикальным поверхностям с выпирающими на один пиксель из них полигонами.

Для особо упоротых есть ачивка собрать 5 звёзд во всех уровнях. Мне потребовалось месяца два изучения игры, чтобы сделать это. Особенно душно было на уровнях с боссами. Не рекомендую, в общем.<br />
Для особо упоротых есть ачивка собрать 5 звёзд во всех уровнях. Мне потребовалось месяца два изучения игры, чтобы сделать это. Особенно душно было на уровнях с боссами. Не рекомендую, в общем.

Почти каждый секрет требовал свой подход и внимание к игре чуть выше, чем «прошёл на нормале под пивас». И чувствовалось, что почти каждый устанавливался на уровне разработчиками не абы как, а по уму. С учётом характера геймплея, дизайна и левелдизайна локации. Из-за этого от их нахождения я получал некое ощущение удовлетворения, даже после того, как делал это во второй-пятый-десятый раз.

Да и до сих пор получаю.

Ideakey — Age of Mythology (2002)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Давным-давно, а именно в 2009 году я познакомился с такой игрой SkyBox Labs и Microsoft Studios, как Age of Mythology, которая очень впечатлила меня, пятилетнего мальчика. В ней герои и существа из древних мифов и легенд Греции и Египта, а также Скандинавии оживали и начинали бороться друг с другом в самых разных сочетаниях. Что самое поразительное, данное действо происходило под моим началом, знакомя меня с RTS в частности и с играми вообще.

Поэтому в этом юбилейном для игры году я решил вернуться в неё и посмотреть, что с ней успело произойти за время моего отсутствия, и можно ли в неё спокойно играть в 2022 году?

С точки зрения геймплея игра является частью серии Age of Empires, четвёртая часть которой стала Стратегией прошлого года на Game Awards и собрала в Стиме почти 26 000 отзывов (86% положительные). Поэтому можно сказать, что геймплейная сторона игры не только не устарела, а даже, наоборот, все ещё является довольно-таки популярной и востребованной.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

По поводу графики всё не настолько хорошо, как хотелось бы видеть. Тяжёлая длань устаревания легла и на эту великолепную игру, сделав её угловатой и размытой, но, к счастью, не затронув всю атмосферность картинки и прекрасную цветовую гамму проекта.

Касательно звука можно сказать, что и музыка, и бодрые реплики героев и юнитов до сих пор создают соответствующую атмосферность и вызывают приятные воспоминания о времени, проведенном за игрой.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Сюжет же игры до сих пор остаётся довольно уникальным и замысловатым. Он и сейчас в состоянии удивить набором необычных миссий и неожиданных поворотов, ведя нас от загадочной Атлантиды к Троянскому конфликту, Тартару, Египту и Скандинавии, передавая нам под управление кентавров, гидр, йотунов, сфинксов и других фантастических существ, вплоть до титанов древнегреческой мифологии — Геи и Кроноса. Отмечу, что игра после её появления в Steam обзавелась дополнением «Tale of dragon», добавляющим кампании в антураже мифологии Древнего Востока.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

В конце стоит упомянуть, что Age of Mythology можно приобрести в Стиме, если вы границей РФ и республики Беларусь, или же пойти по более простому пути… Официальной русской локализации игры на данной момент не имеется, но существует ряд переводов сообщества, которые можно найти в Мастерской Steam (в торрент версиях перевод зачастую встроенный). Так что, подводя итог, скажу, что мне, перепрошедшему Age of Mythology от корки до корки, игра принесла огромное удовольствие. И если вам нравятся RTS, а требования к графике не очень завышены, то смело погружайтесь в эту, уже ставшей классикой жанра, игру.

Olegoose — Chrono Trigger (1995)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Когда заходит речь о наиболее известных японских ролевых играх, в разных топах часто встречается Chrono Trigger, игра выпущенная компанией Squaresoft в 1995 году. Разработкой занималась так называемая “Dream Team”, состоящая из создателей Final Fantasy, Dragon Quest и главного дизайнера Dragon Ball Акиры Ториямы. Такая коллаборация явно принесла свои плоды. Игра продалась отличными тиражами, получила не одно переиздание и сегодня доступна современным игрокам. Более того, Squaresoft смогли создать не только отличную JRPG, но и ту игру, в которую удобно играть даже сейчас.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Первое, что может заинтересовать игрока — это сам сеттинг и сюжет. История повествует о компании юных путешественников во времени, странствующих сквозь эпохи вымышленного мира и пытающихся предотвратить его уничтожение в далёком будущем. Сюжет выходит за рамки типичного high fantasy и перемещает игрока по разным эпохам — от динозавров до конца света. Подобные путешествия не только отлично вплетены в общий сюжет игры, но и придают разнообразия геймплею. Вот вы сражаетесь с злобными магами и чудовищами типичного фэнтези, а через час — вы уже бьетесь с роботами и мутантами в канализации мира будущего. Кроме того, на пути героя встречаются разные персонажи, которые не только хорошо проработаны, но и полезны в боях с недругами. В конце игры вас может встретить не одна концовка, а количество мелких сюжетных деталей для игры 1996 года удивляет и по сей день. История довольно непредсказуемая и наблюдать за постоянной сменой мира и его составляющих одно удовольствие.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Сюжет — это, конечно, хорошо, но что по геймплею? Собственно, он, по большей мере, стандартен для японских RPG, но и в нем нашлось несколько особенностей. В частности, боевая система представляет собой так называемую систему Active Time Battle. У каждого участника битвы есть заполняющаяся шкала таймера и когда она достигает максимума, управляемый игроком персонаж может совершить одно действие — атаковать противника, применить на нём магию или специальную способность. Кроме того, игрок может комбинировать способности нескольких героев и проводить групповые атаки. Хоть боевка может показаться странной на первое время, к ней можно быстро привыкнуть. Также, здесь нету случайных столкновений с противниками. Недруги уже присутствуют на локации, что было инновационно для того времени.

Но ключевой особенностью геймплея является путешествие во времени. Герои могут перемещаться по разным временным эпохам истории игрового мира, где выполняют разного рода квесты, взаимодействуют с другими персонажами и участвуют в сражениях. Действия, совершаемые в одной временной эпохе, приводят к разного рода последствиям во всех последующих. Кроме того, в каждой из эпох присутствуют мини-игры. Будь это гонки на реактивных мотоциклах в 2300 году н. э. или же карнавальные игры на средневековой Ярмарке Тысячелетия. Эти игры не только могут наделить игрока новыми безделушками, но и неплохо вплетены в основной сюжет, что только подталкивает игрока больше изучать мир игры.

Локаций-городов, как это нередко бывает в JRPG, в Chrono Trigger нет — на карте мира показаны сразу жилые дома или палатки, куда можно зайти с карты мира. Для каждой из временных эпох, куда попадают персонажи, есть своя карта мира со своими локациями — их отличия иллюстрируют изменение географии планеты с течением времени, например, удаление континентов друг от друга.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Сам геймплей не ощущается чем-то устаревшим или архаичным. Отход от традиционной для JRPG боевки или возможность исследовать разные временные периоды выполнены отлично и дарят хорошие ощущения как и новичкам жанра, так и его ветеранам. Механики не перегружены и отлично воспринимаются и по сей день. А различные взаимодействия в разных временах могут оказать влияние не только на текущий геймплей, но и на ход сюжета. Сразу вспоминается суд в самом начале игры, на вердикт которого может повлиять помощь маленькой девочке или кража обеда одного старика. Казалось бы, такие действия можно пропустить, но разработчики учитывают даже их.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Стоит поговорить и про графику. Хоть и игра выходила на SNES в 1996 году, картинка радует глаз. Миры игры нарисованы отлично и пиксельная графика не колит глаза. Карты разных времен хоть и не самые большие, но вмещают в себя много интересных вещей и деталей, а ощущение большого приключения передано отлично. Все это отлично дополняет саундтрек от двух легендарных японских композиторов — Нобуо Уэмацу и Ясунори Мицуды. Песни отлично дополняют красиво нарисованные миры, а заглавная тема как-будто зазывает тебя играть и принять великое приключение на себя.

Еще один аспект, благодаря которому Chrono Trigger прекрасно играется и сегодня, является его продолжительность. Чтобы пройти игру — вам потребуется 23 часа, а 100% прохождение займет где-то часов 45. В отличии от многих других JRPG, где только обучение займет часов 10-15 (привет, Persona), Chrono Trigger не затягивает время и вовремя бросает игрока в гущу событий. Даже те у кого аллергия на продолжительные JRPG могут легко пройти игру за такое относительно короткое время. Добавьте к этому множество концовок и перепрохождение игры уже не кажется таким плохим.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Chrono Trigger является отличной, хоть и старой, игрой. Она подкупает своим отличным сюжетом, нестандартной боевкой, интересными геймплейными решениями, волшебным саундтреком и общей атмосферой. Впервые я познакомился с этой игрой на SNES у моего дяди в деревне (до сих пор не могу понять, как он смог найти эту консоль и игру) и уже тогда испытал море позитивных эмоций. Спустя некоторое время, я перепроходил игру на Nintendo 3DS, мобильных телефонах и ПК. Каждый раз я думал, что не испытаю подобных ощущений, как на SNES. Но при новом прохождении, я умудрялся узнавать для себя что-то новое, открывать другие концовки и лучше вчитываться в диалоги персонажей. Эта игра по праву считается одной из лучших JRPG и может понравиться как и старичкам-геймерам, так и людям, которые играют лишь в современные игры. Более того, Chrono Trigger получала переиздания на PlayStation 1, Nintendo DS, виртуальную консоль Wii, мобильные телефоны и ПК, поэтому поиграть сегодня в нее можно легко.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

CallMeBeardman! — Mafia: The City of Lost Heaven (2002)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Если честно — выбор на Мафию пал в самый последний момент. Безусловно, у меня есть много игр для NES, SNES и PS1, о которых можно рассказать в контексте рождения меня, как геймера и в эти проекты я периодически переигрываю, однако все пошло не по плану.

Примерно неделю назад я прошел ремастер первой Мафии и решил, что на этом не остановлюсь. В итоге, после финальных титров, я установил оригинальную игру и прошел уже ее. Безусловно, если говорить про игру с точки зрения проверки временем, то оригинальный проект ее не выдерживает: игра старая, тугая, неудобная и сложная. Но если взять конкретно меня, то я скорее всего перепройду ее еще не один раз, не смотря на наличие полноценного ремастера. Почему? Как оказалось, с этой игрой меня много что связывает. Кстати, Пройдя Defenitive Edition, оригинал и основательно взявшись за сиквел я заметил интересную деталь: «новая» старая Мафия выглядит и играется лучше, чем оригинал, но хуже, чем Mafia 2. Во второй части погружение в сеттинг и общий тон повествования работает потрясающе и эта игра выглядит серьезным прогрессом по сравнению с The City of Lost Heaven. Куча мелких и не обязательных деталей, ощущение от вождения, дополнительные механики геймплея — все это добавляет игре веса. К примеру, в подъездах можно отрывать/закрывать окна и включать/выключать свет. Зачем? Ну а почему бы и нет.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Я четко помню, как страдал в оригинальной Мафии. По сравнению с той же GTA San Andreas (проходил я игры примерно в одно и то же время) — это был просто тихий ужас. Управление дубовое, постоянный подсчет патронов, прицел, уходящий в космос при очередном выстреле и совершенно любой противник, готовый отправить тебя назад к ручному сохранению. Каждая перестрелка — вызов, каждое забытое сохранение — боль. И черт возьми, как же я ненавидел миссию с гонкой. Спасибо моему однокласснику, который специально приходил ко мне, чтобы ее пройти. На финальное задание я отправился вообще без оружия, потому что пропустил тот момент, где говориться, что лучше бы его перед этим купить. Прошел все это каким-то чудом.

Но вместе с этим я помню просто потрясающую музыку, атмосферу, отлично прописанную историю, которую в ремастере еще и дополнили, сделав более глубокой. Когда я сел играть в переиздание, я помнил почти все миссии, персонажей и даже их имена и фамилии — напомню, что с последнего прохождения прошло примерно 20 лет. Пройти гонку самостоятельно считалось чем-то крутым и уникальным в моем школьном окружении, а сколько было сравнений с GTA: что лучше, что хуже, чем отличаются. Целый профессиональный анализ от школьников на манер того самого мема.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Сев играть неделю назад, я вспомнил то самое, беззаботное время, и ненароком сравнивал свой игровой опыт тогда и сейчас, вспоминая как я проходил знакомые миссии очень много лет назад и насколько проще дается мне игра в 2022. Можно сказать, что в моем понимании, проверка временем заключается как раз в таких моментах, а графика, удобство управления и устаревшие механики уходят на второй план. Ты просто погружаешься в ощущения, которые уже давно дремлют где-то внутри и вспоминаешь то время, когда тебе было более комфортно, чем сейчас. Лучший игровой опыт, как по мне.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

А, ну и конечно я ставил на игру моды. Очень много модов. Мне хотелось увидеть в Лост Хейвене черную волгу, какой-нибудь Ford Mustang и так далее. А еще я ставил мод на вид от первого лица и представлял, как-будто это я сам рассекаю по городу тридцатых годов.

Без комментариев.

cr01100001ig — Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy (2003)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Популярность.

Противоречивость.

Ностальгия.

Все это “Звездные войны” — франшиза, где каждый прошлый продукт фантазий далекой-далекой галактики ты начинаешь ценить все сильнее с релизом нового фильма, сериала или игры. Мир, где существуют ремейки без ремейков и космические процедуралы, где фансервис налеплен ради фансервиса, а большинство планет взяты из базы клонов многострадального Татуина.

Конечно, можно было бы поступить иначе, но тут мы не будем размышлять о правильности пути развития “Звездных Войн”, о их будущем, нет — здесь мы погрузимся в пучины прошлого, чтобы вытащить на поверхность, наверное, самое лучшую игру в истории серии.

Впервые эта игра, как и многие до нее, попала ко мне сборником “10 в одном” и с тех пор неоднократно переигрывалась — как ни одна другая. Здесь нет мидихлорианов, здесь Сила — таинственная энергия, что пронизывает потоками все вокруг, только здесь любой может косплеить как Хана Соло, так и Люка с его отцом, вооружившись световыми мечами соответствующих цветов. Здесь можно даже попробовать влезть в шкуру вуки, схватив в свои не особо-то и мохнатые руки арбалет, за раз выносящий пачку глупеньких штурмовиков.

Да, это Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy.

Та самая игра, где сюжет прост как лист белой бумаги, а возможностей для реализации своих игровых желаний выше крыши и где можно шинковать ситхов и джедаев на мелкие кусочки.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Чем же так хороша игра для запуска в 2022 году?

  • Как и упоминал выше, богатая вариативность ролевого отыгрыша, как в сюжетном, так и в геймплейном плане. Приятный набор стрелкового и энергетического оружия, возможность подетальной настройки стиля боя на световых мечах.
  • Большое кол-во миссий, предлагающих разнообразные геймплейные механики, которые не дадут вам заскучать на протяжении всех 10+ часов игры. Гонки на спидерах? Чек. Планета с кислотными дождями? Чек. Борьба с Бобой Фетом здорового человека? Чек. Косплей на Дюну? Чек.
  • Красиво задизайненные локации — для своего времени картинка смотрелась очень бодро и не вызывала отторжения. Все построено гармонично и удачно, начиная с Храмового комплекса на Коррибане и кончая татуинскими захолустьями порта.
  • Мультиплеер, в котором для победы над местными Мейсами Винду и Пло Кунами вам придется потратить не один год своей жизни. Смотреть на их кульбиты и взмахи мечами — одно удовольствие, даже если это приближает тебя чуточку ближе к смерти.

Единственные два минуса, которые могут несколько сбить ваш запал — это отсталый искусственный интеллект противников даже для своего времени и, как ни странно, та самая разноплановость геймплейных механик на каждой миссии-планете.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Проблема их заключается в том, что несмотря на интересный подход к реализации каждого уровня, в общем плане они привносят ничего нового — побродив среди снегов Хота, вы больше не встретите ничего похожего, покатавшись на спидерах, вы вряд ли найдете их еще где-нибудь.

Каждый уровень — это своего рода отдельная мини-игра, достойная ежевечернего прохождения маленькими порциями после работы или учебы.

emersy — Heroes of Might and Magic III (1999)

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

Не сомневаюсь, что практически все слышали про легендарных третьих Героев. Но, возможно, не все знают, что игра не осталась с концами где-то там в 90-х, а до сих пор жива и даже потихоньку развивается. Правда, уже в виде фанатского проекта Horn of the Abyss (он же просто HotA). Хотя на самом деле, единственное, что действительно нужно для комфортной игры в третьих Героев на современных ПК — это HD-мод, который хоть и входит в состав HotA, но при желании его можно скачать и отдельно для просто обычной базовой версии игры.

То есть технически всё решается элементарно, остаётся единственный вопрос — зачем вообще играть в третьих Героев в 2022 году? Ну потому что, банально, ничего более качественного как геймплейно, так и в плане количества контента, ещё и настолько доступного и дружелюбного к новичку, так с тех пор в жанре и не вышло ничего. Даже последующие части самих Героев в чём-то, да уступают третьим.

Старые игры, в которые сейчас можно спокойно играть

А ещё благодаря отличному визуальному стилю третьи Герои до сих пор выглядят просто великолепно, в отличии от слишком мультяшных первых частей и квадратного 3D-убожества пятой части, а также и в отличии от пиксельной каши в современных продолжателях дела. Сама игровая карта выглядит очень приятно и отлично читается. А экраны городов — это отдельный вид искусства. Музыкальное сопровождение от Ромеро так же не подкачало и саундтрек третьих Героев давно является эдакой классикой.

К слову про Ромеро. Основатель, композитор и художник проекта HotA, известный под ником Docent Picolan, трагически погиб несколько лет назад. И автор оригинального саундтрека вызвался довести до ума его наброски музыкальной темы для нового замка. Что довольно мило.

Вот такой материал у нас получился. Какие-то игры уже считаются настоящей классикой, как-то еще вчера были актуальны, а уже сегодня понимаешь, что «вчера» было больше десяти лет назад. В любом случае, у каждого автора есть свои причины и основания перепроходить указанные в статье проекты снова и снова и каждый раз получать от этого удовольствие.

А какие игры все еще актуальны для вас?

9090 показов
112K112K открытий
2929 репостов