Обзор The Dungeon of Naheulbeuk - настоящий Hidden Gem

Приятный сюрприз от рекомендаций Steam'а.

"The Dungeon of Naheulbeuk. The Amulet of Chaos" попалась мне в рекомендациях Steam’а после прохождения Wasteland 3 по понятным причинам - это игры близких жанров со схожими механиками. Установил ее без каких-либо особенных ожиданий и буквально провалился на 90 часов, пройдя ее дважды, второй раз на максимальной сложности. Быстро пробежавшись поиском по DTF и обнаружив лишь небольшую заметку о появлении локализации на русский язык, да периодические упоминания в списке сезонных скидок, решил написать развернутый обзор. Игра, несомненно, нишевая, но определенно стоящая внимания в рамках своего жанра. Я бы даже сказал – настоящий “hidden gem”, как пишут про нее в рецензиях Steam’а.

Обзор The Dungeon of Naheulbeuk - настоящий Hidden Gem

В игре отличный пародийный сюжет, высмеивающий все возможные D&D штампы. Суть его такова: разношерстная компания искателей приключений оказалась в подземелье Наюльбюк где пытается разыскать могущественный артефакт. Состав команды вполне классический: рейнджер, вор, варвар, гном, эльф, волшебница и огр, по мере прохождения можно добрать еще одного героя на выбор – жрец, паладин или бард. Большинство членов команды не отличаются умом и сообразительностью, невысокого мнения друг о друге и, порой, действуют исключительно в своих эгоистичных интересах, втягивая всю группу в очередные приключения. Помимо этого, за словом они в карман не лезут, не скупятся на ругательства, стебутся, комментируют происходящее на экране и регулярно ломают четвертую стену. Противники им под стать: пьяные орки, отмечающие ОРКтоберфест, любитель сделать из кого-нибудь ♂fucking slave♂, ушлые гоблины, разыгрывающие наказания в рулетку, гномы – повстанцы, тоже не особо трезвые, - все они дополняют атмосферу треша и угара. Помимо этого, само подземелье представляет из себя Кооператив(с) с советом директоров, получающее прибыль от продажи лута с погибших попаданцев с соответствующим налогообложением и бюрократией. Бизнес-план подземелья более подробно раскрывается в побочных квестах, и они стоят потраченного на них времени.

Геймплейный трейлер

Геймплей пошагово-классический – основу игры составляют сражения. В большинстве случаев надо победить всех противников, но есть битвы с особыми условиями: победить босса, уложиться в таймер ходов, взять контрольную точку, чтобы остановить подкрепления. Механика боев интуитивна и похожа на X-Com: за один ход возможно передвижение и действие, либо передвижение на бОльшую дистанцию. Персонажи ходят по очереди в зависимости от инициативы, на которую влияют баффы/дебаффы, атрибуты и экипировка. При каждом действии бросается виртуальный кубик, по результатам которого персонаж может нанести критический удар по противнику, попасть, промахнуться, или, выбросив критический промах, нанести урон самому себе или бафнуть врага. Жанр пародии влияет и на геймплей тоже. Отличным решением минимизации влияния случайностей на ход боя является шкала «Рандомии». Каждый раз, когда ваш персонаж фейлит или противнику, наоборот, везет – она немного заполняется, впоследствии открывая возможности дополнительного хода, лечения или телепортации. Поэтому негативное влияние бросков не очень раздражает, а скорее веселит – особенно когда ты хочешь заАоЕшить большую группу врагов, но волшебница выбрасывает критический провал, и все противники получают бафф. Игра будто назло "запарывает" удачный ход. Особенно понравилась механика "атаки по возможности": если персонаж стоит в одной из трех клеток перед лицом противника и пытается отойти – враг атакует вне очереди. Этот нюанс делает расстановку персонажей особенно важной, а бои – более позиционными, плюс открывает возможность провоцировать атаки своих союзников по противнику, отлетающему на несколько клеток, например, от толчка брюхом Огра. Подобная фишка мне раньше встречалась в CRPG с боёвкой в реальном времени (Pillars of Eternity) и здесь оказалась очень кстати.

По поводу сложности впечатление двойственное: поначалу, пока ты только разбираешься в механике и влиянии атрибутов на эффективность персонажей, практически каждый бой кажется испытанием. Первый раз я проходил на предпоследнем уровне сложности, и в первой трети игры было очень трудно, затем сильно проще, а при повторном прохождении уже на самой высокой сложности особых проблем практически нигде не возникало. Некоторые битвы в середине и в самом конце достаточно непростые и требуют концентрации, но не кажутся нечестными. Я чуть подробнее остановлюсь на них в абзаце со спойлерами. Так что, как только поймете кому какие атрибуты качать – сложность игры перестанет быть проблемой.

В перерывах между сражениями герои слоняются по этажам подземелья, ищут лут, выполняют побочные квесты, участвуют в диалогах, которые порой очень забавные, решают преимущественно несложные головоломки. Некоторые области открываются только после прохождения определенных этапов основного квеста, поэтому порой предстоит побегать, чтобы не пропустить побочные активности. К сожалению, при переходе с этажа на этаж появляется экран загрузки, которая на моем скромном ноутбуке длится довольно долго, но возможно на современном устройстве это не будет проблемой. В подземелье много секретов и потайных мест, поэтому перерывы между боями не успевают наскучить. Есть элементы коллекционирования – сбор книг, полный набор которых увеличивает параметры отряда, что привносит дополнительный смысл в исследование. Графика в игре приятная, анимации нарочито-карикатурные, игра всеми возможными способами старается показать свою несерьезность, хотя core-геймплей казуальным никак не назовешь. Названия и описания предметов не отстают от персонажей в своей комичности и нелепости.

Локализация здесь просто отличная. Текст переведен очень точно: ругань, сленг, отсылки – все сделано прилежно, с пониманием контекста и с вниманием к деталям. Персонажи получились очень живые и забавные, а ситуации, в которые они попадают, веселят своей тупостью и абсурдностью. Поначалу в переводе были небольшие огрехи в шрифтах и опечатки в тексте, но со временем и их поправили. Локализация только текстовая, но озвучка на других языках очень качественная и дополняет атмосферу. Я играл с английской звуковой дорожкой, волшебницу, кстати, озвучила достаточно известная в конце нулевых в интернет-сообществе Фелиция Дей, но ценители рекомендуют французскую. Так как разработчик из Франции, полагаю именно эту версию можно считать каноничной. Местонахождением студии разработчика можно объяснить большое количество петухов во всей игре, что при приземлении на российские реалии заставляет играть некоторые шутки новыми красками.

Этот парень определенно будет действовать вам на нервы
Этот парень определенно будет действовать вам на нервы

Небольшой абзац с умеренными спойлерами. Кривая сложности в игре достаточно ровная, за исключением одного момента примерно в середине игры – боя против босса-гоблина с рулеткой. Эта битва очень сильно выделяется своей сложностью на фоне всех остальных. Даже последняя четверть игры не настолько сложная. Из-за подходящих подкреплений противника практически всю битву не понятно, есть ли шансы на победу или уже пора переигрывать. В один момент у меня четыре персонажа из восьми валялись без сознания – и это в итоге была успешная попытка. Весь бой терпишь, а потом внезапно противники заканчиваются, и вот ты уже с переменным успехом пытаешься поймать остатками своей команды этого шустрого гоблина. Идея с рулеткой годная, вносит разнообразие и добавляет элемент издевки над игроком: естественно, в тот ход, когда тебе всей командой надо срочно бежать, рулетка выбрасывает штраф к передвижению, и становится уже не до забегов. На мой взгляд, битву стоило бы сделать несколько проще не изменяя дизайн, просто подкрутив цифры. К последнему же сражению вопросов нет, в его основе лежит очень интересная сюжетно-обоснованная механика. Конец спойлеров.

К игре уже вышло два DLC из трех запланированных, последнее ожидается в этом году. Дополнения не уступают в качестве основной игре: первое является прямым продолжением сюжета, второе – ориентировано исключительно на сражения. Если понравилась основная игра – дополнения точно доставят еще несколько часов удовольствия. Необходимо отметить, что и без DLC игра не выглядит неполноценной, это действительно тот самый случай, когда дополнения привносят новый опыт, который никак не обесценивает основную игру. По прохождении не складывается впечатление, что DLC были из нее вырезаны и выпущены отдельно по экономическим причинам.

Недавно появившийся трейлер последнего DLC. Выходит летом 2022.

Подводя итог: если вам нравятся пошаговые тактические игры – поиграть в "The Dungeon of Naheulbeuk" определенно стоит; если любите подобный юмор, но с жанром не очень дружите, то поставьте сложность поменьше, и тоже попробуйте; если же вы ни разу не фанат подобных игр и шуток, то возможно стоит дать ей шанс, не исключено, что понравится, так как сделано все очень качественно. На нее довольно часто бывают скидки на распродажах, поэтому добавляйте в Wishlist, чтобы не пропустить привлекательную цену. Эта игра умудрилась приятно удивить меня при нулевых ожиданиях, возможно, и вас она тоже сможет порадовать.

168168
68 комментариев

Комментарий недоступен

16
Ответить

Спасибо большое за развернутый комментарий. Именно восторг от этой игры и побудил меня написать развернутый отзыв. У меня такое крайне редко бывает, чтобы после прохождения захотелось еще раз перепройти, а здесь прямо было не оторваться. Будем надеяться, переводчик появится в комментариях, очень хотелось бы поблагодарить его за проделанную работу.

11
Ответить

Это прям улыбнуло. И удивило т.к. самое начало игры

2
Ответить

The Dungeon of Naheulbeuk

Нахуелбеук

13
Ответить

Я так и не понял, почему об этой игре так мало пишут. Жанр специфическим назвать нельзя, уровень исполнения более чем приличный. За что поругать - так сходу и не придумаешь. Шедевр не шедевр, но вещь отличная.

Если вы любите пошаговые стратегии - обязательно брать и играть!
Просто без вариантов.

P.S. И кстати, вам там навешают! Но не лапши на уши, а пиздюлей. Так что готовьтесь.

P.P.S. Автор, напиши про Fort Triumph. Вещь конечно послабее "Подземелья", но тоже занятная и мало кому известная...

5
Ответить

Спасибо за наводку на Fort Triumph. Не играл, но добавил в вишлист.

Ответить

Есть ещё blackguards две части. По боевке чуть разнообразнее нахульбека(карта боя постоянно с чем-то интересным), доп квесты такие же интересные. У blackguards есть шероховатости. Была бы она популярнее, чуть больше любви к ней и стала бы на уровне серии dragon age
Blackguards часто бывает по огромной скидке, советую дать ей шанс, она увлечёт

Ответить