Обзор Fell Seal: Arbiter’s Mark – пошаговая тактика для фанатов жанра
В игре меня подкупила графика: симпатичное 2D, с приятными, стилизованными под акварель, декорациями. По словам разработчика он вдохновлялся Final Fantasy Tactics, но так как я в нее не играл (каюсь), сравнивать могу разве что с упомянутой выше Shining Force II. Fell Seal во многом на нее похожа: основу игры составляют сражения, исследование мира минималистичное, есть несложный менеджмент экипировки. Сюжет тоже во многом опирается на классические JRPG тропы: группа молодых людей сталкивается с вселенским злом, узнает, что все не так однозначно, и, превозмогая, начинает свой крестовый поход. Могущественные артефакты, заговоры, персонажи с непростым прошлым, сложные взаимоотношения в команде, избранность, - все как мы любим. Сюжет с одной стороны кажется стереотипным, все это мы уже неоднократно видели , а с другой стороны, он как одна большая отсылка – оммаж к классике жанра, к тем временам, когда каждый сюжетный ход казался новаторским, трава зеленее, а воображение ходивших тогда пешком под стол "ценителей" жанра дорисовывало в голове детали невероятных приключений. Сюжета в игре ровно столько, чтобы он не отвлекал от геймплея, который здесь, между прочим, очень хорош.
На поле боя под управлением игрока может быть шесть бойцов максимум. По мере прохождения к команде присоединится множество персонажей, так что будет из кого выбрать. Помимо этого, можно взять к себе наемников без бэкграунда, но с нужной внешностью и стартовыми характеристиками. Если боец падет в бою, он получит травму и будет вынужден выздоравливать в течение следующего сражения, либо драться со штрафом к характеристикам, а потом все равно пропускать один энкаунтер, поэтому в ростере придется держать дополнительных персонажей с соответствующим уровнем прокачки. Особенно хочу отметить одну особенность, которая зачастую раздражает в играх подобного жанра – персонажи здесь не могут промахнуться! Если персонаж кого-либо атакует, то точно нанесет урон, его величина будет зависеть от позиции, с фланга и особенно с тыла наносится больше урона, но впустую очки действия потрачены не будут. Таким образом битвы превращаются в постоянные попытки обойти противника, а баланс строится вокруг грамотного исцеления раненых бойцов. Еще одной фишкой является использование окружения: некоторые способности толкают цель на одну клетку в определенную сторону. Столкнув ее в воду/в лаву/с возвышенности, вы можете нанести дополнительный урон или сразу убить противника. Таким образом можно перевернуть даже казавшиеся безнадежными битвы.
Главной особенностью игры являются классы персонажей, и их тут почти 30 штук, и их можно… комбинировать. Приведу пример: есть базовый класс "наемник", по получении в нем третьего уровня открывается "рыцарь", когда "рыцарь" получает четвертый уровень – открывается "храмовник" и так далее. В один момент времени персонаж может иметь основной класс, в котором он набирает опыт, и вторичный, от которого он получает дополнительные активные навыки. Комбинировать классы можно как угодно, но есть один нюанс, который налагает значительные ограничения: при повышении уровня атрибуты растут в соответствии с основным классом персонажа, поэтому всю дорогу сражавшийся в ближнем бою герой не станет вдруг колдовать с той же эффективностью, а внезапно собравшийся на передовую заклинатель отъедет за пару ударов из-за недостатка HP.
Билд состоит из основного класса (активные и пассивные навыки), вторичного класса (активные навыки) и двух пассивных навыков, которые можно добрать из любых доступных этому персонажу классов. В комплекте идет способность, срабатывающая при нанесении урона персонажу, тоже достающаяся от любого открытого класса. В комбинировании навыков с целью собрать наиболее эффективный билд и состоит основное удовольствие от процесса. Плюс есть секретные классы, которые открываются только при выполнении определенных условий. Разумеется, в интернете уже расписаны гайды по самым эффективным комбинациям, пользоваться ими или нет – решайте сами.
Касательно кривой сложности, то она достаточно линейна, практически все сюжетные битвы проходятся без каких-либо проблем, но пару раз за игру можно столкнуться с очень высоким уровнем противников, тогда придется немного погриндить – в ранее открытые точки на карте можно возвращаться, и проходить битвы заново. Противники генерируются каждый раз разные, поэтому "патруль", так здесь называется повторное прохождение предыдущих битв, не надоедает.
К игре вышло одно DLC: Missions and Monsters, добавляющее дополнительные побочные активности и возможность нанимать монстров в команду. Если вдруг основной игры окажется недостаточно, есть смысл прикупить дополнение, но имейте в виду, что у него нет отдельной сюжетной линии, все дополнительные активности будут вплетены в основной сюжет, поэтому придется все проходить заново. С другой стороны, найм монстров значительно увеличивает тактические возможности команды, что положительно складывается на реиграбельности. У меня прохождение основной игры с большинством побочных квестов заняло около 50 часов. Помимо этого, в одном из патчей добавили режим "новая игра +", чтобы каждый уж точно смог наиграться. Вкупе с DLC этот режим вполне может подарить вам еще несколько часов приятного времяпровождения.
Игра доступна на всех основных платформах включая Nintendo Switch, ее геймплей отлично ложится на особенности портативной консоли. Помимо этого, есть версии для Linux и MacOS, видимо сказывается универсальность игрового движка Unity. Необходимо отметить, что игра нишевая и определенно подойдет не каждому. Фанатам жанра, а также ностальгирующим по JRPG старой школы, я настоятельно рекомендую ее попробовать, если раньше вдруг не доводилось. Всем остальным я присмотреться к материалу, чтобы вы могли понять, насколько она может быть вам интересна. Игра определенно не для всех, но достойна упоминания в рамках жанра, как и потраченного на нее времени. На мой взгляд постоянные ссылки на Final Fantasy Tactics не всегда помогают понять, что же из себя представляет Fell Seal: Arbiter’s Mark. Если вдруг кто-то, как например, автор, пропустил эту без сомнения знаковую для жанра игру, аналогия не сработает. С другой стороны, возможно этот обзор подтолкнет вас к ознакомлению с классическими произведениями этого жанра, и побудит к самостоятельным поискам не самых популярных, но от этого не менее увлекательных игр.
Предыдущий материал по теме:
Вроде геймплейно выглядит интересно, у меня даже в вишлисте, оказывается, лежала, но блин, насколько она отвратительно выглядит, просто во всем: сочетание более "реалистичных" портретов с мультяшными модельками, какие-то непонятные дешевые рваные анимации, визуальный стиль в целом прям отторгающий.
Визуально выглядит как говно, увы.
Вроде говорили, что там одна художница всю графику нарисовала, а её муж игру сделал. Ну то есть с этого ракурса работа большая проделана.
Хотя мне тоже этот детсковатый стиль персонажей на поле боя не нравится, можно было сохранить взрослые пропорции.
Отличная игра и достойный наследник FF Tactics, но есть одно но: у ИИ врагов в приоритете всегда защита, поэтому нужно играть очень агрессивно или карта затягивается до бесконечности. До сих пор помню, как горел, когда вражеские саппорты со скилом на реген мп вставали скраю карты и надрачивали бафы и хилы до посинения.
Мне наоборот понравилась эта особенность. Приходится держать ее в уме и в первую очередь фокусить хилеров/саппортов. Агрессивнее, на мой взгляд, играть интереснее. Тут уж кому как нравится.
Если интересуешься тактическими пошаговыми играми - рекомендую присмотреться к Solasta.
Красивый мир, хороший юмор, и - самое главное - тру-пошаговые бои по всем правилам Dungeons & Dragons 5-й редакции (с учётом высоты, освещения, укрытий и т. д.).
Тем более в Стиме сейчас на неё скидка аж 60 %.
https://store.steampowered.com/app/1096530/Solasta_Crown_of_the_Magister/
Игра малоизвестная, но в плане тактической боёвки - очень интересная.