Оккультная составляющая Cult of the Lamb

Недавно вышла Cult of the Lamb - рогулайт с элементами строительства своего поселения. Хотя многие считают её скорее строительством с элементами роглайта.

В игре настолько интересно, необычно и вообще правдоподобно раскрыли тему оккультизма, что я решил написать, чем там можно заниматься, сколько сходств в игре с реальными культами и откуда вот это вот всё вообще взялось. Это не обзор, это сравнение.

Оккультная составляющая Cult of the Lamb

Кстати да, здесь очень много текста о религиях. Сам я в бога не верю, но всякие церковные/божественные тематики в играх и других произведениях обожаю.

Итак. По сюжету мы играем за агонца. Агнеца. Агнца. Похуй.

Пасхальный Агнец — это жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи, в качестве которого обычно брали однолетнего ягнёнка или козлёнка.

Для пасхальной трапезы использовали животных мужского пола, которых «приносили в жертву к концу 14-го дня первого месяца. Кровью жертвенного агнца помазывали косяки и перекладины дверей в домах, где совершались трапезы»

Cult of the Lamb тоже следует этой ужасной традиции, но чуть-чуть наоборот. Да, самого ягнёнка здесь приносят в жертву, но всё идёт не по плану, поэтому ягнёнок создаёт свой культ, и теперь жертвы приносят уже ему. Жертвы других зверей, само собой. Но обо всём по порядку.

Культ

Во-первых, здешний культ подразумевает поклонение и служение одному великому богу, Тому-Кто-Ждёт. А наш ягнёнок - глава культа и его основатель.

да, мне
да, мне

Больше всего вся система напоминает Культ Верховного существа, но с некоторыми компонентами из других культов. Возник он во время французской революции XVIII века, и если вкратце,

культ признавал на­ли­чие все­мо­гу­ще­го Вер­хов­но­го су­ще­ст­ва (ра­зум­но­го, бла­го­де­тель­но­го, пред­ви­дя­ще­го и пе­ку­ще­го­ся о лю­дях) и бес­смер­тия ду­ши, стра­да­ний в бу­ду­щей жиз­ни для жив­ших не­пра­вед­но и бла­жен­ст­ва для пра­вед­ни­ков.

Ну то есть это культ о почитании бога. Собственно, примерно таким же он показан и в игре - все поклоняются одному величайшему Нечто, которого они даже ни разу в жизни не видели, а ягнёнок, как настоящий глава, объясняет им, что может с ним говорить и что его религия - единственно правильная. Ладно, это я немного преувеличил, потому что в игре вместо слов слышны только звуки животных, но додумать их смысл всё равно можно.

Животные

Во-вторых, для нашего культа мы набираем последователей, по виду напоминающих различных зверей. На них можно надевать скины, раскрашивать в разные цвета и давать им имена. Все последователи безмерно уважают нашего ягнёнка, работают на него, молятся и жертвуют какие-то предметы. Или самих себя.

Оккультная составляющая Cult of the Lamb

В игре есть так называемый параметр веры - то, насколько сильно они в вас верят или не верят. Извините за тавтологию. Если последователи чувствуют, что из вас плохой правитель, или в поселении невозможно жить (например, потому что вы забыли почистить их говно), то они теряют свою веру в вас. А потом начинают ходить со злыми лицами, а если вы ничего не предпримете, то постепенно будут покидать ваш культ один за другим. А некоторые даже становятся "иноверцами", или "инакомыслящими".

Иноверец - человек, исповедующий иную по сравнению с чьей-либо веру, принадлежащий к другой религии.

Короче они распространяют слухи о том, что ваша вера - дерьмо, понижая общее доверие к вам. А вы, в свою очередь, можете их перевоспитывать, сажать в тюрьму, или убивать различными способами, до которых я ещё дойду.

Существование иноверия очень распространённая фича в религиях. В XIX веке за иноверцами закрепилось определение "исповедовавших нехристианские религии", а в Российской империи такими считали мусульманство, иудаизм, буддизм и язычество.

бля, алтарь украли
бля, алтарь украли

Но в игре, понятное дело, именно таких нет, а те что есть, не имеют никаких названий. Можно только сказать, что они крутятся вокруг их создателей: четырёх Епископов(боссов) и нашего ягнёнка.

Строительство

В-третьих, за своим культом, разумеется, надо следить и всячески развивать его. И первое, что вы там строите - алтарь с храмом.

1) Алтари были очень распространены в культах предков (это те культы, где поклонялись умершим прародителям и сородичам), и представляли из себя особые возвышения, на которых приносились жертвы.

Но в нашем Культе алтарь работает немного по-другому и напоминает скорее Капище с идолом посередине. Что-то наподобие священного столба для молитв. Жертвоприношения на нём не совершаются, а всё, для чего он нужен - позволяет последователям молиться. А за молитвы увеличивается преданность, а за преданность можно открывать новые постройки.

2) Второе это храмы. Ясное дело, они тоже неотъемлемая часть любых религиозных культов, и обычно люди заходят в них помолиться, оставить дары или поучаствовать в каких-то других событиях. Вообще их используют для многих целей, но главный смысл - в религии.

В Cult of the Lamb местный храм не сильно отличается: в нём можно произносить проповеди, провозглашать новые заповеди, и конечно проводить религиозные ритуалы под красивые анимации.

Проповеди

Проповеди ирл это такие религиозные речи, задача которых "поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа". По сути это лекции. Встречаются они далеко не только в христианстве, но и в других религиях.

По-моему, очень красиво. В игре вообще визуал замечательно сделан
По-моему, очень красиво. В игре вообще визуал замечательно сделан

Но у нас, понятное дело, никаких Иисусов нет, есть только ягнёнок и вышестоящий Тот-Кто-Ждёт. Но разъяснять своим последователям о божественных понятиях всё равно можно, - от этого повышается их доверие к своему повелителю, а переводя на игру - уровень веры, нужной для поддержания морали в культе.

Заповеди

Это не то, что делают в реальных храмах, но пофиг.

Заповедь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, которые даны в религиозных книгах от лица Бога, составляют основу религии.

Фактически это просто правила, которым следуют все поклонники той или иной религии.

В игре работают примерно также, - дают какие-то особенности последователям (то есть по сути контролируют их поведение в конкретных ситуациях), либо открывают новые ритуалы. Заповеди тут в основном прикольные, вот выбрал несколько.

Кстати ещё интересная деталь - заповеди провозглашаются, как только мы соберём 3 куска Скрижали, - и это реалистично, потому что по Библии 10 заповедей Моисея были написаны как раз на таких Скрижалях. Не спрашивайте, кто такой Моисей.

Ритуалы

И, наконец, самое важное. Ритуалы это и есть ритуалы, - просто какие-то мероприятия, связанные с культом, без лишних пояснений. В игре их много и иногда приходится выбирать из двух один наиболее полезный.

Все ритуалы тут религиозные, поэтому для них обязательно нужны кости, а в некоторых случаях - живые последователи. А ещё сами по себе они разнообразные и красивые.

1. Можно поставить ритуальный костёр, или по-местному - Огненную яму.

Аналог из реального мира - Пасхальный костёр.

— костёр, который разводили в пасхальную ночь. Обычай, существовавший в Российской империи и других европейских странах. Пасхальные костры разводили около храмов, на кладбищах, на дорогах.

Только в игре он разводится прямо внутри храма, и неплохо повышает уровень веры в вас. А ещё для него нужны дрова, а дров в игре обычно не хватает.

2. Можно принести кого-нибудь в жертву.

Вот это вообще очень распространённая штука в самых разных религиях.

Цель жертвоприношения - установление или укрепление связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами.

В качестве жертв чаще всего использовались животные, в редких случаях какие-то предметы, а ещё реже и сами люди. Причина для жертвоприношений - "умилостивить" духов и богов, чтобы не было несчастий.

В некоторых культах существовало поверье, что если люди перестанут приносить жертвоприношения, то духи их предков разозлятся и будут преследовать их, насылая болезни и портя урожай. Кстати, было бы интересно увидеть такую механику в игре.

Конкретно в Культе ягнёнка в ритуальном процессе жертвуются только последователи (которые, напоминаю, тоже животные), причём какому-то осьминогу. Возможно это их местный ктулху, кто знает.

Либо золото. Уверен, они все только счастливы.

А ещё в поселении можно поставить Чашу для подношений - это тоже типо алтарь, но маленький, где все могут жертвовать какие-нибудь предметы. В реальном мире такие использовали для подношений Будде, и не просто использовали, а используют до сих пор.

3. Можно объявить праздничный день, из-за которого все последователи берут себе выходной.

Культ шизоидов

В каждой из реальных религий праздники - очень распространенная вещь, а празднуют люди всё подряд. В индуизме их вон целых 28 штук. Так что было бы наоборот странно, если бы в игре такого не было.

4. Просветление.

Малоизвестный ритуал, практикуется в основном в буддизме. Цитату ниже лучше не читайте, она непонятная.

Просветление — состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Просветление достигается за счёт понимания ошибочности так называемого «волеизъявления», благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее, она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом.

Короче. Просветление это состояние ясности и понимания всего. В нашем культе оно каким-то образом заставляет последователей молиться чаще, поэтому быстрее вырабатывается "преданность", но чуть-чуть понижая их веру. Немного странно, но полезно.

Оккультная составляющая Cult of the Lamb

5. Можно объявить Пост.

Для тех, кто не в теме:

Пост - традиция временного воздержания от принятия пищи и питья.

Тяжёлая штука. Цели у этого действа, ясное дело, религиозные и слегка бредовые, так что я о них даже писать не буду. Если вкратце - там про спасение души, тренировку духа и воссоединение с богом. Брр.

Возвращаясь к нашему культу - пост тут полезен чисто в физическом плане, но не для последователей, а для нас самих, потому что помогает сэкономить еду. Три дня никто не ест.

Но сами звери этим, конечно, не будут довольны, поэтому их вера в вас резко упадёт.

Что забавно, в реальности существовала традиция поститься перед праздниками, чтобы лучше подготовиться к их встрече. И в игре такое можно реализовать, потому что праздник сильно поднимет опустившийся уровень веры. Вот, ещё одно сходство с историей.

6. Панихида.

Церковная служба по умершему в сам день похорон, а также на третий, девятый или сороковой день после смерти.

Звуки и музыка (если это можно назвать музыкой) очень атмосферные.

По сути это просто религиозный компонент из всего процесса похорон.

В игре про ягнёнка во время Панихиды все оплакивают погибшего последователя, бросая ему цветочки и повышая веру. А если ранее вы провозгласили заповедь "Вера в жертвы", то она поднимается ещё сильнее, вот так.

7. Исправление нравов.

Оккультная составляющая Cult of the Lamb

В игре можно выбрать какого-нибудь последователя и назначить его Блюстителем нравов, - и тогда он будет нести в народ весть о вашем величии и повышать их доверие к вам. По сути это простая пропаганда из реального мира, которую нередко используют в культах личности и других.

Блин, там даже можно поставить громкоговорители, которые выполняют схожую работу.

8. Ритуальный поединок.

Можно устроить ритуальную дуэль между двумя последователями, опять же для поднятия уровня веры. А ещё в конце ягнёнок может выбрать, убить или пощадить проигравшего.

Ритуальные поединки это известная вещь, но проводились они в основном для каких-то реальных вещей, - обогатиться, получить чужую собственность или женщину. Ну или просто чтоб убить кого-нибудь. Дуэлей во имя религии и богов я толком не смог найти, разве что у славян было нечто подобное.

9. И последнее, самое интересное. Последователям можно промыть мозги при помощи грибов.

Это тоже не так далеко от реальности, ибо галлюциногенные грибы широко использовались в разных странах и религиях на протяжении истории.

Но люди Древнего мира, разумеется, не были достаточно осведомлены об их психогенных свойствах и научной стороне, поэтому считали грибы магическими. И частенько применяли их в религиозных церемониях, чтобы вызывать у себя изменённые состояния сознания.

Вернёмся к игре - тут с грибами можно проворачивать своеобразный гипноз, чтобы никто не терял в вас веру из-за плохих поступков. Полезная штука, потому что даже если вы объявите очередной пост или убьёте кого-то на глазах у остальных, то последователи возражать не будут. Их только вырвет пару раз.

Короче хочу сказать, что игра очень стильная, а религиозная/оккультная тематика в ней неплохо раскрыта. По самому геймплею и процессу ниче писать не буду, для этого лучше почитайте чужие обзоры. Всё, всем спасибо, пожалуйста не создавайте своих культов.

P. S. есть шанс, что источники с информацией где-то обманули, поэтому здесь возможны фактические и исторические ошибки. Не воспринимайте текст как стопроцентно-правдивый.

Просто сказал им, что Bloodborne никогда не выйдет на пк
Просто сказал им, что Bloodborne никогда не выйдет на пк
162162
55 комментариев

бля, алтарь укралиАж хрюкнул

25
Ответить

Блин по братски скажи что это у меня появилось? Пожалуйста прочитай и скажи

Ответить

Как человек, не по наслышке знакомый с религиозной тематикой, не увидел ошибок и противоречий. Всё адекватно.

13
Ответить

Расскажи про свой путь

1
Ответить

Оккультная составляющая

Ибаца нельзя, стер

5
Ответить

Гарем можно собрать зато

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить