Кебаб из преисподней. Обзор Cult of the Lamb

Белый, черный и красный - идеальное сочетание цветов.<br />
Белый, черный и красный - идеальное сочетание цветов.

Я был впечатлен рекламной компанией вокруг этой игры. Трейлеры и скриншоты выглядели красочно, а центральная идея – управление собственным культом из милых зверят, обещала новый уникальный опыт. Конечно же я бросился пробовать демо, когда появилась такая возможность!

Вот только демо мне не понравилось. В игре дали пройти только одно подземелье, а механика боя показалась мне слишком простой и поверхностной. Закликиваешь врагов до смерти и перекатываешься. Но если в случае c Dark Souls и Wither 3 «закликивание» - это преувеличение, то здесь это буквальное закликивание врагов. Это же точь-в-точь Cat’s Quest, от которого глаза начинаю слипаться уже через полчаса игры!

Cat's Quest - простая и добрая игра. Но уж очень от неё клонит в сон. Есть вторая часть - для сна в паре.
Cat's Quest - простая и добрая игра. Но уж очень от неё клонит в сон. Есть вторая часть - для сна в паре.

А вот главную фишку игры – управление культом в демоверсии не показали. Мне показалось это неудачным ходом для маркетинга, о чём я даже написал на форуме в Стиме. Странно, но многих игроков, в том числе на ДТФ, демка впечатлила.

Ну да ладно! Я решил, что демка просто вышла не совсем удачной – закончили её не на самом интересном месте, а чуть раньше. Немного не рассчитали – с кем не бывает. Я решил ознакомиться с этим «самым интересным», что не попало в демо, и приобрел игру.

К сожалению, игра получилась средняя. Выдающийся визуал действительно выделяет игру среди прочих других. Дорого, красиво, стильно.

Ну разве не загляденье?<br />
Ну разве не загляденье?

А вот по остальным показателям игре не получилось выдержать планку.

Первая претензия – это удивительная вторичность игры. Некоторые механики позаимствованы из Binding of Isaac – прохождение цепочки сгенерированных комнат, черные и голубые сердца, шипастые платформы итд. Стилистика персонажей, манера озвучки и общая атмосфера загадочности – из Hollow Knight. Идея совместить милых зверушек и насилие – из мультика Happy Tree Friends. Механика фермы – из Stardew Valley. Стиль боссов напоминает троицу ведьм из третьего Ведьмака. Наверняка и прочие вещи из этой игры вы уже где-то видели.

Старые, добрые, знакомые вещи<br />
Старые, добрые, знакомые вещи

Конечно, может быть я неправильно всё понял, и это не вторичность, а постмодерн – готов подискутировать на эту тему в комментарих.

Но это самая большая беда. Основная проблема игры – это то, что она поверхностная. Позаимствованные вещи не раскручиваются на полную катушку, не выжимаются до максимума. Вместо этого отовсюду взято по чуть-чуть механик и склеено в одну игру.

В результате, все тонкости боёвки в игре вы уже знаете после пары комнат с врагами. Все что вам остаётся после этого – это поднимать размер урона апгрейдами и заучивать паттерны боссов. Всё оружие по большей части делает одно и то же. Бери то, у которого числа побольше – не ошибёшься.

С менеджментом поселения всё также ясно как день: поливай грядки, собирай какахи, затем строй здания, чтобы грядки сами поливались, а какахи сами собирались. Строений немного, запутаться сложно.

Вот они строения: молельный камень 3 уровня, молельный огонь 3 уровня, больница 2 уровня, туалет 2 уровня.  Отличаются от второго уровня только тем, что вмещают больше молитв и какашек. Но у меня и так уже достаточно туалетов...<br />
Вот они строения: молельный камень 3 уровня, молельный огонь 3 уровня, больница 2 уровня, туалет 2 уровня.  Отличаются от второго уровня только тем, что вмещают больше молитв и какашек. Но у меня и так уже достаточно туалетов...

Зато разработчики уделили неприлично много времени украшательствам. Декораций - строений, не несущих никаких важных функций, гораздо больше чем полезных зданий. Еще есть куча портретов для культистов – хочешь будут кроликами, хочешь жабами.

Нужен туалет, чтобы культисты не справляли нужду прямо под обеденным столом? Вместо это у нас есть несколько десятков бесполезных украшений.<br />
Нужен туалет, чтобы культисты не справляли нужду прямо под обеденным столом? Вместо это у нас есть несколько десятков бесполезных украшений.

Имеется здоровый дисбаланс между механиками игры. Вы думали это рогалик про боёвку? Как бы не так – это менеджер поселения, к которому сбоку прикручены походы в подземелья. Как и в Stardew Valley большую часть времени вы будете проводить на ферме, а в походы будете ходить в свободное от уборки гуано время. В общем-то это и правильно – ведь игра называется «Культ», а не «Убийство чертей» или «С мечом на перевес». Но я, и наверное многие другие игроки, думали, что походы и сражения будут на первом месте. К сожалению, это не так.

Че собрался в поход на чертей? Лучше подотри-ка мне зад, а то я сам не могу...<br />
Че собрался в поход на чертей? Лучше подотри-ка мне зад, а то я сам не могу...

Кроме того, поселение сделано в лучших традициях «поиграю ещё полчаса, а очухиваешься уже утром». Таймеры у всех механик поселения подобраны так, чтобы оторваться было невозможно, пока всё поселение не отстроено до максимума. Это было бы даже хорошо, если бы целью игры не была победа над всеми боссами.

Только соберёшься в путешествие, а там слабительные ягоды подействовали, или фляга у кого-то засвистела. Пока разберёшься с этой рутиной, а уже следующий день наступает. И снова надо читать проповеди, готовить пожрать, убирать за подопечными и так далее.

Вернулся из подземелья, а твои подопечные вместо того, чтобы горбатиться на благо культа, веселятся, разглядывая очередного жмурика.
Вернулся из подземелья, а твои подопечные вместо того, чтобы горбатиться на благо культа, веселятся, разглядывая очередного жмурика.

В какой-то момент возникает ощущение, что у вас в управлении не культ, а дом престарелых. Ну и как их бросишь, пусть даже ради приключений?

Экономика поселения тоже как будто сделана на коленке. Дерево используется в строениях гораздо чаще камня. Камень у меня закончился лишь однажды, а вот древесины не хватало всегда.

Вы видите рабочие места для моих культистов, где они должны в поте лица колоть дрова. Но их нет, они все прохлаждаются. Вера сильна, но лень еще сильнее.<br />
Вы видите рабочие места для моих культистов, где они должны в поте лица колоть дрова. Но их нет, они все прохлаждаются. Вера сильна, но лень еще сильнее.

Приготовляемые блюда в большинстве своём если не убивают, то делают из культистов недееспособных больных. Блюда с минимальным уроном для здоровья делаются из редких рыбы и мяса. Можно, конечно, ходить на рыбалку, но тогда времени на походы не остаётся. И какой смысл в таком обширном меню, если из него целесообразно готовить всего пару блюд?

Походы в подземелья бодрые, но однообразные. Кликаешь атакой и уклоняешься, чтобы не получить в ответ. Перспектива камеры такая, что врагов бывает не видно из-за кустов, и можно получить неожиданный удар в спину.

Ммм, какой же путь выбрать? Бой или бой, или бой, или бой? Выбор в игре не богат.<br />
Ммм, какой же путь выбрать? Бой или бой, или бой, или бой? Выбор в игре не богат.

Естественно, чтобы игрок не заскучал, сложность врагов постепенно поднимается. И очень скоро вы обнаружите себя в лабиринте из камней, обстреливаемым полчищами врагов со всех сторон.

Однако, у игрока инструментарий остается неизменным, и чем дальше, тем более спинномозговым становится геймлей. До самого конца единственным вашим инструментом так и останется hit-n-run. Просто с каждым разом вам придется катится всё чаще и бить всё дольше.

На поздних уровнях постоянно приходится гадать - не прячутся ли враги в кустах, достанет ли меня вражеский удар. Перспектива выглядит высокохудожественно, но в бою мешает.<br />
На поздних уровнях постоянно приходится гадать - не прячутся ли враги в кустах, достанет ли меня вражеский удар. Перспектива выглядит высокохудожественно, но в бою мешает.

Сюжет вроде как есть, но пафосные речи NPC про древних богов и пророчества не особо впечатляют после часовой уборки навоза.

Что касается сатанизма и культоведения, то это, наверное, самая удачная часть игры после графического дизайна. В игре хорошо показано, что самые страшные чудовища – это люди (в нашем случае зверушки). Демоны угрожают смертью? Какой пустяк! Как насчёт просьб культистов приготовить «сладкий хлеб», совершить кровавое жертвоприношение или заняться каннибализмом?

Провинившихся и еретиков можно заковать в кандалы или устроить между ними гладиаторские бои насмерть. Телами умерших можно удобрять грядки, а можно явить чудо некромантии, и воскресить усопшего. Культисты готовы отдать вам всё, что у них есть: свои деньги, труд (это не всегда, увы), душу и тело. И вам придётся всё это принять, потому что как говорит Сатана в игре: «Возьми от них всё, ибо это они служат тебе, а не ты им.» Так и есть! Но от вытирания задниц это вас не освобождает.

Вступайте в самый милый куль на свете!<br />
Вступайте в самый милый куль на свете!

В какой-то мере эта часть игры выполняет терапевтическую роль. Вы думаете, что вы странные, потому что вас одолевают грязные мысли, или потому что у вас есть причуды и фетиши? Оглянитесь вокруг, они есть у всех. Мы все - странные, неидеальные и даже ужасные. И это нормально!

Отдельно стоит упомянуть управление клавиатура-мышь и баги. В первый же день игры я зарепортил пять багов, а патчи за первые два дня весили целый гигабайт. Играть можно, но иногда случаются казусы. Мне, например, как-то не дали очко веры на постройки, а однажды пропала возможность использовать проклятия.

Мышь в игры имеет минимальную функциональность – она работает в основном меню и отвечает за направление атаки. В каких-то ситуация можно левой-правой кнопкой мыши можно подбирать предметы с земли, но без курсора – если вы уже подошли к объекту вплотную.

Почему-то с помощью курсора мыши нельзя выбирать позицию для строительства зданий, только с помощью клавиатуры. Это очень досадно – клетки в игре диагональные, а управляется всё с помощью кнопок вверх-вниз и влево-вправо. Поэтому бывает сложно попасть зданием в нужные клетки. Ну да я всё это уже зарепортил разработчикам! Будем надеяться, что со временем они решат эти проблемы.

Вердикт таков: игра проходная, с ней стоит ознакомиться лишь для того, чтобы быть в «теме». "Все играют - значит это хорошая игра, значить надо брать!".

Начинается всё довольно весело, но как только более-менее разберёшься с основными механиками, игра становится невыносимо занудной. Последние подземелья я проходил уже через силу.

Если вы предпочитаете небольшие и незамысловатые игры – это подходящий вариант.

Моё мнение - перед нами типичный пример, когда успех игры определил не интересный геймплей, а подача и рекламная кампания. Иными словами - оверхайп.

Разработчик игры воздействует на мозг покупателя.<br />
Разработчик игры воздействует на мозг покупателя.
1919
12 комментариев

Вот да. Стиль - просто прелесть, но дроч фермы утомил уже на третий час игры. Больше запускать нет желания. Я вообще, как нелюбитель выживанческого дроча определил для себя некоторые точки, которые делают для меня игру практически неприемлемой. Ломающиеся сами собой строения, портящаяся еда (это я уже не про культ, а в целом) - это значит, что эти элементы меня заставят дрочить и пора игру дропать. Понятно, что дальше можно будет построить условные крепкие кровати, сделать условный холодильник, но я до этого просто не доживу. Пойду лучше снова в Hades поиграю, год его не запускал.

Да, на всякий случай - я совершенно не говорю, что игра плохая, просто я не люблю такой дроч. Хотя регулярно игры с таким дрочем меня манят - атмосферой, как island или subnautica, или стилем - как культ или don't starve, но практически ни во что такое я играть так и не смог =(

4
Ответить

В Subnautica с едой не очень много проблема - обычно всегда вокруг рыба плавает, которую можно съесть. К тому же есть куча сухпайков, которые не портятся.

В Don't Starve такой хардкор, что портящаяся еда - самая малая толика испытаний.

2
Ответить

Максимум 3-4 часа, после уже совсем скучно. Внебрачный сын айзака с веселой фермой в подарок

2
Ответить

Конечно, с вариативностью Айзека даже близко не стоит.

1
Ответить

Я знатно проорал от описания фоток. Но скажу что вся скука что есть в культе нужно просто перетерпеть потому что и в реальности не все начинается легко. В середине игры ты забудешь что нужно убирать говно, что-то садить. Закинул семена с похода, собрал что нужно приготовил, почитал проповедь и обратно в поход. Или отдохнуть часок поболтав со всеми сделав красивый культ

1
Ответить

У меня во втором подземелье уже были все ритуалы и все боевые апгрейды. Осталось только здания все открыть, но я не вижу в этом смысла - культ ради культа?

Можно открывать юбки за квестовые осколки и бонусы за сердца боссов, но я сразу открыл нужную мне юбку, а все остальные мне кажутся бесполезным.

Короче, оставалось только ачивки собрать, но на третьем боссе сложность внезапно подскочила в разы - и я бросил игру. Мне лень хардтраить без намека на интересный геймплей.

Игра плохо сбалансирована - контент и ресурсы расходуются неравномерно, и после прокачки там нечего делать. Интересных билдов нет, только прокликать через сюжетку.

1
Ответить

Я знатно проорал от описания фоток

Приятно это слышать!

Ответить