Policenauts: Неизвестный Кодзима

Policenauts: Неизвестный Кодзима

В 1994-м году вышла игра одного знаменитого геймдизайнера. Продавалась она исключительно в Японии и оттого малоизвестна за её пределами. Хотелось бы разобраться что это за зверь, и стоит ли она внимания.

Тёплый ламповый Кодзима

Когда впервые включаешь игру, тебя обдаёт ветерком ностальгии. Знакомая мелодия в главном меню, пиксельная графика об которую можно порезаться, ролики в старом анимешном стиле.

Начинается история в офисе Джонатана Ингрема — некогда одного из первых космических полицейских — полиснавтов. Сейчас он частный детектив, специализирующийся на поиске пропавших людей. Комната освещается только тусклым уличным освещением пробивающимся сквозь жалюзи. На рабочем столе пепельница, наполненная окурками, пустые банки пива и пистолет.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Главный герой мается от безделья. Клиентов нет, а в автоответчике бесполезные сообщения да телефонные шутники. И вдруг в офис заходит встревоженная женщина, что-то в её внешнем виде кажется очень знакомым. Через мгновение Джонатан понимает, что это Лорейн, когда-то они были близки. С последней встречи прошло 26 лет. Хотя по внешнему виду трудно определить их возраст. Ведь он, в результате несчастного случая, провёл эти годы в криосне, а она жила на космической станции, где губительная гравитация на неё слабо влияла.

Лорейн пришла за помощью. Пропал её муж — исследователь в фармацевтической компании, оставив несколько зацепок: медицинские капсулы, половин листа растения и слово Плуто.

Поиски приводят главного героя на станцию Вeyond, где он встречает своего старого друга тоже бывшего полиснавта. Вместе они пытаются распутать это дело.

Возникает вопрос — это фильм-нуар в игровом формате? Уж очень похоже и события, происходящие сразу же после этой встречи, располагают к такому выводу.

Мечтатель

В каком мире живут наши герои? На Земле произошла экологическая катастрофа, а технологии достигли такого уровня, что человечество начало строить огромные космические станции с искусственной гравитацией. Межпланетные перелёты стали доступными для населения. Со временем выяснилось, что люди не очень-то приспособлены для жизни в космосе. Солнечная радиация стала катализатором болезни aplastic anemia. Последствия её опасны, и в особо сложных случаях смертельны. Излечение возможно только при пересадке костного мозга. Для решения этой проблемы учёные создали людей нового типа, выращенных искусственно и генетически изменённых. Их особенность — белая кровь с которой болезнь не страшна а риск умереть от потери крови уменьшился. Занималась этим корпорация Токугава групп. Владельцем которой является Токугава — ещё один бывший товарищ Джонатана из отряда полиснавтов. Вся промышленность, медицина и торговля на станции Beyond принадлежит ему. Он теневой глава колонии. И даже местная полиция должна с ним считаться. К счастью, руководит её бывший командир Ингрема.

Нуар, фантастика, копы Лос-анджелеса — юношеские мечты Кодзимы. Фармацевтическая компания — воспоминания о детстве, когда его родители работали в этой отрасли.

Смешанные с информационной повесткой того времени. Первый японский космонавт, разговоры о будущем человечества в космосе, дискуссия в обществе о пересадке органов и страх японофобии на западе, после выхода фильма «Восходящее солнце» — таков местный бэкграунд.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Но мы то с вами знаем о чём мечтает Кодзима на самом деле (° ʖ °)

Плагиатор

Так это нуар? Конечно нет.

Первое что находишь в интернете об этой игре — главных героев скопировали с актёров, игравших в известном боевике 90-х «Смертельное оружие». И если вы посмотрите на афишу фильма, заимствование будет очевидно.

Вот описание фильма с Кинопоиска:

Лос-анджелесский полицейский Мартин Риггз смел и безрассуден, он буквально лезет под пули, не боясь за свою жизнь. Семьянин Роджер Мёрто старше и осторожнее. Двое полицейских, ветераны Вьетнама, расследуют дело, связанное с подозрительным самоубийством девушки. Нить поисков приводит их к торговцам наркотиками, которые также оказываются ветеранами вьетнамской войны, сплоченными в крепкую преступную организацию.

Убираем Лос-Анджелес, ветеранов заменяем на полиснавтов, самоубийство на убийство и готово.

На синопсисе и героях дело не ограничивается. Есть и просто повторы сцен из фильма. Хорошо хоть они немного изменены, а то это был бы полный наглёж. Даже в переделанном виде такое заимствование можно назвать плагиатом.

Как и в Snatcher, Кодзима, недолго думая, использовал чужие идеи.

Цилиндрическая станция в космосе — Гандам, изменённый тип людей оттуда же. Хотя это скорее японская рефлексия, уж очень у них ярко выраженная азиатская внешность. Костюмы полиции — переделанные скафандры астронавтов. Криогенная заморозка, космический лифт — как будто читаешь дженерик фантастику. Только мехов не хватало)

Особенно заметно отсутствие фантазии в местном музее астронавтики. Подавляющая часть экспонатов уже существовала на момент выхода игры, остальные напрямую относятся к сюжету. Например, модель станции Beyond есть, а космического корабля, на котором летали её строители, нет. Спасибо конечно за историческую справку, но хотелось большего. Не хватает творчества.

Графоман

История разбита на семь актов. Но первые сливаются в одни бесконечные вступительные 5 часов экспозиции в 11-ти часовой игре. ЧТО!? Это знакомство настолько затянуто, настолько бессмысленно, что появляется желание просто выключить и больше о Полиснавтах не вспоминать. Разбавляется всё пошлыми шутками и приставаниями к женщинам. Всё это на уровне Бивиса и Батхеда. Я понимаю, что визуальные новеллы в Японии в основном эротического жанра, но тут-то нет ничего 18+, даже романсить нельзя. Поэтому смотрятся эти сцены как нелепость и полный бред. Причём приставания тоже затянуты. Так и хочется воскликнуть: да когда это кончится? Тут Кодзима не знает меры.

В игре столько специальных терминов и аббревиатур, что в версии для Saturn ввели глоссарий. И это не просто расшифровки, а подробные справки. Герои говорят не на языке понятном игроку, а скорее как на слёте специалистов. К тому же часть терминов избыточна, их можно заменить простыми словами. Зачем это? Чтобы казаться умнее, чем на самом деле?

Policenauts: Неизвестный Кодзима

СПОЙЛЕРЫ

Не только затянутостью славны Полиснавты, но и тупыми клише. Хладнокровный убийца без капли эмоций, в конце превращается в психа-маньяка. Злодей не убивает героя, а только ранит и рассказывает обо всех своих планах. Напарник который на предыдущем экране лежал без сознания после огнестрельного ранения, вдруг спасает вас от смерти в самый последний момент.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

И такого в игре навалом.

Он настолько перегнул палку что даже Терри Вулф в своей книге пишет об этом:

Главной бедой Policenauts стала избыточная свобода; в результате сюжет порой затянут, перегружен деталями и нарциссичен — там, где игрок ждёт энергичного триллера. Теперь, когда Кодзиму никто не ограничивал, юношеские проблемы с лаконизмом вернулись. Будто снова настали те дни, когда он присылал издателям романы на четыреста страниц, а им были нужны лишь сто.

Что можно по этому поводу сказать? Только одно:

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Агата Кристи

Напомню, что полиснавты это детективная история и много времени отдаётся на поиск улик и опрашивание свидетелей. Ну и муторное это занятие. Сама история не особо запутанна. Злодеев видно сразу, вычисляются они просто по внешности и манере речи. Я даже не мог поверить что все настолько просто. Думал это такой ход, что будет твист и явные злодеи вдруг станут не столь однозначными. Зря. Но неожиданные повороты всё же есть, хотя скорее это рояли в кустах.

Само расследование как в подростковом фильме, герои — Мэри Сью. Вспыльчивые как невоспитанные дети. Всё у них получается, невзирая на логику и здравый смысл.

Злодеи абсолютно карикатурные как в детской театральной постановке, а эта речь в конце…

Геймдизайнер

Игра — наследник Snatcher в плане механики. Обследуешь каждый предмет в комнате и разговариваешь со всеми персонажами на экране. Пропустишь что-то и всё, ты потерялся и начинаешь перебирать всё по новой. Ключевые предметы никак не выделяются, поэтому поиск может затянуться.

Примечательно обилие 3д графики в заставках. Довольно новое направление на тот момент. Правда в разрешении 320 на 240 не удастся оценить её в полной мере. Наконец-то появился курсор, которого не хватало в Снетчере. Хотя это не ускорило, а наоборот замедлило игровой процесс.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Жизнь меня к такому не готовила. Когда увидел столько врагов просто охренел

Стрельба — мечта эпилептика, даже если у тебя этой болезни нет, ощущения такие что есть. Постоянные белые и розовые вспышки на весь экран и это вдобавок к всполохам выстрелов. Прицел пистолета — красная точка, причём вражеские снаряды того же цвета. Получается, что частенько теряешь прицел из виду. Играть на эмуляторе без светового пистолета — боль. Настроить мышь так и не получилось. А геймпад или слишком медленный или слишком быстрый.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Задачка на внимательность, найдите на картинке прицел пистолета

Музыка приятная, но типичная для того периода времени, ничего выдающегося. Чувствуется что это недорогой саундтрек. И он так похож на музыку из визуальных новелл 90-х начала 2000-х. Постоянно ловишь себя на мысли: Что-то похожее я уже слышал. Это, конечно, не упрёк игре, а скорее японской индустрии визуальных новелл. Как будто у всех один композитор.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

На каждый диск можно кликнуть и услышать какой-нибудь трек.

Вывод

Что сказать по итогу. Графомания и плагиат помноженные на клишированность тогдашних боевичков, да ещё раздражающие геймплейные решения. Немного сглаживают этот набор ролики, коих немного, экшен и пара головоломок. Так себе список особенностей.

Понятно почему её выпустили только в Японии. Игра слабая, часто скучная, а гиперобилие текста сделало бы локализацию на другие языки сложной и слишком затратной. Не стоит сбрасывать со счетов возможные проблемы с плагиатом. Похоже, издатели посмотрели на всё это и решили не рисковать.

Это продукт 90-х, копирующий боевики 90-х. Так пусть Policenauts остаётся там в 90-х. В итоге как в одной известной цитате: Эксперимент очевидно неудачный.

Policenauts: Неизвестный Кодзима

Хм…

А что если посмотреть с другой стороны. Игра вышла в 94-м, когда сюжеты в электронных развлечениях ещё были в новинку, а простенькие боевички на своём пике. К тому моменту уже вышел третий фильм в серии Смертельное оружие. Наверняка и в Японии у него было множество фанатов. Кодзима дал им то о чём они мечтали — возможность побыть в шкуре героев фильма и новую историю. Пускай и в виде фанфика про космос.

В любом случае проходить сейчас незачем. Сюжет прямой как палка, никаких выборов в диалогах и разных концовок, а стрельба кривая. Лучше на ютюбе посмотреть, с русской озвучкой от фанатов.

176176
35 комментариев
300 ₽

Отлично заностальгировал.

1
Ответить

Ничего себе, уже лонгриды про ретровейв ютуб каналы пилят 🙃

22
Ответить

Скоро даже ретровейв будет ретро)

Ответить

Интересный (бесполезный) факт: одним из ключевых координаторов фан-перевода Policenauts являлся slowbeef, который позже прославился как первый летсплеер в истории YouTube.

5
Ответить

Интересный (бесполезный) факт - интересные, но бесполезные факты называются фактоидами, но вы не найдете это определение в русской википедии, только в английской.

7
Ответить

сюжет порой затянут, перегружен деталями и нарциссиченКак и в любой игре Кодзимы кроме, пожалуй, МГС 1 и с натяжкой МГС 3.

5
Ответить