{"id":3922,"url":"\/distributions\/3922\/click?bit=1&hash=8f790d6f800612f54dc3fd5cde30d7599c1d564fb43b44f4cdb5e37daa11b195","title":"\u041a\u0430\u043a \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u043e\u0442 \u00ab\u043f\u0441\u0435\u0432\u0434\u043e\u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445\u00bb?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"43a94a7a-c975-5627-8453-c0ce96e38181","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Джамиль Махмутов

Марк Дарра: «„Настоящие“ сиквелы в духе Mass Effect 2 очень важны — но BioWare по большей части перестала их делать» Статьи редакции

Экс-продюсер канадской студии рассказал о том, как команде удалось выпустить одни из лучших своих игр за короткий срок.

  • Марк Дарра, который работал над Baldur's Gate, Jade Empire, а также спродюсировал основные части Dragon Age, выпустил новый ролик, где обсудил «золотую эпоху BioWare» и что вообще понимают под этой фразой.
  • По мнению Дарры, многие игроки считают «золотой эпохой BioWare» период с 2007 по 2014 годы, когда студия выпустила трилогию Mass Effect и три части Dragon Age.
  • Дарра считает, что тут важно обсудить именно период после релиза Mass Effect и завершения работы над первой Dragon Age, поскольку именно тогда BioWare друг за другом выпускала одни своих самых успешных игр.
  • Экс-продюсер говорит, что после Mass Effect у BioWare уже был готов инструментарий и команда знала, как именно продолжить серию, поэтому между релизами игр прошло очень мало времени. К примеру, ME3 вышла спустя всего 26 месяцев после ME2.
  • Для сравнения, разработка первой Mass Effect продолжалась больше четырёх лет (53 месяца), а Dragon Age делали 7,5 года (90 месяцев). Всё дело в том, что студия начинала эти франшизы с нуля и все аспекты надо было прорабатывать заново.
  • Дарра считает, что эти франшизы были успешны во многом потому, что игроки получали «настоящие» сиквелы, в которых развивали уже знакомые сюжетные арки и персонажей.
  • Продюсер отметил, что BioWare по большей части перестала делать такого рода сиквелы — в качестве примера он назвал Mass Effect 4 и Dragon Age 4, которые не будут прямыми сиквелами к предыдущим играм серии. Дарра полагает, что это может быть причиной, по которой BioWare уже долгое время не может войти в свою новую «золотую эпоху».

Дарра довольно часто высказывается о своём опыте работы в канадской студии. Ранее он обсудил так называемую «магию BioWare», когда разработчики в течение долгих лет не могут разобраться с концепцией проекта, а затем в самый последний момент всё складывается воедино и они выпускают успешную игру. Продюсер считает, что так в команде просто оправдывали плохой менеджмент.

Бывший продюсер Dragon Age Марк Дарра: «Магия BioWare — это просто красивое название для дерьмового рабочего процесса» Статьи редакции

Как считает разработчик, от аналогичной проблемы страдает множество других студий, вроде CD Projekt RED.

0
206 комментариев
Написать комментарий...
Castiel Melograno Содавич

Я знаю еще один „настоящий“ сиквел в духе Mass Effect 2...

Ответить
Развернуть ветку
Шериф
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Панков

Разговор о нём forbidden

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Volour Closed

До сих пор не понимаю как этот кал можно было сравнивать с МЕ 2, и вообще называть это сиквелом второй части. Там же нихера важного не произошло. Да блет в Frozen Wilds и то более важные события были

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
OneNicknameLeft
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
timqaU

Хорошее настроение 2

Ответить
Развернуть ветку
Chuchkhe

TLOU 2?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Виртуальный корабль

goat simulator 2?

Ответить
Развернуть ветку
Fef GiT

Который без цензуры и СЖВ?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Левченко

Харрш)

Ответить
Развернуть ветку
Chornolio .

Я на этом "настоящем" сиквеле бросил в игры Биоваров играть. Окончательно в шутерок скатились.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чазов

Никогда не понимал этого культа МЕ2, по-моему игра утратила все плюсы первой части, и самое грустное, её шикарную атмосферу.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Умер героем в 1943

именно во второй части РПГ система реализована лучше всего, о чем ты вообще

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
One Two

ME2 лучший ME. Да, филлер, да по-сути не нужен. Но это лучший ME.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита

Сочувствую, а нам нормально было

Ответить
Развернуть ветку
Нормативный Никита

Какая-то странная золотая эпоха, в которой после первых ME и DA каждые последующие части все хуже и хуже

Ответить
Развернуть ветку
Castiel Melograno Содавич

Mass Effect 2: Привет, ты шо охуел?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
embroider to death

Так что Dragon Age II, что Dragon Age Inqusition сложно назвать настоящими сиквелами. Да, они продолжают историю Века Дракона, но истории-то они рассказывают разные.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

Особенно интересно, как он включил ДАИ в "золотую" серию. Насчет нее фанаты вроде довольно скептичны.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Astemir Abazekhov

Дарра вообще не включал в свой список сиквела ДАО. Перечитай пост

Ответить
Развернуть ветку
Всякий череп
По мнению Дарры, многие игроки считают «золотой эпохой BioWare» период с 2007 по 2014 годы, когда студия выпустила трилогию Mass Effect и три части Dragon Age.

Наверняка эти многие игроки во времена Baldur's Gate только в школу пошли 😏

Ответить
Развернуть ветку
Паляниця

Хз, я только родился :(

Ответить
Развернуть ветку
Petrucce

Хорош пиздеть старый, иди игры делать.
А вообще да первый Масс Эффект и Первый Драгон Эйдж - навсегда в сердечке. Ну и страшно конечно становится от таких цифр - 7 лет разработки драгон эйджа.
Сейчас за новый АйПи хер кто возьмется, а если и возьмется то сроки увеличиваются до 10 лет, а качества МЕ и ДА на выходе и не окажется.
Хотя казалось бы разработчики становятся опытнее, а технологии должны упрощать разработку.

Ответить
Развернуть ветку
Maximus12
до 10 лет

А че не 30 сразу?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
AFountaine

Честно, не могу назвать этот период "золотым временем". Они херачили как не в себя, а ea их подгоняла. И чем дальше, тем сильнее этот подход сказывался на играх(Me3, DA2, DAI). И в итоге, куча народу перегорела(включая руководство) и мы теперь имеем сегодняшнюю bioware.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дучий

золотая эпоха это baldur's gate 2/ neverwinter/ kotor.

Тут из реально хороших игр только mass effect 2 и dragon age 1 ( хоть он во всем уступает 2 балдуру+ геймдизайнера глубинных троп стоит подвесить за яйца)

культ 1 масс эффекта вобще непонятен- короткая ( 25-30 часов), 99% всех сайд квестов включая истории напарников это прилет на пустую планету с 1 базой и 30 мобами внутри нее в убей принеси стиле. Вся игра ощущается как пролог, а не полноценное произведение.

Ответить
Развернуть ветку
MrDenkle

Да просто завязка новой вселенной. Всегда приятно погружаться в новый проработанный мир, с нормальным лором. Особенно когда речь идет о таком ныне редком звере как космооперы... Мне и 3 часть понравилась кстати, по сути кроме концовки там все великолепно.

Ответить
Развернуть ветку
Shugnar

Ок, что не так с тропами?

Ответить
Развернуть ветку
Букер Девитт

ME 2 до сих пор мой любимый
ME, очень крутая идея была закинуть главный сюжет на второй план и просто рассказывать самобытные истории

Ответить
Развернуть ветку
Страшный цвет

Хм, если Дарра считает это "Golden Age" , то что тогда за период с самого начала (не считая Shattered Steel) с 99 года когда они выпустили 1й Балдур и всё что до ME, а это MDK2, BG2, NwN и KOTOR (для меня переломная чуть ли не высшая точка из которой и вырос ME), Jade Empire уже переходный период к этому золотому веку.. ? Или это был Silver Age, как в комиксах ? Потому что для меня именно это и есть в первую очередь BioWare, я бы поделил на 2 главных периода, до EA и после. Ну есть ещё 3й и начинается он даже не с ME3, а именно с DAI (goty 14, ага).. Странно что он его причисляет к золотой эре.
В остальном же всё правильно сказал, особенно про псевдомагию, с Близзард тоже самое. У них даже многие вещи схожи, и те и те закончились когда продались 2 крупным издателям по сути и все ушли.

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

А про них все забыли, хайп трейн ушел. Хотя он сам программистом Балдурки был.
С другой стороны, когда он это говорит:

For a lot of people, 2007 - 2014 mark a Golden Age for BioWare.

он делает руками air quotes.
https://www.mobygames.com/developer/sheet/view/developerId,6535/

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
realavt
не считая Shattered Steel

Схерали "не считая", это ж весьма годная вещь в своем жанре - особенно эпичные видеоролики как доставляли :) Сейчас правда в неё сложновато играть, ибо как я понял, там есть конфликт с досбоксом, из-за которого большая часть выстрелов проходит сквозь врагов, не регистрируя попадание, и тупо заканчиваются боеприпасы, миссию нечем проходить...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Великолепный ихтиандр
К примеру, ME3 вышла спустя всего 26 месяцев после ME2

И ничего хорошего в этом не было. Игре бы ещё год на полировку миссий и нормальную концовку.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Валиулин

Нормальная концовка уже есть, можно установить модом Audemus' Happy Ending Mod

Ответить
Развернуть ветку
Fef GiT

Я бы сказал, что биовари в принципе утратили способность делать что-то такого уровня.

Ответить
Развернуть ветку
WizarD
BioWare уже долгое время не может войти в свою новую «золотую эпоху».

Зато в «коричневую эпоху» хорошо вошли.

Ответить
Развернуть ветку
Consul

В смысле настоящий сиквел когда все чего ты достиг в первой части в тебя абсолютно тупым сценарным ходом отбирается. А весь сюжет это филлер про шепарда который ну никак не может послать нахуй Цербер. Да уж.

Ответить
Развернуть ветку
Mental stability

Для меня bioware мертвы

Ответить
Развернуть ветку
Люк Кедж

Bioware вообще перестало что-либо делать)) После Антэма конечно. Но и до антэма там тоже одна игра была очень средней

Ответить
Развернуть ветку
HTTP404

Там и ниже среднего были, Инквизиции всякие.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Во Лар

Надеюсь на их легендарное возвращение! Надеюсь...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антонов

Спустя три года после выпуска последней игры они все еще не имеют ни одного проекта на стадии продакшена и не планируют ничего выпускать в ближайшие пару лет. Никакого возвращения не будет, студия уже мертва.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Умер героем в 1943

Mass Effect 2 это пример настоящего RPG, воистину великая игра

Ответить
Развернуть ветку
Shugnar

ME2 великая игра, это несомненно. Но только не как RPG. Отыгрыша там очень мало. Если про величие RPG говорить, то тогда DAO скорее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
selfish ledger

Они делали годный продукт потому что
А) технологии позволили делать нормальное кинцо по сравнению с графикой kotor и кроме них никто такого еще не сделал. Технология и талант были на нужном уровне.
Б) вторые части в трилогиях всегда самые крутые. В первой части надо разжевывать завязку, в третьей части надо сделать осмысленную развязку. Вторая часть таких ограничений не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
JahIthBer

Всегда. Witcher 2, Dark souls 2, Warcraft 2, Dragon age 2 прям 100% подтверждают. И это что в первую очередь в голову лезет. Мне и mass effect 2 не нравится, но по нему консенсус попадает, ок.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Никита Кучерявый

Игре необязательно быть прямым сиквелом чтобы быть хорошей

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Kaunov

Не обязательно, но когда заранее целиком продуман курс, по которому пойдет вселенная и в которой будут кочевать персонажи, новые игры будут даваться быстрее, чем когда начинаешь заново

Здесь вообще не говорится, что это рецепт по производству хорошей игры, он говорит что такой подход позволяет делать конвейер с хорошим соотношением времени и качества

Ответить
Развернуть ветку
Shugnar

Так в статье не утверждается, что игра должна быть прямым сиквелом, что бы быть хорошей.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чазов

Но ведь большинство не считает ДА2 "настоящим сиквелом", почему он говорит во множественном числе?
И зря кстати, лучшая игра этой самой типа "золотой эпохи" по мне. В кавычках, потому что эпоха БГ2 - JE была лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Иванов

Каждый раз, когда Дарра что-то рассказывает про лучшие годы Bioware, вспоминаю как Грег Эллис его обосрал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Швед

Даже если не касаться "киношной" и "литературной" части, в МЕ2 самое интересное прохождение на максимальном уровне сложности. Реально дает челлендж, но при этом практически нет таких моментов чтобы прям геймпад хотелось в стену кинуть.
МЕ1 и МЕ3 можно с закрытыми глазами проходить на безумии, если знаешь и юзаешь механики. В трешке так вообще даже стрелять не обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Edwin van Cleef

Да они вообще перестали что либо делать. Я уже практически забыл когда последний раз играл в хорошую игру от них, наверное это была DA2. А дальше все было очень невнятно, а жаль - раньше игры от них ждал, а теперь уже практически забыл, что такая студия вообще существует. Ощущение такое, что их лет 10 назад закрыли.

Ответить
Развернуть ветку
Nathaniel Essex
Или это был Silver Age, как в комиксах ?

Серебряный век обычно после золотого.
А перед "золотым" была Эпоха Легенд.

Ответить
Развернуть ветку
Страшный цвет

Всё так, это я уже не туда свернул. Хотел наоборот написать, собственно я и имею ввиду что то было Golden Age, а с ME - это уже Silver тогда. По нисхождению, сейчас Bronze, если они вообще на это тянут сейчас)

Ответить
Развернуть ветку
Romanoss

Жду новый сюжет от белоруссов, по этой безусловно интересной новости на 15 минут 😎

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

Ну эти игры было дешевле разрабатывать, три масс эффекта и три драгон эйджа вышли на одном поколении (пс3 и хбокс360)

До этого соответсвенно вышел джейд эмпаер,котор, нвн, тоже довольно неплохо справлялись. С балдура в 2д разумеется начинали

Ответить
Развернуть ветку
Фанат mAss Effect

БиоТвари не войдут в новую "золотую эпоху" пока не определятся, что и для кого они делают, и тут не важно прямые сиквелы это или отдельные истории.

Ответить
Развернуть ветку
Edgar Poe

Теперь эти сиквелы делают настоящие профи

Ответить
Развернуть ветку
Trixerus
во многом потому, что игроки получали «настоящие» сиквелы, в которых развивали уже знакомые сюжетные арки и персонажей.

так то блед второй масыч это почти филлерный сюжет который убрал старых персонажей, ввёл новых и убрал их в конце игры за исключением нескольких, а 3 часть вернула тех что были в первой со сквозным вкраплением второй.
2 часть меняла геймплей в лучшую сторону (разительно), включая боёвку, прокачку персов и классы, инвентарь и лут и ещё по мелочи. Убирала недостатки первой, доводила вариативность сюжета до ебейшего уровня по меркам 2010 года и всё это в красивом 3д. Напряжённость суицидальной миссии ни 1 ни 3 часть так и не перебороли (разве что забег к лучу в конце 3, да и то всрали светофором потом и "гугл цитаделью" которая тебе выдаёт тонну инфы по запросу несоизмеримо на фоне того что давала вся трилогия).

Ответить
Развернуть ветку
Артем Иванов

Сиквелы только у биоваров посредственные. BG 2 единственное исключение.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Коробков

Так у них только три серии где сиквелы делали они же. И в МЭ и БГ сиквелы то получше оригинала. Не знаю насчет ДА, не играл во вторую.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitriy Hackwrench
Дарра полагает, что это может быть причиной, по которой BioWare уже долгое время не может войти в свою новую «золотую эпоху»

Так Биовары кроме Ансэма ничего с 2014 года и не выпустили, куда они там входить то собираются? Уже все давно знают, что Андромеду даже не биовари делали - а левая конторка ЕА и кучка аутсорсеров со всего мира.
Я вообще ебаную политику ЕА не понимаю. Ну есть у вас контора с крутыми и успешными франшизами - пускай клепают их. Че они там 8 лет вообще делали?

Ответить
Развернуть ветку
Shugnar

На последней стадии MEA делала так же и Эдмондская (основная) студия. Вроде больше года они полным составом в этом учавствовали. И ни о какой разработке Антема там речи не шло.

Ответить
Развернуть ветку
Kaloinfifnite

Какой сиквел, по нынешним стандартам любой дтфер скажет что это длц за фулл прайс

Ответить
Развернуть ветку
Василий Павлов

Но ДА сразу же разрабатывался без прямого продолжения, и вторая часть, и третья часть. Разрабы говорили, что хотят рассказывать разные истории

Ответить
Развернуть ветку
Maksym Sapozhnyk

Было реально золотое время....а сейчас глинное...

Ответить
Развернуть ветку
gogathejedi

Я хуй знает, в каком месте ме2 прям мегахарош. Мало того, что оказывается филлером про збор гарема, дак ещё и вторая честь трилогии - ничем кроме филлера про збор гарема быть не может апреоре. Джек трахнуть да к стенке отвернуться, вот и вся игра.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 206 комментариев
null