Игры
Артём Патлусов
5930

Почему я полюбил SOMA

SOMA стоит уделить внимание — она этого заслуживает. Спойлеров нет.

В закладки
Слушать

Не так давно, на первых днях самоизоляции, я прикоснулся к давно «оставленному на потом проекту» от студии Frictional Games. И имя этому проекту — SOMA. Говоря мягко и уж совсем поверхностно — она меня зацепила.

До слёз зацепила.

Я откладывал её постоянно, хоть и был наслышан, что игра достойна внимания. Скачивал и удалял раз за разом, потому что не мог пройти дальше первого врага, боялся атмосферы и начинал оправдывать свои действия словами «ну, это всё равно обыкновенный ничем непримечательный хоррор». Но в один момент я сел за игру и тут же прошёл её, осознав, что до этого дня никогда так не ошибался.

SOMA — тот осколок нашей культуры, то драгоценное произведение искусства, с которым должен познакомиться каждый.

Игра этого заслуживает.

Введение, трейлер и мои скриншоты

SOMA — игра, находившаяся в разработке долгие пять лет студией Frictional Games, известной по Penumbra и Amnesia. Анонс игры состоялся 11 сентября 2013 года, а выпущена она 22 сентября 2015 года.

Скриншоты:

Трейлер SOMA с E3 2015

Что такое SOMA

SOMA — игра не о скримерах и концепции «привет, я монстр, бойся меня!». SOMA затрагивает нечто большее, чем эмоции, большее, чем сентиментальность и чуствительность игрока, нечто необъятное и глубокое.

Она захватывает разум игрока и погружает его на дно самого себя. SOMA через упор на психологический и философский аспекты буквально во всех своих деталях демонстрирует нам настоящий ужас разума. Истинный ужас. Страх не где-то в стороне или за углом, не от монстров вокруг — страх в твоей голове, в твоём разуме. Страх от того, что рисует твой разум, твоё сознание.

А разум субъективен.

Субъективен во всём: от банального «что такое хорошо, что такое плохо» до тревожных вопросов «что я такое?». Ощущение самой жизни в игре ставится под вопрос. Вы можете доказать человеку со стороны то, что вы — это вы? Что всё, что с вами связано — ваше, что мысли, так уютно, и вроде даже родные, расположившиеся у вас в голове — истинно ваши? "Я — это Я? Что конкретно меня определяет и чем я могу доказать другим, что я подлинный, прямо здесь и прямо сейчас?"

SOMA - игра о смерти без смерти. Смерть в игре совершенно ни на что не влияет. SOMA оказывает иной уровень дискомфорта.

Наш мозг предрасположен к чудесам, отчего мы постоянно и спрашиваем себя о чём-то, задаёмся вопросами разных сортов. SOMA не предлагает новые и необычные концепции мышления или что-то подобное. Вместо этого игрока ставят в тяжёлые ситуации, в которых он самовольно задаётся вопросами. И мучение поисков ответов на эти вопросы — то, с чем играются Frictional Games, то, что является неотчуждаемой частью повествования.

Игрок самовольно, лично, искренне отвечает на вопросы, которые ему задаёт игра. И этими ответами игра пользуется. Сама Frictional Games эти ответы не даёт. Их попросту нет. Наш мозг предрасположен к чудесам.

SOMA принуждает меня, как игрока, погрузиться в состояние, при котором я постоянно буду задаваться вопросами. Игра принуждает меня самовольно размышлять над ответами, которые я даю на её вопросы. SOMA конкретна, реальна и ясна, и она не подбрасывает мне туманные образы, играясь с моей головой. Она — часть моей головы, а в голове моей — пища для размышлений.

Игра играет с тобой, играет с вопросами, которые она задаёт, играет с твоими мыслями. Самовнушение создаётся для того, чтобы не видить правду. Ту правду, которую мне и главному герою повествуют во всех мельчайших деталях, во всей натуре игры, во всех её словах.

Всё это задаёт тон интересной, проработанной и под конец интригующей истории со своим жутким финалом. Этим пронизана вся игра, от начала до конца, от нитки до нитки, и именно поэтому игра — искромётный шедевр, и именно поэтому игра позволила мне заплакать от концовки. Я осознаю и принимаю, что всё в игре к этому вело, всё в игре из раза в раз мне это повторяло, вовсе не пытаясь вбить это мне в голову, а лишь пытаясь сделать так, чтобы я не забыл это и понимал всё до самого конца. И именно поэтому, в момент всего этого осознания, всего этого принятия того, что всё логично, что неправых нет — выплёскиваются эмоции. И именно поэтому я сидел со слезами на глазах, наблюдая за медленными, яркими, грубыми, но правдивыми субтитрами. И именно поэтому я стал аплодировать.

И именно поэтому я прошу вас уделить ей ваше внимание. Цель — это космос, кем вы её достигните?

Спасибо!

Бонус для уже ознакомившихся с игрой:

Тем, кто игру не прошёл, слушать не стоит.

{ "author_name": "Артём Патлусов", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435","soma"], "comments": 264, "likes": 243, "favorites": 197, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 140726, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 May 2020 15:07:10 +0300", "is_special": false }
Хакатон
Кор-механики как фундамент любой игры — создаем кор-геймплей для прототипа
Пока готовимся к хакатону Azur Games и DTF, поговорим про основы геймдева — поиск идей, создание центрального геймплея…
Объявление на DTF
0
264 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Так и не понял из вашей статьи, о чём игра! Я понимаю, что не хотели людей не игравших лишать сюрпризов и я против спойлеров. Но хоть как то сюжет, завязку, суть можно было бы описать. Вот вы хотели поделиться, тем , что тронуло до слёз аж. Но я так и не понял почему мне в это надо играть и про что оно. Любители отправить в гугл для изучения матчасти, можете не реагировать. Человек написал статью об игре, хотел, что бы в игру поиграли другие, но не смог ничего внятного сообщить, кроме своих чуйств. Хм.

Ответить
0

ничего внятного, кроме чувств

Как давно чувства стали невнятностью? Такая трактовка очень печально звучит.
SOMA и есть чувства, и есть эмоции. И если чувства вам кажутся какой-то невнятностью - я вам сочувствую.

Ответить
0

Чувства есть субъективное восприятие, ощущения и у каждого могут быть свои и по разным причинам. А вот внятно, это когда ясно и просто, в трёх предложениях говорят о сути не раскрывая подробностей. Это я имел ввиду и не преследовал цель оскорбить вас как человека которого очень впечатлило.

Ответить
0

Чувства есть субъективное восприятие

В деталях. Когда показывают котят - вы не умиляетесь, а рычите от ярости?
Когда показывают скучающих собак - вы не грустите, а смеётесь во весь голос?
Чувства субъективны до тех пор, пока ими не манипулируют, что и делает игра.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }