LISA: незамеченный шедевр

О выживании, жертвах и извращениях… вкратце

LISA: незамеченный шедевр

Lisa: The Painful (полное название игры) вышла 15 декабря 2014 года и несмотря на то, что была довольно высоко оценена некоторыми изданиями, большого освещения в массе не получила. При этом Undertale, которая вышла примерно через год и которая была вдохновлена тем же проектом, а именно EarthBound, была просто облизана как критиками, так и игроками. Возможно, причина непопулярности на поверхности: более высокий возрастной рейтинг игры, выраженный в постоянной жести, происходящей на экране. Тем не менее, Lisa: The Painful —достойнейший проект и сегодня я хочу вам о нём рассказать.

Немного предыстории

Как я уже написал, Lisa: The Painful вышла 15 декабря 2014 году, но до неё ещё была LISA: THE FIRST, которая была приквелом к нашему сегодняшнему пациенту. Это был простенький в графическом и дизайнерском плане проект на RPG Maker 2003, выпущенный 12 октября 2012 года. Распространяется игра по сей день бесплатно.

LISA: незамеченный шедевр

Это чисто сюжетный проект в духе Yume Nikki, характеризующийся сюрреализмом и имеющий, разумеется, подтекст в сюжете. Игра не критично важна для понимания общей истории, но поможет лучше раскрыть характеры некоторых персонажей в дальнейшем.

Главная героиня данной игры — Лиза Армстронг, в честь которой, собственно говоря, и называется серия. Её держит в плену её собственный отец, который, к тому же, крайне жестоко обращается с ней, и Лиза хочет сбежать от него. Её попыткам это сделать и посвящается первая часть LISA.

Lisa: The Painful

A game about survival, sacrifice, and perverts…

Или: «Игра о выживании, жертвах и извращениях…», как написано на странице игры в магазине Steam, и эта цитата очень хорошо её характеризует. Остановимся на каждом пункте по порядку.

Выживание

Выживать тут точно придётся, ведь игра неожиданно из сюрреалистического линейного квеста, коим была THE FIRST, превращается в РПГ с видом сбоку в постапокалиптическом сеттинге. Завязка интригующая: во всём мире исчезли все женщины, а из-за особого вещества оставшиеся люди стали превращаться в отвратительных мутантов, пугающих не столько видом, сколько наивными проблесками человеческих черт. Существа выглядят одновременно мило, забавно… и отталкивающе.

Подобное существо - далеко не самое странное из присутствующих в игре
Подобное существо - далеко не самое странное из присутствующих в игре

Главный герой — Брэд Армстронг, являющийся алкоголиком, наркоманом и профессиональным мастером каратэ в одном флаконе. Ему пришлось пережить сложное детство, оставившее на нём глубокую рану. Он выжил после так называемой Белой вспышки, но от пристрастия к наркотикам не избавился. Его главным компаньоном по жизни стала… «Радость» — наркотик, получивший особую популярность после апокалипсиса и продвигаемый неким таинственным культом. «Радость» помогала герою справляться с грузом прошлого.

Герой вместе со своими друзьями жил в построенном собственными руками домике, а «Радость» скрашивала его дни… до тех пор, пока он не нашёл недалеко от дома грудного младенца. Девочку.

Брэд, недолго думая, забрал девочку и стал воспитывать, как свою дочь. Девочку он назвал Бадди. Именно она должна была стать смыслом его жизни, стать его Радостью. Но от «Радости» просто так не избавиться.

Беззаботное время длилось недолго. Через несколько лет банда Рандо — одна из самых влиятельных группировок на близлежащих территориях — врывается в дом Брэда, убивает часть его друзей и похищает девочку. Главному герою ничего не остаётся, как покинуть насиженное место и вступить в безумный мир, населённый колоритными, но абсолютно сдвинутыми по фазе мужчинами.

Жертвы

Без жертв в своём пути герою никак не обойтись, как и с приобретениями. По пути к своей цели Брэд будет встречать множество персонажей, некоторые из которых могут стать его компаньонами. Бесед по душам после их «приобретения» не будет, это не Mass Effect, но помочь в бою они смогут. В игре на удивление хороший баланс (не считая шуточных напарников, хотя даже с ними не всё так однозначно) и боевая система… а, ну да, боевая система. Пора, наверное, о ней.

LISA: незамеченный шедевр

Чисто с технической точки зрения боевая система в игре представляет собой стандартную пошаговую боевую систему движка RPG Maker VX Ace, дополненную, разве что, комбо, которые можно набивать, набирая определенные команды на клавиатуре, и оригинальными эффектами. Однако даже с уже имеющейся рабочей системой можно вполне себе накосячить — с балансом, со сложностью и т.д., — что разработчики, к счастью, не сделали. Бои напряженные, но и, при этом, не затянутые, а баланс самих боёв, а также экономика игры не позволит вам в лёгкую выносить любого встречного-поперечного врага. Практически все противники в игре требуют к себе особый подход. В игре почти нет рандом инкаунтеров, с врагами вы по большей части встречаетесь напрямую. Задники бедные, но на это в процессе битвы не обращаешь внимания.

Вернёмся к теме жертвы. Перед игроком по сюжету будут ставить сложный, а иногда абсурдный (но всё равно сложный) выбор. Расходным материалом, так сказать, становятся конечности Брэда, а также его компаньоны. Готовы ли вы пожертвовать частью тела главного героя (своим телом?), чтобы близкий ему человек не страдал, или даже отдать в жертву кого-то из хорошо прокачанных напарников? А может быть, вы отдадите все вещи, которых накопилось не мало? Так или иначе: «Ты недостаточно страдал», как говорить один из персонажей игры. Пострадать главному герою точно придётся, как и игроку. И всегда этого будет мало.

Извращения

И вот мы подошли, наверно, к главной причине непопулярности игры ведь она поднимает достаточно скользкие темы. Буллинг, насилие со стороны взрослых, зависимость, неконтролируемая агрессия, суицид, бодихоррор — этими темами повествование пропитано насквозь. Картинка в игре соответствующая. Много крови, разодранные тела, резкие перемены цвета, сюрреалистичные образы, а на фоне довольно часто мелькает отвратительная кровавая каша.

Часто встречающийся образ
Часто встречающийся образ

Игра не про треш ради треша. Все пугающие образы, имеющиеся в игре, служат для того, чтобы погрузить игрока… в не самую простую во всех смыслах историю.

О юморе

Загрузились? Не стоит, хоть игра и имеет в себе чернуху, она не Downfall и умеет разрядить обстановку. В ней, конечно, своеобразный юмор — абсурд и троллинг игрока — но это может действительно позабавить. Есть даже пародия на Могучих рейнджеров.

Рейнджеры уже не те... как и их противники
Рейнджеры уже не те... как и их противники
Это остаётся только принять...
Это остаётся только принять...

Всегда достаточно трудно объяснить, почему в том или ином проекте хорош абсурдный юмор. Не буду и пытаться, это вкусовщина, но лично меня позабавили многие моменты игры.

О другом остальном

А другого остального тут хватает. Взять хотя бы картинку. Просто, но со вкусом. Виды не надоедают, локации разнообразны и задники постоянно меняются. Персонажи тоже сделаны интересно. Будто нарисованы ребёнком… что и пугает.

Музыка. Один из лучших саундтреков в играх, что я слышал вообще. Безумная, оригинальная электронная музыка за авторством widdly 2 diddly задаёт правильный тон происходящему. Она даёт чёткие контуры этого мира, делая каждое важное событие запоминающимся.

Секреты и пасхалки. Игру интересно изучать и пусть в ней не совсем открытый мир — скорее просто разветвлённые коридоры, — в ней довольно много мест, в которые можно не попасть при первом прохождении, либо каких-то интересных второстепенных квестов, которые просто так не открываются.

Стоит ещё добавить, что у игры есть дополнение под названием LISA: THE joyful, однако о нём без спойлеров я могу мало что поведать. По геймплею дополнение практически то же, но появились некоторые фишки. Например, некоторых врагов можно убивать… просто прыгая на них с уступа, как ассасин. По продолжительности игра втрое меньше оригинала, который проходится часов за 15 в среднем.

Разумеется, я рассказал далеко не обо всём, но я вовсе не ставил себе целью пересказать сюжет или разобрать игру на запчасти. Проект самобытный, интересный, с особой атмосферой и, так сказать, с характером. Он оставляет после себя сильные впечатления и надолго остаётся в памяти. Это потрясающая история о мужчине и его приёмной дочери, пытающиеся выжить в сумасшедшем мире, погрязшем в анархию. Каждый элемент LISA играет ей на руку. Шероховатости и неоднозначности, разумеется, есть. Ругали игру за баги, техническую часть… да и, собственно говоря, не всем придётся по душе частенько происходящая в игре жесть. Лично же меня Lisa: The Painful очень порадовала и подарила уникальный опыт, который я не испытывал больше ни в одной игре и я надеюсь, что смог привлечь ваше внимание к ней.

LISA: незамеченный шедевр
5151
42 комментария

8к обзоров

незамеченный 

28
Ответить

Всё относительно, я считаю игра заслуживает большего внимания.
P.S. Оперативно написали, я только выложил статью)

5
Ответить

В следующем выпуске:

Ведьмак 3: незамеченный шедевр.

21
Ответить

Незамеченный

8 МИЛЛИОНОВ просмотров

16
Ответить

Сколько из них конвертируются в покупки? Конечно не нулевое количество, но один видос очень популярного ютубера - не показатель. Игра все равно нишевая, хоть и нынче культовая и достаточно финансово успешная (насколько мне известно).

Ответить

По сравнению с пресловутым дыртылом, в пятилетие которого забабахали целый концерт, это ничтожно мало. Хотя Лиза намного лучше андертейла

Ответить