Небольшой сказ о том, как Yakuza 0 спасла серию на Западе

Или как правильная реклама и преданная фан-база способны дать вашему игровому сериалу вторую жизнь.

Небольшой сказ о том, как Yakuza 0 спасла серию на Западе

За последние года серия Yakuza успела приобрести бешеную популярность на Западе. Если человек хоть немного увлекается играми и следит за новинками, то он практически наверняка слышал об этой серии. Серия сейчас, что называется, "на подъеме", присутствует на всех актуальных платформах (кроме, разве что, Nintendo Switch), в полном составе посетила Game Pass, а ее новые итерации с нетерпением ожидают во всем мире.

Но было так далеко не всегда. О, когда то игры серии за пределами Японии еле-еле наскребали 300 тысяч копий, когда на родине продажи были выше более чем в 2 раза.

Небольшой сказ о том, как Yakuza 0 спасла серию на Западе

И причина такого состояния серии на Западе, в котором она пребывала вплоть с момента релиза самой первой части в далеком 2006, довольно проста: плохая реклама.

Для примера предлагаю к ознакомлению сюжетный(!) трейлер Yakuza 4:

Что мы видим в нем? Рассказчик проникновенным голосом рассказывает нам о темной стороне Японии, в которой все постоянно дерутся, убивают друг друга, а крутые и, что немаловажно, очень плохие парни, которые даже не используют зонты во время дождя, делают это круче всех!

О чем сюжет, что там за персонажи в нем участвуют - да хрен его знает. Пусть игрок считает, что у нас в игре криминальные разборки в духе GTA, где какие то японские парни просто прорываются к вершинам, на Западе ведь любят GTA, значит там купят нашу игру, если мы преподнесем ее как японский клон оной! Купят же, верно?..

Небольшой сказ о том, как Yakuza 0 спасла серию на Западе

Из-за отвратительной рекламы серию за пределами родины покупали настолько плохо, что европейский и американский релизы Yakuza 5 могли вообще не состояться.

В тот раз их (релизы) спасли Sony с их кампанией BuildingTheList, в которой предлагалось проголосовать за тайтлы, которые игроки хотели бы видеть на консолях Playstation, и преданная фан-база (которая у серии была, даже несмотря на рекламу, старательно старающуюся сказать "эй, не покупай меня, я лишь очередной клон GTA"), которая пропихнула Yakuza 5 на лидирующие позиции, что и сподвигло Sony скооперироваться с Sega и помочь им таки перевести игру на английский язык.

Полная запись Playstation Experience 2014 года, где и состоялся анонс локализации. Видео с таймингом

Собственно, вполне спокойно можно заявить, что серию на Западе спасла Sony с ее кампанией, и это будет правдой, ибо без нее Sega могла бы просто прекратить вкладываться в убыточные локализации 150-200 часовых игр и об успехе (да и простом присутствии, чего уж тут) на Западе можно было бы навсегда забыть.

Однако это не совсем верно. Да, Sony действительно спасла серию от окончательной смерти, однако тем, кто по настоящему спас серию и дал ей заслуженную популярность, стал приквел - Yakuza 0.

Несмотря на вынесенных в заголовок рекламу и фанатов, успех Yakuza 0 на Западе - вещь куда более сложная. Это было сочетание многих факторов, которые я постараюсь сейчас описать.

Во-первых, та самая реклама. В этот раз с ней помогала ATLUS, авторы серий Shin Megami Tensei и Persona, которые имели опыт в правильной рекламе своих игр на западе и готовы были передать его своему новому владельцу (тут стоит упомянуть, что холдинг SEGA Summy приобрел ATLUS в 2013 году).

Это означало больше трейлеров и больше показов на презентациях, но самое главное - это то, что именно рекламировалось через эти трейлеры.

Трейлер, фокусирующийся на мини-играх
Сюжетный трейлер
Лаунч-трейлер

Полноценные трейлеры, показывающие selling points игры - мини-игры и историю. Наконец то в сюжетных трейлерах показывают, собственно, сюжет, вводя потенциального покупателя в суть дела и давая понять, что у нас тут не просто японские бандюки, рвущиеся к вершинам, а серьезная криминальная драма.

И даже геймплейные трейлеры в кои-то веки акцентируются не на жестокости драк, а на их изобретательности, на крутых и необычных боевых стилях и на эпичных хит-экшенах.

Но трейлерами все не ограничивалось. Игру стали активнее раздавать различным блогерам, которые были только рады поиграть в новинку и рассказать о ней аудитории. Активнее об играх серии стали рассказывать и журналисты, прекратившие наконец сравнения с GTA и призывающие игроков вкатиться в серию именно с Yakuza 0. Собственно, говоря о вкатывании...

Во-вторых, Yakuza 0 была приквелом. Это может показаться чем то незначительным, однако обычный игрок, незнакомый с серией, зачастую боится брать игру с цифрой 5 или 6 в названии.

Эта боязнь затрагивает даже такие древние серии игр как, например, Final Fantasy, где каждый раз куча людей задаются вопросом "А мне надо проходить все прошлые части, чтобы понять эту?" И каждый раз маркетологам приходится объяснять аудитории, что номерные игры серии никак не связаны между собой и что вам не обязательно играть во все предыдущие части. Даже несмотря на то, что Final Fantasy - одна из самых известных игровых серий в мире, ее не обходит стороной данная проблема, что уж говорить о таком нишевом сериале, как Yakuza.

Из-за этого 0 в названии, подсознательно намекающий на некое начало, нулевую точку отсчета, с которой можно познакомиться с серией, сыграл большую роль. Многие люди в принципе обратили на игру внимание только из-за того, что она была самой первой по хронологии.

Важно отметить, что маркетологи в этот раз прекрасно понимали аудиторию, и делали акцент на том, что Yakuza 0 - идеальная игра для знакомства с серией, не требующая прохождения всех предыдущих частей.

В-третьих, преданная фан-база, которая активно поддакивала журналистам, восхваляя серию и призывая опробовать новую часть. В свое время эти люди даже смогли связаться с одним из продюсеров серии и попросить его поговорить с руководством, дабы он смог обсудить с ним локализацию пятой части.

Серии действительно очень повезло с фанатами, которые активно распространяли в твиттере различные мемы с курицей-менеджером, местным Майклом Джексоном и Стивеном Спилбергом, Мистером Либидо и прочим крышесносным для западного игрока контентом.

Небольшой сказ о том, как Yakuza 0 спасла серию на Западе

Короче говоря, сарафанное радио. Серьезно, просто почитайте хотя бы этот тред на ресетере - кучу людей попробовать игру убедили именно мемы. Западные игроки были просто в шоке от того, что себе позволяла видеоигра. А ведь это еще было во времена до бума популярности Baka Mitai...

В-четвертых, отличное время для релиза. Отчасти этот пункт включает в себя все предыдущие, так как:

  • Игра выходила на Playstation 4, которая была гораздо успешнее и популярнее, чем Playstation 3
  • Игра выходила в 2017 году, когда Youtube и Twitch уже пользовались бешеной популярностью. Обзоры игр как от игрожуров, так и от обычных людей, летсплеи, стримы, мемы в твиттере - все блага современной цивилизации в то время уже были доступны большинству, что существенно способствовало росту популярности
  • В то же время был рост популярности E3 и проводились выставки Playstation Experience, на которые можно было привозить трейлеры и показывать их широкой аудитории. Отличное время, чтобы рекламировать свою игру.
  • Релиз в январе 2017 года, когда консольное поколение только начинало разгоняться и игр в целом было не так много, а из громких релизов рядом была разве что Resident Evil 7, ориентированная вообще на другую аудиторию

В общем, релизное окно и вправду было очень удачным. У игры было больше возможностей для рекламы, больше путей для роста популярности, что, естественно, способствовало успеху.

Ну и в-пятых, качество. Игра была хороша. Да и не просто хороша, она стала (и до сих пор является) одной из лучших в серии. В ней было куча контента и хороший сюжет, который быстро разгонялся и держал высокий темп вплоть до финала. Согласитесь, шансов на сарафанное радио у такой игры куда больше, чем у проходного среднячка.

Успех на Западе по меркам серии был ошеломительный. В Британии игра продавалась настолько хорошо, что начала ощущаться нехватка дисков. Официальная англоязычная страница серии в Facebook за недели после релиза выросла с 2000 подписчиков до 50000. Игра получила несколько наград Game of the Year от различных изданий и даже была номинирована на престижной Golden Joystick Awards.

После релиза Yakuza 0 у серии наступил настоящий ренессанс на Западе. Именно эта игра проложила дорогу для одновременных релизов новых частей по всему миру, добавлению в Judgment и Yakuza: Like a Dragon английской озвучки (которой в серии не было после со времен самой первой части) и выходу на Западе долгожданного фанатами Japan-only спин-оффа Like a Dragon: Ishin.

Ну и про порты на ПК не стоит забывать, ведь именно успех нулевки на Западе сподвиг Sega на разработку порта Yakuza 0, вышедшего в августе 2018 года. Стоит ли упоминать, что на фоне набирающего в то время популярности мема с Baka Mitai, игру ждал оглушительный успех, превзошедший ожидания издателя и по итогу приведший к выходам всех игр серии в Steam и на Xbox?

На данный момент можно смело заявить, что у серии все еще впереди. Ее популярность продолжает расти (Game Pass делает свое дело), а в ближайшие года нас ожидает аж 3 новых релиза, каждый из которых выйдет одновременно во всем мире, что не может не радовать.

От себя могу лишь добавить, что если вы все еще не пробовали данную серию, то можете ознакомиться с отличным путеводителем ниже и таки вкатиться в этот прекрасный мир японского криминала.

И помните: все дороги ведут в Камурочо.

88 показов
5.1K5.1K открытий
44 репоста
102 комментария

Нулёвка и правда отличная игра. Сам вкатился в неё после 7. Игра порадовала вполне весёлой боёвкой, сценарием и побочками.
Из личных минусов - сюжетка Маджимы показалась на порядок увлекательней Кирью. И эпизодическая структура это ещё больше усугубляла.
Ну, и ещё раз убедился - японщина крайне нишевая штука.

Ответить

Ну, просто игра, как я думаю, по большей части и есть про Маджиму. У Кирью и так огромная история на протяжении остальных номерных частей есть, а Маджима всё это время так и оставался практически не раскрыт

Ответить

Сюжетка Кирью в начале уныла, все эти разборки из-за клочка земли казались скучными, из-за чего чуть не дропнул, поэтому создателям надо было поменять сюжетки Маджимы и Кирью местами, тогда игра увлекала бы с самого начала.

Ответить

хз, по-моему врыв в офис и драка первая с Кудзэ один из самых эпохальных замесов для начинающего игрока

Ответить

Причин для печального состояния серии Yakuza на период 2008-2017 гораздо больше: выход на закате 6-го поколения консолей (особенно это касается второй части,которая вышла на западе в 2008-ом),локализация первой части на английский (локализация из разряда"настолько плохо,что даже смешно"),расходы на локализацию первую часть (Sega после первлй части просто забила на английский дубляж и решила просто переводить текст),порезанная третья часть для гайдзинов (до сих пор смеюсь с европейской обложки) спин-офф Dead Souls про зомби (хуже только Valkyria Revolution из серии Valkyria Chronicles).
https://youtu.be/3QJZGvIlO-I

Ответить

На самом деле нулёвка ещё и отрицательный эффект на первые части оказывает. Я начал с Zero и после в полном восторге от неё сразу сел в Кивами играть. Разочаровался нехило так. Сюжет первых двух частей после приквела, конечно, очень сильно присаживается, попросту неинтересно и довольно предсказуемо. Видео, что игры из нулевых с недокрученными сюжетными поворотами и слабенькой драмой. Слишком уж высокую планку задирает Zero.

Ответить