Игры детства: вспоминаю свой первый диск

Игры детства: вспоминаю свой первый диск

И снова отгрохотали очередные новогодние каникулы, счастливые люди освободились от праздности и вернулись к долгожданным делам, считая денёчки до следующего декабря. У всех нас есть новогодние традиции, и для меня это вспоминать игры своего детства.

Родителей тогда не особо волновало, на что я трачу годы своего детства за компом, поэтому ничего не мешало мне одиннадцатилетнему собирать карточки в "Ведьмаке" или пакетировать людей в "Мэнханте". И всё же я помню свой первый диск, купленный сразу после покупки ПК: пиратский сборник игр для детей. Сейчас его давно у меня нет, как нет и DVD-привода, но разве Новый год не прекрасный повод вернуть из прошлого щепотку детства?

Вооружившись торрентом, я скачал все игры с того диска и погрузился в эпоху раннего 3D и дешёвых игровых адаптаций, а теперь хочу поделиться своими невероятно важными впечатлениями.

Surf's Up ("Лови волну")

Первое, о чём думаешь, глядя на раскладку управления, а точно ли это детская игра? Четыре вида трюков, свободный режим, аплодисменты и, что вообще такое "флоатинг"? На деле, всё проще, чем кажется: мы берём под контроль пернатого сёрфера, скользим по волнам под бодрую молодёжную музыку и выполняем трюки, периодически ускоряясь или замедляя время. Можно делать готовые движения или вращать персонажа вручную. Задача - набрать определённое число очков, а бонусом пройти через все чек-поинты и поймать разбросанных по уровню не то леммингов, не то выдр.

Это была первая игра, которую я установил. Но потом на компе поменяли систему с "Висты" на ХР, а там она уже не шла
Это была первая игра, которую я установил. Но потом на компе поменяли систему с "Висты" на ХР, а там она уже не шла

Каждый уровень - полоса трамплинов и препятствий, на которую сбоку накатывает волна. На этой волне исполняются трюки и копится энергия для заморозки времени. Ваши соперники тоже не отстают, и сёрфят рядом, недовольно бубня при столкновении. Однако удар в гузку на скорости сбивает их с доски.

По мере прохождения открываются новые персонажи, песни и борды. Если в начале можно играть только за отстойного Коди Мэверика, его подружку-пингвиниху и петуха-растамана Цыпу Джо, то ближе к концу становятся доступны легендарный Большой Зи и даже могучий Танк Эванс. С этой пернатой компанией мы пройдём путь от ледяных берегов Антарктиды, до скалистой бухты на острове-вулкане. Карты вышли разнообразными, но интерактива им недостаёт: хотелось бы увидеть китов-убийц и пингвинов-каннибалов не только в качестве декораций.

Кажется, в те времена было модно снимать мокьюментари, и оригинальный мультфильм это стебал. Игра пытается не отставать, но на полноценные ролики бюджета не хватило, поэтому перед каждым уровнем нас встречают кривляния низкополигонального тюленя с канала SPEN. Не помню, были ли заставки на моём диске, зачастую их вырезали с пираток, но я точно ничего не потерял.

Расстраивает только однообразный саундтрек и очень скупая кастомизация персонажей: разработчики сделали десятки раскрасок для доски, зато самому пингвину можно максимум приделать хвост. В остальном это симпатичная аркада с приятной мультяшной графикой и манящей гавайской атмосферой, на которую и сейчас не жаль потратить пару вечеров.

Over the Hedge ("Лесная братва")

О, а вот на эту игру в детстве было убито немало часов. Наверное, дело в том, что она удовлетворяет одну из двух базовых потребностей человека: жажду насилия. "Лесная братва" - это симулятор массового избиения животных.

По сюжету компания из зверей и рептилии просыпается после спячки и обнаруживает, что ушлые люди отстроили вокруг их зимовья субурбию. Двуногие жируют, потребляют пищу сверх всякой меры, а с братвой не делятся. Значит, настало время заставить их пожалеть о необдуманной застройке.

Уже первая миссия задаёт тон игре: в роли енота и черепахи пробираемся в дом, преодолеваем ловушки, круша на пути человеческое имущество, выносим еду, сбегаем из машины ловца животных и удираем от медведя через живую изгородь. Братва ликует, люди, посмевшие ей мешать, наказаны. Но через год кто-то обнёс схрон самих зверят, и они снова остались без еды. А значит, пора выйти на тропу войны и вернуть себе припасы. А также DVD, проектор, гриль, попкорн-машину и всё остальное, без чего люди прекрасно обойдутся.

Но чтобы восстановить справедливость, нам придётся драться. В основном с грызунами: крысами, сусликами, кроликами. Месить их палками, клюшками, скалками, битами, вантузами. Если гады не успокаиваются, в ход идут пистолеты с шариками или со льдом. Поверженные враги теряют сознание и исчезают от стыда.

Но и помимо мордобоя в игре есть, чем заняться: на уровнях полно механик, вроде платформинга, всевозможных ловушек, простых головоломок. Если миссии надоедят, можно скоротать время в хабе за мини-играми. Тогда это было прикольно.

Но, конечно, челленджа в игре никакого. Хотя в детстве я часто не мог справиться с консольной камерой в моментах с воровством еды, когда нужно бросить печенье или мороженное точно в напарника, а нормально вращать персонажа нельзя.

Ice Age 2 ("Ледниковый период 2")

Мордобой - это, конечно, хорошо, но виртуальное насилие плохо влияет на детей, поэтому придётся собирать жёлуди. А жёлуди - это целый мир. По крайней мере для клыкастого существа по кличке Скрат, за которого мы и будем играть.

Скриншоты в ней делать почему-то нельзя
Скриншоты в ней делать почему-то нельзя

Наверное, про эту игру можно сказать меньше всего. В нашем распоряжении мир-кишка, по которому рассыпаны орехи. Задача - собирать их, постепенно открывая новые локации и наслаждаясь атмосферой глобального потепления. Впрочем, Скрат может не только бегать и искать жёлуди, но также кидаться камнями, таскать предметы, ломать льды, карабкаться по стенам, использовать ведьмачье чутьё и даже атаковать агрессивных животных. Так что немного мордобоя тут всё-таки есть.

Но вообще, это типичная детская адвенчура своего времени, в которой придётся поднапрячь внимание. Потому что иначе ты не поймёшь, куда идти, и что здесь делать. Но всё время концентрироваться и думать быстро утомляет, не спасает даже ностальгия.

В общем, сейчас я прошёл её даже дальше, чем в детстве.

Garfield 2: Royal Adventure ("Гарфилд 2")

Эта игра совершенно не похожа на предыдущую. В "Ледниковом периоде" мы бегали по заснеженным скалам эпохи палеолита, а в "Гарфилде" - по чертовски запустевшему британском замку. Там нужно было собирать орехи, тут - лазанью. Раньше мы играли за маниакально одержимую желудями саблезубую белку, теперь - за жирного, избалованного кота с шизоидной зацикленностью на понедельниках.

И не простого кота, а самого Гарфилда, героя наших любимых комиксов и фильмов. На этот раз он оказался в Англии, где его почему-то считают королём. Или делают вид, что считают: в замке явно творится что-то мрачное. Люди за ним совершенно не следят, помещения и двор забиты крысами, жабами и пауками, а предоставленные сами себе домашние животные плетут интриги против жирного кота.

Но игра поднимает и куда более важную проблему: проблемы плохих локализаций. Многие игры того времени было сложно пройти, потому что ты просто не понимал, что от тебя требуют. В том же "ледниковом" периоде нужно самому перебрать клавиши управление, потому что половина раскладки не отображается в настройках. "Гарфилд" тоже "радует" подобным.

В какой-то момент я пошёл смотреть прохождение. И узнал, что у игры есть многоголосая озвучка, которая ещё и звучит приятнее оригинала. По крайней мере центральный актёр прилично копирует Табакова, а не делает вид, что сейчас умрёт от интоксикации лазаньей.

Arthur and the Invisibles ("Артур и минипуты")

Оригинальный фильм в детстве не вызывал у меня ничего, кроме эффекта зловещей долины. А в игре я не мог пройти даже первый уровень, потому что не понимал, что нужно делать.

Но сейчас всё пошло значительно лучше, и она просто не запустилась: антивирус считает, что файл Arthur.exe - это опасный троян, а рисковать мне не хочется. Так что экспиренс получился неполным. Однако, глядя на скриншоты, я думаю: а правильно ли, что эта игра вообще существует?

Ну а напоследок немного настоящего экшена.

Bionicle Heroes ("Герои Бионикл")

Легендарные Биониклы. Для кого-то это любимая франшиза, но я всегда узнавал о них только из рекламы. Помню каталоги, через которые можно было заказывать вещи по почте, и там, среди прочих товаров были и лего-человечки. При чём даже по обрывочных описаниям было понятно, что там обширный лор, но всё же на серьёзную вселенную, типа BattleTech Биониклы не тянули.

Игра явно считает, что мы в теме вселенной, поэтому ничего не объясняет: какие-то Пираки захватили какой-то остров, а дальше читайте описания. И это не вредит процессу, потому что он вообще не привязан к сюжету. Bionicle Heroes - типичная лего-игра, где нужно бегать по уровням, меняя персонажей, ломать предметы, собирать детальки и драться с мобами.

Некоторые атрибуты "Биониклов" перекочуют в будущие проекты ТТ: выбор миссий из хаба, магазин улучшений и пасхалок, сбор айтомов и открытие на них доп. контента, перепрохождение старых миссий с новыми способностями. Но с шутерами разработчики больше не экспериментировали. И, наверное, правильно.

Стрельба в игре реализована через автоприцеливание, а уровни построены так, что 80% времени мобы просто пытаются зарашить нас в лоб. На этот тир постепенно становится тяжело смотреть, потому что во все стороны летят спецэффекты и детальки-лего, на которые распадаются враги и окружение. Босс-файты сводятся к двум частям: мы убиваем мобов и ждём, пока цель откроется для атаки, или копим энергию, чтобы провести спецприём.

Но самое печальное, спустя годы графика состарилась ужасно. Освещение неприятное, будто всё время закат, картинка нечёткая, металлические текстуры мерзко блестят. Это самая визуально неприятная игра из списка, кроме "Минипутов", в которых я не поиграл.

Не удивительно, что Биониклы вышли из моды.

...

И моё видеоигровое детство тоже быстро прошло. Вскоре я начал драться с драконами в "Готике", соблазнять дриад из "Ведьмака", собирать артефакты в "Тенях Чернобыля" и рашить базы в "Тибериумных войнах". А из вышеперечисленного возвращался только к "Лесной братве": избивать крыс мне всё ещё нравилось.

Вспоминать "Биониклов" или "Лови волну" спустя годы - необычное ощущение. Но даже признанная классика неумолимо стареет. А дешёвые поделки, выпущенные, чтобы немного заработать на хайпе мультфильма, стареют ещё быстрее. Впрочем, в этом мы с играми похожи.

16
47 комментариев

Точно помню свой первый лицензионный диск

4

он не лицензионный. Акелла псевдо-лицензия. Тоже самое что и 7Wolf и Фаргус

О да, аналогично

1

Мой первый диск.

4

Комментарий недоступен

1

мне дед с бабулей сразу два взяли с первым компом на мой выбор. 170 игровка к слову IQ вообще поднимала, потому что если обычно игры заключались в нажатии кнопки setup и установки, то там надо было уметь ставить и находить игры, кряки, инструкции находить и тд. При том что некоторые из них были поломанные или были инструкции в стиле "Саня залей сюда кряк", но Саня забивал хуй и кряка не было.

3

Часть игр навроде дум2 и прочей мелочевки кстати в таких сборниках вполне могла быть полноценными версиями.

2