Игры Piranha Bytes: Самый наглядный пример стагнации в истории геймдева
Под ночь одолело желание написать что-то про Готику или Piranha Bytes.
В этом году выходила Elex 2. Когда я играл в неё, меня просто не оставляла мысль: как можно сделать подобный кал в 2022 году? Почему фанатская поделка, Хроники Миртаны: Архолос, стала в несколько раз лучше последних 4-5 (6?) игр от разрабов?
Ответ прост: Разрабы остановились в развитии в далёком 2006 году и уже понятия не имеют, почему их так любили фанаты.
Но перед изложением проблем Готики 3 нужно немного рассказать про прошлые игры серии.
Gothic 1 — лучшая история про зеков в истории геймдева.
2001 год, выходит полностью локализованная/озвученная (в России 2002) история про ЗЕКОВ, в фэнтезийном сеттинге. Не изометрия и не 2D!
Да одно это уже продало бы игру половине России, будь у каждого персональный компьютер.
К сеттингу и атмосфере ещё добавляется боёвка, какая-никакая вариативность в плане геймплея, юмор (от гг), приятное музыкальное сопровождение и, что самое главное, наличия ощущения бомжеватости как в плане прогрессии, так и в плане нарратива.
Герой — никто и воспринимают его соответствующе. 99% жителей Старого лагеря с радостью избили бы его ради пару кусков руды. Всё надо заслужить буквально поднимаясь с нуля.
Некоторые фанаты Готики могут захотеть меня избить, но, несмотря на более уникальные сеттинг и атмосферу первой части, я всегда предпочту в очередной раз сыграть в Готику 2. Дело даже не с постоянном зажатии клавиши или в общем качестве игры.
Всё-таки в Готике 1 явно проявились те минусы, которые терзают Piranha Bytes до сих пор, а именно: сюжетные рельсы после 1 главы и почти полное отсутствие побочных квестов после неё же. Ни одна гильдия, к сожалению, даже в Elex 2 толком не влияет на СЮЖЕТ игры и лишь определяет геймплейную направленность игрока.
Готика 2 к решению этих проблем (пускай и не всех) была чуть поближе.
Gothic 2 — игра, лишившая многих людей хардкорной девственности
Я не знаю, сколько времени провёл в этой игре. Скорее всего, больше, чем в TES 3 и чем в любой из mmorpg. Каждый год я возвращаюсь в эту игру, ставлю очередной раз какой-то мод (сейчас по большей части только Возвратку — извращение для фанатичных любителей геймплея), и прохожу всё меньше, чем за неделю. Потом я ставлю мод с собственным сюжетом и его тоже прохожу (каждый раз бросаю монетку, чтобы мне не выпала Одиссея — мод, который в несколько раз больше основной игры).
А люди всё ещё пилят и пилят модификации на неё. господи, почему люди не делают такие же крутые глобальные моды для TES 3? Для неё даже сервера RP делают!
Что сделало Готику 2 такой успешной игрой? Ответ:
Всё, что было в 1 части, только лучше (неужели ЭТО ДЛС К 1 Готике?! ).
Мы опять бомж. Чуть ли не первое наше задание — ДЁРГАТЬ РЕПУ. Снова поднимаемся вверх по карьерной лестнице с самых низов и выбираем одну из 3 фракций — шаблон, повторяемый потом ещё в 5 играх.
А потом занимаемся алхимией, куём мечи, обворовываем всех жителей острова… А количество мобов при этом ограничено, можно убить всех и замаксить экспу!
И при этом я понимаю, что Пираньи так и не смогли решить одну из главных проблем Готики 1: НУ ОПЯТЬ ЭТИ ВАШИ 3-6 ГЛАВЫ гораздо ХУЖЕ начала ИГРЫ! Вся соль именно в первой трети — дальше игрок просто аннигилирует всё живое.
А ещё я ненавижу этот меч, появившийся в Ночи Ворона. Этот ваш Коготь Белиара настолько оказуаливает прохождение игры, что даже криворукий чел с нулевой прокачкой не испытает никаких сложностей в будущем.
А где популярность?
Почему играем только мы, немцы да поляки? А причины тут две:
1) Фиговая английская локализация (такое бывает!);
2) Наличие на Западе более популярных РПГ, которые у нас либо локализовывались гораздо позднее (в пример я поставил бы Neverwinter Nights, которую локализовали спустя 4 (!) года после релиза), либо вообще не локализовывались (Арканум).
Пока западные игроки уже вдоволь наигрывались всякими изометрическими РПГ в духе Baldur’s gate 1/2, которые были локализованы у нас спустя 10 лет после их релиза, у нас единственным популярным локализованным проектом, способным конкурировать с Готикой, был TES 3.
А тут по сравнению с TES 3 вообще ВСЁ озвучено БЫЛО! Заходишь в 2004 году и балдеешь с диалогов так, как никогда раньше! Один из немногих примеров серии игр, популярность которой была определена наличием локализации и её качеством.
Я люблю эту игру всем сердцем и душой (пускай сейчас без геймплейных или сюжетных модов вряд ли её запущу), но начинал я свой готический путь не с неё и не с первой части…
Самая противоречивая игра в серии
Полностью бесшовный мир, с одной единой локацией, огромной картой и сотнями NPC с квестами. Что могло пойти не так?
Оказалось, что всё. Игра сохранила многие положительные черты предыдущих частей, а именно музыку (которая за долгие часы игры надоест игроку), хорошую локализацию, в каком-то смысле прокачку и даже чувство бомжеватости. Но на каждую из них приходилось по несколько пунктов, которые в совокупности просто расчленяли игру.
Самым главным из них является боёвка.
Боёвка
Она, конечно, и в прошлых играх звёзд с неба не хватала. Удар/комбуха и шаг назад, но в 3 части… даже шаг назад был не нужен! Закликать можно было любого — лучше не останавливаться, иначе какой-нибудь ползун закликает тебя. А если врагов несколько… возьми дрын побольше и закликай толпу.
НО… проблема решается патчами/фиксами/модами и прочими штучками, после которых любой орк/повстанец сможет вас парировать, а любой зверь — уклониться, тем самым прерывая вашу серию ударов.
Сложно? Да, бывает и сложно. Интересно? Нет, ибо дело не только в закликивании.
Нет никакой прогрессии. Прокачка никак не меняет ваши анимации атак — лишь усиливает урон или позволяет надеть оружие покруче. Если вы, например, решили выбрать путь меча и щита, вам придётся до конца игры ковырять мобов одинаковыми атаками! Это, к слову, в серии игр, в которой в прошлых частях анимации атак менялись в соответствии с прокачкой — хотелось бы, конечно, увидеть развития именно этого аспекта!
С луком всё ещё хуже. Отходишь подальше, натягиваешь стрелу с одинаковой анимацией и стреляешь. Ну, хоть автоприцеливания нет и стрелы разные есть!
С магией, кстати, дело обстоит получше. Сравнительно большой арсенал заклинаний, каждое из которых требует прокаченный показатель Древнего знания, то или иное количество маны и иногда какой-то крутой навык для мага.
Можно, например, зажимать ЛКМ и тратить больше маны на огненный шар, чтобы он нанес больше урона. Можно призвать армию мертвецов, которая 5 часов будет драться с врагами. Можно усыпить, заморозить, натравить одного на другого, замедлить время вокруг себя, нанести огромный массовый урон… Есть даже заклинание, которое позволяет сменить ночь на день!
Но в конечном итоге персонаж всю игру всё равно будет использовать какую-нибудь молнию на одного соперника и огненный дождь на группу. И как я уже упомянул, в начале игры магом стать очень нелегко — будешь долгое время бегать с посохом и бить врагов в ближнем бою.
Тем не менее, магия в игре реализована гораздо лучше боя на мечах или использования лука.
Квесты
Простая схема, от которой я очень долгое время кайфовал: находи город, ищи именных NPC, получай простенький квест и зарабатывай репутацию и в городе, и у фракции.
БОЖЕ ИННОС, ДА Я благодаря ЭТИМ квестам ИГРУ И полюбил. Я всегда пытался получить максимальную репутацию в каждом городе орков и ассасинов! А это иногда, ой как непросто: какой-то квест можно пропустить, просто избив орка, отказавшись на него пахать, какой-то квест можно провалить, встав на сторону повстанцев, какой-то квест требует найти NPC за пределами города, не давая чётких ориентиров!
Никаких маркеров, только смутные описания. У меня даже карта была из какого-то игрового журнала.
И я получал удовольствие. Я вообще удивлён, что ни одна более-менее популярная игра так и не пришла к формуле подобной репутации: не к городской, так к фракционной!
Набираешь репутацию, получаешь доступ к крутым челикам и топовому шмоту. Отличный стимул делать квесты, учитывая, что экспу тут тоже дают за каждый чих-пых.
Есть только в этих квестах одна проблема…
Ну, как бы помягче сказать…
Да говно они! Убей, продай, принеси, поговори. Типичный мморпгшный стиль без какой-либо сложной подоплёки. Раз квест дают, значит, решить его можно только одним способом.
Геймплей и квесты уже не очень высокого уровня, а это ведь не единственные недостатки. Есть ещё:
Баги
В общем, кто не знает, на релизе кабаны ваншотили и отправляли в космос, как великаны в скайриме (P.S. Я тут походу выпил лишнего. Кабаны не ваншотили, а крайне быстрой серией атак отрывали лицо всему живому).
Разумеется, баги ограничивались и ограничиваются не только ими (это самый весёлый). Текстурных багов тоже хватало. Игра вылетала, сейвы ломались, можно было проваливаться под землю и т. п.
Я бы ещё отнёс к минусам фиговый дизайн у монстров (даже по сравнению с прошлыми частями) , фиговые навыки, однообразие, загрузки, которые длятся несколько минут, и ещё кучу проблем, вытекаемых из того, что уже было сказано. Но уже этих минусов было вполне достаточно, чтобы половина фанатов серии окрестили её провалом и вернулись в готику 2 для игры/разработки модов.
А вот озвучка и перевод мне нравятся!
Озвучка ассасинов очень хороша. Можно поиграть в игру часок только ради того, чтобы послушать их. Такого кайфа и веселья от озвучки я, наверно, не испытывал ни в одной игре.
Это была моя первая готика и мне она в своё время так зашла, что я попробовал и предыдущие части. За одно это я уже ей очень благодарен.
Только вот её провал привёл к тому, что разработчики перестали экспериментировать и начали копипастить готику 2 в каждой своей следующей игре. Развитие остановилось.
А что дальше?
Если Risen 1 был хотя бы умелой имитацией Г2 с более бодрой боёвкой, то следующие его части вообще отошли от концепции «один большой остров» и сделали кучу маленьких, что в конечном итоге сказалось отрицательно и на общей их проработке: набор коридоров в джунглях едва ли может составить конкуренцию колонии из первой части Готики, хотя для многих игроков пиратский сеттинг и диалоги явно могут внести в игру определённую долю интереса.
Самое важное нововведение последних двух Ризенов — напарники, с которыми можно путешествовать, которых можно абузить в боях. Это же нововведение в худшем его проявлении они закинули и в обе части Elex, где общение с ними вообще не доставляло мне никакого удовольствия.
Скажу вам по правде: мне нечего больше сказать про 2-3 части Risen. Я проходил их обе на релизе, и мне запомнились только фракции, никчёмные концовки, клады да напарники (две вещи, которые были новыми). Почему я помню про 3 Готики всё, а про 2-3 Risen ничего? Ах да, ещё там появились маркеры, которые убили к чёрту фишку исследования небольшого мира, которая была в первых готиках.
Рад, что есть люди, которым эти игры очень понравились. К сожалению, я к их числу не принадлежу.
А взамен что?
Напарники, про которых я забыл уже после прохождения или сюжет с титанами, который пытается замахнуться на эпик?
И Elex, о Боги всемогущие! Мне ведь даже немного нравилась 1 часть — круто было отключать мозг и фармить экспу на тупорылых квестах и не шибко умных мобах.
Гении релизнули игру спустя 5 дней после Elden ring, а потом разочаровались продажами.
Могу лишь сказать, что чистить в ближнем бою сотни одинаковых мобов по главному квесту и квестам спутников может утомить даже самого заядлого фаната Piranha Bytes.
А почему стагнация?
Я считаю, что всё дело в Готике 3. Пираньи пошли на кучу экспериментов, но большинство из успехом не увенчалось.
Причины неважны: были ли это непомерные амбиции разработчиков создать своего Ведьмака 3 ещё в 2006, производственный ад или сжатые сроки разработки.
Готика 3 стала провалом для разрабов и издателей, и большинства игроков. Piranha Bytes, будучи, по всей видимости, ОЧЕНЬ осторожными и прагматичными людьми, с тех пор боятся делать что-то другое и в итоге застряли в 2002 году вместе со своим Magnum opus. Если Миядзаки при создании игр забивает на мнение игроков и его игры всё равно большинство любит, то в новые игры Piranha Bytes могут играть только очень преданные фанаты, которых с каждой игрой становится всё меньше.
Для нас, фанатов, есть модификация Архолос, а её разработчики гораздо больше Пираний понимают, чем людям так приглянулись первые две части Готики. Может, в следующем году для таких, как я, ещё и «История Хориниса» выйдет и будем кайфовать.
P.S. А вдруг игры Piranha Bytes всегда были посредственностью? На Западе это поняли сразу, а я до сих пор не могу с этим смириться?
После Г3 понял, что всё, здесь рыбы нет и не будет. Райзен даже первый скринжил тем, насколько это калька Готики и ничего более. Ну, а Элексы, тут и говорить даже не о чем. В общем, то что мёртво, должно умереть. Желаю Пираниям прекратить цепляться за жизнь своими пальцами в трупных червях.
Г3 заебись, но мало времени было, и команды...
Первые две части очень нравились, проходил неоднократно, экспериментировал. Третья Готика нравилась, но в какой-то момент наскучила и я её забросил.
Первый Risen очень понравился, ко второму подошел через несколько лет после релиза и, в принципе, прошёл не без удовольствия. В третью часть поиграл пару часов и скипнул.
Elex давал шанс пару раз, но игра дно.
Сейчас играю в Архолос, несколько раз хотел дропнуть, но почему-то продолжаю играть. Есть что-то в старых Готиках, что не отпускает, хотя от боевки плачу. Большинство побед за счет абуза тупого ИИ.
Половину удовольствия от игры приносил абуз ИИ. Когда заберешься на какую-нибудь скалу и расстреливаешь дракона, бьешь тролля по жопе, выманиваешь скелетов из пещеры, а орка на стражников. Настоящая иммерсивность.
Третья часть Risen неплохая, вполне можно пройти до конца.
Я только сейчас понял,что у меня в библиотеке стима трилогия Рязани
Это не стагнация, это деградация. Risen выглядит куда более качественным проектом на свое время, чем Элексы. Второй Элекс - просто ужасное дерьмище. Я даже не знаю, как они умудрились родить именно это. Первый я прошёл, и даже смог получить удовольствие, но вторая часть - это просто какой-то треш. Учитывая количество качественных игр на любой вкус, которые сейчас выходят, таким поделиям места нет. И да, Архолос во многих вещах - это улучшенная Готика 2, и это стыд, что фанатская игра на древнем движке одной левой уделывает проект самих Пираний. И блин, кто в 2022 году допустил использование этих эффектов стрельбы монстров?
Ну, Elex 2 - это действительно слабая игра во всех её аспектах и единственный её плюс по сравнению с 1 частью - быстрый джетпак, на котором эту игру можно проспидранить.
Бюджет - банка пива и баварская колбаска.
Так с Ризанами то же самое. От части к части было только хуже
Готики 2 это эффект утенка и кто в него играют, живут в прошлом и застряли в тех годах. Элекс 1,2 это неплохая игра, уделала масс эффект андромеду и EA при смехотворном бюджет, которая у них загнулась после первой части "эффективного" раздутого менеджмента)
Они не посредственности, они певцы одного хита. А то что они никак не могут умереть или переключиться на другие жанры делает их поистине уникальной конторой.
Обычно студии, которые сталкиваются с такой проблемой, просто закрываются из-за финансового провала, но пираньи держатся: нулевое количество продаж окупает нулевую стоимость разработки.
Firefly и их Stronghold передают привет.
Им не на жанры надо переключаться, им надо перестать так жестко долбиться в собственную консервативную методичку и пересмотреть подход к разработке и акцентам. Не вижу никаких проблем с жанром неплохой РПГ.
Меня, например, в том же Elex 2 выбил геймдизайн. А точнее - отладка самого игрового процесса, техническая реализация механик и интеракций.
Мне очень нравится, что можно заходить с совершенно разных сторон к прохождению и его порядку, фракциям. То, как можно подходить к заданиям. В игре, если разобраться, можно интересно по-разному забилдить перса и открывать разные возможности. Но на деле играется это все криво и некрасиво + конечно страшное исполнение и крайне невзрачный арт.
Ладно иметь неплохую концепцию собственной истории. Оно должно еще отлаженно играться и дарить созирцательный опыт. По дизайну (пусть и кривому) их игры до сих пор могут дать по зубам большей части современных открыток типо того же ассасина. Но техническая реализация не оставляет ни шанса...
Готики окупают и будут покупать, просто мало у кого тянет корыто по требованиям для элекса 2, постепенно тоже окупится
свидетельство немощи пираний увидел, а
наглядный пример стагнации игровой индустрииТы прав, исправил немного название статьи, чтоб было яснее, что это самый наглядный пример стагнирующего разраба, а не тенденция для игровой индустрии в целом.
Кай затащил игру
Музыка - это, возможно, самый большой плюс игры, особенно если не вспоминаешь, что 90% времени будет играть одна и та же боевая тема. Хорошо, но, к сожалению, мало.
Первый раз познакомился с готикой в далёком 2008 году и до сих пор играю в эту серию раз в пару лет. Какая же там прекрасная музыка, персонажи, юмор. Как я радовался, когда победил Мо, вступил в ополчение, победил первого дракона. Вторая часть входит в мою пятерку любимых игр. А вот третья уже была на порядок слабее, хотя и она пройдена не единожды. Слабые квесты, прежнего юмора нет, персонажи однобокие все. Первый Ризен наиболее похож на первые готики, но и он звёзд с неба не хватает. Как ни странно, но Элексы мне зашли даже больше, чем эти истории про пиратов. Или может я так соскучился по пираньям, что не замечал очевидных минусов? Я люблю готику всем сердцем и буду окунаться в этот мир снова и снова, ничего мало-мальски похожего не изобретут, к сожалению, даже сами пираньи. А пост хороший, автор, держи репу.
Я сам в элексах балдел немного с 1 главы, когда просто бегаешь по городам и выполняешь простенькие квесты (а все норм мобы тебя почти ваншотят, ибо первый лвл), но потом они заканчиваются и всё, что игроку остаётся делать, - это чистить отряды мобов по мейн квесту/квестам напарников.
В третьей орки вышли какими-то мягкотелыми снежками. Купцы, блин, в халатах. Орки второй готики бруталы лютые, а эти дедки из третьей не впечатлили.
В Ризенах мне не зашла механика огнестрельного оружия. Эти винтовки, да ружья с пистолетами. В одной из частей эти ужасные гномы, которые говорят с акцентом, живущие на отдельном острове — такая фигня.
Без преувеличений, один из самых любимых разрабов со своим языком. Дайте мне вслепую любую новую игру и мне хватит одного часа, чтобы сказать, что это новая игра пираний или нет. Вообще пресловутая "новизна" и "развитие" геймплейное или еще какое-то - это маркетинговая пыль в глаза и очень редкое явление в принципе, если не обращаться к незначительным деталям, так что условная стагнация при сохранении своего собственного языка это не минус. Насчет того, что не все игры пираний качественные - согласен.
Чекаем по первым 10 минутам. ГГ - ничтожество/бомж с палкой. Значит, сделали Пираньи.
А потом выключить и забыть как страшный сон.
Согласен, развитие это вообще хуета, где-угодно. Блять, игры уникальный вид медиа, в котором еще столько неисследованного, постоянно появляются игры которые на голову превосходят прошлые, но нет, развития оказывается не существует, это все маркетинг и тд. Если ты правда считаешь что игры развиваются только в незначительных деталях, возможно стоит перестать играть в колду и фифу, и ну хз, запустить любую из огромного количества мегакачественных инди которые вышли за последние годы
Это всё конечно правда, вот только ты забываешь, или не хочешь замечать насколько прорывная готика 3 для 2006 года, и какой она была бы потрясающей если бы разрабы успели её доделать. Это единственная рпг с реализацией взятие городов без скриптов и большим количество нпц на экране. Аналогов просто нету, даже в 2011 году осада Вайтрана в скуриме - это же просто смех.
Учитываю, поэтому и ассоциация с Ведьмаком 3))
Вот в этом видео человек всё хорошо описывает, у него есть и часовой разбор 3 готики, но я пока не смотрел https://www.youtube.com/watch?v=dNLgYt2MhLw
Проходил на релизе с ультра лагами и ебучими кабанами. Потом еще пару раз перепроходил после патчей и потом еще с глобальными модами. Может игра и не лучшая, но что то в ней есть, тут как с вампирами, очень даже хорошо, но очевидно что потенцевал не раскрыт из за сроков разработки.
Автор, кабанчики не ваншотили и не отправляли в космос. Они тебя опрокидывали и кулдаун их атаки идеально совпадал с таймингом твоего вставания на ноги.
То есть, если тебя подсек кабанчик, ты попадаешь в цикл битья, где ты не можешь сделать вообще ничего. Убежать от кабанчика не получится, ничего сделать не получится. Он будет катать тебя по земле, пока ты не сдохнешь.
Нет. Как человек игравший в пиратку готики 3 на релизе без патчей скажу что дело было вот как.
Мухи и кабаны тебя не шотали, но атаковали по 3-4 раза в секунду постоянно тебя станлокая из-за чего ты погибал без шансов.
Мы даже шутили что финальный босс будет гигантским кабаном.
Там многие монстры спамили атаками: ящеры, краулеры, потрошители. Два волка вполне могли завалить, если атаковали с двух сторон.
Что значит "заткнись, Ватрас"? Когда мне надоедает слушать пердеж соседей со всех трех сторон, я поступаю мудро, как Иннос, и подрубаю 10часовую проповедь.
Чтить в мудрости надо Аданоса, ибо он равновесие Белиара и Инноса
Комментарий недоступен
Миядзаки Sekiro не делал
ельден это абсолютно ультимативный дарк соулс, просто дарк соулс в кубе.
этого все и хотели, продажи намекают. ну и фромы это прагматичная студия, которая клепает игры очень быстро и не берет на себя много риска, они решили что опен ворлд это уже достаточно свежая для них задача и всё остальное нужно сделать максимально для себя знакомым, для экономии ресурсов и быстрого релиза.
год ещё не закончился, у них уже 100+ наград игры года от западных изданий, победы во всех опросах пользователей и продажи как у четырех секиро. как можно называть это провалом? смешно.
Ты ровно упомянул одного из самых реюзающих одно и то же разработчиков, в одном из самых не разнообразных жанров лол
Ну не знаю.
Я невероятно люблю *практически* все их игры.
Для меня, их игры с самой высокой реиграбельностью. Я в любой день и год могу сесть за готику, ризен или элекс и пройти их от начала до конца в 15-й раз, и каждый раз будет по эмоциям чуть ли не как в первый.
Единственная игра которую я примо не люблю и не признаю - готика 3. И тут дело даже не крайне спорном качестве игры, а в банальной графике. В этой игре всë настолько пластилиновое и кислотно неприятное, что глазам становится буквально больно(да, на мой взгляд в 1 и 2 готике, для своего времени, очень приятная графика, в готике 3 - нет).
Ну а ко всей серии ризен и элекс у меня нет претензий, все игры прошëл по несколько раз и получил искренне удовольствие от каждой.
Люблю я Пиранек, покупая каждую новую игру я уверен на 100% что она мне понравится и я получу очередную игру в стиле гитики. Но так ли это плохо, если по итогу во всë это приятно играть?
Чушь. Арканум имеет культовый статус, несмотря на отсутствие официальной локализации. Спасибо Фаргусу. То же самое с Fallout, который выпустили лишь спустя 11 лет после релиза на западе (вторую часть - через 8 лет). И да, по-моему, NWN всё же вышла позже, спустя примерно пять лет после релиза на западе.
Я играл в НвН 1 уже году в 2003-2004 (насколько успешно - это уже другой вопрос). Официальные релизы тогда были щедро перемешаны с пиратками, и я не могу сказать, что отсутствие первых помешало каким-либо играм стать культовыми.
культовый не равно популярный
Я играл в F2 с переводом, цитирую "Не делают that, иначе я буду кататься на твоём осле". Надо ли говорить, что в первый заход игру я не прошёл.
Культовый-то имеет, но статус такой он получил далеко не сразу после релиза.
Готика 3 хорошая игра, но явно недоделанная по всем аспектам. И перебор с размером мира, да. Но я все равно играл в неё с огромным удовольствием. Правда прошел до конца всего лишь трижды
Блин, я тоже на релизе её где-то трижды проходил и мне всегда было больно резать орков вместо повстанцев. Им такую смешную озвучку сделали, что сразу их жалко становилось :(
Играл её однажды. Прошёл как-то неожиданно. Игра просто закончилась. А я ведь помню, что там есть, вроде как, основной квест с камнями на педесталы в пустынной локации. Я их все не собрал в итоге. И никакого лютого босса не бил в конце. Помню, на меня бежали тонны скелетов в пустыне, я их всех мочил, а потом после поражения одного из них вдруг началась финальная заставка.
Помню уже очень смутно. Но так примерно и было.
Елекс в принципе ничего не уступает готану. Прекрасные вариативные квесты, сюжет интересный, детализация очень крутая, видно, что рисовали все с любовью. Саундтрек крутой, мне очень понравилась игра.
Так что автор-хайпожор, иди в марвел играй.
Ой, это самый смешной комментарий под статьёй. Спасибо.
Мне кажется, главная проблема стагнации пираний в том, что они сами до сих пор не поняли секрет успеха первых двух готик. Или люди, которые его сделали и понимали, ушли, а новобранцы не врубаются.
Ну смотрите, когда-то давно они явно сделали крутую игру, добавляя в неё то, что сами считали классным, развили её успех в сиквеле и дополнении.
Но уже начиная с третьей части что-то пошло не так, помимо того, что она вышла просто невозможно недоделанной, разработчики явно подходили к её созданию с мотивацией "всего больше, обширнее, эпичнее".
Не взлетело. Мир получился пресным и пустоватым, сюжет размазанным и раскиданным по локациям. Пираньи начали думать, а почему у них получилась первая готика, но не получилась третья, вторая ведь тоже была "больше, обширнее, эпичнее" первой.
И они начали читать отзывы фанатов... Так что они любят? Суровый, взрослый мир. Есть. Выбор фракций вместо выбора классов. Есть. Уникальная боевая система, зависящая не только от статов но и скилла. Есть. И т.д. и т.п.
Но сами пираньи, кажется, не врубились, что первые две готики получились, потому что были достаточно компактными. Небольшьми, но проработанными мирами, из-за компактных размеров которых кажется, что мир очень живой. И первая треть игры получается такой атмосферной, потому что из-за небольшого размера локаций ты выполняешь множество мелких поручений и в этих мелких квестах присутствует много вариативности. Вспомните, цепочку квестов с гильдией воров и алхимиком из второй части хотя бы. Да квест с той же пресловутой репой можно выполнить минимум двумя вариантами! А можно вообще не выполнять!
В результате Пираньи раз за разом, пытаясь по шаблону повторить успех первых готик, раз за разом упускают из пунктов проработанность мира, считая что остальные пункты и масштаб игры важнее. А нужно наоборот меньше, да лучше
Готики будут продаваться еще долго, как скайрим. Элексы тоже продаются постепенно
Вооооот! Наконец кто то словами передал, чем так прекрасны готаны первые:
- норм. взрослый фентезийный мир, без борьбы бобров и ослов,
- тупо задача выжить и сбежать из колонии/острова
-все четко и логично в плане вписываемости персонажа в мир
- и самое вкусное, чего потеряли в ризене, боевка в мили (оч напоминает боевку из корсаров)
-оргазмическая музыка (вставки из группы эктремо тож подошли бы, плюсом)
Самый наглядный пример стагнации игроков ¯\_(ツ)_/¯
Ай, больно...
Прошёл все игры Piranha Bytes и только Elex 2 вторую половину проходил уже лишь бы пройти... Я положительно отношусь к студии Piranha Bytes. Это как любимое блюдо, рецепт один, а гарниры разные.
Тоже такое ощущение. Даже я настолько устал чистить одинаковых мобов, что на меня ужасное уныние снизошло...
С наступающим!
Настоящая стагнация - это игры от Sigma Team, вот там да, одну и ту же игру продают из раза в раз.
Есть ещё семейная пара из Spiderweb Software, которые тоже делают оооочень похожие, хотя и мегакрутые игры, вот бы кто про них лонг написал...
А Пираньи... Сыграть в их новую игру - это как зайти в гости к старому другу, с которым общаешься редко, но тепло и сердечно, возвращаясь в дни юности.
Блин, а я ведь играл почти во все игры Spiderweb Software (Geneforge, Avernum, Avadon, Queen's Wish) и кайфовал почти с каждой части серий. Джефф Вогель - гений текстов и мб когда-нибудь удосужусь написать, но без гадостей - с нулевым бюджетом это всё, на что он спсобен.
Хотел сказать ЕА Спортс и фифа? Там только текстуры с номером года уже меняют.
Какая стагнация? Дегарадция. Готика 1-2 на уровень выше всех продуктов пираний последующих. Я бы рад был, если бы они каждый раз выпускали Готику 2, но они наслушались критиканов о "стагнации" и решили выпускать кринж в виде Ризенов 2-3 и Элексов.
Прошёл с удовольствием все Risen-ы и первый Элекс. Впечатления от игр очень положительные. Значит пираньи сделали игры не для тебя. У всех своя аудитория. Мне, например, Red Dead Redemption 2 совсем не нравится, как и вся серия ГТА, но я же не называю это "кринжем". А вот Sleeping Dogs из того же жанра - очень зашла. Может тебе просто сеттинг не заходит в Risen и Elex, потому что геймплейно они сильно похожи на Готику?
Сам по суди, смысл выпускать Готику после неудачной 4й, хотя она продавалась даже на пс4
На RPG Codex хвалят ELEX, а у этих людей лучший игровой вкус в мире.
И про Арканию ни слова)
Потому что она, благо (или нет), от других разрабов.
Про инвентарь первой игры не сказано, я когда запустил 1-ю Готику, первой моей реакцией было: Это что порт с консолей?!
Я как раз перед этим играл в какую-то жрпг на соньке и там был максимально похожий инвентарь, но что выглядело приемлемо и удобно на геймпаде было крайне неудобным и диким на клавиатуре, что заставило бросить играть и вернуться к игре сильно позже (ввиду постоянного "отличная игра поиграй").
Согласен, очень сложно было привыкнуть, особенно если играешь после следующих частей.
Статья годная, но вот после рассказа про третью Готику ты как-то совсем схалтурил. Про первый Risen только одним предложением упомянул, хотя в принципе игра довольно неплохая была. Согласен что 2-3 части были проходняком, но как ты правильно указал, как и все их игры первые пару глав когда только начинаешь исследовать острова вполне себе можно с удовольствием пройти. Буквально пару месяцев назад прошел впервые третью часть спустя столько лет, есть там пара чисто "готиковских" моментов когда залазишь в какую-то глушь и случайно находишь какой секрет или сильных мобов. Пока в Элексы еще не играл, но надеюсь как-нибудь и до них руки дойдут. Их все ругают, скорее всего заслуженно, но все же игры по лекалам Готики больше никто толком и не делает, к сожалению.
Есть такое. Но думаю, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Risen 1 - умелая (или не очень) копирка Готики 2, а Risen 2-3 чем-то лучше предыдущих игр серии.
Как я сказал, напарники да локаций побольше, но коридорные.
Кидаю камень, ибо проходил со шпагой мастера.
Со шпагой мастера, а не Бетти? :)
Не могу в Миртану и Готику 3. Как увижу графику с квадратными пикселями сразу дропаю. Может разрешение поставить 1024х768?
Готику люблю давно и очень прочно. Начинал своё знакомство со второй части, которую батя принес домой вместе с новым (на смену i486) компом.
Первую и вторую играл как не в себя всю школу, вместе с другом. Третью... Дропнул сразу после первой (зеленой) локации, т.к. когда понял, что щас то же самое нужно будет делать ещё два раза (в снегах и в пустыне) — желание играть исчезло. Может, дам еще шанс, так как играл на релизе и тогда все конечно было хуже).
Из всех Ризенов, что странно, я с удовольствием прошел только вторую. Что первая, что третья меня задушили и я их дропнул.
Элекс первый вообще подарком был. Мне очень зашел. Я его хоть и бросил в первую попытку, но со второго раза прошел. Да, конец явно был сделан второпях, сюжет очень банальный, но атмосфера прям то что надо.
Второй... Уф. Это была первая игра пираний, которую я с тяжелым сердцем рефанднул. Производительность — дно. Выглядит хуже. Диалоги в начале тупые донельзя — уж насколько я всегда делал пираньям скидку на наивные диалоги, тут это просто пипец, будто школьник писал. Не смог.
Зря,неожиданные повороты сюжета имеются во 2 части элекса (пиратку попробуй)
Я удивлен насколько большинство людей довольно наивны. Жалуются на деградацию, хотя целью компании уже больше десятилетия не является производство игр, это прикрытие. Да, в период готики 1-2 они пытались подняться, но готика 3 их похоронила, не только сама игра, но и отношения в компании. За время готики 3- райзена 1 все разбежались, а некоторые и коньки отбросили. Там остался один только Бьорн Панкрац, и логотип пираний, фактически компания перестала существовать, это полностью новая команда под старой вывеской.
С тех пор игры не в приоритете. Бёорн больше социоблядь, чем разработик, у него хорошие связи там где надо, так что по большей части занятиы распилом бюджетов, гранты от евросоюза, частных спонсоров, либло бабло издателей, либо занимаются перепродажей наемного труда фрилансеров. Все по заветам Уве Болла и третьесортного говна от нетфликсов. Елекс 2 уже откровенно без прикрытия был слеплен на коленке, настолько там всем было насрать.
Элекс 2 показался лучше 1 части, даже масс эффект нагнули (2017го)
Я для себя давно отметил, что игры пираний - это в первую очередь игры на любителя. Если тебе не заходит их подход к геймдизайну, тебе не нравится страдать в начале игры, но унижать все живое к концу, выбирать фракции, то чувство когда нацепил броню после вступления в новички - тогда эти игры не для тебя. С удовольствием прошел все игры (долго мучал второй Ризен, не понравился сеттинг пиратов), сейчас похожу Элекс 2 и кайфую по-полной. Первой игрой от них тоже стала Готика 3, кста
Проблема в том, что главный идеолог/вдохновитель/автор Готики ушел/умер, а остались в компании не такие талантливые люди. Жаль
Не понял, кто ушёл, а кто умер? Это факт или это чувственная оценка?
Хуяции, они делают игры с геймплеем который никто не хочет делать. Как душеговно миядзаки, только за которым все клепают клоны. Тут же наоборот, поэтому желаю пираньям больше "стагнировать"
Дальше заголовка не читал кстати, может он просто обманчивый и в статье повторяется мною написанное.
Каждый русский геймер обязан поныть как минимум по одному из трех пунктов:
1 - кабаны в непропатченной Готике 3
2 - вертолетик в ГТА
3 - сервера на релизе Диабло 3
Вот, кстати, с вертолётиком никогда сложностей не было в GTA VC. Миссия с самолётиком гораздо хуже...
4 - гонка в первой Мафии ☝🏻☝🏻☝🏻
"Ответ прост: Разрабы остановились в развитии в далёком 2006 году и уже понятия не имеют, почему их так любили фанаты"
Привет Близзам передавай.
Эти хотя бы игры делают...
Вижу пост про готику - ставлю лайк. Архолос, кстати, бесподобен, а вот про Историю Хориниса даже не слышал. Надеюсь будет бодрота
Когда-то были одной тимой, но в итоге половина отделилась и начала делать Архолос. Даже не уверен, что Историю Хориниса закончат, но новости свои, вроде как обновляют.
Имхо, моды хороши пока разрабы ставят их на основную игру и там же ее переделывают, базара ноль. Но эти же модеры на 110% заруинят собственную разработку, если им дать время и деньги.
Интересные доводы про популярность связанную с локализацией. Кстати рпг-серия Might and Magic у нас тоже издавалась с опозданием.
Вообще накину, что популярность так же связана с любовью ПРЕВОЗМОГАТЬ трудности. Особенно если это сделано толково. В Готике довольно скверный, но поддающийся привыканию геймдизайн.
Насчет стагнации не очень понял. Имхо, но Элекс 1 в кое то веки смог выйти за пределы фентези-сеттинга и обновил геймплей джетпаком и какой-никакой вертикальностью. Пока что Элекс 1 самый уверенный шаг вперед после Готики 3.
Уверен, что отсутствие официальных локализаций у нас прокатило многие игры. Наверняка не на каждую игру были свои пиратские переводы.
Если Элекс 1 - уверенный шаг после Готики 3, то Элекс 2 - это уверенные два шага назад после Элекса 1, поэтому стагнация продолжается.
хз. Не соглашусь, я сейчас с удовольствием бы поиграл в готику 2. Но пробуя ее запустить, помимо пердолинга, еще и вытекают глаза. Так вот Элекс 2 какраз для меня видимо и сделана, надо будет попробовать купить на Стим дек (я планировал купить на пс5, но не буду так как не завожу турецкие/польские аккаунты, я считаю что рано или поздно магазин нам вернут, а игоры лучше у меня будут в одном месте)
Если игра увлекательная, то минут через 30/час уже перестаёшь обращать внимание на графику. Я так в этом году Return to Castle Wolfenstein прошёл и остался крайне доволен игровым опытом.
Крутые разборы у тебя. Пираньи погибают, как и биовар. Я уверен, что они больше ничего сильного не выдадут больше
За Г2 НВ готов всё простить Пираньям. Некоторые разработчики за всю карьеру не способны создать ничего подобного. А это просто икона для меня.
Лучшие игры. Навсегда
От души за статейку по любимым играм. Раньше сам перепроходил, но сейчас уже не особо хочется, за то получил порцию настольгии от этой песанины.
ха, помню в Г3 - орки козлы, значит будем освобождать города. Приходишь в город, даешь леща орку и забегаешь в ближайшее здание. Встаешь в угол и машешь дрыном влево-вправо, влево-вправо, влево-вправо, влево-вправо, влево-вправо... Через полчаса, вся оркская братия этого города сама убьется об тебя - город очищен, в одной комнате куча трупов. Ура.
Готика 1-2 мои любимейшие игры. За пару-тройку лет, 16 раз проходил первую часть и 18 раз вторую. Начинал знакомство со второй части. Знал каждый миллиметр земли. Онли двуручный меч. На 3-4 лвле завалить в рукопашку орка сложно, но можно. На 6-7м лвле сразить каменного голема, опять же в рукопашку, почти не реально, но можно. Сражение двуручкой против 5-6 орков разом - можно и круто. И боевка для меня лично норм.
Прошел оба элекса, не то, но в целом норм. Можно сказать что даже понравилось. Но слишком упростили все. Особенно бесят маркеры и телепортаторы - говно говна. Кто это придумал мудак.
Готика 3, конечно, самая противоречивая игра в моей жизни. В ней плохо абсолютно всё: сюжет, боёвка, графика, производительность, открытый мир. Но я прошёл её уже раз 5 и каждый раз, когда прохожу первую и вторую готику, — стараюсь поиграть и в третью...
Готика - навсегда в сердечке. Особенно вторая, хотя начинал с первой. Третью так и недопрошел, хотя в первый раз запустил как раз в 2007, комп ее еле тянул, зато первую и вторую проходил бесчисленное количество раз. Risen первый очень зашел, а вот последующие две как-то не раскусил, третью так вообще пробовал несколько раз, но все время дропал прям после пролога, слишком натужный эпик. Elex вообще так и не щупал ни разу, к тому времени, как вспомнил о ней, уже познакомился с творчеством Спайдеров (Bound by Flame, Technomancer), и как-то меня унесло вообще в другую сторону.
Архолос - наше все. Когда нибудь соберусь с силами, уйду в отпуск, обложусь пивом и пиццей, и пройду от и до.
В Elex в затишье как нибудь добеги хотя бы до первой деревушки
Ура, могу кинуть новогодний камень - в первом прохождение выбросил меч за 2к опыта у Сатуруса. Оставшуюся игру страдал. Лишь на втором прохождение затестил меч, и понял какая это имба. Но ещё большая имба в двойку - это лук. Особенно в комбинации с рапирами на ловкость.
Как по мне, первая готика лучшая игра пираний. Вторая зашибись, но мне чего-то не хватило, был очень разочарован 5 главой и финалом - слишком сильно буксуют после бомбического начала.
Из последующих игр только Risen смог приблизиться к планке первых двух частей. А жаль.
Ну и с наступающим!
Опачки, новый соулслайк!
Блин, так жалко, что третью часть выпустили сырой и она провалилась по всем фронтам. Ведь действительно попытались развить серию и сделать что-то новое. Довели бы они её до ума, кто знает, что было бы дальше с серией. Я верю, что они могли бы и дальше экспериментировать и развивать жанр, конкурируя с ТЕС. Но это всё сослагательное наклонение (
Комментарий недоступен
Понимаю
да что к ним цепляются-то? они не пытаются угодить всем, делают то что умеют и по большей части неплохо справляются.
мне и первые две части готики очень зашли, и в третью кайфово игралось, ризен первый оч понравился, в илекс недавно на пс4 играл, пока часов 15 - но вполне играбельно, пройду конца. и второй илекс прикуплю.
да, бОольшая часть элементов геймдизайна годами не меняется. ну и что? пусть дальше "стагнируют", мне нравится.
@Riverander твой выход
То, что Элекс 2 - кал и Архолос лучше - база. В остальном можно подискутировать.
Некоторые фанаты Готики могут захотеть меня избить, но, несмотря на более уникальные сеттинг и атмосферу первой части, я всегда предпочту в очередной раз сыграть в Готику 2. Дело даже не с постоянном зажатии клавиши или в общем качестве игры.Всё-таки в Готике 1 явно проявились те минусы, которые терзают Piranha Bytes до сих пор, а именно: сюжетные рельсы после 1 главы и почти полное отсутствие побочных квестов после неё же. Ни одна гильдия, к сожалению, даже в Elex 2 толком не влияет на СЮЖЕТ игры и лишь определяет геймплейную направленность игрока.
Тоже база, но нужно ли гильдии напрямую влиять на сюжет игры? Всем лагерям в игре отведено достаточно времени в первой главе, БЛу во второй, НЛ в третьей, СЛ в 4.
Я не знаю, сколько времени провёл в этой игре. Скорее всего, больше, чем в TES 3 и чем в любой из mmorpg. Каждый год я возвращаюсь в эту игру, ставлю очередной раз какой-то мод (сейчас по большей части только Возвратку — извращение для фанатичных любителей геймплея), и прохожу всё меньше, чем за неделю. Потом я ставлю мод с собственным сюжетом и его тоже прохожу (каждый раз бросаю монетку, чтобы мне не выпала Одиссея — мод, который в несколько раз больше основной игры).Блять, база.
А люди всё ещё пилят и пилят модификации на неё. господи, почему люди не делают такие же крутые глобальные моды для TES 3? Для неё даже сервера RP делают!Да, есть такое, с РП серверами знаком.
А ещё я ненавижу этот меч, появившийся в Ночи Ворона. Этот ваш Коготь Белиара настолько оказуаливает прохождение игры, что даже криворукий чел с нулевой прокачкой не испытает никаких сложностей в будущем.Да ладно, клевый меч со своими минусами. Всегда можно слить и не юзать.
Ну короче база, приебаться не к чему практически.
Он же кал
Ну я, вот недавно. Ещё и на стриме.
кал - двуручный (как и вообще все двуручное оружие в г2). Одноруч делает очень на глаз 1.5-1.7 ударов за время 1 тычки двуручем, при этом урон у двуручного когтя на жалкие 10% выше.
молния с когтя пробивает любые блоки и наносит урон от магии, резисты к которому у большинства мобья невысокие (по сути не сможешь пробивать им именно маг-атакой: троллей, элитных орков, драконов, демонов и големов).
с макс прокачкой (а макс здоровья в г2 совсем не жалко с получением когтя) - у тебя каждая 2ая атака пробивает блок.
А это вот теперь так обязательно делать - напиcать пять строчек и вставлять картинку с мемасиком? Если допустим написать целых семь или (о боже) 10 строчек то читатель просто устанет и уйдёт?
Блин, думаешь, нужно побольше текста и поменьше картинок? Я не знаю, пробую себя прост.
С когтем Белиара ну есть он в тех же свитках шизанутая Алхимия,Магия но ты можешь не абузить себе кучу статов и проходить нормально да прости господи в соулс серии есть куча сломанных оружий или предметов но ты можешь банально не юзать
Чтобы абузить алхимию, нужно задушиться, пересилить себя и знать, чё делать.
Чтобы абузить коготь, нужно всего лишь пройти Яркендар. Поэтому каждый раз, когда я смотрю популярных стримеров, первый раз проходящих готику 2, каждый раз вижу, что без этого меча у них было бы 0 шансов против толп орков.
Автор, дай совет: если я не играл ни в одну часть, а первый ризен называют калькой лучшей части, если я начну (и возможно остановлюсь на этом) знакомство с работами пираний именно с ризен, я ничего существенного не потеряю?
Я, конечно, не автор, но имхо начинать и заканчивать можно и нужно с Готики 2 Ночь Ворона. Еще Архолос(мод) можно пройти. Ризен это все же бледная тень Г2 НВ. Второй и третий Ризен вообще параша.
Можно начинать со всего, что угодно. Главное - поиграть в Готику 2, а лучше ей закончить своё знакомство с пираниями, чтобы никаких неоднозначностей по поводу студии не было.
А состав студии как сильно менялся ? Может в этом вся проблема ?
Из старого состава там пара человек осталась. Причем бьорна хочется долго и больно бить =/
Видимо мы в разную Готику 3 играли. :) Меня там чуть ли не каждый встречный враг ваншотал. В результате я или на скалу забирался и оттуда расстреливал врагов из лука или бегал по воде и оттуда расстреливал врагов из лука.
Йэх, со второй Готики - со школки, сталбыть - в игры Пираний не играл, щас чё то так ворваться потянуло.
Скорее Пираньи самый радикальный пример стагнации.
Мне на ДР будущая жена подарила лицуху Готики 3 (жена — умница и молодчинка), но играть в это было невыносимо (кабаны, да), а day one патчи тогда не летели при запуске, качал с каких-то мутных форумов.
А Пираньи с Готики 2 ничего нормального и не сделали, ну, такое бывает. Студия одного хита.
Готику 3 убила её жуткая забагованность. Если бы она вышла точно такой же, но без тормозов и багов, то скорее всего была бы культовая игра.
Именно так
Во все игры пираний играю с большим удовольствием. Недопрошел только Risen2 - слишком он какой-то стремный. Третий уже подопиленнее был. А так очень люблю их подход к открытому миру, жаль бюджеты не получается осваивать.
Героя на арте на Собянина похож
Некоторые проблемы решаются сами собой
Очень годный текст!
Про Элекс так скажу - первую часть не осилил, но зато вторая зашла на ура. Конечно вторая половина игры прям совсем унылая + печальная, но первую половину прямо с большим удовольствием играл.