Игры Piranha Bytes: Самый наглядный пример стагнации в истории геймдева

Когда-то я думал, что на картине изображён я, Гомез, но на самом деле это какой-то безымянный барон, вырезанный из игры.
Когда-то я думал, что на картине изображён я, Гомез, но на самом деле это какой-то безымянный барон, вырезанный из игры.

Под ночь одолело желание написать что-то про Готику или Piranha Bytes.
В этом году выходила Elex 2. Когда я играл в неё, меня просто не оставляла мысль: как можно сделать подобный кал в 2022 году? Почему фанатская поделка, Хроники Миртаны: Архолос, стала в несколько раз лучше последних 4-5 (6?) игр от разрабов?

Ответ прост: Разрабы остановились в развитии в далёком 2006 году и уже понятия не имеют, почему их так любили фанаты.

Но перед изложением проблем Готики 3 нужно немного рассказать про прошлые игры серии.

Gothic 1 — лучшая история про зеков в истории геймдева.

Wake the *uck up, nameless. We've got a colony to burn.
Wake the *uck up, nameless. We've got a colony to burn.

2001 год, выходит полностью локализованная/озвученная (в России 2002) история про ЗЕКОВ, в фэнтезийном сеттинге. Не изометрия и не 2D!
Да одно это уже продало бы игру половине России, будь у каждого персональный компьютер.

Это я кста.
Это я кста.

К сеттингу и атмосфере ещё добавляется боёвка, какая-никакая вариативность в плане геймплея, юмор (от гг), приятное музыкальное сопровождение и, что самое главное, наличия ощущения бомжеватости как в плане прогрессии, так и в плане нарратива.

Игры Piranha Bytes: Самый наглядный пример стагнации в истории геймдева

Герой — никто и воспринимают его соответствующе. 99% жителей Старого лагеря с радостью избили бы его ради пару кусков руды. Всё надо заслужить буквально поднимаясь с нуля.

И даже лица иногда в полной мере отражают эмоции персонажей!
И даже лица иногда в полной мере отражают эмоции персонажей!

Некоторые фанаты Готики могут захотеть меня избить, но, несмотря на более уникальные сеттинг и атмосферу первой части, я всегда предпочту в очередной раз сыграть в Готику 2. Дело даже не с постоянном зажатии клавиши или в общем качестве игры.
Всё-таки в Готике 1 явно проявились те минусы, которые терзают Piranha Bytes до сих пор, а именно: сюжетные рельсы после 1 главы и почти полное отсутствие побочных квестов после неё же. Ни одна гильдия, к сожалению, даже в Elex 2 толком не влияет на СЮЖЕТ игры и лишь определяет геймплейную направленность игрока.

Готика 2 к решению этих проблем (пускай и не всех) была чуть поближе.

Gothic 2 — игра, лишившая многих людей хардкорной девственности

Гениальное отсылает на великое.
Гениальное отсылает на великое.

Я не знаю, сколько времени провёл в этой игре. Скорее всего, больше, чем в TES 3 и чем в любой из mmorpg. Каждый год я возвращаюсь в эту игру, ставлю очередной раз какой-то мод (сейчас по большей части только Возвратку — извращение для фанатичных любителей геймплея), и прохожу всё меньше, чем за неделю. Потом я ставлю мод с собственным сюжетом и его тоже прохожу (каждый раз бросаю монетку, чтобы мне не выпала Одиссея — мод, который в несколько раз больше основной игры).

Боже, лучше бы ГГ из завалов не вытаскивали...
Боже, лучше бы ГГ из завалов не вытаскивали...

А люди всё ещё пилят и пилят модификации на неё. господи, почему люди не делают такие же крутые глобальные моды для TES 3? Для неё даже сервера RP делают!

Archolos. Были бы в этом моде походы в бордель и геймплей посложнее, только в него бы и играл.
Archolos. Были бы в этом моде походы в бордель и геймплей посложнее, только в него бы и играл.

Что сделало Готику 2 такой успешной игрой? Ответ:
Всё, что было в 1 части, только лучше (неужели ЭТО ДЛС К 1 Готике?! ).

Мы опять бомж. Чуть ли не первое наше задание — ДЁРГАТЬ РЕПУ. Снова поднимаемся вверх по карьерной лестнице с самых низов и выбираем одну из 3 фракций — шаблон, повторяемый потом ещё в 5 играх.

Куда без этого?
Куда без этого?

А потом занимаемся алхимией, куём мечи, обворовываем всех жителей острова… А количество мобов при этом ограничено, можно убить всех и замаксить экспу!

И при этом я понимаю, что Пираньи так и не смогли решить одну из главных проблем Готики 1: НУ ОПЯТЬ ЭТИ ВАШИ 3-6 ГЛАВЫ гораздо ХУЖЕ начала ИГРЫ! Вся соль именно в первой трети — дальше игрок просто аннигилирует всё живое.

А ещё я ненавижу этот меч, появившийся в Ночи Ворона. Этот ваш Коготь Белиара настолько оказуаливает прохождение игры, что даже криворукий чел с нулевой прокачкой не испытает никаких сложностей в будущем.

И пусть в меня кинет камень тот человек, который первый раз проходил Ночь Ворона без Когтя. Только не маг!
И пусть в меня кинет камень тот человек, который первый раз проходил Ночь Ворона без Когтя. Только не маг!

А где популярность?

Никто не играет в мои игры в США.
Никто не играет в мои игры в США.

Почему играем только мы, немцы да поляки? А причины тут две:

1) Фиговая английская локализация (такое бывает!);
2) Наличие на Западе более популярных РПГ, которые у нас либо локализовывались гораздо позднее (в пример я поставил бы Neverwinter Nights, которую локализовали спустя 4 (!) года после релиза), либо вообще не локализовывались (Арканум).

Помните, когда локализовали у нас Fallout 2?
Помните, когда локализовали у нас Fallout 2?

Пока западные игроки уже вдоволь наигрывались всякими изометрическими РПГ в духе Baldur’s gate 1/2, которые были локализованы у нас спустя 10 лет после их релиза, у нас единственным популярным локализованным проектом, способным конкурировать с Готикой, был TES 3.

Где ваша униформа?
Где ваша униформа?

А тут по сравнению с TES 3 вообще ВСЁ озвучено БЫЛО! Заходишь в 2004 году и балдеешь с диалогов так, как никогда раньше! Один из немногих примеров серии игр, популярность которой была определена наличием локализации и её качеством.

И человек убил зверя, и вошёл в царство Белиара... Но Аданос увидел, что порядок и хаос теперь неравны, и предложил Инносу лишить человека божественной силы... ДА ЗАТКНИСЬ ТЫ УЖЕ, ВАТРАС!
И человек убил зверя, и вошёл в царство Белиара... Но Аданос увидел, что порядок и хаос теперь неравны, и предложил Инносу лишить человека божественной силы... ДА ЗАТКНИСЬ ТЫ УЖЕ, ВАТРАС!

Я люблю эту игру всем сердцем и душой (пускай сейчас без геймплейных или сюжетных модов вряд ли её запущу), но начинал я свой готический путь не с неё и не с первой части…

Самая противоречивая игра в серии

Один из первых открытых миров, в которые я погрузился с головой. Никаких знаков вопроса, квестовых меток или вышек.
Один из первых открытых миров, в которые я погрузился с головой. Никаких знаков вопроса, квестовых меток или вышек.

Полностью бесшовный мир, с одной единой локацией, огромной картой и сотнями NPC с квестами. Что могло пойти не так?

Оказалось, что всё. Игра сохранила многие положительные черты предыдущих частей, а именно музыку (которая за долгие часы игры надоест игроку), хорошую локализацию, в каком-то смысле прокачку и даже чувство бомжеватости. Но на каждую из них приходилось по несколько пунктов, которые в совокупности просто расчленяли игру.

Самым главным из них является боёвка.

Боёвка

Могу её описать только так.
Могу её описать только так.

Она, конечно, и в прошлых играх звёзд с неба не хватала. Удар/комбуха и шаг назад, но в 3 части… даже шаг назад был не нужен! Закликать можно было любого — лучше не останавливаться, иначе какой-нибудь ползун закликает тебя. А если врагов несколько… возьми дрын побольше и закликай толпу.

НО… проблема решается патчами/фиксами/модами и прочими штучками, после которых любой орк/повстанец сможет вас парировать, а любой зверь — уклониться, тем самым прерывая вашу серию ударов.
Сложно? Да, бывает и сложно. Интересно? Нет, ибо дело не только в закликивании.

Нет никакой прогрессии. Прокачка никак не меняет ваши анимации атак — лишь усиливает урон или позволяет надеть оружие покруче. Если вы, например, решили выбрать путь меча и щита, вам придётся до конца игры ковырять мобов одинаковыми атаками! Это, к слову, в серии игр, в которой в прошлых частях анимации атак менялись в соответствии с прокачкой — хотелось бы, конечно, увидеть развития именно этого аспекта!

Ну, хоть урон выше.
Ну, хоть урон выше.

С луком всё ещё хуже. Отходишь подальше, натягиваешь стрелу с одинаковой анимацией и стреляешь. Ну, хоть автоприцеливания нет и стрелы разные есть!

Мастер-лучник он потому и мастер, что луки крутые может использовать!
Мастер-лучник он потому и мастер, что луки крутые может использовать!

С магией, кстати, дело обстоит получше. Сравнительно большой арсенал заклинаний, каждое из которых требует прокаченный показатель Древнего знания, то или иное количество маны и иногда какой-то крутой навык для мага.

На самом деле довольно сложно это прокачать новичку. Очки обучения нужно тратить и на заклинание, и на ману, и на древнее знание.
На самом деле довольно сложно это прокачать новичку. Очки обучения нужно тратить и на заклинание, и на ману, и на древнее знание.

Можно, например, зажимать ЛКМ и тратить больше маны на огненный шар, чтобы он нанес больше урона. Можно призвать армию мертвецов, которая 5 часов будет драться с врагами. Можно усыпить, заморозить, натравить одного на другого, замедлить время вокруг себя, нанести огромный массовый урон… Есть даже заклинание, которое позволяет сменить ночь на день!

Но в конечном итоге персонаж всю игру всё равно будет использовать какую-нибудь молнию на одного соперника и огненный дождь на группу. И как я уже упомянул, в начале игры магом стать очень нелегко — будешь долгое время бегать с посохом и бить врагов в ближнем бою.

Тем не менее, магия в игре реализована гораздо лучше боя на мечах или использования лука.

Квесты

Лучший тип квестов в игре - арена.
Лучший тип квестов в игре - арена.

Простая схема, от которой я очень долгое время кайфовал: находи город, ищи именных NPC, получай простенький квест и зарабатывай репутацию и в городе, и у фракции.
БОЖЕ ИННОС, ДА Я благодаря ЭТИМ квестам ИГРУ И полюбил. Я всегда пытался получить максимальную репутацию в каждом городе орков и ассасинов! А это иногда, ой как непросто: какой-то квест можно пропустить, просто избив орка, отказавшись на него пахать, какой-то квест можно провалить, встав на сторону повстанцев, какой-то квест требует найти NPC за пределами города, не давая чётких ориентиров!
Никаких маркеров, только смутные описания. У меня даже карта была из какого-то игрового журнала.

Вроде такой, с разными цветами для обозначений повстанцев, друидов, бандитов, орков и т.п.
Вроде такой, с разными цветами для обозначений повстанцев, друидов, бандитов, орков и т.п.

И я получал удовольствие. Я вообще удивлён, что ни одна более-менее популярная игра так и не пришла к формуле подобной репутации: не к городской, так к фракционной!

Это... просто... гениально!
Это... просто... гениально!

Набираешь репутацию, получаешь доступ к крутым челикам и топовому шмоту. Отличный стимул делать квесты, учитывая, что экспу тут тоже дают за каждый чих-пых.
Есть только в этих квестах одна проблема…
Ну, как бы помягче сказать…

Да говно они! Убей, продай, принеси, поговори. Типичный мморпгшный стиль без какой-либо сложной подоплёки. Раз квест дают, значит, решить его можно только одним способом.

Квесты сюжета Готики 3. Очень интересно и нестандартно.
Квесты сюжета Готики 3. Очень интересно и нестандартно.

Геймплей и квесты уже не очень высокого уровня, а это ведь не единственные недостатки. Есть ещё:

Баги

Попробуй по ним пошмалять. Не оружие убивает людей. Убивают кабаны.
Попробуй по ним пошмалять. Не оружие убивает людей. Убивают кабаны.
Кабаны не берут пленных.
Кабаны не берут пленных.
Не бойтесь после полутора часов игры с вашим трупом кабаны устают.
Не бойтесь после полутора часов игры с вашим трупом кабаны устают.

В общем, кто не знает, на релизе кабаны ваншотили и отправляли в космос, как великаны в скайриме (P.S. Я тут походу выпил лишнего. Кабаны не ваншотили, а крайне быстрой серией атак отрывали лицо всему живому).
Разумеется, баги ограничивались и ограничиваются не только ими (это самый весёлый). Текстурных багов тоже хватало. Игра вылетала, сейвы ломались, можно было проваливаться под землю и т. п.

А какая могла быть игра...
А какая могла быть игра...

Я бы ещё отнёс к минусам фиговый дизайн у монстров (даже по сравнению с прошлыми частями) , фиговые навыки, однообразие, загрузки, которые длятся несколько минут, и ещё кучу проблем, вытекаемых из того, что уже было сказано. Но уже этих минусов было вполне достаточно, чтобы половина фанатов серии окрестили её провалом и вернулись в готику 2 для игры/разработки модов.

А вот озвучка и перевод мне нравятся!

На уровне с прошлыми частями, о сын благоразумия.
На уровне с прошлыми частями, о сын благоразумия.

Озвучка ассасинов очень хороша. Можно поиграть в игру часок только ради того, чтобы послушать их. Такого кайфа и веселья от озвучки я, наверно, не испытывал ни в одной игре.

Без шуток, этот орк реально даёт жару своей озвучкой.

Это была моя первая готика и мне она в своё время так зашла, что я попробовал и предыдущие части. За одно это я уже ей очень благодарен.

Только вот её провал привёл к тому, что разработчики перестали экспериментировать и начали копипастить готику 2 в каждой своей следующей игре. Развитие остановилось.

А что дальше?

Если Risen 1 был хотя бы умелой имитацией Г2 с более бодрой боёвкой, то следующие его части вообще отошли от концепции «один большой остров» и сделали кучу маленьких, что в конечном итоге сказалось отрицательно и на общей их проработке: набор коридоров в джунглях едва ли может составить конкуренцию колонии из первой части Готики, хотя для многих игроков пиратский сеттинг и диалоги явно могут внести в игру определённую долю интереса.

Типичная локация в Risen 2.
Типичная локация в Risen 2.

Самое важное нововведение последних двух Ризенов — напарники, с которыми можно путешествовать, которых можно абузить в боях. Это же нововведение в худшем его проявлении они закинули и в обе части Elex, где общение с ними вообще не доставляло мне никакого удовольствия.

Скажу вам по правде: мне нечего больше сказать про 2-3 части Risen. Я проходил их обе на релизе, и мне запомнились только фракции, никчёмные концовки, клады да напарники (две вещи, которые были новыми). Почему я помню про 3 Готики всё, а про 2-3 Risen ничего? Ах да, ещё там появились маркеры, которые убили к чёрту фишку исследования небольшого мира, которая была в первых готиках.

Рад, что есть люди, которым эти игры очень понравились. К сожалению, я к их числу не принадлежу.

А взамен что?

Напарники, про которых я забыл уже после прохождения или сюжет с титанами, который пытается замахнуться на эпик?

Бубы-то, - это, конечно, хорошо, но менять каждую часть внешность главного компаньона? Даже Диего в ремейке такие преобразования не переживал...
Бубы-то, - это, конечно, хорошо, но менять каждую часть внешность главного компаньона? Даже Диего в ремейке такие преобразования не переживал...

И Elex, о Боги всемогущие! Мне ведь даже немного нравилась 1 часть — круто было отключать мозг и фармить экспу на тупорылых квестах и не шибко умных мобах.

Гении релизнули игру спустя 5 дней после Elden ring, а потом разочаровались продажами.

Издатели THQ Nordic или Embracer Group.
Издатели THQ Nordic или Embracer Group.

Могу лишь сказать, что чистить в ближнем бою сотни одинаковых мобов по главному квесту и квестам спутников может утомить даже самого заядлого фаната Piranha Bytes.

А почему стагнация?

Игры Piranha Bytes: Самый наглядный пример стагнации в истории геймдева

Я считаю, что всё дело в Готике 3. Пираньи пошли на кучу экспериментов, но большинство из успехом не увенчалось.

Причины неважны: были ли это непомерные амбиции разработчиков создать своего Ведьмака 3 ещё в 2006, производственный ад или сжатые сроки разработки.

Готика 3 стала провалом для разрабов и издателей, и большинства игроков. Piranha Bytes, будучи, по всей видимости, ОЧЕНЬ осторожными и прагматичными людьми, с тех пор боятся делать что-то другое и в итоге застряли в 2002 году вместе со своим Magnum opus. Если Миядзаки при создании игр забивает на мнение игроков и его игры всё равно большинство любит, то в новые игры Piranha Bytes могут играть только очень преданные фанаты, которых с каждой игрой становится всё меньше.

Несём Пираний.
Несём Пираний.

Для нас, фанатов, есть модификация Архолос, а её разработчики гораздо больше Пираний понимают, чем людям так приглянулись первые две части Готики. Может, в следующем году для таких, как я, ещё и «История Хориниса» выйдет и будем кайфовать.

P.S. А вдруг игры Piranha Bytes всегда были посредственностью? На Западе это поняли сразу, а я до сих пор не могу с этим смириться?

Всех с наступающим Новым годом, пусть он будет получше этого.
Всех с наступающим Новым годом, пусть он будет получше этого.
Готика 3 
- дерьмо и я ненавижу эту игру.
мне очень зашла.
- довольно средняя игра.
Не играл в неё.
670670 показов
20K20K открытий
55 репостов
300 комментариев

После Г3 понял, что всё, здесь рыбы нет и не будет. Райзен даже первый скринжил тем, насколько это калька Готики и ничего более. Ну, а Элексы, тут и говорить даже не о чем. В общем, то что мёртво, должно умереть. Желаю Пираниям прекратить цепляться за жизнь своими пальцами в трупных червях.

Ответить

Г3 заебись, но мало времени было, и команды...

Ответить

А я запустил сейчас Risen и прямо сижу урчу, крутая игра...

Ответить

Первые две части очень нравились, проходил неоднократно, экспериментировал. Третья Готика нравилась, но в какой-то момент наскучила и я её забросил.
Первый Risen очень понравился, ко второму подошел через несколько лет после релиза и, в принципе, прошёл не без удовольствия. В третью часть поиграл пару часов и скипнул.
Elex давал шанс пару раз, но игра дно.
Сейчас играю в Архолос, несколько раз хотел дропнуть, но почему-то продолжаю играть. Есть что-то в старых Готиках, что не отпускает, хотя от боевки плачу. Большинство побед за счет абуза тупого ИИ.

Ответить

Половину удовольствия от игры приносил абуз ИИ. Когда заберешься на какую-нибудь скалу и расстреливаешь дракона, бьешь тролля по жопе, выманиваешь скелетов из пещеры, а орка на стражников. Настоящая иммерсивность.

Ответить

Третья часть Risen неплохая, вполне можно пройти до конца.

Ответить

Я только сейчас понял,что у меня в библиотеке стима трилогия Рязани

Ответить