Рассказ об игре Four Last Things

Необычная визуальная составляющая и шутки в стиле Monty Python в уморительном полуторачасовом point-and-click квесте.

Рассказ об игре Four Last Things

Ставили ли Вы когда-нибудь себе цель: совершить Семь Смертных Грехов?
А совершить их в максимально сжатые сроки и в пределах пешей доступности?
А совершить их не просто так, от скуки, а чтобы обойти порядки громоздкой церковной бюрократии и, в конечном итоге, избежать попадания в Ад? Да-да, именно так: усиленно грешить, чтобы избежать вечных мук. Ну, по крайней мере, такая была задумка...

Off you pop! Happy sinning!

Главный герой игры, простой обыватель, видит сон об изгнании Адама и Евы из Рая. Это событие заставляет его вспомнить о своих неправедных деяниях, совершённых тут и там по всей северной Европе, и отправиться в храм за отпущением грехов.

Однако, вот незадача: согласно церковным правилам, в юрисдикции местных священнослужителей находятся лишь грехи, совершенные на территории их прихода, прочими же они заниматься отказываются.

Чтобы обойти эту досадную бюрократическую формальность, епископы предлагают нашему герою повторно согрешить в ближайших окрестностях, и тогда уже возвращаться за отпущением. Тут и начинается веселое, но недолгое приключение, в котором игрок поможет незадачливому грешнику проявить себя на поприще лени, похоти, обжорства, зависти, гордыни, алчности и гнева.

Получив на руки список требуемых грехов, протагонист отправляется в путь.

Рассказ об игре Four Last Things

I only do Renaissance, Monkey Island and obscure literature references

Four Last Things создана усилиями разработчика-одиночки Джо Ричардсона (Joe Richardson). Название игры отсылает к картине "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи" нидерландского художника Иеронима Босха. Центральная часть картины изображает Всевидящее Око Бога, окружённое сценками, иллюстрирующими Семь смертных грехов. В углах картины расположены Четыре последние вещи, ждущие человека в конце его жизненного пути: смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Иероним Босх
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Иероним Босх

Источники вдохновения Джо достаточно очевидны.

Во-первых, это картины, рисунки и гравюры, относящиеся к Северному Возрождению — пласту изобразительного искусства северной Европы (Фландрии, Нидерландов, Германии), которое принято выделять из общего искусства эпохи Возрождения. Характерной чертой картин этого течения является высокая детализация, в угоду которой порой приносится анатомическая точность при изображении людей и животных. Также Северное Возрождение больше опирается на североевропейские готические образы и религиозные идеи, в отличие от Возрождения итальянского, тяготевшего к своему античному наследию и идеям гуманистического характера.

В творчестве художников, представлявших Северное Возрождение, прослеживается несколько мотивов, ставших краеугольными камнями визуального стиля Four Last Things: религиозные, повседневные и гротескные.

Даже при беглом взгляде на скриншоты и видео из игры, глаз цепляется за необычный визуальный стиль. Практически всё, что игрок видит на экране, составлено из фрагментов полотен художников Северного Возрождения: где-то взята группа персонажей, где-то предмет, где-то фон. Персонажи при этом частично анимированы для придания живости картинке. Они открывают рты, моргают глазами, пьянствуют, танцуют и играют на музыкальных инструментах.

Благодаря приданию анимации статичным изображениям автор получил возможность раскрыть тему подчас странных вещей, происходящих на используемых картинах, а также слегка изменить их настроение.

К примеру, на картине Иеронима Босха "Извлечение камня глупости" изображена проводимая врачом-шарлатаном операция. Сам "Камень глупости" происходит от голландского выражения "иметь камень в голове", что обозначает глупца либо человека, у которого "не все дома". Воронка на голове у хирурга, кувшин в руках монаха и книга на голове монахини, как несложно догадаться, тоже имеют символическое значение, вполне понятное современникам художника. Рассматривать этот символизм в рамках этого текста нерационально, так как трактовок существует несколько. Интересующиеся могут углубить знания самостоятельно.

Извлечение камня глупости Иероним Босх
Извлечение камня глупости Иероним Босх

Нам же важно то, как автор переработал изображение.

При наведении курсора мыши на группу персонажей, отображается их название: "Creepy Weirdos". Их занятие герой комментирует следующим образом: "A surgeon wearing a funnel-hat, a fat man receiving unanesthetized brain surgery, a priest and a lady with a book on her head. Standard stuff". Обычное, мол, дело.

Доктор сосредоточенно ковыряет голову пациента, на чьём лице застыло счастливое выражение. Монах и монахиня, кажется, крайне впечатлены тонкостью операции и напряжённо следят за её ходом. Настрой получившегося изображения, на мой взгляд, существенно менее морализаторский и более беззаботный, так что можно сказать, что с задачей создания легкой атмосферы погружения в искусство Джо Ричардсон справился.

Модель главного героя игры и вовсе создана с использованием головы и тела персонажей с разных полотен, что в определённый момент будет соответствующим образом обыграно (об этом ниже).

Второй крупный источник вдохновения — абсурдистское и ироничное творчество комик-группы "Monty Python", участникам которой шутки на религиозные темы также не чужды.

Протагонист не упускает возможности прокомментировать окружающее с точки зрения человека, для которого немалая доля происходящего на картинах Северного Возрождения — необъяснимая дичь. Главное — не забывать взаимодействовать со всем подряд всеми способами. Танцующие младенцы, подозрительные личности с коварными физиономиями, причудливые полу-люди полу-животные, дряхлые старцы, пленяющие девы и пьяницы — для всех у героя найдётся пара ироничных или недоуменных фраз, а персонажи игры, в свою очередь, не преминут высказать своё отношение к нему.

И да, двухминутный пролог про изгнание Адама и Евы из Рая тоже играбелен, и фразы из него — чистое золото.

All anyone wants around here are ale-flagons and piss-pots

Геймплейно Four Last Things представляет собой point-and-click со всеми сопутствующими атрибутами: перемещением по "экранам", общением с яркими персонажами, сбором предметов и нахождением для них применения. Подобно старым играм жанра, взаимодействовать с персонажами и окружением позволяется несколькими способами: визуально (осмотреть, прокомментировать), физически (взять, ударить) и вербально (завязать разговор, начать подпевать музыкантам). Никаких уникальных особенностей в этом аспекте игры нет.

Главный герой воздвигает памятник себе, тем самым совершая грех Гордыни
Главный герой воздвигает памятник себе, тем самым совершая грех Гордыни

Своеобразной притчей во языцех среди любителей квестов являются подчас совершенно нелогичные способы решения загадок, подразумевающие применение одного предмета к другому неочевидным образом. У Four Last Things с этим проблем нет: все взаимодействия логичны и напрашиваются сами собой, а загадки не утомляют.

На руку игре и её небольшая продолжительность. Прохождение займёт час-полтора, а все загадки либо семимильными шагами приближают игрока к концовке, либо являются средством получения гэгов или иронии на тему жанра.

Внимание!

Далее в этом блоке в качестве примера квестовой составляющей игры описываются две сцены из неё. Если Вы не хотите знать о содержании этих эпизодов — пролистайте текст до звёздочек.

В качестве примера хочется привести эпизод, в котором наш герой принимает участие в конкурсе по поеданию пирогов против местного обжоры, настолько поднаторевшего в этих соревнованиях, что в честной борьбе он не оставляет протагонисту ни шанса. Логичным и типичным для квестов шагом к победе кажется скрытная порча пирога оппонента, и предметов, при помощи которых можно попытаться это сделать — не один, не два и даже не три. Впрочем, что несвежие овощи, что непрезентабельного вида рыбу в своём пироге местный едок-чемпион переваривает, не поморщившись, да ещё и издевается в придачу.

В ходе продвижения по сюжету в заведении у городского доктора можно найти "Ограничитель аппетита" и яд. Убивать никого не хочется, даже такого грубияна, как Король Пирогов, а "Ограничитель аппетита" выглядит именно той вещью, которая нам нужна. Подсыпаем смесь во вражеский пирог, соревнуемся... и опять проигрываем!

АППЕТИТ КОРОЛЯ ПИРОГОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН!

Король Пирогов, Местный обжора

Таким возгласом триумфатор разрушает наши надежды на мирный исход, приправляя это заявление очередной порцией издёвок. Что ж, он не оставил нам выбора. Терпеть такое отношение к себе нельзя. В дело вступает яд.

Goodnight sweet Pie King
Goodnight sweet Pie King

Король Пирогов повержен, да здравствует новый Король!

Надеюсь, тебе понравятся пироги, которые подают В АДУ!

Главный герой, Грешник

Протагонист не может сдержать своё злорадство, совершая тем самым грех гнева.

Этот эпизод подчёркивает частичную пародийность игры в контексте жанра квестов. Казалось бы, вот он — "Ограничитель аппетита", предмет, идеально подходящий для преодоления препятствия. Само его название толсто на это намекает. Но идеальное, напрашивающееся решение не срабатывает, разрушая ожидания игрока, что в качестве разовой меры приходится весьма кстати. До и после этого момента очевидные способы решения проблем осечек не дают.

Единственный нетривиальный пазл в Four Last Things связан с загадкой, отсылающей к имени художника, из-под кисти которого вышла голова модели нашего грешника. Решение — навестить городскую картинную галерею. В ней представлены более сорока реально существующих полотен европейских художников эпохи Возрождения, на основе фрагментов которых и "собрана" игра. Среди них можно найти "Изображение мужчины со странно знакомым лицом" (именно так картину идентифицирует протагонист), что несложно, так как оно является довольно крупным портретом.

Портрет Матиаса Мюлиха Якоб ван Утрехт
Портрет Матиаса Мюлиха Якоб ван Утрехт

Рядом обнаруживается и туловище главного героя — "Изображение мужчины со странно знакомым телом".

Блудный сын Иероним Босх
Блудный сын Иероним Босх

К слову, сама картинная галерея тоже является адаптацией реально существующей картины, выставленной в зале, что порождает своеобразную забавную рекурсию.

Картинная галерея в Four Last Things (оригинал висит в верхнем ряду)
Картинная галерея в Four Last Things (оригинал висит в верхнем ряду)
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе Давид Тенирс Младший
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе Давид Тенирс Младший

Four Last Things — это вещь исключительно про визуальную часть и своеобразный юмор. Геймплей и point-and-click составляющую откровенно рудиментарными называть не хочется, но и порекомендовать игру как полноценный квест нельзя, скорее как маленький, но крайне любопытный образец использования необычного художественного приёма, разбавленного изрядной долей юмора.

В портфолио разработчика также имеется идейный наследник рассматриваемой игры — The Procession to Calvary, вышедшая в апреле 2020 года. Она создана в том же стиле, но с большим уклоном в южно-европейское Возрождение.

Four Last Things доступна в Steam, App Store и Google Play на английском языке.

В процессе написания этого текста автором были совершены грехи обжорства и похоти.

5353
12 комментариев

В процессе написания этого текста автором были совершены грехи обжорства и похоти.

Выебал и сьел?

6
Ответить

Лишь бы не подрочил и съел.) А сама игра любопытная.

Ответить

Чет они одна за одной. Только недавно проходил 

2
Ответить

Four Last Things вышла в 2017-м, а The Procession to Calvary — в 2020-м. Три года разницы)

Ответить

На русском будет?

1
Ответить

Маловероятно. Но английский там несложный.

Ответить

А Брейгеля забыли?
На превьюшке его Концерт в яйце, например.

Ответить