Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Пройдя одну из культовых тактических ролевых игр, написал, почему в неё интересно играть даже спустя 26 лет.

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

В связи с прошлогодним интересом Square Enix в своих TRPG, в виде выхода второго ремейка Tactics Ogre и новой IP — Triangle Strategy, слухи про ремастер Final Fantasy Tactics кажутся весьма правдивыми. А пока фанаты с надеждой ждут дальнейших новостей, остальные игроки вообще впервые слышат это название, несмотря на популярность серии и восторженные отзывы критиков на выходе игры. Её хвалили за сложную, но увлекательную и вознаграждающую боевую систему, а также глубокий сюжет с красиво написанными диалогами. Игра попала в «Топ-100 лучших игр в истории» по версии японского журнала Famitsu в 2006 году, а GameSpot красочно описывали её как «если бы Шекспир создал игру»

Чтобы понять, почему же Final Fantasy Tactics получила такой отклик в прессе и за что её до сих пор так сильно любят, стоит начать с истории о том, как ныне известный геймдизайнер, Ясуми Мацуно, оказался главной причиной выхода игры в свет.

Зарождение Ивалиса

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Идея проекта появилась ещё в 1993 году у самого создателя серии Final Fantasy, Хиронобу Сакагути. Будучи фанатом TRPG, Сакагути было очень интересно увидеть игру такого жанра в мире Final Fantasy. Но из-за занятости разработкой основными частями серии, Final Fantasy Tactics могла так и остаться всего лишь нереализованной идеей.

Название «Final Fantasy Tactics» на самом деле я придумал ещё четыре года назад. Мы даже оформили торговую марку на это имя. Я сам фанат стратегических игр и давно думал о том, как бы выглядела Final Fantasy будь она стратегией. Я такой человек, который сначала придумывает название, так что больше ничего конкретного не было, но ещё тогда я сделал документ проекта «Final Fantasy Tactics». К сожалению, я был поглощен разработкой основных игр серии FF — которые выходили в быстром темпе, одна каждые 12-18 месяцев — так что мои планы по FFT остались нереализованными. Но это правда, идея зародилась еще с 1993.

Хиронобу Сакагути, в интервью 1997 года

Всё изменилось в 1995 году с приходом Ясуми Мацуно в компанию. До этого работая в Quest Corporation, он сделал себе имя за счет другой культовой TRPG — Tactics Ogre: Let Us Cling Together. Причиной по которой геймдизайнер оказался в Square Enix была довольно простой — Мацуно ещё с детства восхищался людьми, подобными Хиронобу Сакагути и мечтал стать таким же. Покинув Quest и думая над своим дальнейшим шагом, он увидел объявление о приеме на работу в Square, после чего отправился на сдачу вступительного теста. Увидя такой поворот судьбы, Сакагути показал новоприбывшему геймдизайнеру свой документ «Final Fantasy Tactics», на что незамедлительно услышал просьбу о работе над проектом.

Эта игра была исполнением мечты для меня, как для создателя, так и для игрока: как создатель игр, я давно хотел сделать стратегическую RPG используя мир и сеттинг Final Fantasy, а как игрок, я сам давно хотел поиграть в такую игру! Когда я пришел в Square и услышал об этом проекте, моим немедленным ответом было: «Пожалуйста, дайте мне сделать это.» В некотором смысле, это был идеальный момент для того, чтобы использовать весь мой прошлый опыт и огромная возможность.

Ясуми Мацуно, в интервью 1997 года

Так началась полноценная разработка игры: Ясуми Мацуно стал игровым директором, Хиронобу Сакагути продюсером, а за дизайн боевой системы отвечал Хироюки Ито.

Слева-направо: Хиронобу Сакагути, Ясуми Мацуно, Хироюки Ито. 
Слева-направо: Хиронобу Сакагути, Ясуми Мацуно, Хироюки Ито. 

«Sword in hand, a warrior clutches stone to breast»

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Для своей будущей игры Мацуно создал совершенно новый мир в серии Final Fantasy — Ивалис. Это был средневековый сеттинг, где магия и машины сосуществуют. Ясуми разрабатывал Ивалис комплексным миром с богатой историей, который можно было бы использовать, как чистый холст для будущих проектов.

Сразу отмечу, что далее будет рассказано только о том, что происходит в начале первой главы игры, но если вы хотите избежать вообще каких-либо спойлеров — переходите на следующую часть статьи.

Сюжет игры происходит в королевстве Ивалис, которое восстанавливается после поражения в «Пятидесятилетней войне» с соседствующей Ордалией. Пришедшие домой солдаты остаются ни с чем. Разочаровавшись в знати, рыцари собираются в разбойные группировки, убийства и воровство становятся обыденностью. Одной из таких группировок является «Трупная бригада», лидером которой стал Виеграф Фоллес. Во время «Пятидесятилетней войны» был командиром кампании «Мертвых людей» — рота солдат-добровольцев, собранных из крестьян. Несмотря на то, что они яро сражались за свою страну, по окончанию войны в них больше не было нужды и их уволили без компенсации.

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

В это же время король Ивалиса умирает от болезни, а единственным преемником на трон остается его двухлетний сын. По этой причине, королева назначила опекуном принца своего старшего брата — герцога Ларга. Парламент опасаясь репрессивного правления со стороны королевы, отстранил потенциального правителя и вместо него назначил двоюродного брата короля — герцога Голтанну. Между двумя сторонами начал разгораться конфликт, который будет известен как «Война Львов»

Уникальности такому мрачному сеттингу добавляет дизайн персонажей, созданный Акихико Ёсидой и Хироси Минагавой, в прошлом работавших над дизайнами в Tactics Ogre. Нарисованные от руки в тёплых цветах, миниатюрные герои ощущаются будто они сошли со страниц старой сказки. Однако, перед игроком будет происходить история про гражданскую войну, насилие над слабыми и политические убийства.

Концепт-арты, нарисованные Акихико Ёсидой 
Концепт-арты, нарисованные Акихико Ёсидой 

Всё это дополняется тем, как в Final Fantasy Tactics работает подача сюжета. Перед началом игры, современный исследователь средневековой истории Ивалиса, Аразлам Дурай, говоря на прямую с игроком, рассказывает как именно история запомнит «Войну Львов» спустя 400 лет.

Из-за конфликта между парламентом и королевой, начнется ожесточенная война за престолонаследие, расколовшая Ивалис надвое. Тогда же впервые появляется упоминание о Делите Хейрале, ранее неизвестном молодом человеке. В нынешнее время он — герой, опустивший занавес над этим мрачным событием в истории Ивалиса. Рассказы о его героизме пользуются большой известностью и знакомы всем жителям королевства. Но как оказывается, в тоже время существовал и другой значимый юноша, самый молодой из дома Беульв, издавна прославившийся тем, что производил предводителей среди рыцарей. Не было никаких официальных записей о роли, которую он сыграл на «Войне Львов». Однако, согласно «Документам Дурая», о существовании которых общественности стало известно только на момент разговора игрока с Аразламом — они долгое время хранились в архивах Церкви Ивалиса, — этот забытый молодой человек на самом деле является истинным героем. Церковь же утверждает, что он был еретиком, подстрекателем к беспорядкам и нарушителем спокойствия. В конце Аразлам Дурай задаёт игроку вопрос, какой версии верите вы и приглашает присоединиться к нему в исследованиях для поиска ответов.

Юноша о котором история забудет на 400 лет — Рамза Беульв, главный герой Final Fantasy Tactics. Такое необычное знакомство с протагонистом пробуждает интерес о его дальнейшей судьбе, на что первая глава игры отвечает следующим: после разговора с Аразламом, игрока переносят за год до начала «Войны Львов». Здесь Рамза — ученик-рыцарь Королевской военной академии, где вместе с ним обучается Делита Хейрал, его верный друг из семьи фермеров, работающих на дом Бельувов. Зная, как закончится история для двух друзей, такой контраст в социальном статусе ещё сильнее подогревает интерес в том, что же именно произойдет между будущим еретиком и героем Ивалиса.

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Далее игра показывает поместье дома Беульвов в момент кончины отца протагониста — Барбанета Беульва. Выясняется, что в отличии от своих двух старших братьев, Рамза был рожден от другой матери, простолюдинки. Затем, Барбанет произносит свои последние слова, обращаясь лично к младшему сыну, о важности рода Беульвов.

Их дом на протяжении многих поколений стоит на первом месте среди тех, кто служит Короне, обучая лидеров Орденов рыцарей. Отец наставляет своего сына на путь достойный имени Беульвов, в конце говоря о том, что Рамза всегда будет знать внутри себя, какому пути он должен следовать.

«Ведь Беульв не может иначе.»

Это выстраивает главную проблему героя на протяжении всей игры. На нём тяжело лежит его родословная и факт того, что он «нечистокровный» Беульв, поэтому Рамза чувствует огромную ответственность перед своим покойным отцом и сводными старшими братьями. Именно на этом моменте игра окончательно цепляет своим сюжетом, ведь игроку уже известно как именно история запомнит путь, выбранный юным Беульвом.

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Маги, рыцари и машинисты на одной диораме

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Несмотря на то, что про геймплей Final Fantasy Tactics можно говорить очень долго, эту часть текста я в основном посвящу трем, пожалуй, самым важным механикам, дабы не перегружать информацией, чем обычно игры подобного жанра и отпугивают.

По ходу сюжета игрок будет перемещаться по глобальной карте королевства Ивалис. В каждом городе можно заняться тремя вещами: купить снаряжение и расходники у Экипировщика, послушать слухи о нынешних событиях в стране и послать своих юнитов на задания ради всевозможных наград, посидев в Таверне или нанять в свою команду новых солдат в Гильдии воинов. Также на карте у игрока всегда есть доступ к: крайне объемному обучению, Хроникам, которые могут помочь вспомнить, что недавно произошло в сюжете и дают краткую, меняющуюся по ходу сюжета, сводку о каждом повстречавшемся персонаже и ростеру вашей команды.

Типов битв бывает два — сюжетные, обозначенные красной точкой на карте и случайные, которые могут встретиться, если игрок пройдет через одну из зеленых точек. Перед началом самого боя вам предложат распределить на начальной зоне 5 юнитов из вашего ростера. Это гораздо меньше, чем в играх подобного жанра, но причина для этого довольно проста — Мацуно и его команда хотели передать «ощущение» серии Final Fantasy: игру, которую вы можете пройти с 5 уникальными, главными членами команды, которых сами вырастили и развили. Бои же происходят на небольших (16х16), но крайне вертикальных картах. Это позволило разработчикам добиться 60 FPS пока игрок перемещал курсор или прокручивал карту на 360 градусов в поиске врагов, прячущихся за зданиями.

Теперь можно перейти к тому, чем именно так уникальны бои в Final Fantasy Tactics. Начнём с порядка ходов юнитов. Для сравнения приведу известную серию игр в этом же жанре — Fire Emblem. В них бой делится на волну игрока и волну соперника. Сначала ходят все ваши юниты, затем все юниты противника. В Final Fantasy Tactics у каждого юнита есть не только привычные полоски HP и MP, но также CT, отвечающая за порядок ходов. Каждую секунду игрового времени она заполняется на количество, равное параметру скорости юнита, пока не достигнет 100, после чего начинается его ход.

Для демонстрации работы шкалы CT приведу в пример два класса из игры: Оруженосец, со скоростью 6 и Чёрный маг, со скоростью 8.

Начинается матч игры и каждую игровую секунду их шкалы заполняются с 0 до 100 на количество их скорости. CT Черного мага заполнится быстрее, так как ему понадобиться 13 игровых секунд, а Оруженосцу 17. Черный маг ходит первым, Оруженосец вторым.

Экран характеристик персонажа 
Экран характеристик персонажа 

Но самое главное это возможность влиять на эту характеристику прямо во время боя. Целый класс в игре уделён именно этому аспекту — Маги Времени. Первые же способности в их арсенале это «Ускорение» и «Замедление», влияющие на параметр скорости, тем самым меняя время нужное для заполнения шкалы CT. Разобравшись в этой механике, игрок сможет повлиять на ход боя так, что временами его юниты будут ходить несколько раз подряд, пока противники будут ждать своей очереди.

Вспоминая пример выше, давайте представим, что до начала матча на Чёрном маге использовали способность Ускорение. Теперь его параметр скорости будет считываться как «3 разделить на 2 и умножить на его первоначальную скорость, 8.» Следовательно теперь его скорость равна 12, из-за чего ему нужно уже 9 игровых секунд для заполнения CT.

Возможность ускорять своих юнитов напрямую переходит в следующую уникальную механику Final Fantasy Tactics — это «заряжание» магии. В отличии от уже упомянутых Fire Emblem и Tactics Ogre, почти вся магия требует несколько ходов до того как их эффект приступит к действию. У таких способностей, как и у персонажей, есть свой параметр скорости и шкала CT, невидимая для игрока. Количество ходов требуемых для применения магии считывается опираясь на то, насколько заполнены шкалы CT у остальных юнитов на карте и сколько игровых секунд нужно для самого заряда. Это не позволяет игроку действовать не подумав, так как враг может сходить ещё до того как юнит закончит заряд.

Глубины этому добавляет еще и механика выбора цели магии. Выбрав противника для своей магии, игрок может решить её цель — сам юнит или арена под ним. В чем же разница? В первом случае, магия ударит ровно по выбранной вами площади, а во втором, магия будет следовать за юнитом, куда бы он не пошел. К слову, большинство типов магии не различают своих и чужих. Стоит всегда помнить, что выбрав целью для магии самого юнита соперника, он может специально подойти к вашей команде, чтобы они оказались в радиусе действия. Не забывайте использовать это и в свою пользу: выберите целью магии, вашего юнита с большим сопротивлением к магическому урону и отправьте его прямиком в ряды врага.

Наконец, одно из главных достоинств Final Fantasy Tactics — кастомизация вашего отряда. По мимо уже привычного выбора снаряжения, у игрока есть также возможность кастомизации навыков каждого персонажа, будь он обычным юнитом или уникальным сюжетным персонажем.

Игра использует классическую систему «работ» из предыдущих частей серии. Для начала вам доступны всего два стартовых класса: Оруженосец — юноши и девы в обучении рыцарей, открывающие в дальнейшем классы ориентированные на физическую силу, и Химики — эксперты в применении лечебных предметов, открывающие классы ориентированные на магию.

Прокачка персонажей работает следующим образом: за любое успешное действие на поле боя, кроме обычного передвижения, юнит получает как опыт для своего обычного уровня (EXP), так и опыт работы (JP). Первое постепенно улучшает основные характеристики класса. Второе позволяет покупать новые способности выбранного класса, а также достигнув определенного количества, даст вам возможность открыть доступ к новым работам, которые игрок может менять на персонаже в любой момент.

Говоря о способностях классов, они делятся на четыре типа:

— Action, используемые, как привычные действия в бою

— Reaction, активируемый как только юнит атакован противником

— Support, усиляющий базовые способности юнита, как например, позволяет ему использовать тип оружия другой работы

— Movement, разными путями улучшая передвижение юнита.

У каждого персонажа есть по две способности типа action и по одной из трех остальных типов. Одна из Action - способностей всегда будет соответствовать классу юнита. Так например, у Чёрного мага всегда будет доступ к способностям Black Magicks. Но всё остальное выбирать уже вам самим.

Пример персонажа с Action-способностями Оруженосца и Чёрного мага
Пример персонажа с Action-способностями Оруженосца и Чёрного мага

Тут то и открывается большой простор для кастомизации вашей команды, несмотря на малое количество юнитов доступных в бою. Хотите сделать вместо классического рыцаря, комбинацию солдата и мага с двумя мечами? Пожалуйста! Может попробуйте сделать самурая, телепортирующегося за спину противников? Или дадите каждому юниту в вашем отряде возможность носить огнестрельное оружие?

На выбор у вас есть обычные 22 «работы», общее число способностей, которых насчитывает около 400. Это не говоря о том, что по сюжету к вам в команду будут приходить ещё и персонажи с уникальными классами, обладающие эксклюзивными способностям. К примеру, Машинист, использующий уже упомянутое огнестрельное оружие, способный выводить из строя вражеских юнитов, что может прервать заряд магии вражеского юнита и повлиять на исход всего боя.

Мужские и женские вариации обычных юнитов в игре 
Мужские и женские вариации обычных юнитов в игре 

Добавьте ко всему выше: возможность нанимать в ваш ростер уникальных монстров со своими эксклюзивными способностями; «охоту» на этих самых монстров, чтобы получить уникальные предметы в Логове браконьеров; систему Знаков зодиака, которая влияет на эффективность каждого юнита в игре; погода, усиливающая определенные типы магии и которая меняется, следуя календарю в игре; вертикальные карты с различным ландшафтом, перемещение по которым может отличаться благодаря Movement - способностям; и вы получите стратегию, которую интересно изучать на протяжении десятка часов.

«The Zodiac Brave Story»

Вам стоит сыграть в Final Fantasy Tactics: The War of the Lions

Если подвести итог, в чем же главная прелесть Final Fantasy Tactics?

В том, насколько хорошо команда Мацуно смогла справиться с сочетанием всех элементов игры. Запустив её 26 лет назад, игроков ждали: интересный тактический геймплей, дающий большой простор для своего стиля прохождения, благодаря возможности выбора почти каждой способности юнитов в их арсенале; уникальный сеттинг Ивалиса, выглядящего словно читаешь старую книжку, из-за «нарисованному от руки» стилю игры; и наконец, отличный сюжет, повествующий об интригах, изменах, войне, но самое главное — поиске своего пути в этом мире, несмотря на то, какой след мы оставим в истории.

«Sword in hand, a warrior clutches stone to breast

In sword etched he his fading memories

In stone, his tempered skill

By sword attested, by stone revealed

Their tale can now be told»

Первым текстом на DTF стало моё признание в любви к работе Ясуми Мацуно. Благодарю всех, кто уделит внимание этой писанине и с нетерпением жду вашей критики, а я пока пойду дальше надеяться на ремастер игры и допроходить Tactics Ogre.

194194
74 комментария

Комментарий недоступен

16
Ответить

Потом это обходилось в английской версии. А Front Mission 3 – глыба. Скорее бы на сыч, сколько можно тянуть.

5
Ответить

ага, пришлось отложить ее в сторону пока не нашел английскую версию, после этой миссии по-моему можно было опять играть на русском.

А front mission 3 досих пор бывает перепрохожу, как и Final Fantasy IX

4
Ответить

Я зависал на японском, лол. Прошёл только пару лет назад на эмуляторе

3
Ответить

А русская же версия наглухо висла во время какой-то битвы в трущобах, разве нет?

Ответить

Хорош!
Тактикс — очень значимая для меня игра. Может, однажды соберусь с силами на перепрохождение, хоть это и займёт много времени.

7
Ответить

Одна из любимейших игр!
Первый раз прошел на японском методом тыка, имея на руках только общее руководство из какого-то журнала. Потом перепроходил через годы еще раза два. Отличная история, шикарная система развития, очень стильный пиксель арт.
Спасибо за материал.

А еще Vandal hearts был...не хватает таких игр

6
Ответить