X-Com: UFO Defense и её наследие

X-Com: UFO Defense и её наследие

Представляю вам свое эссе на тему “X-COM: UFO Defense и её наследие”. Я хочу рассказать о том, как история, начавшаяся в 1994 году, имела продолжение спустя 20 лет.

X-COM: UFO Defense(UFO: Enemy Unknown в Европе) вышла на PC в 1994 году. Разработчик - Mythos в лице создателя Джулиана Голлопа. Издатель - Microprose - известная в 90ые фирма. В 1995 году игру портировали на Playstation.

Вы играли в X-COM: UFO Defense?
Да
Нет
Слышал про неё

Я познакомился с игрой примерно в 1998 году. Увидел на очередной игровой сессии на компьютере друга. Звуковой карты на компьютере не было, кажется. Саундтреком в игре мы крутили на повторе два первых альбома Enigma. До сих пор помню, как таскал установщик игры на дискетах. Теперь это всё звучит очень забавно.

Подготовка к высадке.
Подготовка к высадке.

Сплав стратегии и тактики по борьбе с пришельцами мне сразу приглянулся. Когда пару лет спустя я купил Playstation, то первым диском была эта игра. В итоге X-COM прошёл уже в где-то 10х. Я просто регулярно играл в нее, где получалось. Мне нравилось строить базы на планете и давать им смешные названия, летать на миссии, отбивать города, дрожать на базах пришельцев в ожидании Крисалидов. Я тогда не знал о растущем культе и значимости для жанра этой игры. Сиквел - X-COM: Terror From The Deep - оказался чересчур сложным и визуально каким-то кислотным. Тогда я не знал, что Голлоп к этому проекту не причастен - он делал третью часть, которую я также пропустил.

Сегодня мне хочется поделиться с вами своими субъективными мыслями о наследии X-COM: UFO Defense на примере трёх игр. Это Xenonauts, XCOM: Enemy Unknown, Phoenix Point. Я, как фанат исходника, поиграл в его клоны/ремейки/переосмысления и хочу рассказать об этом.

Мои размышления не стоит принимать серьёзно.

Захват сбитого НЛО.
Захват сбитого НЛО.

Начну с самой X-COM: UFO Defense. Это реально гениальная игра для своего времени. Даже сейчас, если пройти сквозь неприязнь к графике и сложный интерфейс, то в процесс втянешься моментально. Фанаты позже собрали открытый мод и до сих пор создают всякие версии. Одну из них - про пиратов-феминисток - я даже стримил.

При этом я не утверждаю, что X-COM: UFO Defense - идеальная игра, но свой культовый статус заслужила. Не буду останавливаться на плюсах игры. Отмечу в минусы частую ситуацию с поиском последнего пришельца на карте и хитрость с продажей производимого оборудования.

Вид на планету в стратегическом режиме.
Вид на планету в стратегическом режиме.

Я часто вспоминая о подобных тактиках говорил: - А вот была когда-то “уфошка”, вот это игра! Сейчас бы такую, но в современной обёртке.

Мои мысли стали явью.

Xenonauts вышла в июне 2014 года. По сути, это ремейк исходной игры от фанатов. Школьники, гонявшие пришельцев на своих “486х процах” выросли, создали фирму Goldhawk Interactive, вышли на Kickstarter и сделали свой ремейк X-COM: UFO Defense.

Меню игры
Меню игры

Поэтому любой игравший в исходник разберётся с интерфейсом и геймплеем за 10 минут. В Xenonauts есть небольшие изменения в микроменеджменте, но большая часть механик не тронута. Есть добавления вроде активных воздушных боёв, классов солдат, нового оборудования и нейтральных персонажей-помощников на боевых миссиях. Однако вырезали псионические способности у землян(но оставили пришельцам).

Вы играли в Xenonauts?
Да
Нет
Слышал

Преимущества игры: старая игра в новой упаковке; любимая фанатами перспектива в тактических миссиях; некоторые полезные упрощения в микро-механиках (автопродажа находок на миссиях); юмор в научных отчётах; Community patch, допиливающий игру до ещё более идеального состояния.

Недостатки: общая неспешность для современной игры; отсутствия разнообразия в тактических миссиях (миссии террора редкие, баз пришельцев нет, на базы Ксенаутов в моей компании не нападали); баги (нужный пришелец для продвижения сюжета не появлялся у меня более 20 часов).

Тактический режим.
Тактический режим.

В итоге скажу, что Xenonauts создана фанатами исходника для фанатов исходника. Поэтому полностью от ретроградности в проекте разработчики не избавились. Сейчас Goldhawk Interactive делают сиквел. Пересадили игру на другой движок и сделали трёхмерной, от чего она явно хуже выглядит на первых видео и скриншотах. Время покажет, что получится в итоге. Тем более, рынок тактик изменился с с момента выхода первой части.

С XCOM: Enemy Unknown(не путайте с UFO: Enemy Unknown) я познакомился недавно в виде дополненной версии XCOM: Enemy Within. Изначально меня пугала поступающая об игре информация и я боялся играть. Ради эссе пришлось поиграть.

Отряд готов к высадке.
Отряд готов к высадке.

Официально это настоящая перезагрузка легендарной тактики, созданная Firaxis games. Игра вышла в 2013 году и затем получила сиквел XCOM2 и проект-ответвление XCOM: Chimera Squad. Сразу видно, что перед нами высокобюджетный проект, рассчитанный на большинство игроков текущего поколения, не видевших игры 90х годов. Это значит, что игра содержит поверхностные оказуаленые механики и тащит игрока за руку постоянно, почти лишая самостоятельности. Мне показалось, что XCOM: Enemy Within вообще больше похожа на японские ролевые тактики вроде Final Fantasy Tactics с системой в два очка действия “Сходи и атакуй”. С первой игрой 1994 года новую XCOM: Enemy Within связывает лишь название и общая концепция борьбы землян с пришельцами.

Вы играли в XCOM: Enemy Within?
Да
Нет
Слышал

Мне, как фанату исходника, игра не понравилась сразу и во всём. Я увидел вместо глубокой тактики со стратегическим планетарный режимом ролевую игру с элементами тактики. Я был очень удивлён высокими оценками игры в прессе и игроков. При этом я вижу и понимаю, что игра сделана так специально, чтобы понравится широкому кругу людей. У нее лёгкий порог вхождения и интересная постановка, которая завлекает и не отпускает игрока, подкидывая разные задачи.

Эффектные ракурсы при стрельбе.
Эффектные ракурсы при стрельбе.

В действительности, спустя часа 4 после первого запуска, когда игра постепенно демонстрирует все игровые механики, то она раскрывает потенциал и реально становится интересной. Вас утягивает стремительный сюжет и зрелищные миссии на компактных вручную созданных картах. Элемент случайности здесь почти отсутствует.

XCOM: Enemy Within вызвала у меня двоякие чувства. Как поклонник первой “Уфошки”, я испытал разочарование и раздражение на грани гнева. Все, что я любил когда-то - в XCOM: Enemy Within отсутствует, упрощено или искажено. Нет назначения истребителей для атаки, солдаты не умеют опускаться на колено, снайперы не стреляют через всю карту, базу нельзя построить, где желаешь. Однако, как среднестатистический игрок-любитель стратегического жанра, принимающий местные условности, я вполне воспринял игру. XCOM: Enemy Unknown - хорошая игра, но это “не та игра”.

- Что будет исследовать?
- Что будет исследовать?

Преимущества: графически качественное исполнение, система скиллов солдат, сценарий и постановка, озвучка сюжетных роликов.

Недостатки: вырезаны или упрощены почти все механики тактики и стратегии, большое количество условностей.

Джулиан Голлоп одобрил XCOM: Enemy Unknown, но в его голове зрел план сделать свой ремейк X-COM: UFO Defense. Сейчас Голлоп живёт в Софии в Болгарии. Какое-то время работал геймдизайнером в Ubisoft. В 2013 году он основал свою студию Snapshot Games.

В марте 2016 года Голлоп в Твиттере анонсировал Phoenix Point - “духовного наследника” своей же культовой игры 1994 года. В студии на тот момент числилось восемь человек.

Представители одной из фракций в игре.
Представители одной из фракций в игре.

Snapshot Games запустили кампанию на краудфандинговой платформе Fig crowdfunding. Компания успешно закончилась летом 2017 года. Разработчики собрали 765,948 долларов от 10,314 человек.

На релизе 3 декабря 2019 года игра получила годовую эксклюзивность в Epic game store. Phoenix Point оказалась сырой и заработала нейтральные оценки. Также игроки были рассержены отказом выпуска игры в Steam. Зато в EGS была невысокая цена, поэтому многие (и я) поспешили к покупке.

В интро отсутствует анимация и ролик больше похож на фотослайдшоу. Все ролики в игре выглядят также и показывают нехватку бюджета и ограниченность ресурсов у разработчиков.

Глобальный стратегический режим.
Глобальный стратегический режим.

Бывалый ветеран сразу увидит в Phoenix Point множество элементов и механик из X-COM: UFO Defense. Также множество нововведений и заимствований из других современных тактических игр и разных RPG. Некоторые очень удачно вписываются в игру, а некоторые вызывают вопросы. Самая разрекламированная особенность Phoenix Point - искусственный интеллект, позволяющий адаптироваться пришельцам под действия игрока. Мне лично пока не удалось это проверить. Также из-за конструктора случайных миссий у игры прыгающая сложность.

Мой стрим про наследие X-COM: UFO Defense.

Несмотря на некоторые мелочи, вроде того же отсутствия возможности солдат опускаться на колено и уменьшенного количества характеристик солдат, я очень тепло воспринял игру. Раздражающих элементов здесь гораздо меньше. Это действительно глубокая тактика с очень продвинутой системой прицеливания. Также мне приглянулись механики, попавшие сюда из ролевых игр. Уверен, что постепенно наберу в игре 100 часов, как в Xenonauts. Мне нравится, как Голлоп и Snapshot Games представили ремейк X-COM: UFO Defense. Плюс в последнем сообщении от разработчиков поступила информация о множественных изменениях и нововведениях. Вероятно, зимой Phoenix Point будет совсем другой игрой, нежели год назад на релизе.

Режим прицеливания - лучшая механика игры.
Режим прицеливания - лучшая механика игры.

Преимущества: отличный сплав глобальной стратегии и глубокой тактики; интересные нововведения и механики; пугающий дизайн пришельцев.

Недостатки: текущая недоработка игры и выпуск патчей в платных дополнениях; плавающая чаще в высокую сложность; недостаточный бюджет игры; некоторая занудность для жанра.

Какая игра из статьи вам ближе?
X-COM: UFO Defense
Xenonauts
XCOM: Enemy Within
Phoenix Point
Другая тактическая игра про борьбу с пришельцами
Я люблю стратегии в реальном времени

На текущий момент мы имеем разные современные вариации X-COM: UFO Defense на рынке. Уверен, каждая игра нашла своих фанатов. Тем более, благодаря ремейку XCOM: Enemy Unknown тактический жанр сейчас набрал популярность.

Gears Tactics
Gears Tactics

За последнее время появились пошаговые тактики на любой вкус. Уже вышли Gears Tactics, Phantom Doctrine, Hard West, Mutant Year Zero: Road to Eden, Corruption 2029, Shadowrun Returns, Expeditions: Vikings.

Эхо X-COM: UFO Defense/XCOM: Enemy Unknown достигло даже Востока. В боевой системе японской серии Valkyria Chronicles от Sega игрок явно заметит отсылки к играм из сегодняшнего эссе. И не обращайте внимание на графику и аниме стиль - вас ждёт весьма интересная тактическая игра.

Valkyria chronicles 4 - это не то, чем кажется.
Valkyria chronicles 4 - это не то, чем кажется.

Скоро игроки увидят Wasteland 3, Othercide, Biomutant, Company of Crime и множество других игр.

И никогда не забывайте грандов жанра: Jagged Alliance 2 и Операция Silent Storm, на которые с почтением оглядываются все современные разработчики.

Если вы не играли в игры, описанные в статье, то попробуйте. Сделайте свои выводы, в каком направлении лучше развиваться наследию X-COM: UFO Defense.

Ссылка на видеоверсию👽👇

Эссе опубликованно на DTF для получения обширной обратной связи и рекламы моего youtube-канала стримов видеоигр и VK-паблика.

Мой канал трансляций👆.

Поделитесь в комментариях вашими мыслями о любимых тактиках тогда и сейчас. Расскажите забавные истории, произошедшие в играх. Очень хочется послушать ваши истории.

7171