«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Cо спойлерами делюсь личными небольшими впечатлениями от различных составляющих Atomic Heart после ее полного прохождения.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Вот и закончилось 20-часовое приключение в альтернативной версии Советского Союза 1955 года. Изучив четыре полигона и пройдя полностью сюжетную линию, делюсь своим мнением об Атомном Сердце.

Финальный твист

Если у создателей была цель перенести игрока в шкуру отбитого и недалекого оперативника, преданного как пес своему хозяину, постоянно матерящегося, вставляющего свое знаменитое «ебучие пироги» через фразу, то у них это успешно получилось.

Ты буквально всю игру слушаешь дурацкие комментарии своего персонажа на происходящее, эмоциональные, временами очень хлесткие, но больше раздражающие.

Тебе намного больше нравится твой напарник – полимерная перчатка ХРАЗ, который всю игру разжевывает политические интриги майору Нечаеву, а он как типичный дуболом не перестает ему не верить.

А потом наступает финал…

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Мне интересна статистика, сколько игроков при прохождении выбирали концовку, где мы все-таки идем к Сеченову, потому что именно в этот момент игра тебя обхитрила.

Всю игру ХРАЗ тобой манипулирует, поясняет действия тех или иных персонажей. И ты, как игрок, ему веришь, ведь все же логично и очевидно.

Может это и наивно, но я действительно думал, что раз у нас такой прямолинейный шутер, то и в конце будет простой финал без особых интриг.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

А в итоге ХРАЗ навеки запечатывает сознание Нечаева в Лимбо, где тот «воссоединяется» со своей женой.

В другие интепретации и СПГС я не особо верю.

Геймдизайн

Моя самая главная претензия к игре – это абсолютно ненужный открытый мир. Отсутствие дополнительных активностей, кроме поиска различного лута и чертежей для оружия, и изучения 8 полигонов (хотя нумерация до 12) – занятие на любителя.

Поскольку по Предприятию 3826 можно передвигаться либо пешком, либо на машине, которая загорается буквально от нескольких столкновений, а над тобой нависает еще армия роботов, то чаще все это просто быстро надоедает. Тебе уже неинтересно что-то там изучать, пытаться отключить Грифы, отстреливать Пчел, поэтому ты максимально быстро пытаешься добраться до новой сюжетной локации, игнорируя все происходящее.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Что-то похожее было в Wolfenstein 2009 года, когда между миссиями тебе приходилось пробираться через лабиринтный город с полчищем постоянно возрождающихся врагов.

Да еще и FPS открытые пространства срезают чуть ли не вдвое.

На мой взгляд, лучшим решением было сделать коридорный шутер с расширением на арены, где это необходимо, а связать все локации какой-нибудь системой туннелей, поездками на поезде или на машине через заставки.

Ведь примеры же в игре есть: вспомните самый первый уровень, каким кажется огромным Челомей, хотя вас буквально ведут по коридору. ВДНХ и подход к Маяку также отличные примеры, как можно было все сделать.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

А полигоны оставить такими же необязательными, но связанными с основными комплексами, как некое загадочное ответвление и не более. У нас же здесь стремительно развивающиеся события, а Нечаев вместо того, чтобы СССР спасать, шляется почему-то по полигонам и пытается решить пространственные головоломки ради коллиматорного прицела на Калаш.

Персонажи и озвучка

При таком малом количестве персонажей, игре удалось раскрыть только самого Нечаева, ХРАЗа, Сеченова и немного Петрова. Крыша (и не только) у последнего слетела в Театре конкретно.

Ларису где-то убили за кадром, что даже следа не осталось, и была она только, чтобы показать экспериментальные клетки с добровольцами. Штокхаузен вообще никакой роли в сюжете не сыграл.

То, что баба Зина оказывается нашей тещей, никак не объясняет ее боевой опыт и подозрительную осведомленность обо всех технологиях Предприятия (бывшая разведчица?). Молотов? Обычный политик и не более.

Баба Зина - самый необычный и забавный нераскрытый персонаж игры
Баба Зина - самый необычный и забавный нераскрытый персонаж игры

Я играл сначала на английском языке, где голос Нечаева мне был намного больше приятен, но слушать, что-то вроде «на нас летят Pchelas» не очень комфортно. К тому же в игре огромная проблема со звуковыми дорожками диалогов.

Иногда приходилось останавливаться, полностью выслушивать ХРАЗа, чтобы не триггернуть новые реплики, а когда еще вокруг творится вакханалия и дорожки наслаиваются друг на друга, то голова идет кругом.

В русской озвучке выделяются голоса Леонида Белозоровича (ХРАЗ и официальный голос Кристофа Вальца) и Никиты Прозоровского (Сеченов и официальный голос Гэри Олдмана).

У обоих актеров дубляжа колоссальный опыт, поэтому неудивительно, что слушать их было намного приятнее.

Дизайн и постановка

Здесь у меня минимум претензий. Художественный стиль – самая сильная сторона всей игры.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Везде, где я был в течение игры, было что-то новое, необычное, выдержанное в единой стилистике советского футуризма. От огромных зеленых пространств до подземных комплексов с нотками клаустрофобии, от вида различных роботов до оружия.

Временами все проработано, настолько детально, что даже этого не ожидаешь.

Например, вы знали, что робота Вовчика можно полностью расстрелять из стандартного электромагнитного пистолета, в результате чего можно будет рассмотреть весь внутренний каркас и центральное ядро?

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Я не могу представить, сколько человеко-часов было затрачено на все это, учитывая в каком производственном аду была игра.

Да, у каких-то дверей отсутствуют ручки, а домики в деревне и округе вызывают небольшой диссонанс с квадратными телевизорами, но при этом с сенсорными инфо-панелями.

Но это так, мелочи.

Присмотритесь, мультфильм обрезан неровно по бокам
Присмотритесь, мультфильм обрезан неровно по бокам

А вот сцены от третьего лица совершенно были не нужны.

Срежиссированы они средне и на движке игры (у меня пару раз были баги с одеждой Молотова), лица персонажей часто были странно перекошены, плюс периодические проблемы с липсинком.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Уверен, что от некоторых сцен было бы намного больше эмоций, если бы мы все происходящее видели собственными глазами. Опять же есть отличные примеры: взрыв поезда, первое появление робота Бурав.

Представьте, если бы такую сцену срежиссировали от третьего лица. Совершенно не те ощущения
Представьте, если бы такую сцену срежиссировали от третьего лица. Совершенно не те ощущения

Способности и оружие

Шок – стандартная способность, в первую очередь станящая врагов электрозарядом. В целом ничего необычного.

Стужа понравилась больше всего. Даже на самом начальном уровне у нее довольно большой запас, которого достаточно, чтобы остановить нескольких противников за раз.

«Майор, вы свою работу выполнили» - мнение об Atomic Heart

Телекинез неплох, чтобы всех подбросить к подтолку и тоже задержать, но вот модификация на удар при падении то ли плохо работала, то ли еще что, но роботы (особенно Вовчики) часто приземлялись на ноги без каких-либо повреждений.

Полимерная струя интересна первые пару раз, потом в пылу сражений у тебя уже нет времени ее распылять на противников.

Также и полимерный щит, полезен может только на старте (я бы ему сделал больше прозрачности для лучшего обзора), но к середине игры ты уже настолько сильно перекачен с кучей хилок, что уже и он не нужен.

Благо в любой момент с помощью любвеобильной Элеоноры можно все откатить и попробовать что-то новое.

Оружия хоть и немного, но все оно разное, необычное, замечательно анимированное, а кассетники были отличной заменой почти всем способностям (очень сильно помогли в первой битве с Плющом).

Рельсотрон - самое мощное энергетическое оружие в игре и единственное, которое нельзя модернизировать
Рельсотрон - самое мощное энергетическое оружие в игре и единственное, которое нельзя модернизировать

Лично мне иногда не хватало ножа на быструю атаку (у Нечаева же он есть, чтобы сгущенку открывать), поскольку не раз были ситуации, когда вдруг резко патроны заканчивались, из-за чего тебе всегда надо было переключаться на оружие ближнего боя, тем самым сокращая расстояние для атаки противников.

И чертежи, да, очень спорное решение. Например, я долго не мог найти Калаш (многие его находят еще в комплексе Вавилов), но я похоже пропустил. Зато потом нашел сразу его и Паштет в каком-то обычном домике неподалеку.

Вместо заключения

Я бы мог еще рассказать об отличном фонк-саундтреке (пример ниже).

Не самом удобном инвентаре и очень медленной картой, «чеховскими» ружьями в сюжете, которые так и не выстрелили, ассоциациями с различными сказками, но все это детали, которые лично мне кажутся менее значимыми.

Я никогда не верил в историю, что игры не существует, но все-таки ожидал ее с большим скепсисом. И знаете, он не оправдался.

Atomic Heart далеко не шедевр с немалым количеством проблем, но и с таким же немалым количеством отличных моментов. Для первой игры Mundfish - это невероятная работа и успех. Интересное и необычное приключение, которое меня затянуло с головой на несколько вечеров, и самое главное, сумевшее удивить.

56
47 комментариев

Рельсотрон - самое мощное энергетическое оружие в игре и единственное, которое нельзя модернизироватьРельсотрон - единственное оружие в игре которое я не смог создать, потому что нейромодули зависают в воздухе. :)

10
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Можно конфиги поменять, чтобы рецепты нейромудули не требовали

Ответить

Судя по претензиям к персонажам, записки ты не читал, верно?

А ещё мне очень нравится, как в разных обзорах в качестве сильных абилок перчатки каждый выделяет разное. Наверное, это и есть баланс :)

6
Ответить

Читал, большинство из них это либо болтовня ни о чем, либо немножко лора
Есть, конечно, связки (например, письма в театре связаны с письмами в последней лаборатории), но я не особо увидел, чтобы там прямо раскрыли персонажей

1
Ответить

Я всю игру прошел считай с одним полимером, массовый телекинез использовал несколько раз всего , что бы отдышаться когда враги зажимали

Ответить

Мне интересна статистика, сколько игроков при прохождении выбирали концовку, где мы все-таки идем к Сеченову, потому что именно в этот момент игра тебя обхитрила.

Там буквально за одну локацию до выбора в терминалах разжевывается всё. Мне этот выбор высосанным из пальца и странным показался.

5
Ответить