Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Есть игры, что средние во всем: качество, геймплей, постановка... Они не плохие и не хорошие. Просто... средние. Но иногда, в таких вот проходных развлечениях на пару вечеров можно найти интересные и необычные вещи. И попытка перевернуть все с ног на голову, дав игроку почувствовать себя в шкуре орка и гоблина в противостоянии людям - одна из них.

Вступление

Каждый оценивает игры с вершины своей колокольни: одним нужна красивая картинка, другим - геймплей, а кто-то жить не может без интересной истории. Однако есть случаи, в коих главный критерий оценивания выступает соотношение “цена-качество”. Собственно, о подобной игре сегодня и пойдёт речь.

Of Orcs and Men - это совместный проект двух студий: Cyanide и Spiders, вышедший в октябре 2012 года. С Пауками наши подписчики уже знакомы по разбору Bound by Flame, она же Крещение огнём, но на момент выхода Орков в их портфолио были лишь участие в паре проектов “на подхвате”, небольшой квест и кривая игра “Феи: легенда Авалона”. У Цианид в этом плане дела обстояли лишь чуточку лучше: помощь другим студиям, головоломки, пошаговый футбол по Вархаммер и прочая мелочь.

Как-то так случилось: две команды игроделов встретились, подружились. Ниды поделились идеей сделать своё тёмное фэнтези про людей и зеленокожих, но перевернуть всё с ног на голову, превратив человечество в захватчиков-угнетателей, а гоблинов и прочих сделать героями. Моргнули павуки восемью глазами, согласились и начали разработку.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Надо сказать, трудились создатели, не покладая рук. Оптимизация, портирование на разные платформы, локализация и тестирование отнимали почти все ресурсы. Доходило до смешного, когда во время рекламной кампании материалов и кат-сцен было настолько мало, что маркетологам пришлось нарезать геймплей игры под разными ракурсами.

Собрав в кучу наработки под издательством Focus Home Interactive, на суд общественности они представили Of Orcs and Men. Вот только игрокам она не особо понравилась. До сих пор на форумах можно найти комментарии тех лет о надоедающей боёвке, клишированном сюжете, куче штампов и орках, которые, согласно ру-комьюнити, целыми днями сидят в ВК и читают “Пацанский Цитатник”, “Дневник Хача” и смотрят “Умные мемы”. Ауф.

Справедливости ради стоит сказать, что куча придирок имеют место, вот только с релиза прошло уже десяток лет, хороших игр с каждым годом выходит всё меньше, сюжет и персонажи тупеют невиданными ранее темпами, ну и геймплей многих одиночных проектов приближается к корейским ММО, китайским “мобилкам” и их адовому гринду.

А теперь вспомним, что в начале обзора фигурировало соотношение “цена-качество”. “Орки и Люди” стоит в Steam со скидкой пятьдесят рублей, и за эти деньги игрок получает восьмичасовое линейное приключение с ненапряжным геймплеем, юмором и отсылками. Если проходить на лёгкой сложности, можно сопоставить с фильмами средней руки.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Попробовав вспомнить подобные проекты, вышедшие недавно и не имеющие открытого мира с тысячей и одним аванпостом, на ум приходит разве что A Plague Tale, Doom: Eternal и The Last of Us Part II, но это выборка за четыре года, и каждая из этих игр стоит дороже тысячи рублей, требуя консоль или суперкомпьютер для запуска.

На их фоне Of Orcs and Men просит жалкие крохи и достойна хотя бы одного прохождения. Однако, объективности ради, давайте ближе рассмотрим сегодняшнего гостя и проведем более точный анализ, по старой доброй традиции начав с сюжета. И не забываем: СПОЙЛЕРЫ, которые кончаются в блоке "Геймплей".

Сюжет

История начинается пояснением местных реалий. Жили-были классические средневековые люди, но однажды они объединились в огромную Империю с единой религией и централизованной властью в лице императора.

Практически сразу встал вопрос расширения границ, ресурсного голода и рабочей силы. К счастью, на далеком юге в состоянии первобытно-общинного строя жили зверорасы, кои текущий правитель Дамокл решил поработить.

И жили бы там фурри и прочие небинарные олени, всё бы у людей вышло, но южанами оказались огромные орки, по два метра каждый. Эти существа были прирожденными воинами, которые смогли отбиться и загнать выскочек назад в их земли. Но захватчики не сдавались, ведь на границе заблаговременно была выстроена стена, что позволяло подготовиться к новой военной кампании.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Император начал искать союзников в Изерии и пожелал склонить на свою сторону эльфов и гномов. Для чего созвал послов на остров Скорби, защищенном древней магией и орденом боевых монашек.

В таком жестоком тёмнофентезийном мире проживает наш протагонист - орк Аркаил. Игрок застает этого яростного берсерка в составе элитного отряда “Кровопийцы”, которые разбили лагерь на границе людских владений. На этом месте они ожидали шпионов из рода людей и те пришли, принеся на хвосте один из патрулей. Благо трое стражников были быстро ликвидированы.

Однако агенты принесли дурные вести об уже упомянутом острове Скорби и весьма вероятном союзе с эльфами и гномами. Но нет худа без добра: один из влиятельных дворян предложил провести нескольких ассасинов для покушения на Дамокла, после чего начнётся грызня за власть и о землях юга не будет идти речи.

Именно отряду нашего подопечного предстоит осуществить дерзкий план. Командир позовёт в шатёр лучших и выдаст каждому особую миссию.

Альтер-эгу игрока предстоит добраться до Стены, встретить проводника, миновать охрану и присоединиться к каравану, идущему до Ямы. Последняя представляет собой этакую шахту-колонию-резервацию, где пленные орки вынуждены до конца дней добывать камень и прочие ресурсы. Там же инквизиция держит архимага - Аркинси: Повелительницу Приливов. Сопротивление посодействует её освобождению, после чего она поможет прибыть на остров Скорби, где берсерк прикончит венценосную особу.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Собрав всё необходимое и наточив клинок, Аркаил отправился на встречу приключениям. А они ждать не заставят и предстанут в виде гоблина-плута по имени Стикс. Именно это существо наняли сопровождать героя. Немного поприперавшись, оба персонажа соглашаются на временный союз.

К сожалению, гладко бывает только на бумаге. В городе бушует инквизиция, устраивая публичные казни и ущемляя народ. Один из патрулей устраивает сцену, а орк-предатель узнаёт клеймо Аркаила, что приводит к бойне и смене планов. Теперь, вместо пути к каравану напарники вынуждены искать укрытие.

Такое предоставит отряд наёмников “Чернорукие”. Им не особо нравились порядки в империи, да и среди них есть кузнец и боец орочьей крови. Поэтому договорится с лидером по кличке Обезьяна труда не составило. На следующее утро протагонисты решают найти Саркиса. Он каким-то образом умудрился подчинить орду диких гоблинов и взялся крышевать канализацию, а, следовательно, легко выведет зелёный двухметровый шкаф на встречу с караваном.

Тут стоит пояснить небольшой кусочек лора. В мире Of Orcs and Men Стикс - единственный разумный представитель своей расы. Остальные ведут себя согласно инстинктам: вырываются из-под земли, едят что попало, куда-то идут и кошмарят население. Ну, и насилуют женщин. Но это не точно. Логично, что подчинить подобную силу трудно.

На улице персонажи видят кучу плакатов о вознаграждении за свои головы. Многие нищие попытаются получить её, однако что может сделать кучка обездоленных против ярости берсерка? Уже спустя пару часов удается приблизится к цели. И самое время, ведь дом Саркиса осадила инквизиция, устроившая на крыльце массовое распятие и сжигание зеленокожих. Если бы не наша парочка, к “святому огню” принудили бы и хозяина.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

События не прошли бесследно. Множество гоблинов, коих он считал своими детьми были убиты, так что в качестве платы за проход по каналам требует сжечь казармы с послушниками Великого Инквизитора. Для чего выделяет проводника по кличке Ворон, который проводит отряд до места, не привлекая внимания.

Кое-как подобравшись к объекту, Стикс и Аркаил, хохоча, сжигают здание, предварительно накрепко закрыв двери, но тут подоспел и сам Великий Инквизитор, парализовал героев магией и побежал спасать учеников. На счастье, зеленокожие вырываются, раскидывают стражников, после чего появляется Ворон, помогает сбежать, ну а горе-спасатель получает ожог лица и бездыханные тела последователей.

К утру поджигатели возвращаются в убежище “Черноруких”, где узнают последние новости: инквизиция рвёт и мечет, награды за их головы увеличили в несколько раз, но хоть Саркис доволен и послал проводника. К слову, им оказался тот же мужик, что вывел их с предыдущего задания.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Только команда отошла достаточно далеко от лагеря, как Ворон, хохоча, оставляет их в засаде инквизиции.

Герои чудом спасаются, прыгнув в старые катакомбы, где обитает множество тварей. Спустя некоторое время они встречают сумасшедшего орка-шамана, организовавшего службу боли и страданиям, чтобы, по его мнению, вернуть диким гоблинам покой. Ну а Аркаил слышит мертвых и его страдания очень помогут, как и его собрат “Кровопийца”.

Протагонисты посылают безумца в пешее эротическое и сбегают на поверхность. Уже в убежище Ворон пытается склонить Обезьяну к сотрудничеству, но тот, услышав о предательстве, быстро ощипывает птичку, давая игроку выбор: идти спасать товарища из канализации или врываться с ноги к Саркису.

Но не бойтесь, что бы вы не выбрали игра всё равно покажет и трогательное прощание с замученным орком и скармливание гоблинофила его же “детям”. Последний ракашей резал их заживо, за счёт чего и накопил о них такой объём знаний.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Закончив все дела, зелёный дуэт прощается с “Чернорукими” и, наконец-то, находит караван. Аркаил залезает в клетку, а гоблин делает вид, будто продал его как раба. За это великан на него сердится и бузит всю дорогу до Ямы, а плут уходит в закат.

Условный второй акт начинается в тюрьме с голой жопой. Протагониста ведут на распределение, после чего на арену из-за татуировки и совета орка-раба. Благодаря боевым навыкам, ярости и вовремя подоспевшему Стиксу, герой не только выживает, но и побеждает, становясь местным авторитетом.

В этой же тюрьме сидит отец Аркаила, он же глава бунтовщиков и помощник распределителя, отправившего его на арену. Это он помог Стиксу попасть на бой, укрывал многих подпадающих под репрессии, а сына бросил много лет назад из-за сделки: “Вождь в обмен на племя и семью”. Герой естественно повыеживается, рассказывая о чести и прочем, но в итоге простит родича.

Наконец протагонисты встречают Сопротивление и начинают подготовку к освобождению архимага Аркинси. Ликвидация надсмотрщиков, помощь с оружием и ресурсами, утихомиривание бунтов, вспыхнувших не там где надо. Так шаг за шагом дуэт будет продвигаться к цели, но главное не это, а раскрытие предыстории зелёного великана и появление личности в чёрном балахоне.

Последнего зовут Баримин. Он является инициатором покушения на императора и его “правой рукой”. А ещё моему соавтору напомнил Палпатина из Звёздных войн. Но это все лирика, пора перейти к подготовке атаки на крепость инквизиторов. Нам позволят назначить соратников на роли командиров, что повлияет всего лишь на пару фраз, а игра будет упорно делать вид, будто бой был трудным и мало кто выжил.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Однако вернёмся к сюжету. Дуэт находит магичку в самой тёмной и сырой камере в компании пыточных дел мастеров. Победив пленителей, наконец-то видим саму магессу в очень плохом состоянии. Пытки разбили её разум, и дух покидает тело. Остатком сил сокамерник стабилизировал её состояние и отправил нас в крепость чародеев. Оставляя позади погибающих товарищей, Аркаил и Стикс, погрузив Аркинси, сбежали из Ямы через тайный ход и направились к единственным, кто может помочь девушке - к магам, на этой ноте начинается третий акт.

Протагонисты прибывают в горный храм, где живут чародеи практикующие единение с природой, телекинез, управление разумом и одевающиеся в кимоно. Жаль световые мечи им не завезли для полного комплекта. Зато всё остальное на месте, включая диалоги о силе… просите, магии.

Тут же начинается лечение магички, а зелёные могут передохнуть или проверить имперского офицера, ошивающегося здесь. Не смотря на свой выбор, на храм будут готовить атаку солдаты и инквизиторы, но до этого героям предстоит выполнить самый интересный квест в игре - проникнуть в воспоминания спасенной девушки и заставить её принять реальность.

Стоит только зелёным сомкнуть очи, как они попадают в некое туманное измерение, сотканное из кусков реальности. Двигаясь вперёд, Стикс начинает нервничать, ведь это ЕГО воспоминания. Трущобы, дикие гоблины и собственная тень гнетут персонажа. К счастью, разум Аркинси оказался рядом, помогая не потерять себя, а Аркаил защитил от наваждений.

Наконец, призрак решает поведать о своей связи с нашим плутом. Как выяснилось, Стикс не похож на диких собратьев потому, что он самый первый представитель этой расы. Когда-то давным давно он был орком-шаманом. Пожелав силы, тот использовал таинственный “янтарь”, что обратил его в “это”.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Тут перед игроком встаёт выбор: ракаш примет своё прошлое, получив магические силы тени или отвергнет, став ещё ловчее и смертоноснее. Не важно, какая стезя выбрана, видение начнёт развееваться, вынуждая двигаться дальше.

Спрыгнув в неизвестность, трио попадает в воспоминания Аркаила, а точнее, в день, когда он поддался сильнейшему в жизни порыву ярости. В Портовой бухте орк вошёл в раж, истребив не только врагов, но и союзников. Среди огня, баррикад и костей ведет бой Воплощение Ярости. Зелёный великан тут же решает убить его, но магичка против: “Помоги ему, усмири свою ярость и станешь мастером. Убей его - сделаешь сильнее”. Выбором пути завершается очередное видение, перенося путников в самый конец.

Вновь застенки инквизиции, но такие, какими они запомнились Аркинси - всё в огне и лишь злобные лица палачей освещались им. Израненная девушка стояла в центре этого кошмара, отказываясь принять реальность. Толкнув её в камеру, заставляем все же это сделать, и идем дальше, на чём ритуал заканчивается. Все его участники возвращаются в материальный мир.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

А в храме жопа - инквизиция таки напала, а император объявил всех волшебников врагами народа. Практически все уже эвакуировались, остался только мастер Саранти и его помощник - кузнец.

Резко подорвавшись с места, герои отправляются наутек, а за ними следом с обгоревшим ликом, медленно, круша врагов телекинезом ступает Дарт… в смысле Инквизитор Изувер.

Компания преодолевает преграду за преградой, однако у горного моста злодей таки настигает их. Завязывается дуэль волшебников между настоятелем и фанатиком. Её итогом становится побег через мост с последующим уничтожением конструкции, в ходе которого глава чародеев жертвует собой ради остальных.

Добравшись до берега, герои находят лодку и оставшегося в живых ученика. Маги шокированы произошедшим, ведь они все теперь вне закона, но с заданием всё же решают помочь. Прибытием на магический остров и начинается последний, четвертый, акт.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Действо прямо-таки срывается с места в карьер: орден боевых монашек охраняет подход к храму, в коем проводит переговоры император. Двое зеленокожих пробивается туда, разделившись на входе. Стикс по верхотуре следит за выполнением операции, а Аркаил - пробивается напрямую в покои венценосной особы. Зелёный великан, рыча, подбегает к трону и одним ударом убивает Дамокла.

Как только корона полетела с головы, в комнату врываются инквизиторы и лорд Баримин с улыбкой до ушей и фразой: “Я люблю демократию”... Ой, не отсюда. С фразой: “Молодец Аркаил, ты действовал точно по моему плану”. Этот человек руководит инквизицией, был правой рукой императора, а теперь стал регентом всей империи. Маги, ранее любимые народом, теперь замазаны в цареубийстве. Послы гномов и эльфов готовы заключить военный союз с людьми. Что же касается нашего орка, то его публично казнят. Рассказав свой план, интриган уходит утрясти формальности, оставив героя в телекинетических кандалах.

На помощь приходит затаившийся в тенях Стикс. Он освобождает друга, и вместе они отправляются на берег, где их ожидают чародеи. Последние, услышав краткий пересказ событий, прифигели, однако, не желая сдаваться, родили план: вломиться в логово обманщика, промыть мозги оркам в Яме и закончить огромным взрывом.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Так и решили, Аркинси собрала остатки своего ордена и пошла к зеленокожим рабам, а наш дуэт, не пойми как, проник в цитадель антагониста. Довольно быстро удалось найти что-то похожее на бомбу и поджечь фитиль, после чего, за каким-то раком, парочка решает пойти и лично настучать Баримину.

Его находим достаточно быстро. Этот козёл восседает на троне в огромном зале, а, завидев наш дуэт, приказывает стражникам убить их. В какой-то момент к битве присоединяются обезумевшие орки-берсерки, вот только и не таких уделывали, поэтому злодей оказывается висящим над пропастью в руке зелёного великана. Он, естественно, пытается угрожать и заговаривать зубы, однако шансов сделать это нет. Ещё и Изувер присоединился с фразами: “Мне твоя судьба безразлична” и “в тебе уже нет веры и чести”. И это прямо таки поразительно. Самый фанатичный и озлобленный персонаж с мотивацией убить любыми методами на деле соблюдает какой-никакой кодекс чести. Бред.

Не успел Баримин как следует шибануться об землю, а компания уже выхватывала оружия готовясь порешить друг друга, вот только тут же прогремел взрыв, и башню охватило пламя. Остановило ли это драчунов? Конечно же… нет. Аркаил и Стикс сражались с полной самоотдачей, превратив и без того обгоревшее лицо противника в кровавое месиво.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Побегом из башни заканчивается самоубийственная авантюра, опосля чего в виде слайдов происходит разбор полетов. Армии людей, эльфов и гномов объединились против зеленокожих. Остатки волшебников примкнули к оркам, дабы их не перебили инквизиторы. Что же касается Империи, то она получила неплохой пинок.

История протагонистов тоже намекает на продолжение, которого не случилось. Аркаил мог подавить ярость и вернутся к семье или стать ещё более злобным берсерком, но всё же попытаться начать жизнь сначала, а Стикс остался рядом с ним, как друг и советчик, чем история и кончается.

Хорошая идея, но денег не дали

Перейдем к анализу сюжета. Он неплох, хоть и полнится клише и штампами всех мастей. Лор мира неплохо прописан, есть задел на сиквел и дальнейшее развитие, коего в рамках совместного приключения Аркаила и Стикса ждать не приходится, хотя и существует дилогия приквелов о создании первых гоблинов и янтаре, но об этом в другой раз.

Главным минусом истории является отсутствие масштаба. При этом всякие мелочи в наличии, что явно демонстрирует, насколько у проекта был скромный бюджет. Банальный пример - стена из начала игры. Нет ни одного пролета камеры или сопоставления размера персонажей. Да, мы путешествуем внутри неё, видим трущобы, но игрок не осознаёт величественности сооружения. Также с Ямой, в которой по лору, трудятся тысячи рабов, но мы даже сотни не увидим. Но зато нищие, пугающиеся внешнего вида воина, и увеличение награды на листовках у нас есть.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Персонажи проработаны неплохо, у них есть внутренний конфликт, а диалоги могут повеселить. Орк “Кровопийца” всегда серьёзен, носится с речами о чести и долге, но при этом не способен контролировать гнев, из-за чего вынужден был уйти в изгнание. Постепенно он “стачивается” под влиянием обстоятельств, прощает отца и меняет своё мировосприятие. Так же и гоблин плут: желчный, злобный, без капли уважения к чему-либо. “Это святой источник для орков? Давай я туда нассу!“ или возле входа к коменданту “Мы кто такие? Да я твой отец, я твою мамку @#@#!”. Однако со временем он становится более сдержанным и с пониманием начинает относится к происходящему, а под финал становится самым лучшим другам, хоть и саркастичным, но всё же.

Второстепенные герои пытаются рассказывать какие-то истории или делится переживаниями, но получается так себе. Запоминается только Обезьяна с мечтой о собственном корабле, да начальник шахты, являющийся зеленокожим по крови, но пытающийся во всём подражать людям.

Однако портит все выше перечисленное графика и анимация, в особенности лицевая. Словами не описать, какая это боль… В то время как орки сделаны более-менее нормально, люди постоянно закусывают губы или строят бровки домиком. О физике тканей и движениях в кат-сценах даже заикаться не хочется. Сравнить можно, разве что, со вторыми Рыцарями Старой Республики.

Геймплей

Геймплейно Of Orcs and Men многое позаимствовал у KOTOR’a. Герои управляются не непосредственно, а определенными командами, получая которые, становятся перед врагом и начинают их исполнять. У каждого свой список умений и, поначалу, две полноценные стойки, а после посещения мира воспоминаний прирастает третья, в зависимости от выбора игрока.

У Аркаила всё просто: атака с кучей разных ударов или защита с оглушением и провокацией, а также частичной регенерацией. У него нет маны, но есть полоска ярости, по заполнению коей игрок теряет над ним контроль, но зато урон по врагам и живучесть возрастают в разы, а ещё может союзника замочить. После окончания на несколько секунд накладывает ступор. Благо после боя все эффекты разом спадают, а индикатор опускается до нуля. Дополнительно на выбор путь мастера и берсерк. Оба интересны: первый открытием дополнительных путей использования гнева, а второй - усиливает боевое безумие и позволяет его прокачать.

Of Orcs and Men: Фэнтези глазами орка

Стикс - это гибрид поддержки и хитобоя, вот только он своим примером в очередной раз доказал тезис: “Лучше быть лучшим в чём-то одном, чем уметь всё и сразу”. Может рубить врагов кинжалами, попутно станя, ломая броню или отравляя, а может кидать ножи и бомбы с аналогичным эффектом. Варит зелья, восстанавливающие здоровье зелёного великана. В наличии полоска энергии, используемая для применения способностей. Варианты развития: ассасин или теневой гоблин. Первый - это просто мастер ножа с усиленной версией соответствующей ветки, а теневик превращает его в полноценного мага, вампирящего здоровье из врага и пользующегося фиолетовым огнём.

Помимо прочего, ему доступен простенький стелс. По своей сути, это ликвидация одиночек или самого опасного NPC из толпы. Кто-то говорил, что это имба, позволяющая усмирять целые армии, но мы подобного не замечали. А то, что все поголовно слепоглухонемые, на деле не так уж и плохо.

Итог

Of Orcs and Men - это, естественно, не игра уровня ААА, а скорее типичный представитель B-сегмента. Кто бы сомневался. Идея и сюжет вполне себе интересны, хотя многое капец как не дожато. Есть торговля со своей изюминкой в виде натурального обмена, так что купить и улучшить всё снаряжение не выйдет. Прокачка влияет крайне посредственно и убери её - ничего бы не изменилось.

Будем ли мы рекомендовать её всем и каждому? Вряд ли, однако из соотношения цены-качества-продолжительности она явно в выигрышном положении.

А на этом у нас все. Подписывайтесь и ставьте лайки, ведь это способствует продвижению ютуб-канала и блога на ДТФ и мотивации автора делать если не больше, то хотя бы лучше. И помните, не бойтесь заглядывать в прошлое, ибо там ковалось настоящее. Мульта Паукис.

3131
4 комментария

При всех ее минусах это моя любимая игра, которую даже перепроходил пару раз. Мне прям нравится ощущение от управления орком, нравится смотреть как развиваются отношения гг ну и тд и тп. Минусов там куча, но прям люблю

1

Помнится пробовал в неё играть, но чёт боёвка вообще не зацепила и дропнул в самом начале. Надо бы пожалуй второй шанс дать. А ещё про Стикса спин-оффы были. Первую часть на одном дыхании пробежал, неплохая вещь.

есть только ма-а-а-аленькая проблемка в этой рекомендации. Даже две: первая - я живу далековато от Москвы. И вторая - у меня нет лишних денег на то, что мне не критично. Ты серьезно хочешь идеальной дикции от человека, у которого на канале меньше 200 человек? И когда в ютюбе много блогеров с проблемами в оной, имея вполне себе приличное количество подписоты?