Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

Без лишнего ора разбираемся на сколько действительно правдоподобны главные герои Assassin's Creed Red.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

Сейчас у компании Ubisoft в разработке находится как минимум три крупных проекта по серии Assassin's Creed. А неофициально и вовсе около дюжины. И пока про Mirage подозрительно долго нет вестей, появляются новые сведенья о других проектах. В частности, стал известно о главных героях Assassin’s Creed Codename Red - следующей большой игры серии, действие которой развернется в феодальной Японии.

Команда, создавшая Assassin's Creed: Odessey, Ubisoft Quebec, сейчас работает над Red, и, по слухам, большой упор в новой игре будет сделан на стелс. Недавно, инсайдер Том Хендерсон поделился тем, что в новой игре будет два главных героя. Это не удивительно, учитывая, что последние крупные проекты серии имели выбор из двух протагонистов. Удивительно то, кем именно будут эти персонажи. Источники Хендерсона утверждают, что в Red будет выбор между самураем и ниндзя. Причем, самураем станет женщина, а синоби - африканский беженец, вставший на путь Кредо.

Я не знаю откуда упал и как сильно стукнулся головой человек, отвечающий за это решение в Ubisoft Quebec, но такая новость меня неприятно поразила и побудила подробнее рассмотреть возможность существования таких героев в реальной феодальной Японии.

Сразу скажу, что это вовсе не научная работа и я могу в чем-то ошибаться. Статья основана на моих собственных познаниях, как увлеченного Японией с детства жителя Дальнего Востока и отпрыска двух историков. А также на статьях Русской/Английской/Японской Википедии, и, возможно, каких-то кусках лекций Сергея Поликарпова о самурайском мече и Федора Кубасова о ниндзя на формах Ученые против мифов. С нимикатегорически рекомендую ознакомиться. Также, есть видео версия текста.

Девушка-самурай

Начнем с женщины-самурая. Кажется, именно ее мы и видели в анонсирующем трейлере игры. Действительно, существует такой термин, как "онна-бугэйся", которым принято обозначать девушку-самурая. Но современные исследователи склонны считать такого рода героинь вовсе не существовавшими или очень сильно мифологизированными.

Безусловно, всегда будет нечто привлекательное в образе девушки с катаной.
Безусловно, всегда будет нечто привлекательное в образе девушки с катаной.

Дело в том, что Япония была и во многом остается очень патриархальной странной, где обычаи имеют высокую цену. По традиции представительнице прекрасного пола полагалось быть очаровательно-беспомощной (вспоминайте гейш), женственной и грациозной. Владение оружием никак не вписывалось в такую парадигму.

Дочь подчинялась отцу, женщина — мужу, а если тот погибал, то главой семейства становился старший сын. В японской семье жена вставала рано утром и занималась хозяйством до поздней ночи. Она следила за домом, когда самурай отправлялся в очередной поход. Если девочке разрешали обучаться боевым искусствам, это было большим исключением из правил, но все же такие случаи были.

Гейша - эффектный символ кроткой красоты. 
Гейша - эффектный символ кроткой красоты. 

Все же, если вы живите во времена постоянной междоусобицы, то тут любые руки пригодятся. Когда самурай ходил в баню и даже в собственном доме ложился спать, всегда его спутником была небольшая катана, чтобы в случае чего защититься от убийц. Поэтому иногда женщин подвергали таким же суровым тренировкам как и мужчин, ведь было бы неплохо к ножичку еще иметь и жену, которая не будет роптать в случае опасности, а сможет помочь во время внезапного нападения.

Кадр из аниме «Ясукэ» от Netflix 
Кадр из аниме «Ясукэ» от Netflix 

То, что некоторые женщины владели оружием в феодальной Японии – это правда и естественное явление для такого буйного периода. Но нельзя говорить о том, что онна-бугэйся постоянно принимали участие в войнах вместе с самураями, да и их навыки скорее служили для защиты семьи, чем для участия в битвах.

Так, например, чаще всего они владели нагинатой, лезвие с длинной рукоятью (не путать с копьем), которая пряталась над дверь, чтобы хозяйка дома могла быстро дать отпор незваным гостям. Также они могли стрелять из лука или орудывать лезвием на цепи. Такой выбор оружия, по моему предположению, помогал избежать прямого клинкового столкновения с более физически сильным противником, а также как можно меньше подвергать себя опасности в сражении, оставаясь на расстояние и не подпуская врага слишком близко.

Дама как раз с той самой нагинатой. 
Дама как раз с той самой нагинатой. 

Также как и мужей различные виды короткого клинкового оружия женщинами прятались в одежде в целях самообороны. Но на вряд ли даже легко вооруженная дама могла бы спокойно ходить по округе не взывая вопрос. Да и сам термин "онна-бугэйся" не обозначает женщин-самураев, ведь "самураями" могли называться только мужчины. В буквальном переводе "онна" – это женщина, а "бугэйся" – это человек боевых искусств. То есть буквально женщина, владеющая оружием.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

Бывали случае, когда дама из того или иного клана могла руководить обороной крепости или отрядом воинов, но это скорее из-за родовой принадлежности и высокой ценности семейных связей. Но командовать, это все же не то же самое, что физически участвовать в сражении. Так что как таковых женщин самураев скорее всего не существовало. С женщинами ниндзя, они же куноити, несколько иная ситуация. Но об этом чуть позже.

Ниндзя не носили черное

Итак, мы разобрались, что в прямом смысле женщина самурай, с мечом и доспехах, существовать не могла и военных столкновения не принимала участия. Но владеть боевыми искусствами японской девушке вполне было не зазорно и даже почетно. Как же дела обстоят с черным ниндзя?

А вот тут совсем без шансов. В теории, темнокожий африканец мог бы стать наемным убийцей, и, даже если бы (с большим если бы) такого гайдзина приняли японцы за своего, и он попал бы в один из кланов синоби, то эффективность такого кадра в ремесле была бы под большущим вопросом.

В действительности синоби предпочитали оттенки синего, серого, красного, желтого. Черный цвет пошел из театральных постановок, где обозначал невидимость и помогал актерам сливаться с таким же черным "одеянием" сцены.    
В действительности синоби предпочитали оттенки синего, серого, красного, желтого. Черный цвет пошел из театральных постановок, где обозначал невидимость и помогал актерам сливаться с таким же черным "одеянием" сцены.    

В отличие от своих собратьев из массовой культуры, которые используют дымовые шашки и ходят в черном кимоно, часто реальные ниндзя скорее прибегали к социальному стелсу. Например, переодевшись в обычного крестьянина или дровосека, они могли проникнуть в к крепость или смешаться с толпой. А потом уличив подходящий момент могли рубануть жертву тем же топором или заколоть ножом.

Как ни странно, но черепашки-ниндзя оказались довольно каноничными ниндзя. Одеваются согласно последней моде бусидо. 
Как ни странно, но черепашки-ниндзя оказались довольно каноничными ниндзя. Одеваются согласно последней моде бусидо. 

По мнению историка-япониста Алексея Горбылёва, скорее всего ниндзя даже не были хорошими рукопашниками, так как занятие единоборствами предполагали специфическое телосложение и непременно сказывались бы на внешности, а значит подвергали бы раскрытию и демаскировали шпиона диверсанта. Ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

Такая тактика, как вы понимаете, отлично подходит для ассасин с его скрытым клинком, но никак для черного парня, который среди японцев выглядел бы белой вороной. Уж никак не орлом. К тому же, такая экзотическая внешность убийцы стала бы сразу визитной карточкой для всего клана синоби, что не есть хорошо. Ведь будь у убийства свидетели или увидь, кто черного ошивавшегося поблизости после или до убийства, то это тут же вызвало бы подозрения. Вскоре, стало бы быстро понятно, к какому клану принадлежит этот наемник, а это значит, что на пороге быстро оказались бы родственники убитого, жаждущие расплаты.

Традиции мести в Японии были не менее развиты, чем самурайские. А если вы перешли дорогу какому-то особо знатному сёгуну, то считайте клана уже нет. Так что ниндзя, в чьем деле главное скрытность, не могли себе позволить роскошь иметь столь экзотического бойца в своих рядах.

А может афросамурай и женщина-ниндзя?

По итогу мы имеем двух персонажей один из которых с большой натяжкой мог бы существовать, а другой звучит довольно сказочно. И тут даже трудно сказать, что было бы большей проблемой в существовании такого героя – что он иностранец или имеет совсем иной от японцев цвет кожи. В принципе, проблему можно было частично решить, поменяв амплуа героев местами.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

В истории есть прецедент, когда существовал "афросамурай". Ясукэ был слугой приехавшего в Японию итальянца. Естественно, появление темнокожего взывало большой интерес у местных жителей и вскоре им заинтересовался легендарный Ода Нобунага. Но даже тот не поверил, что такой существует и заставил Ясукэ раздеться до гола и хорошенько вымыться, потому что думал, что тот полностью покрыт чернилами. Впрочем, Ода нашел иноземца хорошо сложным и с хорошим нравом. Поэтому часто беседовал с Ясукэ, который пошел в служения к Нобунаги, став единственным иностранцем в рядах дайме. Он даже имел им свой церемониальный клинок.

Правда полноценным самураем его все же назвать можно только с большим допущением, о чем говорит тот факт, что после смерти Нобунаги и поражения при осаде его крепости, попавшего в плен Ясукэ даже отказались убивать. Победившая сторона считала, что он не человек, а зверь, по сему не достоин смерти. Иностранца сослали в монастырь, о дальнейшей судьбе Ясуке нам неизвестно.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

Конечно, это захватывающая история, Голливуд давно уже пускает слюни на приключения Ясуке. Опять же, в виду высокой традиционности и клановости феодальной Японии, называть его полноценным самураем было бы неверно, потому что в принципе иностранец, гайдзин, на вряд ли мог претендовать на такой статус. Но с допущениями Assassin's Creed Red могла бы разыграть такой сценарий.

А вот роль синоби как раз была бы уместнее для японки. Считается, что куноити, так принято называть женщин-ниндзя, были обучены иначе, чем синоби. Основной упор они делали на знания ядов, скрытность и женское обаяние. Куноити могли выдавать себя за гейшу, артистку или куртизанку, чтобы как можно ближе подобраться к цели. Занимаясь сбором сведений, они могли маскироваться и под обычную крестьянку или рабыню, практически не вступая в открытое столкновение.

Типичная куноити из игр. 
Типичная куноити из игр. 

Существование женщин-ниндзя подвергается большим сомнения с точки зрения науки, и мнение разниться в зависимости от исследователя даже в самой Японии. Нет никаких достоверных свидетельств существования куноити, а сам термин вошел в обиход только в 20 веке. Впрочем, тем больший простор для разработчиков из Ubisoft.

Ассасины в играх охотно используют яды и мимикрируют с толпой. Даже механика с переодеванием уже встречалась. В Assassin's Creed Liberation, где главная героиня Эвелин, могла менять боевую экипировку на наряд знатной леди или рабыни. От одежки зависели ее уровень розыска, боевые способности и мобильность в передвижении. Эта механика отлично ложиться на ассассинку-куноити, которая могла бы использовать образ гейши или крестьянки в зависимости от задачи. В играх редко именно сама одежда играет важную роль в геймплее, так что подобная механика могла бы стать отличным оригинальным дополнением к большой игре серии, тем более, если углубить ее и дополнить новыми фишками.

Женщина-самурай и афрониндзя с точки зрения реальной истории

И хотя разработчики Assassin's Creed Red сконцентрированы на стелсе, но судя по информации того же Хендерсона, нас ждут такие гениальные наводнения, как прятки в кустах и возможность тушить свет. Первое тем более забавно, с учетом того, что все эти японские искусственные сады с парой валунов и ручейком, а также тонкие бумажные стены в зданиях – как раз одно из следствий боязни тайных убийц. Да в конце концов, они с клинками спали и мылись! Так что куда Ubisoft Quebec собирается пихать эти свои кусты - решительно непонятно. Хотя инсайдеры также упоминают, что разработчики вдохновлялись сериями Hitman и Splinter Cell. Так что поглядим.

Но вот амплуа главных героев пока никто не опровергал: женщина-самурай и афро синоби – у меня вызывают глобальное недоумение и подозрения в компетентности принимающих решения лиц. Потому что банальная смена ролей уже решила бы часть вопросов. Да и такой ход кажется попросту неуважительным к той культуре, которую собираются показать в игре. И если женщина самурай еще куда ни шло, то вот темнокожий ниндзя выглядит мягко говоря спорным решением.

В каком-то роде у нас уже есть клевый Assassin's Creed про Японию. Как ни парадоксально, но выпустила его не Ubisoft.  
В каком-то роде у нас уже есть клевый Assassin's Creed про Японию. Как ни парадоксально, но выпустила его не Ubisoft.  

Вы, черт возьми, делаете игру про японцев, про культуры феодальной Японии! И логично, что игроки должны окунуться в культуру Японии с точки зрения носителя этой культуры, а не приезжего иностранца. Тем более, что так всегда было в серии: в Италии мы играли за Итальянца, во Франции за Француза, а в Колониальной Америке за индейского метиса. Наверное, в качестве дополнения или аддона это мог бы быть интересный взгляд. Но это явно плохо для одного из главных героев первой игры в таком долгожданном фанатами сеттинге, как средневековая Япония.

Извините, за мои возмущения в конце, но, правда, мне трудно как-то оправдать подобное решение. Хотя, если так задуматься, то Ubisoft Quebec исконно не ищет "легких путей" с темой ниндзя. Именно эта студия разработала одну из немногих игр про черепах мутантов (TMNT 2007), которая не имела никакого кооператива, а была полностью одиночной. И хотя игра была неплохая, но все же разлучать братьев черепах кажется странным решением. Возможно, и с Assassin's Creed Red будет что-то похожее - мы получим плохой проект про ниндзя, но все же хорошую игру. Поживем — увидим... Или нет. Эй, Ubisoft, а где там ремейк Принца?

5.3K5.3K показов
3.3K3.3K открытий
44 репоста
51 комментарий

Не ищи смысла в современном мире, с современными тенденциями.. Абсурд правит миром! Ведь главное никого не обидеть...

Ответить

Хз, тебя же обидели

Ответить

Юбисофт просто похуй, они напихают цветных и прочих женщин куда могут. Их не остановили афровикинги, не остановят негро-синоби.
тут ты либо принимаешь, либо нет.

Ответить

Отмазка про "баг анимуса" что ли уже не работает?

Ответить

На лицо?

Ответить

Нужны игры в Японском сеттинге периода Камакуры, войны северной и южной династий или периода предшествующего Хэйан.

Сэнгоку и Эдо слишком сильно доминирует.

Ответить

Не поймите неправильно, но историчность в Ассасинах потерялась ещё до Origins, так что как персонажей ни крась, не содомизируй - в лучшем случае выйдет что-то вроде Nioh или Sekiro, а в худшем - цирк с конями, в духе Sengoku Basara

Ответить