Аналитика всех оценок журнала "Игромания" от основания до закрытия

Доброго времени суток.

Не раз и не два в комментариях на сайте (да и не только на этом) мелькала юмористическая картинка об оценках игрожуров "тогда" и "сейчас". Картинка действительно забавная, и частично правдивая.

Вот эта картинка
Вот эта картинка

Но я решил всё проверить и убедиться (или опровергнуть) максимально хардкорным способом.

Что было сделано

Мною были просмотрены абсолютно все номера «Игромании», начиная с 1998, заканчивая 2018м годом. Любая игра, получившая какую-либо оценку, заносилась в базу, вместе с оценкой и журналом, в котором эта оценка была поставлена.

Мимо меня не прошла ни одна из сотен абсолютно одинаковых экономических стратегий; шутеров про Вторую Мировую и Вьетнам; немецких симуляторов эвакуатора и шведских симуляторов бобслея. По трудозатратам всё это безобразие заняло примерно неделю реального времени.

Почему именно Игромания, а не какая-нибудь Страна Игр или Навигатор? Пожалуй, тут сыграла роль ностальгия — активно читал её в середине-конце нулевых.

Обложка первого номера журнала
Обложка первого номера журнала

Дисклеймер: чисто технически журнал начал выходить с сентября 1997 года, но в первом номере оценок вообще не было, а во втором и третьем они ставились по пятибальной шкале. По этой же причине сюда не попали два последних выпуска журнала, когда принцип оценки поменялся на «Рекомендую / не рекомендую».

Олды сразу скажут: "Но ведь первые 2 года в журнале были исключительно руководства и прохождения, какие обзоры?". Да, это так, но оценки играм, тем не менее ставили (хотя и не без аномалий в этот период, о чём ниже).

Составив табличку в Excel, я перенёс все данные уже в Postgres, с которым работать в разы удобней.

Ну, давайте приступим. Включаем магию SQL.

Некоторые абсолютные критерии

Высшую оценку (10 из 10) за всё время существования журнала получили 36 игр. 15 из них — за период с 1998 по 2000 год. Это были:

  • The Curse of Monkey Island
  • Fallout
  • Oddworld: Abe’s Odyssey
  • Quake 2
  • Might & Magic 6
  • Unreal
  • Mortal Kombat 4
  • Trespasser (удивлены? я вот да)
  • Grim Fandango
  • Fallout 2
  • Sid Meier’s Alpha Centauri
  • Baldur’s Gate
  • Heroes of Might & Magic 3
  • Baldur’s Gate: Tales of the Sword Coast
  • Unreal Tournament
  • Counter-Strike
  • Civilization 3
  • ИЛ-2 Штурмовик
  • Heroes of Might & Magic 4
  • Operation Flashpoint: Resistance
  • Max Payne 2
  • Star Wars: KOTOR
  • Half-Life 2
  • The Orange Box
  • GTA 4
  • ICO
  • Shadow of the Collosus
  • Uncharted 3
  • Journey
  • The Last of Us
  • GTA 5
  • Bayonetta 2
  • Dirt Rally
  • Dark Souls 3
  • Uncharted 4
  • Overwatch

Забавный факт: всего две «десятки» поставлены Антоном «10 из 10» Логвиновым: за SW: KOTOR и Operation Flashpoint: Resistance

Низшей оценки (0 из 10) удостоились всего 6 игр:

  • Erevos
  • Dragon Throne: Battle of Red Cliffs
  • Street Legal
  • Walt Disney World Quest Magical Racing Tour
  • Guitar Hero 3: Legends of Rock
  • Guitar Hero: World Tour

Насчёт последних двух следует уточнить, что оценка была поставлена в случае прохождения этих игр с помощью клавиатуры. В случае игры на инструментах — там честная восьмёрка (GH 3) и семёрка (WT).

100 игр получили «эзотерические« оценки, вроде «трэш», «-273», «для детей», «шедевр» (тут я серьезно, у Final Fantasy 8 именно такая оценка, без цифры) и прочие не поддающиеся классификации оценки. По понятным причинам, такие записи не могут быть включены в подсчёт средних значений и из последующих выборок были удалены.

Средняя оценка по всему журналу: 6.86

Самая часто встречающаяся оценка: 7

Количество игр, оцененных выше средней оценки2698

Количество игр, оцененных ниже средней оценки1678

Самое длинное название игры: Strong Bad’s Cool Game For Attractive People Episode 4: Dangeresque 3: The Criminal Projective (получила 6.5 баллов)

Самое короткое название игры: аж три штуки. ER, Up и D4. Игр, состоящих из одного символа, не обозревалось.

Самое часто используемое слово в названии игр (без учета очевидных предлогов и артиклей) — War (использовано 117 раз). А если с учётом — of (627 раз).

Агрегатные величины

Похоже, что количество поставленных оценок подчиняется нормальному распределению.

Для простоты и наглядности 20-балльная шкала усечена до 10-балльной по правилам математического округления (8.5 -> 9, 8.4 -> 8)
Для простоты и наглядности 20-балльная шкала усечена до 10-балльной по правилам математического округления (8.5 -> 9, 8.4 -> 8)

Посмотрим изменение средней оценки в разрезе каждого месяца.

Синий график - средняя оценка в разрезе месяца, желтая линия - средняя оценка по всему журналу (6.86). Пропуск в начале 2001 года - в феврале того года журнал не вышел.
Синий график - средняя оценка в разрезе месяца, желтая линия - средняя оценка по всему журналу (6.86). Пропуск в начале 2001 года - в феврале того года журнал не вышел.

Видно явное снижение от средней оценки в период с 2005 по 2009 году. Если честно, объяснение этому я не смог найти — возможно, в тот период перебарщивали с «краткими обзорами», в которых так любили ставить оценки вроде 1.5 — 2 баллов.

Тот же график, но "схлопнутый" по годам
Тот же график, но "схлопнутый" по годам

Тут явно выделяются первые два года. Не могу связать это с тем, что «раньше игры были лучше», скорее с менее опытным редакторским составом, чем позже (всё-таки десятка за Tresspasser, которая считается, мягко говоря, не очень хорошей игрой — это сильно).

В целом линии довольно ровные (за исключением аномалии 2005-2009 года). В последние несколько лет наблюдается некоторое повышение среднего балла, я связываю это с тем, что количество рецензий сильно упало с 20 до 2-3 (а где-то и до одной) за номер.

Что до самого количества оценок, то его можно посмотреть на этом графике:

Синий график - количество оценок в номере
Синий график - количество оценок в номере

Как мы видим, как раз в период с 2006 до 2009 количество оценок неимоверно выросло (до почти 60 за номер). Это косвенно может объяснить снижение среднего балла за тот же период — количество оценок игр на уровне обзоров Мэдиссона сильно могло снизить общие показатели.

Выводы

Да не будет никаких выводов. В целом, в рамках одного игрожура, индустрия двигалась вперед довольно ровно.

Играйте в хорошие игры (в те, которые вам нравятся).

Всем спасибо за внимание.

Если кому-то интересно поковырять БД, или есть какие-то дополнительные запросы, которые я могу построить — пишите.

17K17K показов
33K33K открытий
2424 репоста
621 комментарий

Идея отличная, спасибо за труд!

Если кому-то интересно поковырять БДМне интересно было бы покопаться для себя) Есть дамп базы?

Ответить

Спасибо!

Ответить

+

Ответить

пахан с работы заходит и такой - слыш, покажи облоги журналов своих. я нихуя не понимаю, выстаскиваю он смотрит и такой - бля не проебался.
на нахуй и дает мне журик новый, запечатанный.

Ответить