Воскресный Длинный: Press Any Button

Или как затронуть все мои чувствительные точки за 40 минут игры.

Воскресный Длинный: Press Any Button

Привет, DTF! Сегодняшняя игра не совсем обычная - а, пожалуй, даже и совсем необычная. Текст тоже не будет иметь привычного строгого деления на обзор геймплея, сюжета, графики, музыки и так далее. Во-первых, потому что игра действительно проходится за 40 минут, а во-вторых, потому что все это очень крепко связано и работает вместе. Press Any Button, по-моему - яркое доказательство того, что игры могут быть искусством (если кто-то сомневался). И, как и в случае любого настоящего искусства, вам не обязательно иметь огромный бюджет, команду, да и вообще ничего иногда не нужно, кроме оригинальной идеи и умения ее воплотить.

Воскресный Длинный: Press Any Button

Итак, игра была полностью разработана одним человеком, Евгением Зубко, и выпущена в Стиме в январе 2021 года. Существует сиквел, Many Buttons to Press, но он собрал резко негативные оценки и, судя по отзывам, ничем не напоминает первую игру, поэтому про него говорить не будем. Что же происходит? Мы - участники некоего эксперимента, проходящего в игровой форме. Сначала нам просто надо нажимать на кнопку, когда блок проходит через зеленую зону, и это... не слишком увлекательно.

58 минут? Ну спасибо...

Все меняется, когда на сцену выходит главный герой - Эй Ай, искусственный интеллект, руководящий тестом. Он решает попробовать себя в геймдизайне, а заодно начинает общаться с игроком, и в дальнейшем вся игра будет состоять из этих двух элементов - мы проходим уровень, общаемся, проходим уровень, общаемся, проходим уровень и так далее. Очень просто, но чрезвычайно действенно, ведь геймплей будет меняться под влиянием наших разговоров.

Первым делом нам дают возможность выбора между "да" и "нет"
Первым делом нам дают возможность выбора между "да" и "нет"

Собственно, геймплей все еще очень примитивен - нам нужно ловить падающие блоки, не давая им дойти до нижнего края экрана. Не считая пары мини-игр, только этим мы и будем заниматься вплоть до самого финала, но разработчик творит настоящие чудеса и выжимает из этого все возможное. Геймплей напрямую вплетается в нарратив и иллюстрирует его. Вот мы заговорили про лето - и появляются элементы в виде вишен и арбузов, которые блокируют наши платформы, а на фоне идет летний дождь. Вот речь зашла о зиме - и у нас есть снеговики, которые замораживают платформу, пока стоят на ней. Мячи, колонны, аккордеоны, динамит, бомбы - все это ведет себя по-разному и усложняет игру, но также и двигает вперед повествование.

Первая итерация игры от Эй Ай
Вариант из середины игры

Сложно ли играть в Press Any Button? Ну... как повезет. Блоки генерируются рандомно, и иногда возникают ситуации, когда вы физически не сможете уничтожить их все. Это может раздражать, но игра в целом и геймплейные секции в частности настолько коротки, что устать от этого вы вряд ли успеете. К тому же Эй Ай только учится геймдизайну, можно и проявить понимание, правда ведь?

Очевидный фейк, лично я ни разу не проиграл!

Мини-игры тут очень забавные - например, в какой-то момент нам кратко пересказывают сказку о Кощее, и нужно поймать зайца, подстрелить утку, разбить яйцо и сломать иглу. В другой раз мы обсуждаем дилемму стакана, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон - и нужно просто подставлять стакан под капли. А чего стоит одна только попытка помочь Эй Ай в написании музыки! У него получается довольно дурацкая и странная, но по-своему трогательная мелодия, и это очень много добавляет к его образу.

Каков будет ваш ответ?
Каков будет ваш ответ?
У машины своя собственная версия, основанная на холодной логике
У машины своя собственная версия, основанная на холодной логике

Где-то на моменте разговора про музыку игра начинает по-настоящему раскрываться. Во-первых, скучноватые стартовые мелодии сменяются великолепным Danse Macabre Сен-Санса, и дальше до конца игры слабых композиций уже не будет. Вообще классическая музыка и ее использование в играх - это тема для отдельного разговора, иногда это обыгрывается прямо-таки великолепно (как, например, в Horace), и это очень мощный инструмент воздействия на игрока. Во-вторых, разговоры становятся все глубже и глубже. Тема робота, который общается с человеком и задает немного детские, но очень сложные для ответа вопросы, невольно изобличая всю глупость и нелогичность человеческой жизни, совсем не нова (нет, ну придется все-таки написать про Horace, никуда от него не деться). Но тут это выводится на новый уровень, потому что отвечать надо именно нам, игроку, отвечать обязательно и строго "да" или "нет". Стакан - одно дело, но Эй Ай между делом интересуется куда более трудными, болезненными и неоднозначными темами. Послушайте Danse Macabre немножко и подумайте - да или нет?

Есть и другая категория вопросов, когда Эй Ай спрашивает вас о самом себе. И они задаются с какой-то удивительной наивностью, с полным доверием к вашему ответу, и очень не хочется его огорчать, даже когда это будет честным вариантом. Думаю, многим знакомы такие люди. Они заглядывают тебе в глаза, и там светится: "Ну я же хороший? Ну ведь правда же? И ты наверняка мой друг?". А ты их терпеть не можешь, и никакой ты им не друг, и от этого тебе становится жутко неловко и немного стыдно. Впрочем, Эй Ай не очень обидчивый и максимум через две реплики возвращается на рельсы разговора (игра абсолютно линейная, никаких выборов и альтернативных концовок в ней нет, но вовлеченности это никак не мешает).

В какой-то момент, и я не буду спойлерить, в какой, игра становится действительно сложной, а Эй Ай замыкается в себе (все происходит под великолепную Connection от Brian Boyko). И... это почти не ощущается игрой, легко поверить, что там, по ту сторону экрана, и правда кто-то очень чем-то огорчен. Я думаю, что такой эффект погружения был достигнут не в последнюю очередь за счет разговора напрямую с игроком. Да, и персонажам иногда можно сочувствовать, как себе самому, но все-таки не совсем так, как когда вы буквально участвуете в действии. Принцип, за счет которого игры способны приносить больше эмоций, чем фильмы или книги, возведен здесь в абсолют. Кризис, разумеется, проходит, Эй Ай просит прощения, и наступает катарсис концовки.

Снова он заставляет задуматься
Снова он заставляет задуматься

Итак, вы только что потратили в Стиме 60 рублей (по скидке 17) и отдали игре 40-50 минут своей жизни. Что вы получили взамен? Лично я получил гору впечатлений, вопросы, на которые вроде бы и ответил, но в ответе совсем не уверен, а еще странное горько-сладкое ощущение. Это игра про жизнь, про времена года, про музыку, про красоту, про друзей, про депрессию, про войну, про смерть и снова про жизнь, и еще это игра, где надо уничтожать блоки, прежде чем они достигнут нижнего края экрана. И я счастлив, что сыграл в нее. Послушайте еще последний трек перед тем, как покидать статью, а потом посидите в тишине немного. Хорошего дня, и спасибо за внимание!

P. S. Под спойлером кое-что специально по заказу Фаната Ани Тейлор-Джой, можете (и настоятельно рекомендую) игнорировать :)

Это лучше, чем жопа кокоса, это морской кокос, и он буквально САМ ЖОПА!
Это лучше, чем жопа кокоса, это морской кокос, и он буквально САМ ЖОПА!
253253
69 комментариев
1000 ₽

Боже, храни контент по видеоиграм на ДТФ, не дай сайту умереть.

37
Ответить
1000 ₽

Комментарий недоступен

7
Ответить
1000 ₽

remake

1
Ответить