Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Море всегда и манило и пугало людей, наш мозг подсознательно населял его глубины самыми фантасмагорическими созданиями. Культура каждого прибрежного народа несёт в себе целый комплекс мифов и легенд связанных с морскими обитателями. Сейчас конечно сложно сказать придумывали ли древние люди хтонических чудовищ специально, что-бы выработать у соплеменников настороженное отношение к опасностям водной глади. Или эти образы порождались через чур богатой фантазией и шли от желания древнего человека сделать окружающий его мир описанным и познаваемым. Всё это в наши дни мало касается обычных людей и может служить лишь предметом культурологического спора. Но морские создания продолжают будоражить наш разум. И эта любовь к ним наполняет знакомыми образами книги, фильмы и игры.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

В пошаговых стратегиях обитатели морей встречаются часто, но как их правильно ввести в игровой процесс знают немногие. От того во многих проектах им уготована участь нейтральных существ, взаимодействовать с которыми игрок может лишь при помощи военных действий. Да конечно есть игры в которых нам самим доведётся побыть в роли морского владыки, но случается это не слишком часто. Да и когда случается, не всегда можно понять, что ты командуешь именно армией водных существ. В этом плане у меня нет никаких претензий к «Причалу» из любительского мода «Герои меча и магии 3: Рог Бездны» или к «Берегу Вампиров» из Total War: Warhammer. И там и там фракции исходно позиционируются как сообщества пиратов, пускай в одном случае и уже мёртвых, а не как истинные водные жители.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

В то же время в Might & Magic: Heroes VI присутствует замок «Святилище» который населяет уже исконно водная раса наг. И как этот факт отражается на геймплее, да практически никак. Ведь вся эта живность, включая даже прямоходящих акулолюдей спокойно чувствует себя на суше. Да, по-настоящему морские расы в стратегиях тоже встречаются, самым свежим примером будут наверное моргоры из Endless Legend. Множество подводных цивилизаций встречалось и в серии Dominions, но серия эта малоизвестная и невероятно сложная. Вот уж к какой игре действительно необходима инструкция, что-бы разобраться как же в неё играть. Но лично моим фаворитом всегда был народ так и не заслуживший себе право стать полноценным участником конфликта. И говорю я о Морском народе Невендаара из серии игр Disciples.

Disciples серия многострадальная, в лучшие свои годы она могла потягаться в популярности с самими Heroes of Might and Magic, а в худшие проклиналась всеми игроками без исключения. Но при всём этом Disciples до сих пор помнят, и это несмотря на то что, с момента выхода последней общепризнанной части прошло долгих восемнадцать лет. Но уникальная система боя, потрясающий арт дизайн и трагичная история оставили след в сердцах игроков успевших поиграть в неё в актуальное время. Во многом благодаря своему происхождению мне настолько сильно запомнились морские создания именно из этой вселенной. И для того, что-бы проникнутся этой расой необходимо хотя бы вкратце рассказать о предыстории мира и их происхождении. Ниже будет информация рассказывающая о лоре вселенной, но не затрагивающая событий самих игр, так что спойлеров можно не бояться.

Краткая история

Невендаар, а именно так называется мир в котором происходят действие всех игр серии, место очень мрачное и безрадостное, но таким он был не всегда. Более того, задуман он был настоящим райским уголком. А его создатель Бетрезен трудился как проклятый, что-бы всё вышло идеально. Бетрезен создал человечество, другие боги тоже поучаствовали в акте творения разумной жизни. Так гномов создал Вотан, эльфов — Галлеан, а героев нашего сегодняшнего рассказа — Солониэль. Так появились на свет четыре первородных народа этого многострадального мира. Но мирное существование длилось не долго, вскоре начались первые войны, а Бетрезен был заточен в раскалённом ядре планеты.

Создатель мира, после заточения в ядре
Создатель мира, после заточения в ядре

Впрочем, заточение творца мира, не слишком повлияло ни на само мироздание, ни даже на быт созданного им народа. Ведь люди изначально были наделены свободой воли и могли принимать решения без воли богов. Но Бетрезену в ядре было, то ли грустно, то ли скучно, поэтому в заточении он сотворил новую расу, преисполненную ненависти к всему живому. И именно масштабное нашествие демонов на поверхность Невендаара изменило всю расстановку сил в обитаемом мире. Они атаковали земли эльфов и те оправились в бегство через территорию гномов. Что спровоцировало войну сначала между народами, а затем и между их богами. В результате этого столкновения бог эльфов Галлеан, был убит Вотаном. И именно эти события сильнее всего повлияли на судьбу морского народа.

Воинственный Вотан, судя по позе как раз радуется убийству Галлеана
Воинственный Вотан, судя по позе как раз радуется убийству Галлеана

Дело вот в чём, богиня морских жителей (эх почему в русском языке нет собирательного термина для обозначения русалок, тритонов и всех к ним примкнувших) Солониэль, приходилась Галлеану женой. И его смерть привела божество в полное безумие. Она полностью преобразилась и провозгласила себя богиней мёртвых. Даже имя сменила на Мортис. Тем самым она стала вторым богом, после Бетрезена, сотворившим сразу два народа, ну что ту можно сказать вторые попытки в этом мире похоже заведомо неудачны. Морской народ в результате этих событий не только лишился своего божественного покровителя, но и заимел могущественного врага в лице армий мертвецов загрязняющих ядом не только землю, но и водоёмы.

Безутешная вдова после принятия солнечных ванн
Безутешная вдова после принятия солнечных ванн

На этом предыстория мира можно сказать, что заканчивается. Дальше следуют события самих игр, которые к сегодняшней теме имеют очень косвенное отношение. Так уж вышло, что на протяжении всех частей игры морской народ находился в стороне от основных конфликтов. Но лично меня всё равно зацепила история целой расы брошенной своей создательницей. Правда в этой истории меня всегда интересовал один момент, почему Мортис даже не попыталась использовать свой народ для мести Вотану и гномам. У меня есть всего две версии. Или ей до последнего было жалко свои творения. Или она поняла, что русалки слегка не приспособлены к битвам на суше, особенно в ледяных горах гномов.

Юниты в играх

В самих играх брошенные дети Солониэль встречаются относительно часто, практически в каждом водоёме на карте. Иногда и сотни метров нельзя проплыть не наткнувшись на очередной отряд русалок. Вот только разнообразием их войска не блещут ни в одной части. Поэтому сейчас мы попытаемся рассмотреть каждого юнита второй и третьей части серии. Первая часть вынесена за рамки разговора из-за того, что показанный в ней морской народ перешёл в сиквел практически без изменений, ну кроме числовых характеристик, а сам я с первой частью знаком очень слабо. И да люди-ящеры и медузы, несмотря на явную принадлежность к стихии воды, творениями Солониэль не являются. Их точное происхождение неизвестно, но в играх упоминалось, что возможно это люди поражённые неизвестным проклятием. Да и живут они в затхлых болотах, в которые не полезла бы ни одна уважающая себя русалка, не говоря уж о морском змее.

Компиляция всех морских юнитов Disciples 2, сделанная Eugene Xaar
Компиляция всех морских юнитов Disciples 2, сделанная Eugene Xaar

Итак, во второй и первой части Disciples морской народ представлен всего четырьмя юнитами. Это русалка, тритон, кракен и морской змей. Геймплейным разнообразием они тоже не блещут: три воина ближнего боя и один маг специфичного действия. Но хоть логика их появления на карте мира соблюдается неукоснительно и повстречаться с водными жителями можно только в воде. Думаю не стоит разбирать числовые характеристики существ игры восемнадцатилетней давности. Лучше поговорить о стилистике юнитов и источниках вдохновения использованных при их создании.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Русалка, единственный маг всей фракции. Что логично атакует она при помощи водной магии, а накладываемый ею паралич воздействует на разум жертвы. По происхождению она явно не имеет ни какого родства с русалками из славянского фольклора, те являлись нежитью, да и хвостов у них обычно не было. Так что свою родословную она ведёт от мерфолков, мерроу или сьер, встречающихся в основном в западноевропейских мифологиях. В английском языке кстати их родные mermaid, чётко отделены от славянских rusalka и на западе этих существ практически не ассоциируют друг с другом. Путаница возникает, только в русских источниках из-за того, что наши переводчики упорно переводили любых морских дев как русалок. Впрочем, очаровывающая песня позволяющая утянуть понравившихся русалке мужчин в воду упоминается в обоих источниках, ей традиционно владели ещё и сирены, но они не похожи на русалок внешне. Хотя песня русалки из Disciples всё-таки отличается от мифологических аналогов, ведь она не очаровывает жертву, а парализует её.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Тритон судя по его внешнему виду принадлежит к тому же народу, что и сама русалка. Видимо у них принято разделения, что мужчины воюют, а женщины колдуют. Его имя отсылает нас к древнегреческому божеству Тритону, да и его облик похож на некоторые из изображений данного божества. Но всё же он выглядит как типичный представитель мерфолков встречающихся в мифах практически всей Европы. Правда насчёт внешности мифологических мерфолков показания жителей разных стран всё-таки расходятся. Где-то они похожи на женщин своего народа, и за исключением хвоста мало чем отличаются от людей, а где-то покрыты чешуёй и куда больше напоминают морских чудовищ. Впрочем, моряки всех стран без исключения с куда большей охотой рассказывали мифы о прекрасных русалках, чем об их мужьях, поэтому их внешний вид и описан куда более расплывчато. С другой стороны данный образ настолько популярен в разных культурах, что можно говорит, что местный тритон основан хоть на финикийском боге Дагоне.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Огромный же кракен явно пришёл из скандинавских мифов. Хоть имя закрепилось уже в Средневековье, но сам монстр описывался в ранних сагах. При этом не факт, что нечто описываемое викингами изображалось бы так как мы привыкли. Тогда реальных то животных описывали так, что их было невозможно опознать. Но гигантское существо с щупальцами ломающими целые корабли в мифах других народов как то не встречалось. А сам образ стал популярным уже в девятнадцатом веке, проникнув в труды натуралистов. Что даже неудивительно, ведь гигантский кальмар существует в реальности и время от времени моряки могли его встречать. А то, что его размеры всё-так меньше мифологических, так и у страха глаза велики. Да и в целом точно оценить габариты огромного существа вынырнувшего из воды на считанные секунды явно было не просто. Но образ этот настолько полюбился людям, что кракен прочно закрепился в мировой культуре.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Ну и наконец — морской змей, огромная рептилия, пусть и мельком, но появляющаяся в мифах самых разных народов. Но именно морским змеем его собственно никто и не звал, да и описания его всегда были противоречивы. Возьмём условного библейского левиафана, что мы о нём вообще можем узнать из оригинальных текстов. То что он живёт в воде, невероятно огромен и наверное является рептилией. А может и китом, трактуйте как, хотите. С какими нибудь Сциллой и Харибдой описания ещё более туманны, под них подходит что угодно включая природные явления. Так, что морские змеи привычного для нас вида, появились в веке так восемнадцатом. Но даже тут описания разнятся от змей переростков, до морских крокодилов и вовсе вовсе не мыслимых чудовищ. Впрочем, родню морского змея Невендаара похоже стоит искать и вовсе в палеонтологических источниках. Вы посмотрите на это очаровательное создание, да это же плезиозавр, просто хорошо питавшийся в детстве.

Но к третьей части Disciples авторы почему-то решили полностью пересмотреть концепт этой расы. Не знаю связано ли это со сменой команды разработчиков или с веяниями моды, но поменялись абсолютно все юниты. Более того им сменили видовую принадлежность, да так лихо, что Солониэль сама бы не опознала свои творения. Понятия не имею, сторону Heroes of Might and Magic или Warcraft смотрели авторы, но теперь вся самобытность этого народа просто улетучилась. Представляют народ на этот раз три бойца, парочка магов и один боец ближнего боя.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Нага и чёрная нага, не вижу смысла отделять эти создания друг от друга, ведь в плане концепта и предыстории это всё равно одно и то же существо. Наги как раса змеелюдей лучше всего наверное описаны в индуизме. Там это целый спектр промежуточных форм от змеи к человеку, включая те которые вы ни за что бы не захотели видеть. Наги описывались мудрым и миролюбивым народом тем не менее не чурающимся использовать самую разную магию. А ещё индуистские, как впрочем и буддистские наги прочно связаны с водоёмами. Описания сходятся, ну если не брать в расчёт миролюбие наг, о котором забывает подавляющее большинство авторов игр. Впрочем, современный внешний вид наг пришёл не из легенд, а из Dungeons&Dragons. И если не искать мелкие отличия, то наги Забытых королевств будут очень сильно напоминать наг Невендаара.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Ну и наконец морской дьявол, и вот тут моя фантазия иссякла. У меня нет адекватных версий существ, которыми бы могли вдохновляться авторы при его создании. Он конечно похож на какое-то чудовище, будто бы сшитое из кусков разных созданий, но такой дизайн по мне больше бы подошёл нежити. У него относительно гуманоидное тело, голова принадлежащая какой-то мурене, и клешни позаимствованные у ракообразных. Да описания кракена всегда были расплывчаты, но это создание не похоже даже на самые экстравагантные из них. Если авторы хотели создать устрашающее чудовище которое бы убедительно смотрелось на суше, то почему бы не сделать просто гигантского краба. Клешни то у вашего монстра уже есть, а огромный краб в линейке морских созданий смотрелся бы очень органично.

Морские существа Невендаара сильно изменились за лето, а точнее за время прошедшее между второй частью. Но уже в Disciples 3: Перерождение, новые авторы учли ошибки предшественников и вернули старых существ обратно в игру. Да их дизайны конечно же поменялись, мне к примеру не понравилось повышение количества чешуи на русалках и тритонах, но все эти юниты по крайней мере легко опознаются.

Игровая фракция

Ну а напоследок я предлагаю немного пофантазировать и представить, как бы могли выглядеть морские создания в виде полноценной фракции. Мы видели не слишком много созданий, но общую специфику уловить всё-таки можно. Доступных позиций в Disciples всё же не слишком много: воины, маги, стрелки, уникальная расовая линейка и особый монстр. И по крайней мере для некоторых из этих ролей у нас есть претенденты.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Проще всего с позицией мага, тут даже думать не нужно. К тому же через эту роль русалок и наг можно сделать разными ветвями одного народа, особенно если поставить в начало цепочки развития создание похожее на них обеих разом. Ещё и в лор мира подобные метаморфозы вписать было бы не очень сложно. Если их предок остаётся жить в солёной воде - становится русалкой, перебирается в пресные воды превращается в нагу. Да и в целом для магов русалок можно придумать достаточно разнообразные способности. В играх уже представлены парализация и окаменение при возможности наносить прямой урон магией воды. Так почему одной из ветвей развития не сделать чистого мага воды призывающего шторма на головы врагов. Ещё одной из возможных механик могло бы стать временное взятие вражеского бойца под контроль. Это бы отлично сочеталось с мифами об этом народе и давало бы немалую вариативность. Согласитесь выбор между парализацией, окаменением, подчинением и чистым элементальным уроном сделать было бы непросто.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

С войнами ближнего боя всё тоже весьма предсказуемо. Эту позицию бы занял тритон, постепенно бы облачающийся во всё более тяжёлую броню. Альтернативные механики ему придумать достаточно сложно, но всё-таки реально. Так можно сделать ответвление бойцов с зазубренным оружием, которые бы наносили кровоточащие раны. Ещё любопытно бы смотрелись тритоны вооружённые сетью и имеющие шанс при атаке опутать ей противника. Вряд ли бы морскому народу была нужна очень длинная ветвь развития бойцов их сила скорее в магах и чудовищах. А задача воинов прожить достаточно долго, что-бы маги успели сказать своё веское слово.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Уникальным юнитом мог бы стать морской змей, постепенно вырастающий во всё более монструозные создания. Тут как раз можно было бы вспомнить и левиафана и водных драконов. Возможно в случае этой линейки было бы разумно провернуть тот же фокус, что и у демонов с великанами, чью нишу он бы по сути и занял. А именно сделать развилку между мощными бойцами атакующими одну цель, и чуть более слабыми, но имеющими атаку по площади. Ещё заманчивой выглядит идея назвать одну из ветвей условным Ёрмунгандом и дать ему вместо сильной одиночной атаки, отравление одной цели. В таком случае финальный выбор бы стоял между мощным бойцом, ядовитым бойцом и бойцом атакующим по площади магическим дыханием. Ну а особым бы монстром бы остался кракен, он этого точно заслуживает. Для придания расе большей индивидуальности, я бы дал кракену возможность передвигаться только по воде и побережью, но сделал бы его ещё более опасным противником.

Покинутые создательницей. Обитатели морей серии игр Disciples

Ну и наконец стрелки, на эту роль претендентов в самой игре как то не было. Поэтому наиболее соответствующим лору игры вариантом могли бы стать мерфолки, только вооружённые чем нибудь метательным. Всё-таки, что луки, что арбалеты в руках подводных жителей смотрелись бы странно и неуместно. Поэтому наилучшим раскладом стали бы гарпуны или другие метательные копья. Развитие стрелков при этом можно было бы сделать очень коротким, намекая игроку, что не в них сила морских обитателей. При таком наборе вышло бы довольно самобытное войска делающее упор на магов и уникальных юнитов в лице морских змеев. Геймплейно такая армия была бы похожа на гибрид Легионов Проклятых и Горных Кланов.

Морские обитатели Невендаара прекрасны и ужасны одновременно. Они обладают интересной предысторией, которая так и не была внятна показана в играх. У них огромный потенциал который пока никто не использовал в полной мере. Остаётся лишь наедятся, что когда-то будет новая часть Disciples и в ней дети Солониэль получат достойное внимание.

149149
89 комментариев

Вау, кто-то еще помнит эту замечательную серию игр!

43
Ответить

Ну для меня вторая часть это прям игра детства

60
Ответить

Да много кто помнит. Правда трешка пусть горит в аду.

15
Ответить

как можно забыть такую замечательную игру? я на всю жизнь запомню дуэль с другом "люди vs нежить" где я успел угробить последнего мага его отряда, за 1 ход до того, как он успел бы убить этим магом взвод смертей с оборотнями)... чем я и обеспечил себе длительную, но окончательную победу в той битве)

8
Ответить

Так и не смог играть в третий. Второй для меня шедевр, много раз проходил соло. И даже с друзьями умудрялись в компании за одну расу брать пару героев и проходить. Очень долго ждал третий, жаль что вот так серия похоронилась.

22
Ответить

Я пытался играть в каждую из версий третьей части и каждый раз разочаровывался. Я даже компанию людей кое как осилил, но игра до самого финала меня раздражала как линейностью, так и новой боёвкой.

Ответить

Парадоксально, но факт - даже дизайн четырёх монстров во второй части по уровню проработки деталей даёт прикурить очень многим художникам (даже сейчас), а тогда это было что-то вообще за гранью всего.
Disciples, имхо, стал заложником как раз стилистики - визуально он прекрасен, но сюжет двойки только с Сильмариллионом сравнивать - там накручено слишком много пафоса, и прорываться сквозь него в детстве было иногда тяжко.

13
Ответить