Горький-17 (или 18). Тактика для всех из 1999-го

- Это, короче, как Фаллаут, только там нет такого, что с кем-то разговариваешь или торгуешь. Чисто бои с мутантами. - так презентовал мне игру одноклассник, протягивая диск от 1С, на обложке которого красовалась надпись "Горький-18: Мужская работа" и был нарисован военный с перекрещенными пулеметными лентами на груди.

Тот самый диск
Тот самый диск

На дворе стоял 2000-ый год, Децл спрашивал, что мы сделали для хип-хопа в свои годы, по рукам ходили видеокассеты с первым эпизодом Звездных Войн, и ни Стима ни торрентов еще не было, так что на игровом безрыбье выбирать не приходилось. Пока дают, надо брать. Посмотрим, что за Горький. Install!

В итоге, игру я прошел раза четыре, если не пять. Купил свой собственный диск - увы, тоже Горький-18, хотя пытался найти другую версию, чтобы узнать оригинальный сюжет, без "юмористических вставок" от известного оперуполномоченного, и даже приобрел игру в Стиме. Очень уж она мне понравилась.

Какой именно ты Горький?

Одноклассник не обманул. Игра действительно была похожа на Фаллаут, из которого вырезали глобальную карту и все социальные взаимодействия, оставив лишь исследование небольших локаций и череду следующих друг за другом пошаговых сражений. Сюжет... Хах, впрочем, тут уже начинается интересное.

Дело в том, что Горький существует как минимум в трех версиях:

Оригинальный сюжет от польских разработчиков повествует нам о закрытом городке на территории Польши, рядом с которым расположена заброшенная советская база. В городе пропадают люди и вообще происходит всякая чертовщина, источником которой предположительно является та самая база (ну а вы как думали, кто окажется виноват?). Первая группа военных, отправленных расследовать происходящее, бесследно исчезла. Вторая группа - это как раз мы, славная интернациональная бригада НАТО: канадский полковник Коул Салливан, поляк Ярек Овиц и француз Тьери Трантинье. Наша задача - узнать, куда подевалась первая группа, что вообще происходит на территории, между прочим, Евросоюза и причем тут опять эти русские.

1С такой сюжет не очень понравился, поэтому для российского игрока историю переделали: теперь это закрытый город где-то на постсоветском пространстве, а исследует его все еще интернациональный отряд, но почему-то МЧС: канадец Салливан превратился в Николая Селиванова, поляк Овиц стал украинцем Тарасом Ковригой, а француза перекрасили в эстонца (правда на модельке персонажа во всех версиях все равно красуется французский флаг). Эта версия выходила под названием "Горький-17", но найти ее в магазинах в какой-то момент стало невозможно, так как все полки заняла третья версия с пародийным переводом Пучкова-Гоблина. Кстати, первый официальный перевод игр от ДЮ.

В его варианте на сцену вышли полковник Васин (который приехал на фронт со своей молодой женой), прапорщик Кротов и рядовой Зеленкин.

Интернационализм в команде исчез, зато по игре щедро рассыпали развеселые шутейки: например, нам встретятся такие персонажи как Лара Крофтман и Иван Сусанин, а в какой-то момент один из членов команды может пропеть "Как я рада, как я рада, у меня трихомонада!" Ценители гоблинского юмора смеются в голос и пляшут в кирзачах.

В обеих 1С-локализациях перекроили сюжет: у разработчиков изначально плохими были русские спецназовцы, которые в какой-то момент атакуют НАТОвскую группу игрока, в русской же версии плохими, естественно, сделали НАТОвцев. А так как модельки никто не переделывал, то в 1С-версиях НАТОвские солдаты из калашей стреляют по российским бойцам вооруженных чем-то вроде М-16. Выглядело это смешно даже в детстве, но кто будет заострять внимание на таких вещах, когда за державу обидно?

Да и справедливости ради, какую версию не возьми, а сюжет как был стандартной байкой про ужасы из закрытых лабораторий, так и остался. А уж НАТО там или не НАТО - это в игре вещи третьестепенные. Оригинальный сценарий был сляпан из разных кусков и сшит грубыми нитками, так как из-за нехватки опыта разработчики не смогли нормально наладить процесс его написания. Пара "неожиданных поворотов" там конечно будет, но в целом все стандартно.

Много знаете игр, где можно увидеть ГДР-овский автомобиль "Трабант"?
Много знаете игр, где можно увидеть ГДР-овский автомобиль "Трабант"?

- Лошадью ходи!

Геймплей проходит в двух режимах. В первом наша шайка-лейка бравых НАТОвцев-МЧСовцев разгуливает по карте в бессовестном реальном времени (Код Доступа Рай смотрит с укором на такие вольности: что этот Горький себе позволяет?), мы обшариваем тайники, дергаем за рычаги и решаем нехитрые головоломки. По ходу игры команду можно расширить с трех до пяти членов, так как в разрушенном городе находится немало выживших со своими биографиями. При этом кого-то можно упустить, если вовремя не сообразить, что нужно сделать, или если у вас в команде уже есть другой персонаж. А кого-то можно сюжетно потерять, зайдя в необязательную локацию. Игровая карта представляет из себя стандартный набор засыпанных руинами улиц, брошенных заводов, лабораторий и проч. Не переживайте, канализация в игре, разумеется, тоже есть. Куда же нам без нее.

В общем ходим-исследуем, а потом наш отряд ВНЕЗАПНО подвергается нападениям! Внезапно - потому что монстров никогда не показывают, просто после захода в определенное место активируется триггер - вдруг раздается металлический лязг и начинает бешено вращаться шестеренка загрузки. В этот момент игра переходит в пошаговый режим сражений.

Горький-17 (или 18). Тактика для всех из 1999-го

Шестиугольники показались разработчикам ненужным усложнением, так что поле боя разграфлено на обычные квадратики, по которым перемещаются наши и не наши. Видов оружия в игре хватает: ножи, топоры, винтовки, автоматы, огнеметы, транквилизаторы и всякая экзотика типа замораживателя или даже целого авиаудара по спутниковому наведению. Боеприпасы заканчиваются, купить их нельзя - только найти, если повезет. Так что приходится думать, экономить, и оружие ближнего боя или с самовосполняющимся боезапасом без дела лежать не будет, и применение найдется всему.
Атакуем мы по эдаким "шахматным" правилам: например, винтовка стреляет прямо или по диагонали, огнемет на квадрат вперед, буквой Т, а ионная винтовка прорезает весь ряд впереди и позади персонажа (линия атаки шахматной ладьи) и так далее. Есть в игре и штрафы на расстояние и, конечно, всеми любимые промахи в упор.

Присутствует и нехитрая ролевая система. Каждое попадание по врагам прокачивает наших персонажей и дает возможность получать уровни и повышать характеристики типа здоровья, меткости, удачи или шанса контратаки. Так же есть прокачка владения оружием а-ля игры серии ТЕС, когда персонаж, которому вы вручили топор, постепенно начинает наносить им все больше урона. Это, кстати, на мой взгляд, одна из самых логичных и реалистичных ролевых систем, в отличие от игр, где перемазанный кровью убийца, только что вырезавший целый город и получивший за это очки опыта, повышает ими потом науку и азартные игры.
Чтобы брать от прокачки максимум, желательно сразу определиться, что прапорщик Кротов, например, у нас будет специалист по ближнему бою и обращению с огнеметом, а рядовой Зеленкин как человек подневольный (то есть, солдат-срочник), пусть бьет врага с безопасного расстояния из верного винта. Прапор-то понятно - пропащая военная душа, а рядовой, глядишь, вернется из армейки и станет инженером по газоснабжению и вентиляции, или еще каким полезным человеком. Поваром, например.

Бойцов, кстати, так же можно одеть в бронежилеты, если вы их найдете
Бойцов, кстати, так же можно одеть в бронежилеты, если вы их найдете

Почти каждое сражение уникально и представляет собой головоломку со своими условиями. Например, одного из персонажей могут временно отрезать от основной команды, и ему придется отбиваться самому. Или нашим противником окажется машущий щупальцами и прибитый к стене спрут, которого поди еще пойми как атаковать. А может быть это будут и вовсе невидимые монстры, которых можно заметить только в момент, когда они тебя кусают.

Один из боссов игры - гигантская муха с "детишками"
Один из боссов игры - гигантская муха с "детишками"

Бестиарий преимущественно состоит из чудовищ всяких видов и форм, у многих из которых есть разные сопротивления - одни не горят, другие игнорируют удары током и так далее. Кто-то бьет по площади, кто-то подбегает в упор, кто-то замораживает наших героев - в общем, разнообразия достаточно.

А главное - в игре аж 11 боссов, стычка с каждым из которых предваряется эффектным (ну, на те времена конечно) коротким роликом.

Как видите, дизайн монстров - эдакий биопанк, смешение живого и металла, а авторы вдохновлялись Гигером, Кроненбергом, Лавкрафтом, аниме про Гайвера и так далее. На самом деле, производит впечатление даже сейчас, пусть даже господин графоуни в Горьком мягко говоря устарел.

Дружелюбная тактика

Несмотря на упомянутый выше ограниченный боезапас, игра отнюдь не является хардкорной. Скорее наоборот - это достаточно доброжелательная и приятная тактика, бросающая умеренный вызов.

Да, есть в ней непростые бои, заставляющие включать голову. Например, в начале, когда у персонажей есть только стандартные винтовки и пистолеты со скудным набором патронов, а вы еще не совсем разобрались что к чему. Во второй половине игры, освоив как следует наложение разных эффектов и подобрав ионную пушку, транквилизатор и тому подобное, играть становится попроще, а какие-то боссы, несмотря на устрашающую наружность, ложатся без особых проблем (особенно если использовать транквилизатор или оглушающие гранаты). Но игра и тогда не перестает подбрасывать интересные ситуации, за счет комбинирования расстановки наших героев и монстров, и особенностей врагов. Да и все это крутое оружие нужно сперва найти, а для этого потребуется обшаривать локации, решать головоломки и вступать в битвы, которые не являются обязательным. Впрочем, пропускать бои в игре про бои в любом случае странно, да и гнать к финалу не стоит.

Вован в адидасе по-пацански отоваривает чудовище монтировкой. Руки-то еще помнят!
Вован в адидасе по-пацански отоваривает чудовище монтировкой. Руки-то еще помнят!

Дело в том, что концовка как это часто бывает - скомканная. Главный монстр оказывается абсолютным фуфелом, так как авторы сделали его уязвимым к одному из самых имбовых эффектов в игре. Заключительный ролик и вовсе курвам на смех - сколько нам показывали эффектных выходов разномастных страшилищ, а в конце просто выдали сценку про летящий вертолет и ложащуюся на полку папку с документами. Падам-падам-пам, фиу! Видимо, к тому времени все уже устали и проели бюджет.

Проходится Горький часов за 8-10. Изначально авторы замахивались на куда более амбициозный проект, о чем свидетельствует вырезанный функционал типа прыжка и тактических криков (не спрашивайте) и вырезанный контент в форме чудовищ, локаций, концовок и так далее. На все это не хватило денег, ресурсов и опыта, потому что придумывать идеи все хороши. Бывает, как засядут на кухне с пивом, так и сыпят идеями, одна другой краше. А ты поди потом сядь, начни делать, выполни все задуманное к сроку, да еще в хорошем качестве (тут мы многозначительно посмотрим в сторону других польских разработчиков). Так что получилось то, что получилось, но надо признать, что получилось-то хорошо! Горький 17 - это крепкая камерная тактика с прокачкой. Я бы сказал, что на 8 из 10 вполне тянет, особенно для своего времени.

Впоследствии разработчики выпустили еще какие-то игры в этой вселенной, но в них я уже не играл, да и вместо изометрических тактик их почему-то решили сделать шутанами от третьего лица и получилось, судя по рецензиям, довольно паршиво. Так что Горький благополучно канул в лету и перешел в разряд hidden gems. Кстати, у него вполне себе живое стим-комьюнити, где народ до сих пор постит скриншоты и арты.

В свое время игра настолько мне понравилась, что я долго искал что-то аналогичное, но ничего не находилось. Пробовал какую-то низкобюджетную поделку про Ктулху - она оказалась очень убогой и, в итоге, ее попросту убрали со стима.
Пробовал Shadowrun - близко, но в Горьком мне нравилась как раз лаконичность геймплея, а Шэдоуран все же претендует на РПГулю с такими-то диалогами, скиллами и тому подобным. Jagged Alliance и Incubation я тогда пропустил, и, честно вам скажу, сейчас, спустя больше чем двадцать лет, в игры с подобным графоуни и интерфейсом заходить сложно. Хотя в библиотеке они лежат, может когда-нибудь дойдут руки.

Потом знающие люди сказали, что такие игры надо искать не на западе. Такие игры делают на востоке, там, где восходит солнце и рисуют аниме (в числе источников вдохновения, кстати авторы Горького называли Vandal Hearts и Final Fantasy).

Может быть. Ну, если знаете что-то похожее - поделитесь в комментах. Хорошей недели!

Понедельник дает рабочему классу понять, что выходные закончились
Понедельник дает рабочему классу понять, что выходные закончились
108108
44 комментария

Incubation Вот он как раз весьма неплохо перекликается с "горьким" по моим ощущениям. Но сложность там явно повыше, хотя многие бои тоже больше напоминаю "головоломку"

9
Ответить

Классная была игра, правда по воспоминаниям - очень хардкорная, сколько ни пытался в свое время, так и не прошел)

5
Ответить

Вот я когда писал про хардкорность, понял, что моя оценка не вполне релевантна, так как я проходил игру многократно, и, естественно, помню только последние впечатления, когда уже все знаешь, и играется легко.

2
Ответить

хардкора там доставляют обычные монстры и боссы только поначала, потом когда как справедливо заметил ТС находишь разные приблуды, станящие монстров по КД , становится сильно легче. у меня самый неприятный бой как раз не с боссами, а в музее, когда компьютер защищал-монстры активно его атакуют и их надо очень быстро вынести. боссов же я запиливал монтировкой, битой и топориком не выводя из стана

2
Ответить

Проходил в средних классах где-то. Прошел 18й целиком. Очень зашло тогда. Даже смехуечки гоблина.

4
Ответить

поляк стал украинцем

4
Ответить

Отличная игруля, проходил Горький-17 в 1С переводе. Кстати на днях выходит Jagged Alliance 3. Хочется что бы у них все получилось, поэтому буду смотреть, и рекомендую глянуть хотя бы под веселым Роджером )

3
Ответить