Игры Дмитрий Мучкин
4 498

Краткая история непослушного управления в играх

От Commodore 64 до Nintendo Switch.

В закладки

Обычно мы относимся к контроллеру — геймпаду или клавиатуре с мышью — как к устройству, которое точно и быстро транслирует наши решения в игру. И чаще всего это действительно так: например, в играх от Platinum Games (Bayonetta, Nier) и Team Ninja (Nioh) управление очень отзывчивое, а задержка между принятием решения и его воспроизведением в игровом мире минимальная.

Но есть целая группа игр, в которых персонажи реагируют на нажатия кнопок неточно, неправильно и вообще управляются с трудом. Причём это сделано специально — чтобы выразить какую-то идею, создать ощущение реалистичности или развеселить игрока. Журналист Kotaku UK изучил историю игр с непослушным управлением.

Скорее всего, непослушное управление впервые появилось в Spacewar!, шутере, созданном в шестидесятые годы. В нём два корабля летали по уровню и стреляли друг в друга, а в центре игрового поля находилась звезда. Попадая в поле её гравитации, корабли притягивались к небесному телу, и управлять ими становилось сложнее. Разработчики Spacewar! добавили в игру звезду потому, что знали — просто стрелять по движущейся мишени будет скучно.

Следующей игрой с непослушным управлением стала Lunar Lander 1979 года от Atari, в которой игрок должен был посадить космический корабль на поверхность Луны. Звучит просто, но на деле из-за реалистичной физической модели и ограниченного количества топлива успешно приземлить челнок было нелегко. Корабль из-за действия сил притяжения и инерции то и дело с размаху врезался в поверхность спутника.

Идея с сохранением импульса понравилась Atari, и в том же году компания выпустила Asteroids — по сути, упрощённую версию Lunar Lander с астероидами и стрельбой.

Вскоре реалистичная физика появилась и в играх, не связанных с космосом. Например, в Kikstart 1984 года игрокам необходимо было контролировать наклон и скорость мотоциклов, чтобы преодолевать препятствия, прыгать на трамплинах и перебираться через деревянные заборы.

Через год вышла Eddie Kidd Jump Challenge, в которой можно было отдельно контролировать положение водителя — оно влияло на скорость и наклон мотоцикла. Спустя более, чем 20 лет эту концепцию доведёт до совершенства студия RedLynx в своей Trials HD.

Но не все разработчики в восьмидесятые добавляли в игры необычные физические модели ради реализма или дополнительной сложности. Некоторые, кажется, просто хотели поиздеваться над игроками. Например, создатели Cauldron на Commodore 64 — Palace Software.

В игре главная героиня, ведьма, изучает заполненные врагами пещеры и склепы в поисках ингредиентов для зелья. При прыжке она двигается по дуге, а управлять ведьмой, пока она не приземлится, нельзя. Таким образом, прохождение игры превращалось в поиск единственно возможной траектории, при которой героиня не сталкивалась с противниками и могла выжить. При условии, что очередной прыжок не отправлял её в пропасть.

В сиквеле всё стало ещё хуже: в нём тоже надо было проходить уровни, уворачиваясь от врагов, но в этот раз играя за постоянно и почти бесконтрольно прыгающую тыкву.

В следующие пару десятков лет эксперименты с управлением и физикой практически прекратились: в индустрии начали формироваться свои нормы и устои. Разработчики всё реже шли на риск и всё чаще предпочитали использовать чужие успешные идеи.

Но были и исключения — к примеру, полностью трёхмерная Zarch 1987 года. В ней игрок уничтожал вражеские суда, управляя космическим кораблём, на который действовали силы гравитации и инерции. Как в Lunar Lander, только в 3D и со стрельбой.

В середине двухтысячных игры с нарочито непослушным управлением начали появляться снова: например, Sexy Hiking и QWOP. В Sexy Hiking от разработчика Jazzuo персонаж перебирался через препятствия, передвигая себя с помощью кувалды.

В QWOP, созданной Беннеттом Фодди, нужно добежать до финиша, управляя икрами и бёдрами персонажа по отдельности. Эти произведения поднимают темы сложности в играх, повторения и бессмысленности излишнего реализма.

В 21 веке некоторые игры с неудобным управлением создаются ради выражения каких-то идей. Так, в Reciever одно из самых привычных действий в играх — стрельба — разделено на десяток отдельных этапов. Чтобы вставить пулю, взвести курок и так далее, нужно нажимать разные кнопки. Главная мысль здесь — что реализм в играх всегда будет ограниченным.

Но большинство современных «непослушных» игр сделаны исключительно ради веселья. К примеру, Octodad, где надо управлять каждым щупальцем осьминога по отдельности; Mount Your Friends, в которой нужно управлять отдельно каждой рукой; Surgeon Simulator, в которой каждому пальцу отведена своя кнопка.

Эти игры сложные, и в них нелегко сделать именно то, что хочешь, но это только добавляет комичности. Это ещё одно применение непослушному управлению.

Если в Lunar Lander, Kikstart и подобных играх оно служило цели усложнить геймплей, то в современной индустрии его добавляют, чтобы сделать процесс веселее — каждый раз, когда игрок роняет будильник в грудную клетку пациента или случайно переворачивает стол щупальцем, он создаёт комичные моменты, по духу напоминающие комедии эпохи немого кино.

#игры

{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0433\u0440\u044b"], "comments": 46, "likes": 61, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 19614, "is_wide": false }
{ "id": 19614, "author_id": 6322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19614\/get","add":"\/comments\/19614\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19614"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

46 комментариев 46 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

сэр Макс Фрай

10

Я в свое время прошел Resident Evil 4 на клавиатуре... Вот это было не удобно...

Ответить

Antrose Doran

сэр
4

Я сперва не смог в клавиатуру Да и урезанная в зхчто пиратка с вычищенными под ноль катсценами процессу не способствовали. Но потом клип из "Игромании" просто заставил найти диск с наименее урезанной версией, а недавно перепройденный DMC3 тонко намекнул как его можно корректно перенастроить под себя.

Ответить

Максим Димитров

сэр
0

Это было не неудобно, это был абздец. Бросил на первой же битве.

Ответить

сэр Макс Фрай

Максим
0

Слабак :-) Я прошел полностью, ещё там была тварь с щупальцами, которые можно было отстрелить, чтобы спокойно по глазам фигачить, но я протупил и убил тупо стреляя в глаза... Меня игра так захватила, что было плевать на управление.

Ответить

Flame

сэр
1

Оо, вовремя про глаза напомнил! В общем, вот пример истинно непослушного управления — управление почти любой игрой-тиром (обычно производства American Laser Games в 90-х, с видео) на геймпаде, а не с мыши или пистолета! Вот где жесть-то была. %)

Ответить

Максим Димитров

сэр
0

Это при том, что DMC, Dark Souls и Ведьмака я предпочитаю играть на клавомыши. Но 4-ый Резидент меня сломал :(

Ответить

сэр Макс Фрай

Максим
2

Никакой мыши... из-за кривого порта и отсутствия пада, играл чисто на клаве. Хренов пианист.

Ответить

Максим Димитров

сэр
1

А я ещё себя игроизвращенцем считал..........

Ответить

сэр Макс Фрай

Максим
0

Нет предела совершенству.

Ответить

Alexander Zholkovskiy

Максим
0

Не знаю, я тоже первый раз проходил RE4 на ПК управляя с клавиатуры и каких либо трудностей не испытывал. Единственное, я тогда специально для тира ставил мод на управление мышей, чтобы выбить максимальное количество очков, но помимо тира им не пользовался. У меня тогда был в распоряжении и хороший геймпад от Logitech, но игру я проходил именно с клавиатуры.

Ответить

Славик Литвин

сэр
0

Сам проходил re4 на клаве на всех сложностях, как же весело было целиться и стрелять на shift и enter, и управлять камерой на wsad), туда же и dmc3 миллион раз перепройденный на клаве.

Ответить

сэр Макс Фрай

Славик
0

Это не весело ;-(

Ответить

Славик Литвин

сэр
0

Это была целая игра в игре - методом тыка понять, что за что отвечает в игре, а что начиналось во время внезапных qte... ммм незабываемые воспоминания)

Ответить

Alexander Zholkovskiy

Славик
0

А можно было просто открыть "readme" файл в директории с игрой и посмотреть какие клавиши за что отвечают. Вы не слышали про существование инструкций (manual) к играм?

Ответить

Славик Литвин

Alexander
0

Это было очень давно, прошел только месяц как я у меня появился свой личный ПК и тогда, будучи типичным школием, я знать не знал о каких-то "readme" файлах.

Ответить

Alexander Zholkovskiy

Славик
0

Вам и пылесос никто без инструкции не продаст, с играми та же ситуация и сейчас. Консольные дисковые релизы все идут с книжечкой, только в цифровых версиях отсутствуют инструкции, но сейчас обучение и так встроенно в начальные стадии игры, так что их наличие скорее дань прошлому, нежели необходимость. Раньше и в пиратских ПК релизах зачастую никто не вырезал инструкции, и они всегда лежали в виде текстового файла в папке с игрой. Обычно это был txt с названием readme. В том же пиратском RE4 такой файл был, я ещё помню, что распечатывал себе памятку с него, так как забывал привязку клавиш клавиатуры к надписям на экране в QTE.

Ответить

Славик Литвин

Alexander
1

Я не пойму зачем ты пишешь очевидные вещи? Это и так знают все, кто не вчера впервые сел за видеоигры. Сам раньше правил графику и разрешение через ini файлы, если игра нормально не работала. Ну и всякие эмуляторы, когда впервые с ними знакомился, были том еще весельем.

Ответить

Alexander Zholkovskiy

Славик
0

Судя по тому, что большинство людей в ПК версии RE4 не знали, что надо жать во время QTE - вещи далеко не очевидные.
Ты и сам написал: "я знать не знал о каких-то "readme" файлах".

Ответить

Славик Литвин

Alexander
0

"Ты и сам написал: "я знать не знал о каких-то "readme" файлах"."

Я так же написал, что тогда ПК у меня только появился, я был школьником и это было 11 лет назад)

Ответить

Alexander Zholkovskiy

Славик
0

Там даже ссылка на readme файл была в самом лаунчере, трудно не заметить. Файл с инструкцией специально называли "прочтименя", но его всё равно никто даже не открывал:)

Ответить

Славик Литвин

Alexander
0

Кстати на моей пиратке(или лицензии?) лаунчера не было, а readme как и сейвы лежали в корне игры.

Ответить

сэр Макс Фрай

Славик
0

Незабываемые несомненно...

Ответить

Егор Пахотин

сэр
0

Никогда не понимал ненависти к управлению в RE4. Если к нему немного привыкнуть, то все вполне играбельно. Я после первого часа игры даже жаловаться перестал. Тоже релизную версию прошел.

Ответить

сэр Макс Фрай

Егор
0

Ты проходил на клавиатуре без мыши?

Ответить

Егор Пахотин

сэр
0

Релизную пиратку прошел, говорю же. Где еще на левый и правый Shift целиться надо было, и угадывать методом тыка, какие клавиши под каким номером в QTE отображались :)

Ответить

сэр Макс Фрай

Егор
0

И ты хочешь сказать, что это нормально?

Ответить

Вадим Божинов

Егор
0

Спустя несколько лет вышла версия где можно стрелять с мышки, с mouse aim. И вся игра превращается в очень лёгкий тир с паралитиками.

Ответить

Фома Неверующий

сэр
0

а в Дарк Соулс кто нить пробовал? ))

Ответить

сэр Макс Фрай

Фома
0

Не, все Соулсы и Бб я уже проходил, как задумано разрабами, на геймпаде

Ответить

宮本-茂 横井-軍平

Фома
0

Там относительно адекватное управление на клавомыши, прошел так вторую и третью часть. Единственное - там комбинации клавиш. К примеру A - это Shift+ЛКМ. К такой фигне надо привыкнуть и играть станет даже частично удобнее, чем на паде. Проверил на себе управление на клавомыши и Dualshock 4, победило первое.

Ответить

Vsafyan

Фома
0

Я третью часть спокойно на клаво-мыши прошел

Ответить

Евгений Петров

8

Два слова: Gravity Defied.

Ответить

Славик Литвин

Евгений
0

Кто-то ее еще помнит, помню еще в младшей школе на старых Сименсах рубились в нее сутками.

Ответить

Илья Громов

Славик
1

я ее из плеймаркета недавно скачал, огонь

Ответить

Евгений Петров

Илья
0

Ну, это уже не то. На кнопочных телефонах управление ощущалось "на кончиках пальцев" (и это не сарказм), в отличие от сенсорных экранов, где очень мало обратной связи.

Ответить

Alexander Toksubaev

3

Чёт слабовато, ребята в комментах, слабовато.

На NES (Денди) была игра Street Cop, картридж с которой попал к вашему скромному слуге. Крестовина джойстика в игре не работала(были протестированы джойстики со всех известных в округе приставок), а персонаж перемещался лишь при помощи удара дубинкой. Таким макаром, нажимая одну лишь кнопку, и двигая героя по горизонтали миллиметр за миллиметром, мы с приятелем умудрились пройти всего 2 уровня - это заняло много-много часов, после чего картридж выменяли на что-то другое.

Спустя много лет я пытался найти в интернете причину такого адского косяка с управлением и выяснил, что игра использовала специальный контроллер, и игра при помощи обычного джойстика была не предусмотрена вообще. :)

https://www.youtube.com/watch?v=wHihLVP1z4Y

Ответить

Никита Куц

2

есть целая группа игр, в которых персонажи реагируют на нажатия кнопок неточно, неправильно и вообще управляются с трудом. Причём это сделано специально — чтобы выразить какую-то идею, создать ощущение реалистичности или развеселить игрока.

Getting Over It With Bennett Foddy. Идея проста - попытайся добраться до вершины, падай, страдай, пытайся снова. Опять падай, страдай и пытайся снова. Чтобы страдать. Снова! А знали бы вы, как весело скатываться по змейке с самого верха в самый низ, ух!

Ответить

宮本-茂 横井-軍平

Никита
0

Спасибо, тут все знают об этой игре
У нас тут всякие администраторы по популярности текут(40к накрученных подписчиков у Елистратова как бы намекают) поэтому узнаем все оперативно

И да, я говорю "у нас", ибо читаю дтф давно и был до этого в ридонли

Ответить

Дмитрий Мучкин

宮本-茂
1

40к накрученных подписчиков

Интересно!

Ответить

Flame

0

Надо было переводить как "неудобное" или даже "неинтуитивное", а не "непослушное", вероятнее всего… :)
Из всего перечисленного разве что мотоциклы фигово управляются, по причине спрайтовости. А в Спейсвар или Астероидс вообще близкое к идеальному управление же, никаких лагов и практически 100% предсказуемая механика, просто придется привыкать, ну как и в остальных играх.
Кстати Астероидс — упрощенный Лунар Ландер? Может скорее Спейсвар с астероидами и без звезды?
Вот Cauldron можно пнуть (и другие платформеры того времени), но не за конкретно управление, а за механику, пушта игроделы того времени часто ленились делать прыжок плавной дугой (и управляемой, но это уже придирки).

Ответить

W1t

0

А как же Exanima? В игре такая лютая механика управления, а о ней ни слова..

Ответить

Имярек Имяреков

W1t
0

По сути, там примерно такое же управление, как и в Готике (лкм+стрелки). Дергать мышью для атаки не нужно.

Ответить

DoorInSummer .

0

Интересно, а сколько игроков назовут такие игры дерьмовыми или просто скажут что не готовы за них платить ? Игры то замечательные, но многие даже 5 минут в них не выдержат.

Ответить

Hr0ffT Xirrantos

0

Как я любил lunar lander играть...

Ответить

Роман Романов

0

Sumotori Dreams
One must fall
Gang Beasts

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]