SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Обзор на магнум опус Frictional Games без спойлеров.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Знаете, я не особо люблю хорроры. Не из-за того, что мне страшно в них играть – вовсе нет, побояться я не против. Просто большинство попадающих в моё поле зрения "ужастиков" предлагают пугаться лишь разного рода скримеров и гоняющихся за тобой монстров, будто бы забывая про создание хоть сколько-то интересной истории или же гнетущей атмосферы.

Подобные проекты тоже имеют полное право на существование, ведь если вам внезапно захотелось пощекотать себе нервы и повысить уровень адреналина в крови, то это один из наиболее легчайших способов такое провернуть. Что-то вроде аттракциона ужасов без какой-либо смысловой нагрузки: прошел и забыл.

Но мне гораздо больше нравится, когда игры остаются в твоей памяти надолго, напоминая о себе даже годы спустя. В значительной мере поэтому, пусть SOMA и маячила перед глазами довольно продолжительное время, я не горел желанием в нее погружаться. Да, разумеется, «крайне положительные отзывы» игнорировать было невозможно, однако всякий раз у меня получалось убеждать себя отговорками в духе «жанр не мой».

И что я могу сказать сейчас, после того, как пересилил свою недоверчивость и полностью прошел сие творение от Frictional Games? Я чудовищно ошибался.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Управлять вам предстоит Саймоном Джареттом, который не так давно попал в автокатострофу и заработал серьёзную травму головы. По словам врачей, жить ему осталось недолго. И, чтобы повысить свои шансы остаться в нашем мире подольше, он соглашается на экспериментальное сканирование мозга. В процессе процедуры герой теряет сознание и приходит в чувство уже на какой-то полуразрушенной станции абсолютно один.

Собственно, именно с этого момента стартует основное действие SOMA. А первым главным мотиватором игрока становится найти ответы на вопросы "Как Саймон здесь очутился?", "Какой сейчас год?" и "Почему вокруг ни единой живой души?".

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Не торопясь раскрывать все карты сразу, проект с самого начала настраивает на немного загадочный тон повествования, сохраняющийся на протяжении практически всего хронометража, поскольку на смену одним вопросам то и дело будут приходить другие. И, что важнее, игра предельно чётко отвечает на каждый из них, если он касается истории.

С помощью увлекательно написанных диалогов, содержательных записок и аудиозаписей постепенно складывается общая картина произошедшего на станции. То есть, в плане сюжетной обоснованности неудовлетворённым вы явно не уйдёте.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Вряд ли удастся уйти и от экзистенциальных размышлений над теми достаточно спорными и глубокими проблемами, которые поднимает и развивает SOMA по ходу прохождения. Что такое сознание, гуманно ли его оцифровывать и что значит быть человеком – основное, над чем Frictional Games призывает пофилософствовать.

Однако это не значит, что помимо приведённого перечня проект не натолкнёт вас на иные не менее существенные рассуждения, ведь, несмотря на относительно скромную продолжительность (11 часов), у него вышло задеть довольно широкий спектр тем. В том числе здесь, к примеру, нашлось место одиночеству, а также жизни и смерти.

Следовательно, отклик в вашей душе может вызвать что угодно.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Впрочем, рефлексировать игрок будет не один, так как разработчики потрудились над тем, чтобы главный герой чувствовался настоящей личностью, а не очередным молчаливым болванчиком. Правдоподобно реагируя на любую ситуацию в игровом мире, он ощущается более человечным и приземлённым.

Необычайно часто протагонист будто и вовсе напрямую транслировал мои мысли, благодаря чему ассоциировать себя с ним особых трудностей не составило.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Вдобавок, дабы Саймон не сошел с ума, бродя совершенно один по ужасающей подводной станции, в определённый момент ему повстречается Кэтрин Чун – бессменный путеводитель и единственный компаньон главного героя.

Стоит сказать, что она тоже получилась на редкость живой. Пускай со своими тараканами в голове и временами холодно-апатичным характером, героиня всё равно воспринимается по-особенному обаятельной. Вместе с протагонистом они пройдут путь от скрываемого недоверия до зарождающейся дружбы.

И, к слову, за этой химией весьма приятно следить. Вероятнее всего, исключительно разговоры с Кэтрин и будут служить для вас тем самым островком безопасности и спокойствия в столь гнетущей в остальных аспектах SOMA.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

А вселять чувство беспокойства игра действительно способна. Причём, делает она это порой достаточно нестандартно – посредством сложных моральных выборов, периодически встречающихся по сюжету. Все они построены таким образом, чтобы однозначно лучшего выхода из сложившейся ситуации попросту не существовало.

Например, вы выберете безболезненно и незаметно лишить жизни того, кто уже обречён на жестокую смерть, или позволите ему дожить свои последние мучительные дни, пусть даже это может повлечь за собой самоубийство в порыве отчаяния?

Только игрок определяет, является ли кровопролитие в подобном случае несправедливой казнью или же избавлением от страданий. SOMA, в свою очередь, не намерена принятые решения осуждать, поэтому концовка здесь всего одна.

Соответственно, задумка предлагаемых дилемм заключается в другом: они оттеняют основную проблематику проекта, в очередной раз дают повод поразмышлять над крайне непростыми вопросами, а также позволяют понять, в до чего безнадёжное и бедственное положение попал главный герой.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Кстати о концовке. На мой взгляд, финал вышел очень сильным и вполне способным оставить после себя мощное эмоциональное потрясение, не отпускающее ещё какое-то время. Лично я несколько минут сидел перед монитором с комом в горле, перед тем как окончательно закрыть игру. И, хотя о том, что конкретно произойдёт в развязке, реально узнать ощутимо заранее, от этого менее вводящей в ступор она не становится.

Некоторые вопросы вызывает лишь слегка странное поведение Саймона в предпоследней сцене, однако, учитывая, сколько всего ему пришлось пережить за один день, понять действия протагониста всё-таки можно.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Геймплейно же SOMA является чем-то наподобие "симулятора ходьбы". Главный герой не умеет атаковать или как-либо по-другому воздействовать на супостатов – спасаться от разного рода монстров вам придётся путём избегания прямых столкновений.

При этом тактика ухода от тварей постоянно будет меняться: на кого-то нельзя смотреть, кто-то реагирует исключительно на звук, а к кому-то не стоит подходить слишком близко. В то же время столкновений с ними, на самом деле, не так много, однако каждая стычка хорошо срежиссирована.

И, что немаловажно, здесь нет "дешёвых" скримеров. Зачастую о присутствии монстра на локации игрок узнаёт раньше его непосредственного появления, в дальнейшем находясь в томительном и жутком ожидании.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Но и за рамками конфронтаций с врагами проект не снижает градус напряжения, в первую очередь, пугая давящей атмосферой.

В декорациях станции, где даже без людей механизмы всё ещё выполняют свои функции, чувствуется равнодушие и отчуждённость, а при выходе в открытый океан ощущение всеобъемлющей беспомощности внушают уже целые километры чёрной пустоты над головой.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

И, наконец, дополняет данную картину отличный саунд-дизайн. Окружение обладает максимально реалистичным и глубоким звучанием, различные шорохи и другие посторонние шумы удачно создают эффект чужого присутствия, а минималистичная музыка подчёркивает в определённых этапах игры нужное настроение.

На выходе атмосферный визуал в совокупности с проработанным звуком иногда генерирует прямо-таки запоминающиеся кадры, когда во время шторма по дну океана ты следуешь за еле заметными сквозь мрак и толщу воды фонарями, предвкушая скорую встречу с мутировавшим до огромных размеров глубинным существом.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Из минусов я бы выделил не такие уж и оригинальные головоломки (благо, они попадаются редко), а также то, что пару раз было непонятно, куда идти и что делать. Тем не менее, на моём общем впечатлении от игры эти недостатки никак не сказались.

SOMA – Экзистенциальный хоррор, которого мне не хватало

Таким образом, Frictional Games разработали по-настоящему интеллектуальный хоррор, который пугает не столько устрашающими тварями, сколько поглощающей атмосферой безысходности и собственного бессилия.

Подкидывая всё новые и новые далеко не жизнерадостные темы для размышления, SOMA чуть ли не вызывает у игрока экзистенциальный ужас, не отпуская даже после полного прохождения.

Также язык не поворачивается назвать примитивным и геймплей, потому что его простота в связке с блестящим нарративом дарит воистину превосходный игровой опыт.

Для меня, изначально не ожидавшего никаких откровений, этот проект мгновенно стал одним из самых любимых. А поэтому я однозначно его рекомендую.

12K12K показов
1.7K1.7K открытий
22 репоста
25 комментариев

Как же я расстроился когда после шедевральной сомы разрабы опять выпустили амнезию.
Это как играть в ЕР после секиро.
Деградация, шаг назад.

Ответить

Амнезии вообще намного слабее сомы, играл после сомы, показались средненькими игрухами

Ответить
Комментарий удалён модератором

Это как играть в ЕР после секиро.Учитывая, что игры разных жанров, ЕР отлично играется. Не лучше DS2, конечно, но, как арпг, колечко неплохое.
А Амнезия: Rebirth полная фигня, тут да. Я ещё думал, что сценарист в студии тот же остался, так что даже предзаказ оформлял.

Ответить

Чтобы вы здохи пидорасы

Ответить

СОМА реально шедевр, жаль что разрабы пошли в какую то другую сторону, ну наверное для широкой аудитории Амнезия оказалась более успешной, узнаваемость у этого имени куда больше.

Ответить

В чем шедевр ?

Ответить