«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

Лучшая игра Frictional Games с настолько жуткой и депрессивной атмосферой апокалипсиса, что монстры ей вовсе и не нужны.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

После полного прохождения и осознания всей происходящей ситуации на станции PATHOS-II, лично для меня монстры, от которых ничего кроме как бегать кругами ты не можешь, получились скорее раздражающим элементом, чем пугающим.

Ведь страх преследует игрока постоянно: страх темноты, страх неизвестности, страх глубины, страх смерти и в конце — страхи экзистенциальные.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

Да, спустя несколько лет после выхода игры разработчики представили Safe Mode, в котором монстры уже не так резко на тебя реагируют, но все равно могут убить.

И ведь никакой сюжетной глубины они особо не несут. Есть, конечно, Терри Акерс, который сам себе вырвал глаза, есть Йохан Росс, который получился настолько неоднозначным и несуразным персонажем, что я до последнего думал, что Росс – это либо какая-то галлюцинация, либо сам НИУ. У меня почему-то не было титра с именем, так что я только по роликам на YouTube понял, кто это был.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

А кто были остальные монстры – непонятно. Просто члены экипажа?

Намного большее впечатление производило то, что стало с теми, кто был «подключен» к аппаратам жизнеобеспечения, а не несущиеся на тебя монстры, от которых даже закрывающаяся дверь не спасет. Ведь даже если они по сюжету слепые, то кнопку открытия двери все равно найдут.

Еще очень сильно раздражал эффект искажения при получении урона от противника, который не исчезал пока не найдешь аптечку – в настройках игры это почему-то называется цветоделение. Отключил его уже через час после начала прохождения, настолько некомфортно было глазам. В игре и так хватает всяких «технических» искажений при приближении к монстрам.

Я до последнего считал, что Кэтрин нас все-таки предаст и не перенесет последнюю копию сознания Саймона. У меня была идея, что НИУ каким-то образом на нее повлиял и, возможно, именно через нее сам НИУ хотел попасть на Ковчег.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

По двум причинам: первая – на энцефалочипе Кэтрин был структурный гель, через который теоретически НИУ мог ее контролировать, и вторая – так совпало по игре, но когда Саймон рассказывает ей, что может слышать «черные ящики» людей, то позже мне стали попадаться люди только с взорванными головами, как будто кто-то не хотел, чтобы я узнал какие-нибудь неудобные подробности.

Например, что Кэтрин убила часть команды, которые были против Ковчега. Как вам такая идея? А какая могла бы быть дилемма – является ли человек до сих пор убийцей, если его сознание было скопировано в новое тело или устройство.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

И хотя через некоторое время вторая причина отпала сама собой, но напряженные разговоры с Кэтрин, ее психологический профиль, который можно было понять по остаткам различным записям, наталкивали на мысль, что мы в этом путешествии выступаем для нее лишь в роли посыльного.

Отдельно хочется отметить, что после прохождения, несмотря на любой выбор, сделанный в игре, за 8-10 часов ты открываешь все достижения в Steam. Так что спасибо, SOMA, за еще один подсолнух.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

И судя по статистике, 31% игроков, кто хотя бы раз запускал игру, прошли ее до самого конца. А это говорит о многом.

Кто бы мог подумать, что погружаться во тьму сознания можно с таким интересом. Устрашающее непроглядное океанское дно принимает нас в свои объятия и не отпускает до самого конца, наполняя раз за разом гнетущей атмосферой обреченности.

Не так часто получается полностью синхронизироваться с главным героем, сопереживать ему и верить во все происходящее, глядя на мир его глазами.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

Хотя, конечно, перед нами обычная бродилка. Потрогать можно очень многое, взять в руки, покрутить, правда толку от этого особо нет, кроме терминалов и планшетов с информацией, раскрывающей лор игры.

А грамотная работа со светом и звуком придает еще больше оттенков таинственности.

«Это не мы! Они – не мы!» – личные впечатления после прохождения SOMA

В 1886 году Фридрих Ницше в своей рукописи «По ту сторону добра и зла» написал следующее: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

В SOMА бездна не взирает на тебя. Ей все равно. А смерть уже не так и страшна, когда погибло все.

18K18K показов
2.3K2.3K открытий
22 репоста
34 комментария

Лучшая игра от frictional games. Концовка меня просто убила в хорошем смысле. Я такого ни в какой игре не ощущал. Немного душноватый геймплей под водой, но вспоминая как я играл тогда, мне сейчас все нравится. Монстры в тему, это часть лора игры, тк это пораждение того структурного геля, который «поддерживает» жизнь на патосе. Если к ним подход найдешь, то все окей. У каждого есть слабое место. В игре прекрасная озвучка, особенно гг, он все комментирует, глубоко дышит в опасные моменты, это прям хорошо играет на атмосферу.

Ответить

Мне наоборот под водой нравилось бродить, клёво реализовали момент накачки и стравливания воды. Виды прикольные, атмосферно и в целом будто бы безопаснее себя чувствуешь, за исключением пары моментов, где убегать приходилось.
Про озвучку согласен, вообще натыкаясь на подобные проекты потом хочется еще во что-нибудь такое же атмосферное залететь.

Ответить

Концовка меня просто убила в хорошем смысле. Я такого ни в какой игре не ощущал

Это ты видимо ещё в Signalis, Nier, Lisa не играл.

Ответить

Концовка шикарная, хотя ГГ ведёт себя "слегка" наивно. Ещё в середине игры было понятно что спасения не будет для него. Да и в целом. Столько телодвижений ради спасения копий-программ людей. Ладно бы они планировали пересидеть на спутнике до окончания катаклизма и до того как автоматические заводы восстановят биосферу. А так мотивация обитателей станции странная на мой взгляд.

Ответить

У игры есть классная фанатская русская озвучка, с ней игра раскрывается лучше, и, конечно, играйте только на сложности стори, монстры в игре только раздражают, и, да, выключайте режим изменения цвета картинки, идиотское решение, сама игра и история отличные

Ответить

Игра с настолько депрессивной концовкой что я тильтанул на 12/10. Я конкретно стремаюсь глубины, поэтому момент где гг остается в кромешной темноте неспособный даже умереть или вылезти из кресла - трындец. И игра ещё такая: "Опишите что вы чувствуете", я чувствую как будто меня мощно выебали без права отказаться, спасибо.

Ответить

Всё так

Ответить