{"id":4091,"url":"\/distributions\/4091\/click?bit=1&hash=5d2a60f4cec46654c574d2827117bd39761eb7672f9ddb70400ce2297b63e50c","title":"\u041a\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u043d\u0435 \u0445\u0432\u0430\u0442\u0430\u0435\u0442 \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443 \u0441\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u0443","buttonText":"","imageUuid":""}

Как The Banner Saga вернула мне веру в RPG

Боги мертвы. Солнце остановилось. С севера надвигается тьма.

Таким вступлением начинается первый эпизод трилогии The Banner Saga - проект бывших сотрудников Bioware, которые решили уйти из компании чтобы сделать игру мечты. Основатели студии были готовы финансировать разработку из собственных накоплений, но благодаря успеху на Kickstarter и жестким переработкам небольшой инди студии удалось создать потрясающую игру, рядом с которой большинство современных "больших" релизов и рядом не стояли.

Я очень устал от одинаковых рпг, где команда всемогущих героев спасает мир от зла без малейшей возможности на неудачу, и мы решили создать полную этому противоположность.

Алекс Томас, один из создателей The Banner Saga

В своем интервью после выхода заключительной третьей части Алекс, который со своими коллегами покинул Bioware после выхода Star Wars The Old Republic, подробно рассказывает об идеях, на которых они основывали свою игру.

Индустрия уже давно приучила игроков к комфорту. Всегда есть хорошая сторона конфликта и плохая. Каждый выбор всегда однозначно правильный или нет, а последствия предсказуемы. Каждый важный персонаж неуязвим и с ним ничего не случится, потому что так требует сюжет. При любом неудачном решении можно просто перезагрузиться.

Разумеется, есть исключения, но на эти установившиеся стандарты невозможно закрыть глаза. И я не могу не восхищаться тем, как Banner Saga их разрушает.

И пришла тьма

Мир игры, вдохновленный скандинавской мифологией, долго был разрознен войной между людьми и варлами - рогатыми великанами, которые живут веками, но не могут размножаться. Когда-то их создавал один из богов, и после его смерти варлы стали вымирающим видом. Им пришлось обьединиться против появившихся драгов - загадочной расы каменных существ, которых все считают бездумными монстрами - и после того, как их удалось вытеснить на дальний север, установился хрупкий мир.

Группа варлов прибывает в людской город Стрэнд с дипломатической миссией, где их просят провести караван с молодым высокомерным принцем. И все бы ничего, но глава варлов умирает при странных обстоятельствах, а в окрестностях замечено крупное количество драгов. Параллельно с этими событиями, в другой части континента те же драги появляются в небольшой деревушке, и простой охотник Рук вместе со своей дочерью вынужден возглавить ее жителей и довести их до безопасности. Только вскоре оказывается, что безопасного места нет - драги повсюду, и они тоже от чего-то бегут.

Благими намерениями вымощена дорога в ад

От лица Рука нам предстоит вести беженцев от надвигающейся армии, и здесь все механики игры идеально сочетаются с нарративом. Во время движения по карте мира расходуется еда, собрать которую во время бегства из деревни не было времени. Так же она тратится во время отдыха, без которого упадет мораль, а войны не смогут залечить полученные ранения. На фоне этого просьба встретившихся людей присоединиться к вам и поделиться провизией выглядит заманчиво, но это наверняка обернется неожиданными неприятностями. Во время пути одна из телег с припасами упадет в овраг и придется выбирать: пожертвовать и без того скудными запасами или потратить время и достать их, пока драги наступают вам на пятки.

И это только пара таких событий из самого начала первой части - происходить они будут постоянно на протяжении всей трилогии. Стоит ли пускать людей на и без того забитый корабль? Какое вам дело до горящей неподалеку деревни? Ставите ли вы безопасность своего клана выше остальных? Обычно решения влияют только на благополучие вашего каравана и возможность избежать очередной битвы, но порой приводят к совершенно неожиданным и серьезным последствиям.

Никто не защищен

Может, это сравнение и покажется изьеденным, но Banner Saga очень напоминает Игру Престолов своей безжалостностью к собственным персонажам. Только здесь ответственность за гибель героев лежит на игроке, что дает совершенно другой уровень эмоций. Вы можете в самом начале отправить надоедливого принца на верную смерть, так и не узнав его историю. Или отдать приказ оборонять ваш тыл до последнего, пока остальные отступают. Иногда вы можете потерять важного персонажа из-за собственной нерешительности или жадности - варианты действий зачастую прописаны так, что предугадать их последствия нельзя.

Почему это так важно? В игре есть только автосохранение, а это значит, что вам могут понадобится часы, чтобы переиграть нужный момент. Это заставляет думать над каждым выбором и воспринимать игру как художественное произведение, а не перезагружаться до тех пор, пока не получишь желаемый результат.

Холмы из наших костей

Последняя и, наверное, главная причина моего восторга в том, насколько целостно воспринимается трилогия. Сколько удачных примеров эпизодических игр вам приходит в голову? Отрицательных? Легко: концовка Mass Effect 3 разочаровала практически всех, Walking Dead создавала лишь иллюзию выбора, Life is Strange в последнем эпизоде выбрасывала на помойку четыре предыдущих.

The Banner Saga в этом плане если и не идеал, то максимально к нему приближена. Stoic Studio удалось рассказать эпическое фентези, где каждый новый эпизод получился грандиозней предыдущего. Где последствия твоих действий в первой части проявляются во второй и даже третьей. Где нелинейность проработана настолько, что двух прохождений не хватит чтобы увидеть все. И где на титрах после концовки тебя посещает мысль, что ты пережил нечто потрясающее.

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Валера Прав

Как Doom Eternal вернул мне веру в стратегии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Emanon
Автор

Вроде даже ру википедия скажет, что trpg это rpg, только с пошаговой боевой
Но шутниккам на дтф виднее (:

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Коробков
Только здесь ответственность за гибель героев лежит на игроке

Нет, и  это очень раздражает. Каким хером я должен был знать, что при выборе одного из вариантов мой лучший герой погибнет с концами? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Emanon
Автор

Ты должен был подумать головой и взвесить свое решение. "Я должен был знать" - тот самый комфорт и предсказуемость, о котором говорил и автор, и написал я. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
dreamre

Интрига! Необычное чувство когда читаешь книгу и можешь делать выбор, но как дальше пойдет неизвестно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Entvy

не знаю как там с рпг, но из-за того, что время от времени выходят такие вещи как баннер сага, я все еще играю в игры

Ответить
Развернуть ветку
Топ Тяночка

Очень долго облизывался, глядя на баннер сагу, в карантин вот наконец выделил время в нее поиграть. И она меня очень разочаровала. Первая часть понравилась, но под конец я уже заскучал, вторую добил, но было очень скучно, третью даже не начинал.

+ Хороший арт в оригинальном стиле. Не стотысячное аниме, не квадратные примитивные мультяшки, не лоу-поли.

- Нельзя предугадать, как твой выбор повлияет на твоих персонажей. Можно потерять сильнеших персонажей на пустом месте, и придется загружаться, потому что не хочешь играть этими сраными слабыми людьми, а хочешь всех рвать варлами. "Переигрывать последние два часа" не придется, автосохранение каждый ход вроде бы
- Много проходный персонажей, которые в хуй не вперлись и которых всю игру вообще не трогаешь и они сидят у тебя перволевельные где-то в закромах
- сюжет - очередная эпик хунта про спасение мира в сеттинге "викинги, чудовища, боги, конец света"
- геймплей довольно быстро надоедает. По сути, он состоит из пошаговых битв и диалогов. Диалоги не интересны, потому что части из них - со всякими ноунеймами, которых ты не берешь в отряд и к которым не испытываешь эмоциональной привязанности, другая часть - "навернем эпик хунты про спасение мира и конец света", а третья часть - "ух ща заставим делать сложный выбор на пустом месте". А битв много и они довольно однообразны

Еще я когда играл, сравнивал сагу с Dead In Vinland - похожий сеттинг, пошаговая боевка, события и диалоги с выбором. И вот как по мне, в Dead In Vinland побольше всяких механик, геймплей поразнообразнее, история там более камерная и засчет этого ближе и понятнее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Astemir Abazekhov

Сюжет, кстати, как раз уникален тем, что мир уже точно не спасти, только маленькие оставшиеся осколки

Ответить
Развернуть ветку
Riverander

Веру в RPG? Гм..

Ответить
Развернуть ветку
rongfor

За статью спасибо, за заголовок дизлайк. Игра отличная, но вот только это ни разу не RPG.

Ответить
Развернуть ветку
Sanya Mimruk

Забавно, как каждый второй комментарий о том, что "это не РПГ". Это конечно спор, в котором не бывает победителей, но все же:

- Открываю книгу The CRPG Book: A Guide to Computer Role-Playing Games и вижу там Баннер Сагу как тактическую РПГ.

- Захожу на форум РПГ Кодекса и вижу, что Баннер Сагу там считают тактической РПГ.

- Захожу на РПГвотч и там тоже Баннер Сага числится тактической РПГ.

- Захожу в комментарии на ДТФ и вижу особый уровень экспертности.

Помню, как-то играл в игру, которая называлась Final Fantasy Tactics. Люди говорят, что это тактическая РПГ. Видимо тоже врут.

Но вообще, значительно интереснее спорить о том, насколько РПГ третий Ведьмак или можно ли называть Зелду РПГ. Там уровень экспертности вообще зашкаливает временами.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Зелду кто-то когда-то называл рпг? Что?
А по сути давно уже опора вводить поджанр "тру рпг", в который будут входить все вот эти выборы, нелинейность , и т.д. И олдфагам обидно не будет, что их настоящие ролевые игры в поджанр определили , ведь "тру" же.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Василий Зайцев

кто-то явно не играет в рпг, если выдает такие тупорылые заголовки

Ответить
Развернуть ветку
rongfor
а войны не смогут залечить полученные ранения.

воины, блядь.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Непомнящий

Никак вы блядь не научитесь!!!

Ответить
Развернуть ветку
Emanon
Автор

У меня есть много оправданий этой ошибки, но она реально глупая(

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Apanasik

Начали за здравие, как говорится. Первая часть была отменной. 2 слабее, а вот 3 кое-как через силу уже проходил )=

Ответить
Развернуть ветку
Emanon
Автор

Во второй части отлично показано как гг сломлен после концовки первой, эпизод с проходом через разлом пробирал до мурашек, а повествование Болверка давало почувствовать себя главой беспринципных наемников, которые не гнушаются убийств мирных людей и мародерства.

Третий эпизод полностью менял перспективу, показывая последний оплот человечества, разваливающийся изнутри из-за междуусобиц и паранойи. Идея с обратным таймером, когда из собранных ресурсов и людей складывается оставшееся время просто гениальна. А чем могло не понравится путешествие к центру земли по искаженным локациям, я вообще не представляю. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
dreamre

Может на то и был расчет? Персонажи как и игрок вымотаны

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Poland Premium

Жизненно

Ответить
Развернуть ветку
Astemir Abazekhov

Ты прям сюжет игры описал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

ну полноценной рпг ее назвать сложно

лучшая часть игры - арт, ну и атмосфера безысходности. при этом сам сеттинг уныл и избыточен (зачем нужен миллион отметок на глобальной карте, еще и с описанием к каждой? райтеров нечем было нагрузить?), боевка - ничего особенного, на периодически дохнущих в результате ВАЖНЫХ ВЫБОРОВ (ТМ) персонажей в общем-то похуй, потому что их толпа и 90% этой толпы никак не раскрыты 

тем не менее прошел недавно все три части подряд, на 6 из 10 по моему личному рейтингу вполне тянет

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Max

А на семерочку что тянет? Так, ради интереса. Ну и десяточку, если можно, огласите.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
dreamre

Возможно они хотели сделать более глубокую игру, но наработки в какие остались, решили не убирать.
Вообще сеттинг на самом деле можно углублять и расширять, как раз такая скупость информации и работает на атмосферу, и на то что многое остаётся за кадром. Очень хотелось бы полноценной RPG в этом самобытном сеттинге, выбор персонажей, раскидывать врагов самолично, можно даже вообще кооп сделать

Ответить
Развернуть ветку
Astemir Abazekhov

А в чем избыточность то? Тут нет тонн текстов в виде кодекса из игр Bioware. Лор тут как раз минималистичен и эффективен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Poland Premium

Жалею о потраченном времени на данную серию, первая игра была очень крутой, но дальше было только хуже, вкаждую игру добавили по одной фишке, и все, не могу я почувствовать масштаб в локальных битвах 5 на 5, а рутина под конец заставила меня просто слить концовку, ну не смогли разрабы заставить меня сопереживать под конец.

Ответить
Развернуть ветку
dreamre

Клифхэнгеры порой очень крутые, масштабность в голове просто рисуешь и всё, тем более артом это выделяют

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Глеб Чубик

Сколько пафоса то, боже. Мало того что игра и не РПГ, так и сама она ни в коем случае не шедевр. 90% персонажей- скучная толпа, выборы и смерти как будто рандомайзером крутили, а ТВИСТЫ ЕБАТЬ раздражают, а не удивляют. Приятный арт и музыка, пара неплохих персонажей- всё что подарила мне игра

Ответить
Развернуть ветку
Prison Mike

Одна из самых любимых серий. Рисовка и атмосфера просто на высшем уровне. Лор тоже довольно интересен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев
концовка Mass Effect 3 разочаровала практически всех

А меня вполне устроила. Коммандор Шеппард, пережив кучу сражений, чуть не умерев, слил судьбу всего человечества просто из интереса стрельнув по пацану. Даже переигрывать не стал, меня все устроило)

Ответить
Развернуть ветку
Astemir Abazekhov

Там проблема не в самом исходе, в куцости этого исхода

Ответить
Развернуть ветку
Gilbert Alexander

Игра конечно хорошая, но далеко не идеальная. Вторая часть сильно проседает после первой, а третья слишком короткая и некоторые арки вообще не развивает. Концовкам не хватает текстового наполнения. 

И раз такое дело пошло, то может мне кто-нибудь объяснить мотивацию Больверка для присоединения к искаженным в тройке? 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Динько

Вот за Больверка обидно было прям. Харизмы в персонаже много, очень не хотелось его убивать

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

его же ревун (или как звали того драга в ящике) ментально задоминировал

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dont Know

Напомните мне пожалуйста игру, которую сделали русские разрабы вдохновляясь сагой. Что-то перепройти захотелось.  (Как ни странно, мне она понравилась больше) 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Китманов

Ash of Gods

Ответить
Развернуть ветку
El Deni

Ash of Gods: Redemption

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
El Deni

"Кококо, это не рпг"
А что есть рпг?
Ведьмак - это рпг или экшончик?
Масс эффект - это рпг или шутерок?
Ну вы поняли...

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

тухлый байт, все адекватные люди знают, что ведьмак не рпг, а масс-эффект - дейт-сим в космических декорациях

Ответить
Развернуть ветку
киберкотики

тот случай когда про игру интересней читать чем играть.
комбат невозможный просто. Я люблю пошаговые игры, но.
а так арт классный, да.

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

невозможно скучный

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Вот кстати да, если б скипать боёвку и играть просто как в интерактивную книгу, было бы куда веселее.

Ответить
Развернуть ветку
Astemir Abazekhov

Кто-то вспоминает The Banner Saga, лайк не глядя.
И да, здешние титры это нечто потрясающее

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ланнистер
 Легко: концовка Mass Effect 3 разочаровала практически всех

Чем громче хейтеры критикуют что-то, тем охотнее сами объявляют, что объект хейта не нравится не только им, а вообще всем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Насонов

Проходил всё залпом после выхода 3 части. Действительно чувствовалось всё очень целостно, видно было проработку сюжета. Игра действительно захватывает, мне только кажется что потенциал боёвки не был раскрыт по-настоящему, её можно было дотянуть до куда более интересной активности.

Спойлер!

Я позволил дочери Рика сделать выстрел и словил настоящую пустоту, когда осознал масштабы. Поэтому когда третья часть начиналась с Рика, который не считаясь с жизнью бросался в самую гущь битвы, это было настолько сильно эмоционально заряженной сценой, что до сих пор всплывает в памяти. Правда не знаю, как это воспринималось у тех игроков, которые потратили много времени между выходом частей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
SkyWind54

В 21:9(32:9) шикарно игра смотрится

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Скаузер

Буквально на днях допрошел и сделал небольшой очерк:
С третьего раза всё-таки зашла Banner Saga. Решил закрыть гештальт полностью и взялся сразу за трилогию.
Как и писал ранее, в происходящем смог разобраться хоть примерно только спустя час другой. С самого запуска игры на нас наваливают тонну информации, историй и различных имен. Складывалось ощущение, что прохожу далеко не первую часть. Постепенно притерся к геймплею и сюжетке. Тут всё особо без откровений. Боевка достаточно стандартная для такого типа игр.
Мне показалось, что общий уровень исполнения, как ни странно, скорее деградировал с каждой частью. Хотя ожидал определенно развития какого-нибудь в геймдизайне. Третья сага совсем не зашла, допроходил уже через силу.
Визуальный стиль местами очень хорош. Особенно это касается задников. Но вот дизайн некоторых персонажей вызывал скорее негативные эмоции, они будто сошли с комедийного шоу по Эдалт Свим.
Аудио сопровождение на уровне, претензий нет.
По итогу могу сказать, что восторгов совсем не разделяю. Проект неплохой, но не более того. С большим натягом поставлю 7 из 10.
Сейчас планирую дать второй шанс духовному наследнику сабжа - Ash of Gods.

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда
null