Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Игры
Ефим Гугнин
9866

Обзор Spiritfarer — уютной игры о смерти Материал редакции

В закладки
Слушать

Spiritfarer — игра, которую легко не заметить. Даже по меркам инди она вышла тихо, без большого издателя и громких анонсов, и до самого релиза о проекте, кажется, знали единицы. И это расстраивает, ведь работа студии Thunder Lotus оказалась, наверное, одним из главных «тихих» шедевров года — это проникновенная игра, которая наверняка станет культовой в узких кругах. А, может, и уже стала.

Авторы описывают Spiritfarer как «уютную игру о смерти». Звучит парадоксально, почти нелепо. Но на самом деле эта фраза идеально определяет происходящее на экране — более ёмкий и удачный синопсис придумать сложно.

Главная героиня, Стелла, в начале истории встречается с Хароном — персонажем древнегреческой мифологии, который перевозит души умерших в загробный мир по реке Стикс. Тот передаёт игроку свои полномочия Паромщика и указывает, где найти маленький, пока ещё совсем неустроенный корабль, на котором и предстоит транспортировать бедных упокоенных к Вечным вратам.

Далее перед Стеллой открывается большая локация, по которой можно свободно перемещаться на своём корабле. На многочисленных островах находятся ждущие перевозки души и ресурсы для обустройства передвижного жилища. На корабле нужно строить огороды, поля и сады, чтобы выращивать пищу, а также кузницы, ткацкие станки, дробилки, овчарни и курятники, чтобы обеспечить пассажиров всех необходимым.

У каждой попавшей на корабль души есть свои желания — кто-то попросит Стеллу построить им отдельный дом и обустроить его разными аксессуарами, кто-то закажет определённое блюдо, ингредиенты к которому не сразу получится найти. Для выполнения этих желаний-квестов неизбежно понадобятся конкретные ресурсы — а чтобы их получить, придётся досконально исследовать обширный мир игры.

К тому же, за душами надо ухаживать — вовремя кормить их той едой, которая им нравится. А иногда и просто... обнимать. Довольные души помогают Стелле с ведением хозяйства на корабле — одни плавят металлы, другие играют музыку, чтобы овощи быстрее созревали.

Периодически сам корабль тоже надо улучшать на верфи. Делать его больше, чтобы поместились новые здания, или, скажем, пристраивать ледокол к носу — ведь иначе в другую локацию, закрытую ледяной стеной, попасть не получится.

Spiritfarer часто сравнивают со Stardew Valley или Animal Crossing — это такая же милая игра, в которой надо заниматься ведением хозяйства и менеджментом ресурсов. Только здесь меньше упор на экономику, и больше — на общий нарратив: в игре, хотя это неочевидно на первый взгляд, есть полноценный сюжет c неожиданным душераздирающим финалом.

Другое важное отличие — изящно вплетённые в механики этакого симулятора жизни (хотя, в данном случае, скорее симулятора смерти) элементы платформинга. Чтобы на некоторых островах добраться до душ или важных ресурсов, придётся прыгать и умело пользоваться разными умениями (рывок, двойной прыжок и тд), открываемых по ходу игры.

К тому же, некоторые предметы в Spiritfarer нельзя купить или найти. Нужно отправляться в специальные области и участвовать в мини-играх: прыгать по многоэтажным конструкциям собственного корабля, чтобы ловить молнии в бутылки или хватать маленьких слизней ради галактической нити.

Это добавляет отдельное измерение местному строительному «тетрису» — ведь только от того, как эффективно вы расположите здания на корабле, зависит, насколько удобно будет по нему перемещаться во время этих мини-игр.

Так выглядит одна из мини-игр в начале прохождения
Она же, но ближе к финалу

Впрочем, не жонглированием жанрами хороша Spiritfarer — в этом отношении к игре как раз легко можно придраться. Платформинговые участки не всегда работают как надо — им не хватает, что ли, тактильности: часто героиня почему-то промахивается мимо участков, на которые вроде бы должна попасть. А квесты перевозимых душ, как ни крути, повторяются — построй то, отвези туда, создай это. Разница лишь в требуемых ресурсах.

Вот к чему точно не получится придраться, так это к художественному оформлению. Spiritfarer целиком нарисована «от руки», и нарисована потрясающе — за каждой анимацией, даже много раз повторяющейся, бесконечно приятно наблюдать. Музыка — не хуже: минималистичная, вкрадчивая, ненавязчивая, она идеально поддерживает горько-сладкую атмосферу всей игры.

И всё же Spiritfarer в первую очередь выделяет её тема — тот факт, что, да, это «уютная игра о смерти». Здесь не получится создать свой маленький эскапистский рай и населить его симпатичными героями, как в Animal Crossing. Каждый пассажир корабля Стеллы с игроком не навсегда — у его пути есть неизбежный финал, и финал этот понятен с самого начала. Вечных врат никто не избежит, от смерти не скроется — тем более, что на момент первой встречи все герои уже мертвы.

Каждый пассажир — посреди однотипных квестов и дежурных диалогов — раскрывает перед игроком свою маленькую историю. Не рассказывает, нет, именно раскрывает — все важнейшие вещи тут не проговариваются вслух, а улавливаются в недомолвках, впроброс сказанных деталях. Ни точно понять степень родства Стеллы с её пассажирами, ни узнать обо всей их жизни в деталях не получится: Spiritfarer предлагает лишь обрывки информации — о старческой ли деменции, неудачном браке или затяжной болезни. Дальше — лишь ваше воображение.

Такой подход парадоксальным образом делает эти маленькие истории ещё трогательнее, ведь игрок тут — не пассивный слушатель, а активный реципиент, самостоятельно собирающий нарративный пазл у себя в голове. В лучшие моменты Spiritfarer напоминает гениальную What Remains of Edith Finch — не геймплейно, конечно, а с точки зрения подхода к повествованию.

Например, один из пассажиров, маленький Стэнли, никогда не говорит прямо, что его мать была агрессивной (максимум, упоминает, что она его «ругала» за ту или иную провинность). Эту информацию игрок узнаёт косвенно — в один момент Стэнли просит приготовить ему что-то с названием «яицбле», и оказывается, что речь о простом яйце. Просто его мать всегда говорила «Убери свои руки от яиц, б**», и он запомнил название таким образом.

С такими сюжетами Spiritfarer легко могла быть очень депрессивной игрой — но главное чудо в том, что это вовсе не так. Она трогательная, разумеется, она драматичная, но нисколько не давящая и даже не трагичная. Разработчикам из Thunder Lotus удаётся говорить о настолько мрачной теме, как смерть, примирительной, обезоруживающе оптимистичной интонацией — и это само по себе большое достижение.

В этом смысле даже рутинный геймплей — круговорот поливки овощей, готовки еды, уходом за курами и прочего-прочего — выглядит намеренным и углубляющим нарратив решением. По сути, Spiritfarer с помощью своих механик делает из смерти ту самую рутину, превращает кошмар в обыденность. И это работает куда лучше всех тысячи раз проговорённых моралей, мол, «от смерти не убежишь», ведь игра даёт прожить это состояние, физически ощутить, что в переходе человека на тот свет нет ничего ужасного — это естественный путь.

Spiritfarer работает как терапия — для людей вроде вашего покорного слуги, панических боящихся смерти, неспособных заснуть от мысли, что когда-нибудь и они перестанут существовать, просто исчезнут. Это забавно, потому что и для главной героини, Стеллы, весь сюжет игры — своеобразный психологический сеанс, один большой урок тому, как важно уметь отпускать людей. Или, может, даже самого себя.

Конечно, Spiritfarer не гонит игрока к финалу — можно долго бороздить местные моря, выполнять маленькие поручения и искать раскиданную повсюду секреты. Даже ваших пассажиров необязательно отвозить в их последнее путешествие, никто не заставляет этого делать: откладывать неизбежное, как ни крути — очень человеческая черта.

Но Вечные врата никуда не денутся: Spiritfarer молчаливо указывает, что рано или поздно там придётся оказаться каждому. И бояться этого не стоит: главное, убедиться, что вы обняли всех, кого хотели обнять.

Игра доступна в Steam, на Switch, PS4 и Xbox One.

Характер — скрытный. Не женат.
{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","spiritfarer"], "comments": 77, "likes": 256, "favorites": 287, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 204276, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sat, 05 Sep 2020 14:00:15 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
77 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
32

Spiritfarer — игра, которую легко не заметить. Даже по меркам инди она вышла тихо, без большого издателя и громких анонсов, и до самого релиза о проекте, кажется, знали единицы. 

Да вполне заметно она вышла. 4 место в eShop в августе, 10 место в Steam по продажам за первую неделю после релиза. В Game Pass была к тому же.

Ответить
2

согласен, релиз Spiritfarer был вполне себе не тихим для инди. Та же очень креативная No Straight Roads вот прям в никуда релизнулась, при бОльшем бюджете, кстати

Ответить
1

При этом издатель No Straight Roads уже объявил, что игра окупилась и приносит прибыль уже спустя день после релиза (кхем кхем EGS)

Ответить
7

Она окупилась еще до релиза, эксклюзив EGS же)

Ответить
20

В игру кстати наконец-то на днях завезли русский язык для консолей так что если кого-то отпугивало его отсутствие можно спокойно брать)

Ответить

Крупный Абдужаббор

Cape
3

А на свитче присутствует русский? 

Ответить
1

Там и играю. Русский есть

Ответить
0

Немного корявый, но есть. Может скоро исправления завезут и рассеиватель тумана перестанет быть рассеивателем масла

Ответить
0

А как в оригинале? Может там тоже рассеиватель

Ответить
0

Он то рассеиватель, но тумана)) А так ставишь улучшение на корабль не ясно для чего. Если бы до этого не стояла англ версия, то я не сразу бы догадалась что это

Ответить
0

только у кириллицы плоховатый шрифт, текст мелкий

Ответить

Соответствующий Макс

Cape
0

Спасибо.
Теперь, наконец, начну на свиче.

Ответить
12

Красивая, с удобным управлением, но очень скучными диалогами ни о чем, повторяющимися занятиями, игра. Поиграл часов 5-6 и понял, что сюжет не цепляет, а геймплей уже начал надоедать. А жаль, внешне игра довольно интересна.

Ответить
4

скучные диалоги

Диалогов там и нет в целом, но они совсем не скучные. Истории всех персонажей интересные и трогательные, особенно этого мелкого грибочка.

Ответить
1

Вообще никем не проникся и это при том, что отсутствием эмпатии никогда не страдал.

Ответить
28

Я инвалид, и в некоторые дни я мечтаю сдохнуть, лишь бы эти мучения прекратились. А я даже не в кресле. Поэтому глупо грести всех под одну гребёнку и думать, что все инвалиды улыбаются круглыми сутками и думают "Как же КЛАССНО, что я не могу ходить!", хотя и дискриминировать на этой почве нельзя, конечно же.
P.S. Ну и кроме того, игра о смерти, поэтому вполне ожидаемо, что там будут подниматься противоречивые темы. Ну а если кого-то это обидело — tough break, partner.

Ответить
8

Жаль это слышать) я вот тоже инвалид, и с годами только хуже) но рук не опускаю. Недавно занял приличную должность на работе, встречаюсь с девушкой) уже 3 год.
Притом, что мне даже штаны надеть сложно и почти во всем нужна помощь людей.
Честно, мне жаль больше других, чем себя. Бывают плохие дни, но ты соберись. Твою жизнь за тебя никто не проживет. 
И цени уже то, что есть. 

Ответить
4

Спасибо за добрые слова. Добра тебе.

Ответить
6

По традиции всегда найдутся оскорбленные и униженные, был бы повод

Ответить
4

эйблизма

Ответить
2

Это профессиональные обиженные.

Ответить
1

авторам любого контента такие претензии нужно просто игнорировать, имхо. а не исправлять.
лучшая реакция - отсутствие реакции

Ответить
7

Как ни крути, но игра трагичная, всё-же. Ламповая атмосфера - как ширма, скрывающая глубокую скорбь в рассказе о трагичных судьбах и неразрешенных внутренних конфликтах, в результате игра как бы мягко выливает в вашу душу море грусти и скорбящих слёз, перекрашенных в фейерверки, оставляя достаточно тяжелые и тянущие чувства после себя. Возможно это специфично для разных людей, но я бы рекомендовал с осторожностью.

Ответить
0

...я на змее чуть не бросил. очень тяжелая игра. прям ножом по живому и солью туда.

Ответить
10

(в комментарии жирнющие спойлеры)
Самое интересное, что поначалу я даже спокойно воспринимал, а частности со змеей - мол, ну вот дух когда-то умершей старушки, делится жизненными мудростями, спокойно уходит. Но дальше появляется парочка, скованная любовными конфликтами, ты ожидаешь, что по сюжету ты как-бы в этом некоем мире духов поможешь им воссоединиться - пусть даже это было бы невозможно в реальности, но тут вроде как ты помогаешь духам реализовать мечты, которые им не удалось реализовать в жизни, чтобы уйти спокойно - по крайней мере так воспринимается игра поначалу - но нет, они уходят отдельно, оставляя конфликт нерешенным, и игра как бы делает акцент на этом, далее добродушный дядюшка просто исчезает как бы сам, без переправки по правилам, оставляя вообще полный вакуум, и постепенно ты понимаешь, что история тут вообще не об отдельных душах, а о главной героине и ее душевных травмах, и дальнейшей судьбе, причем по общей подаче игры и в том числе финале я сделал вывод, что это очень похоже на чью-то реальную историю, может быть автора игры или его родственника, которая мучит его изнутри и которую он хочет как-то излить. Игра не несет в себе посыла как такового, это глубокая скорбь просто как есть.
Если уж совсем спойлерить, то представьте, что вы будете работать сиделкой в палате безнадежно больных, смотреть на их боль и ощущение безнадежности, лицезреть их смерть, и просто принимать всю эту тяжесть на себя, ну и дальше сами умрете от безнадежной болезни. Вот игра позволяет вам почуствовать себя в шкуре такого человека, который умирает и вспоминает все эти пережитые события с наложениям воспоминаний о том, какой милой позитивной девочкой с яркой улыбкой он был.
И за счет того, что непосредственно вы играете главным героем в эту игру, а не просто смотрите со стороны как в случае с фильмами, все эти переживания как бы переносятся вам.
Уже ближе к финалу, я еще думал, мол, может быть, эта милая позитивная девушка сейчас на грани жизни и смерти, в ее голове проносятся истории из ее жизни, и может быть, в этом мире подсознательного можно найти что-то, что придаст энергии, найти силы и выбрать жизнь, а не смерть, победить болезнь. Изъездил всю карту в итоге. Но нет, задумка вообще не в этом, всё стабильно трагично.
Так что, если идти за сюжетом, вдохновением, приятными впечатлениями, то я бы подумал дважды, прежде чем играть. Безусловно, игры это прежде всего эскапизм, в который погружаются, что получить то, что не хватает в реальной жизни, например почуствововать себя героем, исследователем и т.д. Эта игра, напротив, погружает в самые печальные аспекты той реальности, от которой многие убегают.
Если же идти за геймплеем, то тут искать практически нечего - механики тут простейшие на уровне совсем детской игры, вызова никакого нет, каких-либо загадок, паззлов нет, сложностей не возникает вообще, присутствует перенасыщенность однообразным гриндом/крафтом. Очень приятная рисовка и анимация, весьма качественный звуковой дизайн, вот эти вещи в ваккуме подкупили меня поначалу, но по факту втянули в достаточно печальный, буквально, игровой опыт, так как отделить их от целостного произведения сложно.

Ответить
2

Чем ближе к концу, тем эмоционально труднее играть было. Прямо флешбеки ловил, когда кто-то близкий начинает сдавать и ты понимаешь, кроме как проводить "до конца" ничего сделать не можешь.

А последние часы игры вообще в уныние вогнали, вот у тебя наконец огромный быстрый корабль, с кучей различной еды, производства, жилплощади и удобств. Но это тебе было нужно лишь для тех, кого с тобой уже нет, от них остались лишь покинутые, заросшие дома...

Наверное одна из тех игр, которые я не стал бы никому советовать, слишком уж депрессивное у неё послевкусие.

Ответить
1

Немного проспойлерю момент, но думаю, что стоит рассказать. Эта старая парочка - реально перенесённые истории и характеры бабушки и дедушки креативного директора студии.
Практически все персонажи - основаны как на знакомых, так и на родственниках (исключения, разве что, Гвен, Саммер, Микки, Брюс и Елена). Да, даже Стенли (вдохновлён Гектором, сыном одного из художников студии, который и нарисовал рисунки персонажей, которые нам передаёт его цифровое альтер-эго; но, к счастью, Гектор ещё вполне жив и, вроде бы, здоров). А Алиса так вообще вдохновлена бабушкой одного из разработчиков - она умерла в самом начале разработки игры и тем самым подтолкнула их продолжать, пусть даже, под конец своей жизни, часто всё забывала и путалась...
Так что можно считать, что Стелла - это проекция расставаний всей команды, и эта игра очень важна для них.

Очень многое можно узнать в артбуке, который можно купить в стиме (например, одним из ранних дизайнов нашего корабля был... поезд, едущий от станции к станции, с постоянно меняющимся составом вагонов и их внутренних помещений), и в дискорде команды. Некоторые факты говорились тестировщикам, а некоторые отправлялись по почтовой рассылке.

Ответить
0

Да, недавно у Сбпч прозвучала фраза резонирующая с игрой. С тобой случится именно то, чего ты так боишься. 

Ответить
0

Спойлер
Собсно мы играем за медсестру, которая в годы войны перенесла кучу смертей своих пациентов.

Ответить
2

Ребят, я 5 часов поиграл, но наскучил геймплей как в мобильной ферме и пустые диалоги с персонажами. Становится ли дальше лучше история, стоит ли возвращаться?

Ответить
0

если не нравятся в ферме, зачем играть в фермы? это - ферма. И она становится только фермистей дальше.
пишу как человек, который в фармвилль 2 с 2012 года, 8 лет. тысячи часов в ферме.

Ответить
0

Ради сюжета я бы потерпел, просто и диалоги неинтересные. Вот и спросил про историю

Ответить
4

там нормальные рассказы. рассказывает тебе змея про свою безуспешную борьбу с драконом - раком. или колибри-мафиози про своего брата и про то, как он покончил с собой. какие рассказы еще нужны? Про грибочка просто думаешь - а мальчонку-то за фто???
диалогов там НЕТ как класса, все в одно лицо

Ответить
0

пишу как человек, который в фармвилль 2 с 2012 года, 8 лет. тысячи часов в ферме.

И как оно? Что находишь в игре? Спрашиваю без подколов, реально интересно.

Ответить
2

честно? красивая изометрия. а изометрию я люблю с времен Crusader no remorse
ну и привык уже за столько лет. это как секс каждый день - вроде и все уже испытал и попробовал, но профилактика простатита + привычка

Ответить
0

Наверное, уже не ферма, а целый колхоз за столько лет. Я когда-то тоже на Фейсбуке во что-то подобное зависал, но это было больше 10 лет назад.

Ответить
1

они все время добавляют в фармвилль всякие фишечки, новые плюшки, типа реки, винодельни, всякое такое. Ну и прокачиваешь себя по знанию всяких растений и деревьев на английском.
Не доначу, иначе бы давно был не 233 уровень.

Ответить
0

Примерно столько же наиграл и ровно те же мысли об игре.

Ответить
2

На самом деле она скорее красивая, чем уютная. Визуал - это единственное очевидно сильное место игры, всё остальное выполнено на уровне от "неплохо" до "посредственно". Но внимания заслуживает, безусловно.

Ответить

Национальный корабль

1

Хорошая игра. Уже часов шесть в неё наиграл.

Ответить
2

Я прошёл за ~19, но и то потому что спешил, так там можно и все 30 провести Впрочем, я ещё собираюсь вернуться в неё. 

Ответить
0

А то и 40

Ответить

Актуальный парфюмер

Макс
2

С натяжечкой, у меня за 32 почти платина

Ответить
0

36 часов и я исследовал 2/3 игры

Ответить
0

На прохождение ушло 40

Ответить
0

Поиграл, дошел до первой переправы на корабле, отметив точку на карте. Вопрос:посудина всю игру будет так долго плыть? 

Ответить
2

Есть апгрейды на скорость

Ответить

Актуальный парфюмер

Стас
0

Пока она плывет ты занимаешься корабельными делами, для больших расстояний есть фастревел

Ответить
1

В самом начале никаких корабельных дел нет. Ты тупо сидишь, смотришь на экран и ждёшь.

Ответить

Актуальный парфюмер

Стас
1

Можно рыбку половить

Ответить
6

А ещё ракушки на обшивке пособирать.
Интересно то как

Ответить
1

Мне игра нравится, пока  8 часов наиграл, очень медитативная и ламповая.

Ответить
1

@Ефим Гугнин отличная статья, спасибо.

Ответить
1

Играю прямо сейчас. Вроде и классная, уютная и милая, а вроде как и не цепляет прям. О персонажах не грустишь, игра перетянута, в какой то момент расслабленное состояние переходит скорее в раздражение, мол, опять куда то там плыть что-то добывать.

Ответить
1

Уже слезу выдавили только одним описанием. Ещё с анонса приглядывался к ней - теперь точно пополню ей библиотеку игр. Спасибо!

Ответить
0

"Уютная игра о смерти"

Ответить
0

Смотри, в гробике очень уютно! Только представь это наслаждение – протянуть ноги после долгого и утомительного трудового гм... бытия.

Ответить
1

Как писал в своё время Герман Стерлигов — "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики".

Ответить
0

Блин. Теперь мне хочется поиграть в неё

Ответить
0

Спасибо за обзор. Замечал игру ранее, но по беглому просмотру трейлера и страницы магазина думал, что вся суть геймплея в улучшении корабля и болтовне с персонажами, приправленном красивым артом. Оказывается всё проработаннее и глубже.

Ответить
0

Spiritfarer предлагает лишь обрывки информации — о старческой ли деменции, неудачном браке или затяжной болезни. Дальше — лишь ваше воображение.

То есть что, в игре нету ни одного случая exposition dump? Это возмутительно!

Ответить
0

Добрые игры - это хорошо. Нужно больше добрых игр.

Ответить
0

Главное, уютная

Ответить
0

по геймплею очень хорошо, хоть и под конец проседает очень. но сюжетно чето не сильно зацепило. никого кроме бабульки ежихи не запомнил.

Ответить
0

Отличная игра.не могу перестать играть.

Ответить
0

Те кто в Лотусе за анимацию и графику отвечает прям молодцы. В их Jotun и Sundered очень красивые фоны попадались, и за передвижением персонажей нравилось наблюдать.

Ответить
0

Только что проводил в последний путь Алису и сохранил секрет Джованни.
очень добрая игра.

Ответить
0

Имхо, она не столько уютная, сколько ламповая (и тёплая).
Надеюсь, что хоть где-то она будет выдвинута в номинации Игр Года. Заслуживает ведь.

Ответить

Рекламный звук

0

ГГ оказывается девушка? Вот это поворот!

Ответить
0

Региональная цена на свиче? Вот а что мешает другим разработчикам так делать? Почему атом стоит на андроиде и пк 500-600р, а на свиче 1200? 

Ответить
0

На сколько я знаю, это потому, что в магазине Нинтендо нет региональных запретов на запуск игр. Например, покупатель может жить в америке, а купить по русским ценам, и ничего ему не будет - всё будет работать.

Ответить
0

Скажите,если кто то приобрел игру на PS 4, у Вас есть русские субтитры?? Спрашиваю потому что брал с расчетом для ребенка,а она полностью на английском!!

Ответить
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null