Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Детективное приключение от авторов Danganronpa и Zero Escape, и на этот раз создатели не пытались уйти от своих предыдущих творений.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

В своём обзоре игры World’s End Club двухлетней давности я немного касался истории создания студии Too Kyo Games и её основателей. Вкратце – студия основана создателем небезызвестной серии детективных квестов/визуальных новелл Danganronpa Кодакой и его другом – сценаристом серии Zero Escape Учикоши в попытке уйти от навязываемых издательством игр и создавать что-то своё. После нескольких довольно сомнительных экспериментов (FMV-детектива Death Come True и той самой полу-детской полу-взрослой адвенчуры World’s End Club), ребята поняли, что что-то пошло не так, и вернулись под крыло своей alma mater – издателя Spike Chunsoft, чтобы разрабатывать игру, которая уже по первому же тизеру выглядела как очевидный идейный наследник Danganronpa. От судьбы, видимо, не уйти. В связи с этим, сразу же упомяну, что сравнений с Danganronpa в обзоре будет очень много.

Игра тогда называлась Enigma Archives: Rain Code, и отдавала нео-нуар вайбами, которые некоторые могли видеть в Ai: The Somnium Files (этой дилогией как раз занимался создатель Zero Escape). Спустя примерно год, состоялся уже полноценный анонс игры, переименованной в Master Detective Archives: Rain Code, а издатель объявил, что игра будет эксклюзивом Nintendo Switch (предположительно временным, как и недавняя Danganronpa S и всё та же World’s End Club, но это не точно). Релиз был запланирован на Весну 2023 года. Весна, однако, немного растянулась, и игра появилась на прилавках в самом конце Июня.

Начнем с того, что из себя представляет Rain Code. Это трехмерная приключенческая игра с видом от третьего лица, действие которой разворачивается в изолированном от остального мира городе, где постоянно идёт дождь. Город выполнен в нео-нуарном стиле с большим количеством неоновых вывесок, свинцовыми тучами на небе и трущобами, соседствующими с величественными постройками. Он разделён на довольно мелкие локации, путешествовать между которыми можно как вручную (добежав до определенного края локации), так и фаст-тревелом. Какой бы вариант вы не выбрали – вас ожидает экран загрузки между локациями, и загрузка эта отнюдь не мгновенная.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Наш главный герой – парень по имени Юма, приходит в себя на вокзале и понимает, что совершенно ничего не помнит (какой оригинальный сюжетный ход): ни своего прошлого, ни даже своего имени - его он узнаёт благодаря именному билету на поезд, оказавшемуся в его кармане. Собственно, других способов выяснить кто он, и что должен делать, нет – и он садится на этот самый поезд, который оказывается сверхсовременным экспрессом, везущим супер-детективов из Всемирной Детективной Организации (ВДО) как раз в тот самый изолированный город – Канаи Ворд. Юма приходит к выводу, что и он должен быть детективом, вот только есть одна загвоздка – все члены ВДО обладают детективными супер-способностями (криминалистическими силами – “forensic forte” на английском, да, здесь, увы, нет перевода на русский, как и у большинства игр Spike Chunsoft). У кого-то из них супер-слух, кто-то обладает “встроенным радаром” и т.д., а вот наш Юма – обычный парень. Мало того, что одним этим фактом он уже вызывает подозрение у пассажиров экспресса, так ещё и (вполне ожидаемо) на поезде начинает происходить какая-то дичь, и детективов один за другим жестоко сжигают. В условиях стресса от подозрений других детективов и опасности за свою жизнь, Юма должен найти преступника до того, как тот доберётся до него. И вот тут оказывается, что наш паренёк не так-то прост, в его голове поселился забавного вида призрак, называющий себя богиней смерти Шинигами. Шинигами утверждает, что заключила с Юмой пакт, по которому он отказывается от всех своих воспоминаний, а она, взамен, помогает ему в расследованиях. Чтож, других помощников на горизонте нет, приходится скооперироваться с собственной шизой.

My schizophrenia can't be this cute
My schizophrenia can't be this cute

Чтобы избежать дальнейших спойлеров, перейду сразу к сути. По прибытии поезда в Канаи Ворд нас сразу встречают местные корпоративные менты, которых тут называют Миротворцами, и пытаются засадить в тюрягу за весь тот беспредел, что происходил на экспрессе. Здесь и включается Шинигами, главная способность которой – останавливать время и создавать “Лабиринт Загадок” (Mystery Labyrinth) – место, напоминающее суровый наркотрип, где наш главный герой может собраться с мыслями, рассортировать полученные улики и сразиться с их помощью с “тенями” людей, которые препятствуют правосудию – довольно жирная отсылка к серии Persona, особенно к 5-й её части. Выяснив всю правду и победив “тень”, Юма возвращается в реальный мир и платит довольно суровую цену за такую услугу милейшей Шинигами (которая превращается в Лабиринте в сексуальную розововолосую девушку с рогами, ну конечно, как же иначе в японской игре). Богиня смерти занимается тем, чем ей и положено – собирает души, а в данном случае – душу реального преступника, который, в результате “жатвы”, мгновенно погибает. Вот такой вот японский Судья Дредд у нас тут вырисовывается.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

В общем, в итоге всех перипетий, мы оказываемся в местечковом детективном агентстве где-то на задворках Канаи Ворд, где знакомимся с несколькими другими членами ВДО, которым удалось добраться до города. А зачем ВДО решила собрать толпу супер-детективов в одном городе? Чтобы расследовать очень большое и серьёзное дело глобального масштаба. Только вот никто не знает, что это за дело такое, все его называют “ультимативный секрет Канаи Ворд”, вот нам и предстоит выяснить, что это за секрет и с чем его едят, а препятствовать нам в этом будет сверхкорпорация Аматерасу, которая, по сути, управляет всем городом. Именно по её инициативе Канаи Ворд изолировали от всего мира, а порядок в городе корпорация поддерживает с помощью тех самых Миротворцев – совершенно отбитых личностей без всякого морального компаса. Но если вы ожидаете тут раскрытия типичных киберпанковских сюжетных направлений, таких как борьба обычных людей и корпораций, проблемы аугментации и прочего – нет, тут эти вопросы поднимаются весьма поверхностно или не поднимаются вовсе, игра всё же в первую очередь “murder mystery” – детектив об убийствах.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Структура самого геймплея очень сильно напоминает Danganronpa. Каждая глава истории разделена на три условные части.

Первая – путешествия по локациям, общение, поиск зацепок по тому самому глобальному делу, а также выполнение побочных заданий. Сайдквесты в Rain Code – образец противоречивого геймдизайна. С одной стороны, все они представляют из себя наитипичнейшие “подай-принеси” и “сходи-поговори”, с другой, диалоги и мини-сюжеты в большинстве из них достаточно интересные, а некоторые даже предоставляют моральные выборы (не влияющие на основной сюжет). Ситуацию усугубляет тот факт, что при выполнении побочек нам нужно много и часто путешествовать по разным районам города, а, как я писал выше, это сопряжено с большим количеством надоедающих экранов загрузки. Выполнять побочки совершенно необязательно, вы не потеряете ни капли основной истории без них, так что эта активность – сугубо на усмотрение игрока. Все сюжетные диалоги озвучены (я, как и всегда при наличии выбора, играл на английской озвучке – она тут хорошая, а некоторые голоса вы узнаете из той же Danganronpa), диалоги в сайдквестах озвучки не имеют.

CREДИТ КАРТА, срочно оформляем, котаны! Надписей на смеси кириллицы и латиницы тут, кстати, очень много.
CREДИТ КАРТА, срочно оформляем, котаны! Надписей на смеси кириллицы и латиницы тут, кстати, очень много.

Затем случается какая-то пакость, и начинается вторая часть игры – расследование. Это трехмерный point’n’click квест, где вам нужно находить улики на местах преступления. Иногда, для того, чтобы собрать все возможные зацепки, придется побегать по нескольким локациям. Но, как и в других играх разработчиков, Rain Code заботливо подсвечивает все интерактивные точки, и продолжить без сбора всех нужных улик вы просто не сможете.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

После сбора достаточного количества доказательств, начинается третья часть игры, самая интерактивная – Лабиринт Загадок. В этой совершенно наркоманской отдельной локации мы проходим череду испытаний, сопровождающихся мини-играми, некоторые из которых будут знакомы игравшим в Danganronpa: например, аналог “виселицы”, ну и, конечно, самое главное – участие в дебатах. Здесь они выполнены в виде небольшого экшен-сегмента, где “тень” противника бросается в нас высказываниями, которые должны сбить с толку, а мы от них уворачиваемся, попутно выискивая фразу, которую можно “разбить” одним из найденных нами доказательств (в виде условного “меча Правды”). Также, в Лабиринте нас встретит довольно большое количество QTE-сегментов, и…ну на этом, на самом деле, всё. Механик и мини-игр, если честно, маловато. Практически все доступные механики нам показывают в первом же Лабиринте, при этом, если прокачивать специальные навыки, в дальнейшем лабиринты становятся не сложнее, как это обычно бывает, а наоборот – проще. Поэтому, спустя 2-3 главы, Лабиринты рассматриваются не как веселое развлечение, а как обязаловка на пути к выяснению правды.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Если говорить о самих делах – большинство из них весьма неплохо прописаны, даже по собранным уликам уже можно догадаться о произошедшем, хотя мне, всё-таки, в половине случаев, как и главному герою, требовалось собраться с мыслями в “чертогах разума”. Не очень понравилась разве что финальная глава – ощущение, что нас откровенно ведут за ручку и вываливают доказательства в виде роялей в кустах, до которых сам Юма ни при каких обстоятельствах бы не дошёл. Впрочем, к этому моменту и так более или менее понятно, что происходит в Канаи Ворд, и куда идёт сюжет. Ну и сама концовка с эпилогом тоже вызывает некоторые вопросы. Также, в финальной главе есть намёк на несколько возможных концовок, но это обманка – какой бы вариант в развилке вы не выбрали, сюжет пойдет по одному и тому же пути, игра строго линейна в своей основной истории.

Одна из главных проблем в сценарии – условность, образующая большую дыру, которую так никто и не объяснил. У наших детективов из ВДО есть сверхспособности. Некоторые из них откровенно читерные (сильно спойлерить не буду, раскрою одну абилку как пример - один из персонажей может временно перевоплощаться в любого человека, и никто даже не заметит разницу, и это далеко не самая сильная способность в игре), но если в мире существуют детективы с супер-способностями, почему не может существовать преступников с подобными способностями? Все дела рассматриваются через призму стандартных действий преступников, и игра упорно игнорирует вероятность наличия суперсил у злодеев. И это притом, что наш главный герой вообще с богиней смерти шуры-муры водит. Если проигнорировать эту гигантскую условность (как в итоге сделал я), сюжетно у нас вырисовывается достаточно занимательный детектив с хорошо прописанными небольшими локальными делами на фоне огромного глобального “преступления”. Интересно, что основная тема игры – поиск истины во что бы то ни стало и несмотря на цену – это не только очередная отсылка к Persona (на этот раз к 4-й части), но и продолжение темы, поднимаемой в Danganronpa V3. Кстати, ближе к концу повествования, авторы довольно красиво обыграли связь с Данганронпой, я даже улыбнулся.

Есть и более очевидные отсылки к Persona 4. И не только.
Есть и более очевидные отсылки к Persona 4. И не только.

Ещё один реверанс в сторону Danganronpa – это времяпрепровождение с нашими напарниками-детективами, чуть лучше раскрывающее их личности. У каждого напарника есть 5 отдельных сценок с диалогами, которые открываются, если найти на локациях специальные синие сферы. Будьте внимательны – некоторые сферы можно найти только в определенных сюжетных главах, и, если их пропустить – больше вы их до конца игры не увидите, вам придется добывать их в следующем прохождении. Слава Богу, дарить крайне сомнительные подарки и получать трусы в ответ тут не нужно, всё-таки не со школьниками время проводим.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Абстрагируясь от сюжета и геймплея, поговорим о визуале и музыке. Графически игра выглядит весьма приятно – да, очевидно, что это очень дешёвое 3D с крайне условными моделями персонажей, но зато в окружение явно вложили много усилий, и некоторые текстуры проработаны на высоком уровне (например, очень понравились витрины с отражениями неонового города и стекающими каплями дождя).

Увы, в статике визуальный кайф от этой текстурки не передать.
Увы, в статике визуальный кайф от этой текстурки не передать.

К сожалению, всё это смазывается очень сильным размыливанием картинки. У меня есть игра на Nintendo Switch, но играл я по итогу на эмуляторе, где можно поставить разрешение x4 от нативного, и хотя бы немного уменьшить “мыло”. Очень обидно, что такая визуально впечатляющая работа портится об агрессивную постобработку (предположу, связанную с оптимизацией). Надеюсь, что если Rain Code доберется до ПК и больших консолей, эту проблему решат. Ну а так, некоторые виды хоть на обои ставь, особенно если убрать из картинки персонажей. Дизайн персонажей, кстати, попытались сделать схожим с Danganronpa, но в 3D. Получилось лучше, чем можно было ожидать, стилистика угадывается сразу.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

О музыке можно сказать только одно: она шикарна. Бессменный композитор серии Danganronpa Масафуми Такада здесь выложился по полной. В некоторых композициях угадываются черты его предыдущих работ, но это лишь придаёт музыке шарма. Музыкальное сопровождение прекрасно дополняет нуарную атмосферу города и сумасбродные локации Лабиринта. А некоторые треки можно слушать отдельно в плейлисте по настроению.

Что мы имеем в сухом остатке: Master Detective Archives: Rain Code – это безусловный шаг вперёд для студии Too Kyo Games по сравнению с их предыдущими работами. Иронично, что шагом вперёд для студии является своеобразное возвращение к истокам, но ничего не поделать. Казутака Кодака так долго занимался серией Danganronpa, что, видимо, забыл, как делать что-то другое. Игра достаточно отличается от Данганронпы, чтобы называть её отдельной серией (надеюсь, что серией, задатки для этого есть), но при этом слишком похожа, чтобы рассматривать их в отрыве друг от друга. У сюжета есть проблемы, но в целом, следить за событиями и раскрывать преступления интересно. Некоторые персонажи раскрыты весьма неплохо и вызывают сопереживание, другие – похуже, что, с учетом ограниченного экранного времени, вполне ожидаемо. На полное прохождение игры со всеми сайдквестами и открытием всех дополнительных сцен у меня ушло около 35-40 часов.

Если вам нужна оценка в цифровом эквиваленте: 8 дождливых Монокум из 10.

P.S. У игры есть несколько платных DLC в виде дополнительных преступлений, которые раскрывают наши напарники. На момент написания обзора ещё не все DLC вышли, к тому же, к сюжету они особого отношения не имеют, так что оставлю их до лучших времён.

8.2K8.2K показов
2.4K2.4K открытий
44 репоста
17 комментариев

Жду порт на ПК

Ответить

Это мы играем.

Ответить

но если в мире существуют детективы с супер-способностями, почему не может существовать преступников с подобными способностями?Хз, это ж прям существенный сюжетный минус. Для меня вот он убил приличную часть интереса. Я понимаю, что такие дела в каком-то смысле были бы менее интересными, ведь всё можно оправдать "суперспособностями", но подобное игнорирование собственного же лора это пиздец. Уж лучше бы опять школьники боролись с Отчаянием, ей богу, это не выглядело так плохо.

Ответить

Это можно было бы довольно легко объяснить, например, тем, что в ВДО есть какой-то чел со способностями как у Профессора X (отслеживание всех людей с суперспособностями), и типа все такие люди проходят через ВДО, поэтому кроме них супер-челов в мире точно нет. Ну такое себе, но по крайней мере сняло бы все вопросы. Но ведь даже этого не сделали, просто проигнорировали.

Ответить

Игра неплохая, но Данганронпа все равно больше как-то понравилась. Здесь не хватает интриги что ли, вот пролог был крутой, а дальше уже не так уж. Выбор преступников еще маленький, в данганронпе с этим получше было. Сайдквесты вообще неинтересные и их все скипать можно лишь бы время растянуть сделали. В целом сами кейсы норм, и это главное. Ну еще концовка затащила, концовки они конечно делать умеют.

Ответить

как раз в тот самый изолированный город – Канаи Ворд

Я, конечно, не эксперт, но Kanai Ward, а ward - это район, административная единица. Игру не играл, но сомневаюсь, что это весь город. Скорее, часть города.

Я падок до эксклюзивов, потому старался посмотреть что за игра, но, летсплеи скучные пиздец просто, а детективы эти - чет п, кто-то с ушками, кто-то еще какой уродец. Не выкупил.

С другой стороны, Nonary games на ПК доставили. Так что теперь хз, стоит ли пробовать.

Ответить

Нет, это название всего города

Ответить