Как живут моддеры игр Rockstar Games: судебные иски, ограничения и энтузиазм без монетизации
Но при всём уважении к ролевикам, для моддеров одиночных игр ничего не изменилось: DMCA страйки по-прежнему прилетают, а все ограничения продолжают действовать. Об ограничениях стоит поговорить отдельно.
Спидран по получению DMCA страйка
В 2017 году, на фоне конфликта с запретом программы для моддинга OpenIV, Rockstar Games выпустила лицензионное соглашение, регулирующее деятельность мододелов в её основных франшизах. Уже тогда авторам было категорически запрещено:
- Переносить карты, транспорт, контент из старых GTA на движок RAGE;
- Создавать сетевые модификации и вносить изменения в код GTA Online;
- Получать прибыль с модов.
В 2019 году этот список значительно расширили. А еще через два года юристы Take-Two вспомнили об этом документе и начали жестко прессовать мододелов. После нового соглашения под запрет попали:
- Новые карты;
- Новые транспортные средства;
- Новые миссии;
- Любой новый контент, включая, но не ограничиваясь, глобальными и сюжетными модификациями.
То есть, по факту, под запретом оказалось всё. Вы всё ещё можете легально заменить текстурки и внести прочие косметические изменения, но много ли кому это нужно при огромном количестве аналогичных модов?
По моим личным наблюдениям, последние пару лет юристы T2 отрабатывали запреты по соглашению 2017 года, удаляя моды, которые переносят контент из одной игры в другую. Но вот совсем недавно досталось автору мода Sentient Streets для GTA 5.
Это была сюжетная модификация, где реплики NPC генерировались с помощью нейросети. Мод ничего не переносил из других GTA, использовал ассеты самой игры и распространялся бесплатно. Но юристам всё равно это не понравилось – слишком амбициозная работа. Мод не продержался и месяца.
А это скриншот моего мода для GTA 5, который переносит в одиночную игру весь автопарк из GTA Online – более 400 транспортных средств. На удивление, живет долго. Пока проваливаю спидран по получению DMCA
Как площадки реагируют на действия Take-Two
Да никак не реагируют. Удаляют моды по первому требованию, так как влезать в затяжные судебные иски с крупной корпорацией никто не хочет. В России осталось мало живых площадок для моддеров, кроме LibertyCity, но и та уже давно имеет международную версию сайта, а поэтому подчиняется требованиям DMCA. Это затяжной (в два года) ответ комментаторам ДТФ, которые задавались вопросом, почему русскоязычный сайт не может тупо послать Take-Two и проигнорировать требования.
Видишь документацию? И я не вижу. А её и правда нет
Для мододелов никогда не существовало и не существует официальной документации по играм GTA. Ходят легенды, что в далеком 2003 году отдельные разрабы из Рокстар неофициально сотрудничали с авторами MTA (фанатский мультиплеер GTA San Andreas) и делились с ними некоторым исходным кодом. Но после скандального “Хот коффе” якобы навсегда открестились от этой части комьюнити.
Так или иначе, весь софт, фреймворки и прочий инструментарий моддеров существует исключительно благодаря самим моддерам. И с каждой новой игрой создавать и поддерживать всё это становится сложнее. Так, библиотека ScriptHook для GTA 5, необходимая для запуска скриптов, ломается при каждом обновлении GTA Online. Мододелам и простым игрокам приходится ждать до двух недель, прежде чем выйдет обновление для библиотеки, и скрипты вновь заработают.
А что там с монетизацией?
Официально моддерам нельзя получать прибыль со своих модов. Неофициально – некоторые активно выпускают свои релизы на Patreon. Но таких не очень много. Практически любую модификацию можно скачать бесплатно, а автор получит с неё шекели только в случае, если сам скачавший захочет поддержать донатом (но такое случается редко). В основном моддеры делают всё в свое удовольствие, реализуют то, с чем сами хотели бы играть. Это не сфера для заработка. Это для души. И для портфолио в IT, конечно же.
За 10 лет моддинга я заработал на донатах тысячу рублей
Послесловие
Моддинг – это прекрасная возможность старта в геймдеве. Вам не нужно создавать игру с нуля и искать свою аудиторию – достаточно вкатиться в моддинг популярной игры. Но если вы не ярый фанат Grand Theft Auto, вам вряд ли будет по душе то, что здесь происходит.
Я продолжаю периодически заниматься модами даже после ухода с LibertyCity, но новые релизы теперь выходят заметно реже. Недавно начал публиковать исходный код некоторых своих модов для GTA 5 на GitHub – в старости буду хвалиться внукам, чем их дед страдал по молодости. Да и просто для истории.
Комментарий недоступен
Просто у студий разный подход к играм. Рокстар выпускают готовую до мелочей проработанную игру и моды такую игру могут только испортить и испортить впечатление о ней. Bethesda же выпускает оболочку для игры, а не саму игру, сама игра у Bethesda и является инструментарием или программой для модов. А мододелы уже делают из этих оболочек игры
Как живут моддеры игр BethesdaВышла новая игра:
https://youtu.be/DYR4cqcdaKA?si=N4qiDHv2edI1xWVy
*сборщики модов, которые взяли бесплатные моды с нексуса, и продают свои говно-сборки
Комментарий недоступен
Просто отделяем игру от издателя. Несмотря на все подлянки со стороны кокстар, это всё ещё потрясающая песочница для моддинга с очень крупным сообществом
За 10 лет моддинга я заработал на донатах тысячу рублейТо есть то, что зарабатывает девушка в бассейне на твиче за минуту. Неплохо, неплохо.
Ну а если без сарказма, то не могу представить старые гта (SA, VC) без васянских сборок с модами. Такой-то кайф и иногда нелепость. А вот после SA (времен расцвета клео и выхода GTA 4 которая естественно шла далеко не у всех и мододелы так и старались накинуть на бедную SA и интерфейс четверки, и карту, и даже вылеты через лобовое и.т.п. приколы четвёрки) с модами уже не баловался. Но спасибо мододелам за детство, как говорится