Выхода нет: как Mutazione рассказывает о неизбежности и учит покою

Выхода нет: как Mutazione рассказывает о неизбежности и учит покою

Продолжаем рассказывать о хороших играх с интересным — как правило, социальным — подтекстом. На очереди — Mutazione, история о девушке, которая хотела всех спасти.

Существует множество причин, почему люди выбирают проводить время за играми. Но утверждение «это форма эскапизма» будет справедливо для любой игры (впрочем, как и для некоторых других медиумов). Одни игры позволяют, а другие принуждают тебя вырваться на какое-то время из собственной реальности. Особенно интересно, что степень отстранения от реальности не связана напрямую с жанром игры или бюджетом. Скорее дело в том, насколько у игрока есть ресурсы на проявление себя.

В одних ты вообще перестаёшь существовать, за счёт интенсивного геймплея. Другие игры, с более требовательным геймплеем оставляют игроку больше пространства для осознания себя. Если при этом разработчики умудряются рассказать через него философию мира, то получаются такие выдающиеся проекты, как Journey или GRIS. А есть случаи, когда игра увлекает в свой мир лишь затем, чтобы настойчиво развернуть тебя обратно лицом к собственной реальности — и это общий момент для всех просоциальных проектов.

Mutazione умудряется сочетать в себе качества и игры с напористым месседжем, и игры-отпуска от реальности. Главная героиня — пятнадцатилетняя Кай — приплывает на небольшой остров, населённый мутантами, в гости к умирающему дедушке. Всю игру она просто гуляет по городку, общается с представителями крошечного местного сообщества и иногда находит семена растений. Описание не врет — игра ощущается именно как студенческие каникулы в деревне у родственников.

Нонно, дедушка главной героини — местный шаман и лекарь. Он очень хочет познакомить внучку с флорой острова и научить выращивать сады. За восемь глав Кай вырастит восемь садов, которых очень не хватает местным жителям: панкующей женщине-кошке, оставшейся без семьи; запутавшейся молодой матери; старому библиотекарю, мудрому, как сказочный филин, и выглядящему, как сказочный филин.

Внутреннее оформление игры очень удачное: обстановка действительно успокаивающая и её не хочется покидать. Для того чтобы перемещение не занимало слишком много времени, каждая локация соединена с максимумом соседних. Чтобы гулять было интересней, на каждой локации постоянно сменяются активные точки и вырастают новые растения, а жители часто перемещаются после взаимодействия с ними. Это создаёт ощущение жизни, идущей своим чередом, хоть и неторопливой.

Трейлер игры

Кай будет носить с собой справочник, в котором можно будет посмотреть на каждое растение, — а их не менее пятидесяти. От героини всё время будут убегать какие-то трепетные единороги, а под ногами будут путаться всякие тысяченогие ёжики. В игре нет озвучки, но музыкальное оформление всё равно удивительно хорошо: каждому растению соответствует своя мелодия, их громкость зависит от удалённости от источника звука, щебетания и шорохи затихают, когда героиня заходит в помещение, и наваливаются все разом, когда заходит в лес. Есть даже песни в исполнении самих персонажей: и «народная» музыка, и гитарный романс, и концерт местной группы, и выдуманный эмо-рок.

Главным инструментом взаимодействия с игроком становится именно музыка. В Mutazione не просто линейный сюжет, в ней ещё и почти нет геймплея. Больше всего это похоже на интерактивную книжку-раскладушку с красивыми картинками, призванную очаровать взрослых людей. Но в каждой главе, узнав очередную историю, Кай отправляется выращивать сад, а игрок буквально попадает в среду для микширования музыки. Каждому растению соответствует свой инструмент или синтетический звук. Кай может наигрывать на своём барабане разные музыкальные темы, вызывающие разные эмоции, а растения по-разному на них реагируют.

При этом то, каким именно получится сад, никак не влияет на прохождение, игроку нужно лишь найти критическое количество растений, подходящих под нужную музыкальную тему, а оформить его он может его настолько творчески, насколько пожелает. В каждой главе игрок узнаёт новый кусок истории, слышит полифонию мнений (ведь в местном сообществе все в курсе всего), а затем его отправляют выращивать сад и думать — о том, что такое страх, а что такое дух приключений, как по-разному они могут выражаться, имеет ли это к нему отношение. Сады вообще нужны местным жителям в первую очередь для этого: подумать в одиночестве.

Сюжет Mutazione прописан очень подробно: есть и основная арка с дедушкой и отдельные линии второстепенных персонажей, и у всех историй, несомненно, есть мораль, иногда неожиданная. После каждого события жизнь довольно быстро приходит в норму. Как верно отмечает местная старейшина, в жизни случается всякое, мы можем только стараться следить за собой и побольше друг с другом разговаривать.

Игрок никак не может повлиять на жизнь жителей острова, как не может и Кай. Просто девушка на пороге взросления привязывается к островному сообществу, но его жизнь от нее не зависит. Она может перенимать их опыт для того, чтобы лучше понимать себя. Игрок теоретически может поступать так же с любой доступной ему информацией. Только чтобы анализировать эту информацию просто необходимо периодически посидеть и подумать в одиночестве.

1111 показов
918918 открытий
1 комментарий

Хорошо пишешь.

Ответить