Supaplex. Игра, научившая меня не бегать с ножницами

Неоновый говнюк объявил конкурс, позвав всех покопаться в своем прошлом. И я докопался до самых глубин. #неоновыйконкурс

Он ушел от бабушки с дедушкой и познал киберпанк.
Он ушел от бабушки с дедушкой и познал киберпанк.

Вступление ностальгирующего олдфага

Мне повезло. Я был одним из счастливчиков, родившихся в семье гиков. Несмотря на суровые 90-е, нехватку еды и проблему с работой у родителей, одно из первых моих воспоминаний это как зимой ночью нам в квартиру вносят огромные коробки с непонятными буквами. Я стоял около них и пытался угадать, что же там внутри. Коробки были ростом с меня и веяли холодом с улицы. Мне было 4 года, и у нас в семье появилась Персональная Электронная Вычислительная Машина, или по иностранному – Компьютер.

И не смотря на вечные заявления о том, что компьютер строго для учебы\работы (эту сказку придумали уже тогда), вскоре на нем начали появляться игры. Интернета у простых смертных не было, он был только в научных институтах, поэтому любой софт покупался \ копировался на дискеты, а чуть позже на диски. А так как люди в те времена еще не были готовы платить оверпрайс за недоделанный шлак, то мигом появились предприниматели, которые напихивали много этого шлака на один диск, чтоб высокий ценник в итоге окупался. Так и появились сборники софта и игр 100 в 1, а народ знакомился с шедеврами зарубежного игропрома. Покупка любого диска\дискеты была событием, и скорее всего этот диск потом начинал путешествие по всем друзьям, у которых тоже имелся дома комп. Шеринг экономика до появления этих ваших уберов и самокатов!

Так как в условиях квартиры с приватностью всегда есть некоторые проблемы, очень скоро папа был замечен в том, что он на компе не работает, а играет. И не в какой-то тетрис или шарики, а что-то более интересное. Для меня это выглядело как мультики, которыми управлял мой папа. «Мультики» из Sim City и Reunion были слишком похожи на работу, а вот X-Com, Prehistorik или Litil Divil были не менее интересными, чем мультфильмы по ТВ. Естественно, очень скоро мне захотелось и самому поиграть. А во что может поиграть мелкий, чтоб ему это было по силам, было интересно, и желательно с какой-никакой пользой для развития? Конечно в аркады с головоломками! Так мне включили Supaplex и привили любовь к видеоиграм.

Что это за колобок?

Как я уже сказал, Supaplex это аркада с головоломками. Или головоломка с аркадными элементами. Я затруднюсь сказать, к какому жанру это ближе, так как игра представляет из себя смесь механик этих жанров в равных долях. Где-то надо подумать, а где-то надо успеть прожать кучу клавиш.

Вы играете за компьютерный вирус по имени Мёрфи, и ваша задача – собрать нужное количество «инфотронов», а потом найти выход с уровня. Но чтоб игроку не было слишком скучно, два студента из Швейцарии, по совпадению создатели этой игры, придумали целый вагон различных механик, комбинация которых рождает бесконечные возможности для головоломок. Собственно, количество уровней в оригинальной игре это подтверждает – 111 штук, каждый из которых уникален и имеет либо свою фишку, либо набор мелких пазлов.

Игрок не ограничен временем, количеством ходов или жизней. С выходом из игры ваш прогресс в уровнях сохраняется. Единственные препятствия – твои собственные затупы. Порой ты готов просить прощения у своих родителей, за то, что у них выросло такое тупое дитя, не способное просчитать события даже на 1 шаг вперед. Кнопка самоуничтожения персонажа и запуска уровня по новой станут вашими любимыми. Это то, что нужно, чтоб урезонить непослушного ребенка 5-6 лет, научив его смирению и безысходности бытия!

<p>Наивный улыбающийся колобок, еще не знает, сколько раз ему предстоит умереть</p>

Наивный улыбающийся колобок, еще не знает, сколько раз ему предстоит умереть

Что внутри у колобка?

Для начала, познакомимся с основными элементами мира игры.

Мы играем за вирус Мёрфи, который питается данными с компьютера в виде цветных спиралек, «инфотронами». Вокруг тебя есть стены из чипов микросхем и зеленые текстолитовые платы, как заполнение пустоты. «Съесть» инфотрон или зеленую плату можно либо встав в них, либо дистанционно, на одну клетку вверх, вниз, вбок. В большинстве уровней количество доступных инфотронов равно количеству требуемых для прохождения. Или простым языком – собери их все, иначе не пройдешь уровень. Некоторые лежат в свободном доступе, а ради некоторых приходится решать самые адские головоломки и взаимодействовать с окружением.

Желаю каждому найти себе человека, который будет смотреть на вас так, как Мёрфи на инфотрон
Желаю каждому найти себе человека, который будет смотреть на вас так, как Мёрфи на инфотрон

Всё окружение интерактивно, даже стены. Стены из чипов можно взрывать, а зеленые платы есть без вреда здоровью, оставляя зияющую черную пустоту. При этом зеленые платы непроходимы для всех остальных обитателей этого мира. В игре есть гравитация, круглые камни и инфотроны падают вниз, если не лежат на зеленой плате. Если два и более камня\инфотрона лежат друг на друге, и сбоку есть пустое пространство, верхний предмет скатится вбок. Камни можно толкать вправо \ влево, если сбоку нет препятствия. Если что-то упадет на Мёрфи – он взорвется. Не еш просто так, подумой!

Помимо пассивных элементов есть и активные – ножницы и мерцающие звездочки - электроны. Их касание к игроку – фатальное. Но у них простой интеллект. Они ходят по краю пустой области по или против часовой стрелки и их можно взорвать, уронив сверху что-нибудь, например камень. Взрыв будет размером 3х3 клетки с бывшим врагом в центре. Этот взрыв уничтожает почти всё, что было на этом месте, а электроны еще превращают все клетки взрыва в инфотроны.

Supaplex. Игра, научившая меня не бегать с ножницами

Базовое представление об элементах игры вы получили. И возможно у вас возник вопрос, а играть то в это зачем?

Вы знаете ощущение, когда вы в первый раз, после череды неудачных попыток, побеждаете сложного босса в Dark Souls? Вас много раз убивали, но вы поняли механику файта и смогли реализовать ее идеально. И вот босс пал, а вы внутри ликуете, что перебороли этого ублюдка. Вот примерно такие же чувства вас преследуют во время игры в Supaplex. На базовом уровне эта игра – простая и понятная. Ходи в 4 стороны, собирай чего-то-там, береги голову.

А теперь представьте уровень, где инфотроны замурованы со всех сторон стенкой, которую ты можешь открыть, дотащив камень до края стенки, заманив в ловушку звездочку, и уронив на нее камень так, чтоб она взорвала стенку и освободила замурованные инфотроны. И так 4 раза, с каждым из которых становится всё сложнее, так как от прошлых попыток остались следы, которые могут тебе мешать. И не стоит забывать, инфотроны из звездочек тоже нужны, и если ты случайно взорвал 1 инфотрон, придется начинать уровень заново. Или уронил камень слишком рано. Или случайно съел лишнюю зеленую клетку и теперь камень не дотащить до нужного места. Или неправильно сделал маршрут в ловушку для звездочки, и она зашла тебе со спины. Я гарантирую вам, что начиная уже с 3 уровня, у вас будут моменты, когда захотите разбить себе лицо фейспалмом. И на каждом уровне вариантов как протупить – тысячи! А ведь это я еще не рассказал вам про взрывающиеся дискеты (3 разных вида), трубки перехода, текстолит с молнией, стены-микросхемы и то, как быстро это превращается в неконтролируемый хаос, хотя ты просто «зашел в комнату». Просто посмотрите на прохождение предпоследнего уровня, сколько там возможностей совершить ошибку:

Наследие колобка

Я могу точно сказать, что эта игра помогла мне в детстве сформировать мышление, позволившее мне видеть причинно-следственные связи у еще не произошедших событий. Проще говоря – думать перед тем, как сделать.

В 6-летнем возрасте я самостоятельно прошел эту игру почти до конца. Недавно я попробовал перепройти её, и был поражен тем, насколько она сложная! Я обрывками помню, как проходил некоторые ловушки с первой попытки, а сейчас у меня получалось лишь с 5-6 раза. Но в таких случаях я вновь испытывал те самые эмоции победы, что немного сглаживало тот факт, что я тупее себя в 6 лет :D

Впрочем, Supaplex не только у меня оставил сильное впечатление. Игру до сих пор помнят во всем мире. Была несколько ремастеров и клонов на ПК, ее переносили на флеш и мобилки, есть таблица спидранов и многое другое. А еще, если вы помните, пару лет назад был популярен конструктор уровней Super Mario Maker, где любой мог создать уровень для Супер Марио и поделиться им с другими. За 20 лет до этого, с этой задачей справлялся Supaplex. В интернете огромное количество сборок новых уровней, есть свое сообщество в дискорде и даже онлайн редактор уровней!

Кстати, вы можете сыграть в эту игру прямо сейчас, в своем браузере, бесплатно, без регистраций и смс!

Заходите на сайт https://www.supaplex.online пролистываете до надписи «Supaplex: Original levels» и нажимаете на первый уровень.

Всё! Добро пожаловать в моё детство :)

14K14K показов
1.6K1.6K открытий
11 репост
40 комментариев

В 6-летнем возрасте я самостоятельно прошел эту игру почти до конца. Недавно я попробовал перепройти её, и был поражен тем, насколько она сложная!Хах. В 98 году брату на новый год подарили списанный офисный 286 комп, когда ездил к нему в гости, играли с 5 дюймовых дискет в десятки разных офигенных игр, которые к настоящему времени все уже устарели и технически и геймплейно, кроме супаплекса. Эта игра реально вне времени, будет так же офигенно играться и через сто лет. Мы тогда думали что игра называется "сюраплекс би дрем фактори" или просто коротко называли "сюраплекс". Вдвоем из 111 уровней осилили около 95, включая три законных скипа, несколько лет назад пробовал играть в ремастер версию из стима и тоже удивился насколько она замороченная, при том что играл с квиксейвами, а в детстве их не было. Летом брат привез комп к бабушке, и вместо прогулок мы часами решали головоломки, трая одни и те же уровни днями, пытаясь понять решение даже когда комп был выключен, строя разные теории и догадки. При том что игра была на англюсике, мы не могли понять туториал и правила игры открывали на ходу. Когда появились дискеты красные, которые надо ставить, тупо застряли и не знали что делать. Спустя пару дней и уйму часов случайно кто-то задержал пробел дольше обычного и поставилась дискета. Блин, как мы радовались тогда. Так же радовались с каждого пройденного уровня, а ближе к концу там ультра хардкор попер вообще. Музыка тоже классная там, звуковухи у нас не было, но даже на спикере она звучала прикольно. Игра еще на свиче вышла, ремастер так себе, но сойдет. Пожалуй самая интересная и яркая игра моего детства, все остальные игры какие-то мелкие и простенькие были на фоне супаплекса. Еще одно доказательство того что для ярких эмоций от игры не нужна графика какая-то особая, фпсы за сотню, сюжет какой-то там, катсценки и прочее. Хотя не буду спорить, если бы у нас тогда была пс1, мы бы охотнее в теккен морды чистили друг другу и гоняли в гран туризмо)) Но тем не менее воспоминания очень яркие остались даже спустя 25 лет. И насколько я помню, механики там не оригинальные, а заимствованные из болдер деша, про это я узнал намного позже.

Ответить

механики там не оригинальные, а заимствованные из болдер деша,много взяли, но не всё) своего тоже добавили прилично

Ответить

Оооооо, гениальная игра, которую почему-то не, включают в список топ-10 игр.

Ответить

Воспоминание разблокировано.
Кстати, мы в семье называли инфотроны почему-то "бабочками"

Ответить

У нас инфатрончики были единственным названием, которое мы прочитали правильно. А так игра была про колобка, который бегал от звездочек и ножниц и толкал на них камни. 95% правильных названий я узнал сейчас, когда картинку с ними нашел xD

Ответить

Никогда не хватало мозгов, чтобы пройти игру дальше пары десятков уровней. Зато хватило, чтобы отредактировать в нортоне сейвфайл и открыть их все (интересно ж было).
И да, мы его звали не колобком, а апельсином.

Ответить

У меня за особенно сложные уровни отвечала мама. Так она начала свой путь в освоении новых технологий, и до сих пор неплохо в них ориентируется))

Ответить