Как "HoMM 4" научили меня любить игры

Текст пишется для конкурса, автор которого попросил дать какой-нибудь бэкграунд. С этого и начну, предварительно предупредив что все даты очень приблизительные. И так: Беларусь, Минск, первая половина нулевых. Интернет — что-то мифическое и очень дорогое, компьютер — очень дорогое, но не такое мифическое; игры — удовольствие не дешёвое, если их покупать (конечно же пиратки), но чаще всего достаточно знать нужных людей. Автору на тот момент что-то около 10 лет, компьютера у него ещё нет, но есть приставка аля «Денди».

И хотя речь пойдёт совсем не об этом, но упомянуть один момент стоит: на приставке моей любимой\самой запомнившейся игрой были «Черепашки ниндзя» та их часть где фигурировал поднятый в воздух город.

Кстати ни разу не слышал фразу про посаженный кинескоп, а вот плохое зрение мне пророчили постоянно
Кстати ни разу не слышал фразу про посаженный кинескоп, а вот плохое зрение мне пророчили постоянно

Уже тогда, играя, я упорно пытался соотнести происходящее на экране телевизора с любимым мультсериалом (который конца 80-х). Получалось соотносить не очень хорошо, но это показательно. Почему — станет ясно чуть позже.

Родители мои в разводе, но жили в одном городе и выходные я регулярно проводил у отца. С компьютером он познакомился в конце 90-х, на работе. Понятное дело, что ПК тот откровенно был никаким, но играли на нём все и разумеется возили своих детей показать-поиграть. Меня тоже.

Того «Бомбермена» я хорошо запомнил не в последнюю очередь из-за анимации смерти персонажа
Того «Бомбермена» я хорошо запомнил не в последнюю очередь из-за анимации смерти персонажа

В начале нулевых отец приобрёл себе уже свой ПК и это тот момент когда по-настоящему начинается моя история знакомства с компьютерными играми. С предисловием всё.

Предысторию появления у отца примерно вот такого диска мне неизвестна.
Предысторию появления у отца примерно вот такого диска мне неизвестна.

Факт в том, что оный диск у него появился и отец качественно так подсел. Конечно же это не могло миновать меня. Как и любой «горящий» чем-то человек, папа делился со мной подробностями и деталями. Сейчас понятно, что он пересказывал игровой процесс и сюжет, но для меня тогда это выглядело как своеобразный фэнтези-рассказ. Например, очень запомнился эпизод про вождя Вержака, который раздобыв себе лодку плывёт на остров и там побеждает коварных пиратов и их предводителя.

Речь идёт вот про этот остров и сюжетный бой. Первая карта кампании Вержака
Речь идёт вот про этот остров и сюжетный бой. Первая карта кампании Вержака

Конечно же после этого меня сажали за компьютер, включали «Героев», запускали обучающую карту, и пытались «обучать». Прямо скажем получалось у меня средне. Это сейчас мышка — как продолжение руки, а набор на клавиатуре возможен в любых условиях из любой позы. А ведь ещё предстояло освоить саму игру, тоже не самую простую и уж точно не самую очевидную. Не говоря уже про «замечательный» интерфейс конкретно «Героев 4».

Та самая обучающая карта. Пройти её мне удалось далеко не с первого раза
Та самая обучающая карта. Пройти её мне удалось далеко не с первого раза

Отец наблюдая за этим выдерживал самое большее час, после чего садился играть сам, а я сидел и смотрел. Разумеется, процесс сопровождался всё теми комментариям-пересказом происходящего благодаря чему приобретал невиданную для десятилетнего пацана глубину.

Тогда мною это воспринималось как своеобразное кино (я дико любил «Властелина Колец» который как раз выходил тогда же) которым ты сам управляешь, или книгу, события коей происходят у тебя на глазах почти без всякого фантазирования. И было плевать на специфическую уже тогда графику или иные косяки.

Постепенно, не смотря на трудности и отсутствие всякого опыта, в «Героев» втянулся и я. Научился пользоваться интерфейсом, в меру правильно прокачиваться (вернее что надо качать, а что нет, грубо говоря заучил один билд), сражаться и прочее.

Билд тот конечно же был через героя. Очень простой и сильный. Зачем вам армия, стратегия, тактика если есть Супермен ломающий лица всем и вся? 
Билд тот конечно же был через героя. Очень простой и сильный. Зачем вам армия, стратегия, тактика если есть Супермен ломающий лица всем и вся? 

Конечно же, с определённого момента, я тоже «загорелся»: уже не просто играл, проводя время, а своеобразно переживал происходящее на экране, погружался в него с помощью игровых текстов и музыки Затем, правда, неизменно следовало возвращение от отца домой, к «своему» денди. К которому я сильно охладел, хотя играть не перестал, но уже чувствовал, что это совсем-совсем «не то». Не моё.

Далее были уговоры, обещания, крики, слёзы — свой ПК у меня появился где-то в течении года. Был он не новым, и в целом хуже отцовского, но «Героев» — кое-как тянул, а это было для меня самым важным. Невзирая на постоянные вылеты, лаги, зависания, и просто баги, я проводил в этой игре дни напролёт. Были даже несколько эпизодов прогула школы, что сейчас воспринимается с улыбкой, но тогда мне знатно прилетело по жопе.

Прилетало, кстати, и от отца. За чит-коды, которые я довольно быстро освоил (спасибо передаваемой из рук в руки программе CheMax). И с одной стороны он был прав, а с другой когда у тебя что-то не получалось, каким же был соблазн ввести «nwchades» и всех забороть армией из кучи дьяволов.

Делалось это всё, не в последнюю очередь, чтобы пройти кампании. Некоторые по несколько раз подряд. Сказать что они сильно меня затянули — ничего не сказать. Текст, даже подаваемый тупо в лоб, как есть, мне очень зашёл. Три истории: Вержака, Эмилии Найтхевен (Солмира) и Голдотом Полумертвого мне прямо отложились в душу, и я и сейчас нет-нет, но возвращаюсь их перепройти.

Ну и конечно же саундтрек — просто лучший.

Такой старт, не мог не повлиять на дальнейший опыт с играми. Сюжет, антураж, сеттинг, были и остаются для меня важнейшими вещами в играх. Поэтому и пятая часть «Героев» мне +- зашла, хотя сюжет и мир там даже в детстве мне казался примитивным (за исключением, наверное, ветки Аграила\Раилага), а сейчас и подавно. А вот третья часть серии прошла совсем мимо меня. Тут не кривя душой чистый синдром утёнка: вроде есть кампании и общий сюжет, но мне не хватало того самого текста; вроде играется похоже, но герой в бою не участвует, да и мелкие различия присутствуют (отсутствие караванов, как самое запомнившееся).

Причём, если изначально моя любовь к сюжетно ориентированным играм была тесно увязана с жанром стратегий, чему стратегии тех лет изрядно подыгрывали — ещё найдите в нулевые такое известную стратегию где не было бы сюжета, то затем это перенеслось и на иные жанры. За это спасибо стоит сказать двум играм: «Обливиону» и «Half-Life 2».

Помимо легендарной третьей части «Героев» из-за «специфических» вкусов, мимо меня пронесся по сути целый пласт игр того времени, в которые, днями напролёт, залипали мои друзья\сверстники в школьный период жизни. «КС», «Линага», «Вормс», различные «гоночки» и много что ещё, меня минули, потому что я, хоть и играя в них, что называется «за компанию», сердцем принадлежал совершенно иному типу игр к которому неизменно возвращался. Проще говоря они не осели в памяти тем пластом приятной, вызывающей теплоту ностальгии, каким многие другие игры.

Дотка (которая карта)? Зачем, есть же обычные кампании, там есть Артас! КС? Не, я лучше в «Age of Mythology» поиграю, возьму вместе с Аркантосом ещё раз Трою! Линейка? Лучше в «Обливионе» продолжу проходить линейку Тёмного Братства, или в «Космических Рейнджерах» проведу вечерок. Был конечно полумифический «ВоВ» о котором я знал из «ЛКИ», но это совсем другая история…

Что довольно забавно, большинство моих знакомых, в те годы не вылезающие из компьютерных клубов и любимой КСочки\Доты, сейчас в игры либо не играют вовсе, либо гоняют два часа в неделю в каких-нибудь сессионках. Некоторые уже на той стадии жизни, когда можно смело заявлять что «игры — это для детей» и собравшаяся компания из таких же умудренных жизнью и пивными животами тридцатилетних мудрецов будет кивая соглашаться.

Для меня же начало знакомства с играми именно с «Героев 4» не без стараний моего отца, стало тем мостиком, той тропкой, что позволили понять, что игры это нечто большее, чем сиюминутное развлечение, что это вид искусства. Такой же как книги, музыка или фильмы. Что как бывают простенькие (чаще всего именуемые детскими, что абсолютная чушь) книги, так бывают и простенькие игры. Бывают сериалы, смотря которые расслабляешь мозг после скучной работы. Таких же по сути игр — не счесть. А бывает совершенно иначе. И именно ради этого «иначе» я продолжаю играть и двадцать лет после описанных выше событий, и, вероятно, продолжу дальше.

Иногда на меня будет нападать особо сильная ностальгия и я снова буду запускать историю дочери стеклодува, что устала убегать и восклицает стоя среди толпы беженцев: «Почему мы позволяем этим бандитам распоряжаться нашей жизнью!»…

Как "HoMM 4" научили меня любить игры

Поделится этой историей меня сподвиг Неоновый Говнюк со своим конкурсом:

12K12K показов
2.6K2.6K открытий
11 репост
37 комментариев

Любимая часть, наиграл в неё больше чем в 3

Ответить

У меня саундтрек из игры в плейлисте :3

Ответить

Тоже люблю 4-ю часть. До сих пор мечтаю с ноги в дыню всем пинать, как варвар. Ему и отряд то не нужен был, сильный и независимый мужчина 🧍‍♂️

Ответить

Если не ошибаюсь, до немногочисленных патчей, аддонов и тем более фанатских модов вроде "Эквилибриума", та же кампания Вержака проходилась им фактически в соло, достаточно было прикупить ещё одного помощника и правильно их обоих прокачать (через силу, конечно же)

Ответить

четвертый герои - детская любовь. При этом я начинал с третьих, на рабоче-родительском компе, и казалось, что это лучшее, что может быть. Но спустя годы у меня появился свой пк, товарищ неожиданно подарил лицензионный диск с четвертыми, и понеслась. До сих пор считаю, что HOMMIV>HOMMIII

Ответить

ууууух. До сих пор помню сотни проведенных часов в этой игре. Может из-за того что это была по сути почти первая компьютерная игра в которую начал играть, но какая же она была охуенная. И дизайн, и музыка, и геймплейно очень нравилось. Конечно справедливости ради есть и минусы, например не мешало бы нахер убрать зелья бессмертия или хотя бы ввести ограничения на них, но в целом игра огонь.

Ответить

Зелье бессмертия это лишь верхушка айсберга. В игре гигантские проблемы с балансом (которые пытались починить фанаты и то вышло средне). Конкретно для своего текста, я решил что описывать многочисленные проблемы четвёрки несколько лишнее. Всё же он про другое.

Ответить