Киберпанк, Советпанк, Атомпанк | Кто такие и причем тут панки? | Часть 1

И как эти жанры повлияли на игровую индустрию | Лонгрид

Atompunk, Sovietpunk, Cyberpunk
18K18K показов
4.7K4.7K открытий

Отцом-основателем жанра считается Брюс БеткеНасколько мне известно "Киберпанк" Бетке с жанром мало чего общего имеет, помимо названия (по крайне мере в интеренетах так говорят), но не ручаюсь, сам не читал.
Можно было упомянуть еще Филлипа Дика, как предшественника киберпанку. Все-таки Bladerunner задал всю эту неоновую стилистику.
К 90-м люди стали привыкать к новым технологиям и они уже не могли вызывать ужас, потому появился пост-киберпанк, куда менее мрачный и антиутопичный. Прикрепляю замечательную картинку от @The Interactivist . Пост-киберпанк стоило упомянуть, раз есть примеры которые относятся именно к пост-киберпанку, тот же Watch Dogs. Да и Stray разве как-то связан с киберпанком?
Да и примеры из игр мне показались странными. Присутствуют неизвестные инди, которые к жанру хрен пойми как относятся, но нету серии Syndicate и E.Y.E.: Divine Cybermancy, не порядок. Ну и Blame среди аниме прям не хватает.
Но я не то чтобы эксперт, сам с жанром знаком достаточно поверхностно. В целом статья классная, а тема интересная, только хотелось бы про каждый жанр поподробнее.

Ответить

Я как раз читал Киберпанк Брюса, он, и правда, лишь с огромной натяжкой подходит под жанр. Да и первопроходцем я его так и не назвал, все же, после него был как раз таки Нейромант, задавший каноны, а Киберпанк я и пометил лишь как то, что дало узнаваемое имя жанру.

А на счет Бегущего по лезвию - честно, даже удивлен, почему я о нем так ничего и не написал, но больше удивило то, что фильм вышел за 2 года до выхода Киберпанка, а книга, и того удивительней - в 68м, при этом, ни на одном ресурсе в интернете, никто не говорит о бегущем по лезвию как отце жанра, лишь Нейромант на слуху... хотя, как по мне, Электроовцы куда больше подходят под отца жанра.

Дополнительно впервые прочту Нейроманта и перепрочту Бегущего по лезвию, ибо, нужно разобраться, почему книга, старше Нейроманта на 15 лет, так и не стала отцом жанра.
—-
Watch Dogs подходит под понятие мега-корпораций, аугментаций тела, развитой кибернетике. Это киберпанк, но, не столь далекий, как тот же Киберпанк 2077. Со Стреем другая фигня, тут вместо аугментаций - роботы, да и предложил его мне знакомый включить, у него потом спрошу (ибо не играл в Стрей еще).

За отсутствие Синдиката - извиняюсь, вообще про него забыл, а о второй игре, чет вообще не знал... но учту.

Еще смешное самое, Blame я включал в аниме, но сделал для себя порог "не больше 10 примеров на жанр каждой категории" и, по итогу, походу заменил Блейм на Жизнь без оружия.

Ответить

Вообще ситуация с производными киберпанка абсурдная - на TV tropes в статье Punk Punk описана целая куча якобы поджанров (и там как раз упомянут атомпанк, но никакого sovietpunk нету, хотя недавний Atomic Heart некоторые англоязычные обзорщики именно так называли).

Но если внимательно изучить эту кучу терминов, то окажется, что абсолютное большинство из них образовано по принципу "выделить какой-то эстетический элемент и раздуть его до поджанра, игнорируя тот факт, что с точки зрения содержания не сказано ничего нового". Прямо говоря - это теговое трюкачество, попытка создать "обилие" там, где его нет.

Уильям Гибсон предсказал весь этот бардак в интервью "С глазу на глаз" (1987):
ДЭТЛОУ: Все это – мусор. Не в этом дело. Это все – внешние атрибуты. ГИБСОН: А они даже не понимают внешних атрибутов. И атрибуты-то у них не те. Вот почему книга Эриксона так увлекательна – потому что, я уверен, он ничего об этом не знает, и плевать ему на киберпанк. Но он попадает в ту же стилистическую тональность, отлично выдержанную, гораздо лучше, чем у меня, где мало что происходит, но все пронизано каким-то особым чувством. Имитации киберпанка ужасны.

Ответить