World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

Два года назад когда стартовало дополнение Battle for Azeroth я был полон оптимизма и ожиданий, что новая глава в истории мира перейдет на новый уровень. Само дополнение я оценивал как филерное, которое должно было подготовить игроков к разворачиванию конфликта на новом уровне — между силами Света и Бездны.

К этому подводила логика развития событий в дополнении Legion с Армией Света, лор Хроник, в котором нам четко дали понять, что за Древними Богами стоят еще более могущественные сущности и хорошо объяснили почему наша планета является уникальной в этой вечной войне.

Описание Темных Земель в лоре Хроник умещается на одну страницу. История Сильваны, которая попала туда после прыжка с Цитадели Ледяной Короны — пару абзацев. Ни о каком Тюремщике, ковенантах и прочем нет ни слова. Темные Земли — это место скорби, ужаса и безысходности, правда, некоторые считают, что души попадают в более светлые места, но это неточно.

Когда во вступительном ролике Сильвана порвала Шлем Господства и когда потом нам рассказали о том, что Темные Земли не такие уже и Темные, а местами очень даже светлые, до для меня это стало полным разочарованием. Впрочем, не буду об этом рассказывать подробно, потому как я уже не раз говорил об этом и на стримах и в писал в материалах на блоге.

В начале сентября на фанатских сайтах появилась информация о некоей книге, которая является отчетом шпиона, работающего на силы Смерти. Исходя из написанного в ней конфликт между силами мироздания не ограничивается противостоянием Света и Бездны и что война Титанов, народов Азерота и Пылающего Легиона тоже всего лишь один из эпизодов. Оказывается, что шпионы сил Смерти уже внедрились в ряды своих противников и ведут там подрывную работу.

Космогония вселенной Warcraft<br />
Космогония вселенной Warcraft

Фрагмент короткий, но из тех, что переворачивает с ног на голову многое. Например, Владыки Бездны, не появившись еще в явном виде в игре уже понижены рангом, потому как шпионы сил Смерти смогли обвести их вокруг пальца. Титаны — это такие простаки, которые с упорством достойным лучшего применения везде наводят порядок. Наару слишком прямолинейны и доверчивы. Самую большую опасность по мнению шпиона представляет силы Жизни.

Интересное дело, что после прочтения этого фрагмента я понял простую вещь — а ведь собственно вот оно, начало новой главы в истории вселенной. Все двадцать с лишним лет создатели вселенной Warcraft разворачивали перед нами все более глобальные картины конфликтов. Сначала у нас была небольшая заварушка между орками и людьми, потом появился Пылающий Легион, Титаны и Древние Боги. Эта война завершилась в дополнении Legion и теперь нам показали, что и она была всего лишь эпизодом. Противостояние шести сил мироздания — вот оно поле, на котором можно разворачивать битвы воистину эпического размаха. Правда, есть несколько но.

Первое «но», это то, что смерть в мире Warcraft это как бы еще не смерть. Или чуть-чуть не смерть. Или не совсем смерть. Ну, как-то, в общем это другое. По всем признакам Shadowlands это аналог рая и ада из земных мировых религий. Правда, в религиях это так и называется «загробная жизнь», то некое другое измерение, куда попадает душа после физической смерти тела в реальности. Проще говоря — это переход в другое состояние, которое не подразумевает небытия. И тут возникает коллизия — Shadowlands это измерение смерти, в которой все еще можно умереть. Простолюдин из Ревендрета, который посмел утаить аниму — развеян поветру. Урсок, который превратился во вполне живое растение в Арденвельде — погибает после того, как его хранитель забирает у него силы. Драка воюет и убивает врагов уже будучи воином в Малдраксусе. В Shadowlands есть вполне живые себе существа, которым нужны жизненные силы, которые страдают от того, что ни перестают получать этот ресурс и которые все еще могут умереть. И это идет в серьезный разрез с тем, что мы знали раньше.

World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

Темные Земли всегда были местом, которое наши видавшие виды герои воспринимали как нечто совершенно чуждое, с благоговейным трепетом. Помните квест с потерявшейся во тьме Ууной, чтобы вытащить ее из черной черноты бесконечности и не дать тварям из темноты сожрать ее душу? В нем наши герои были беспомощны и попав в Темные Земли не могли ничего там предпринять и только водили Ууну от места к месту. И что сейчас? Сейчас от всего этого не остается и следа. Никакой мистики, благоговения и страха смерти. И вновь вместо вопроса «Так что же происходит на той стороне?» встает один — у какого ковенанта абилка дает больше ДПС? Не знаю, у кого как, но у меня этот факт вызывает когнитивный диссонанс. Shadowlands это однозначно другое, отличное от реальности измерение, другой план бытия, но никак не царство смерти ни с точки зрения того, что там происходит, ни по внешнему виду. Я просто не воспринимаю эти полные жизни и измерения за какие-то «поля смерти».

А сама смерть в Азероте уже становится какой-то совсем несерьезной. Ну да, померли мы тут и что? Там дальше есть мир, в котором личность продолжает существование. Помимо того, что все это выглядит притянутым за уши, это еще и обесценивает трагичность факта смерти персонажей вселенной. Ну да, мы знаем, что в этой игре никто не умирает до конца, но тут вообще уже становится как-то неловко. Такие трагические моменты как смерть Драки и Дуротана, Теренаса, адмирала Праудмура, Вариана, Тириона, Исеры, скорбь Варока над телом сына, и его же, Варока, жертва в конце войны под стенами Огри, другие трагические момент в истории Warcraft, теперь выглядят чересчур пафосными и фальшивыми. Ну какая тут смерть? Героев просто выталкивают в другой измерение, где они продолжают жить, но уже в другой форме.

Кстати, в августе Дима Роммель запостил в наш небольшой лороведческий чат фразу, о том, что складывается впечатление, что Shadowlands должно было быть «космическим» дополнением с противостоянием сил Света и Бездны, в котором действие должно было происходит в разных мирах. В пользу этого говорило то, что в Legion’e нам уже показали различные миры, где мы воевали с силами Легиона. На это намекало и количество неписей и мобов в Маккари, которые были связаны с Бездной, да и линия Аллерии вместе с историей Армии Света и Эльфами Бездны тоже были не эпизодическими квестам. Локаций ковенантов очень напоминают разные планеты. Например, Ривендрет неплохо подошел бы по стилистике натрезимам. Малдракус выглядит как «прото-Плеть», а Бастион вполне был сошел за мир наару с базой Армии Света. В общем-то здравое предположение и если бы оно так и было, то все выглядело бы намного логичнее.

Мак'ари, Аргус
Мак'ари, Аргус

Второе «но». Сама по себе идея глобального конфликта сил мироздания очень даже ничего. Такую тему можно было бы разворачивать до бесконечности, сталкивая лбами разные силы и перенося действия в различные планы бытия. И тут мне становится немного обидно за Владык Бездны. Ужасающие существа, которые в Хрониках выглядели как могущественная сила, способная уничтожить вселенную, были понижены в статусе еще не появившись на сцене. В отчете шпиона они выглядят как туповатые и самоуверенные создания, которых водят за нос, используя их слабости. Что, серьезно? Неужели натрезимы насколько круты, что Владыки Бездны не могут раскусить то, что происходит у их мозгах? Да ведь даже Древние Боги могли манипулировать сознанием живых существ, насылая видения и беря под контроль. А тут их создатели, которые могут распылять целые планеты?

Древний Бог, К'Тун
Древний Бог, К'Тун

Мне совершенно непонятно зачем надо было это делать. Ведь из конфликта сил Света и Бездны можно было сделать дополнение, а может и два и уже потом перейти к схеме, в которой и те и другие — марионетки в руках шпионов из царства Смерти. Нет, сейчас выходит, что самый главный интриган и стратег, который всех водит за нос это Тюремщик, а остальные — так, погулять вышли.

Тюремщик, главный (?) антагонист WoW Shadowlands<br />
Тюремщик, главный (?) антагонист WoW Shadowlands

Третье «но». Судьба последнего Титана — Азерот. Генеральная сюжетная линия, каркас, на котором строилась логика конфликтов в Хрониках — это планета Азерот и дремлющий в ней Титан. Вот у нас есть Титаны, вот есть ужасные Древние Боги из Бездны, которые ищут последнего Титана, чтобы переманить его (ну или как оказалось — ее) на свою сторону и изничтожить вселенную. Чтобы это предотвратить Саргерас ищет последнего Титана и находит уже пораженную межзвёздными паразитами планету. Война за Азерот должна стать переломным моментом в этой борьбе и… И вся эта сюжетная линия благополучно херится. Меч Саргераса остается торчать в Силитусе, что с Азерот мы не знаем и, судя по заявлениям разработчиков — еще долго не узнаем. Да и сама планета-душа потеряли свое значение, в качестве главного «яблока раздора».

Не знаю как вам, а мне это совершенно не нравится. Все похоже на вторую половину Катаклизма. Тогда наобещали всякого разного и подводный рейда с продолжение сюжета с Нептулоном и рейд в сеттинге Войны Древних. А потом все спешно свернули, склепав из обрезков старого контента рейд Душа Демона, а из рейда Война Древних сделали инстанс на пять человек.

Ну и вишенка на торте — заявление разработчиков, что Хроники это «точка зрения Титанов» и что впоследствии будут появляться и другие как бы намекает на узаконивание ретконов и «неожиданных» поворотов сюжета. Нет, я не против, в конце концов это дело Blizzard как поворачивать сюжет. Но подобные фокусы обесценивают многие дискуссии по лору, поскольку нет того канона, на который можно сослаться и обосновать свои утверждения. Теперь всегда можно будет заявить оппоненту — это точка зрения Титанов, а я поклонник натрезимов, они говорят правду, пошел нафиг. Как заметил Праймус во все том же лороведческом чате — у нас есть теперь три теории происхождения Фростморна. В Warcraft 3 Тихондриус убеждал игроков, что Ледяная Скорбь выкована самим Королем-Личем. В WoW нам говорили, что его сделали натрезимы, когда готовили Нерзула к заброске в Азерот. А сейчас нам говорят, что его сделали в Утробе по приказу Тюремщика. И какая из этих трех версий верная — хрен его знает.

World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

Подведу итог. Blizzard действительно начали новую главу в истории мира, но сделали это криво и косо, из дерьма и палок. Имея на руках Хроники, обновленную и стройную космогонию и отличные возможности для продолжения эпопеи, они перекрутили все черт знает как. Я никому не навязываю свою точку зрения, но мне такой лор неинтересен. Пытаться разобраться в том мотлохе, что наворотил Стив Денузер с компанией мне не хочется от слова совсем. В свое время я полюбил эту вселенную именно из-за сеттинга, сюжетов, героев и это несмотря на то, что примерно в это же время я увлекался куда впечатляющими образцами фентези. Все равно, в мире Warcraft было что-то такое, что цепляло. Причем настолько, что я закрывал глаза на несуразности типа завязки Warlords of Draenor и всякие мелочи, а когда вышли Хроники, то сказал себе, что слава Элуне, наконец-то они навели порядок в доме.

Но сейчас вижу только нелепость на нелепости. Поэтому я скорее всего пойду смотреть на старый Наксрамас в WoW Classic, а когда будет перезапущен The Burning Crusade, то схожу посмотреть на Запределье в те времена, когда Саргерас все еще был главным плохишом.

И когда я когда и вернусь в актуальный WoW — а я скорее всего в него через пару лет вернусь — то вопросы лора, сюжета и героев меня будут волновать меньше всего. В WoW всегда были неплохие рейды и может быть мне когда-нибудь опять захочется потанцевать вокруг боссов, то я знаю игру, в которой такой геймплей всегда на уровне.

Сюжет? Да ладно, вон в Overwatch сюжета вообще никакого нет, только обрывки историй про героев. Да и герои там еще те — какие-то нинзи, ковбои, десантники, девушка с пламенным мотором вместо сердца, горилла в очках, хомяк, дворф. Выглядит все это как бред сивой кобылы. Мешает ли это игрокам делать пыщ-пыщ? Абсолютно нет.

Как писал Джон Стаатс в своем дневнике — сюжет и сеттинг в компьютерной игре второстепенны, это те части уравнения, которые можно менять как угодно и тонкости тут особо не нужны. Я с ним в корне не согласен, потому что могу привести примеры игр, в которых сюжет и сеттинг которых являются сильными сторонами, выделяющими эти игры из общего ряда, но Стив Денузер со своими лороделами подталкивает меня к тому, что на сюжет и лор в World of Warcraft можно не обращать внимания.

Впрочем, несмотря на это я хочу пожелать тем, кому лор все еще не интересен, скорейшего релиза дополнения, хорошей игры, жирного лута и удачи на фарме.

World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?
116116
220 комментариев

Комментарий недоступен

51
Ответить

Ну не скажи. Legion был очень даже хорош, Пандария при все том, что очень неожиданно появилась из тумана в целом была годной. Завязка Дренора был кривой да и я половину дополнения в EVE просидел. Как и BfA.

32
Ответить

Только за эту ебанину им и всем их поддерживающим можно в рот личин напихать

28
Ответить

Мне как игроку за Орду абсолютно похуй что там с Матиасом Шоу и альянсом как таковым. Вам хейтерам лишь бы что гавкнуть в сторону хайп-трейна. 

1
Ответить

Геймеры опять ущмлены и в ярости.

5
Ответить

Да сейчас все заходят на хайп-трейн, чему тут удивляться, с кем там якшается Матиас — это дело десятое. Главное, чтобы аддон был нормальный)

Ответить

Первое дополнение, которое я НЕ буду покупать.

12
Ответить