Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Golden Sun – первая игра одноимённой серии в жанре JRPG, над созданием которой трудились не безызвестные Camelot Software, изданная под эгидой Nintendo для карманной приставки Game Boy Advance в 2001 г. Годом позже свет увидело её продолжение - Golden Sun: The Lost Age. Обе игры получили высокие оценки и считаются одними из лучших в своём жанре.

К моменту создания Golden Sun компания Camelot Software (ныне Camelot Software Planning) уже имела опыт в разработке таких RPG, как Shining Force III, Shining the Holy Ark, Beyond the Beyond и Shining Wisdom. Изначально планировалось выпустить игру на Nintendo 64, срок жизни которой подходил к концу, однако проект перенесли на перспективный GBA. Ограничение объёма картриджей в 32 Мб заставило разделить одну полноценную игру на две части, соответственно Golden Sun и Golden Sun: The Lost Age. И в этом кроется одна из основных проблем дилогии для GBA, ведь её необходимо проходить последовательно, с первой Golden Sun. Сиквел почти полностью зависит от своей предшественницы в повествовательном плане, это буквально второй кусок игры. Более того, отдельно первая часть способна разочаровать игрока.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Сюжет Golden Sun и Golden Sun: The Lost Age повествует о группе юных адептов, наделённых псинэргией, вынужденных отправиться из родного селения в путешествие по миру Weyard, дабы предотвратить разрушительные последствия выхода сил Алхимии. По пути адепты приобретают новые способности, помогают местному населению и узнают больше о том, почему Алхимия была запечатана, так ли она опасна на самом деле.

Балом в этом мире правит своеобразная магия - псинэргия. Каждый адепт (избранный) связан с одной из планет и её стихией, позволяющей пользоваться псинэргией: Венера (земля), Марс (огонь), Меркурий (вода) и Юпитер (ветер).

Главный герой обладает псинэргией Венеры
Главный герой обладает псинэргией Венеры

Забегая вперед, хочется упомянуть одну особенность. Планета, на которой разворачиваются события, абсолютно плоская. То есть тут можно добраться до самого края земли в прямом смысле. Воды срываются с планеты, вероятно, в бездну, какого-либо пояснения об их дальнейшей судьбе не представлено во всей трилогии.

Со всеми, кого мы видим в игре, можно поговорить
Со всеми, кого мы видим в игре, можно поговорить

Казалось бы, множество NPC, с которыми можно поговорить, и история больше, чем просто спасение мира от злодеев. Но в первой игре так много бестолковых диалогов, что главная сюжетная нить ускользает, а существенные детали мироустройства опускаются. Кроме того, она дает игрокам ложное чувство свободы действий, задавая вопросы, где «да» или «нет» не влияют на ход событий. Несмотря на порой бесконечные разговоры, после титров игроки по-прежнему ничего не знают о природе злодеев или их миссии, а также, почему Алхимия вообще была запечатана. Если приквел достаточно линеен и в нём сложно запутаться, то в продолжении не все очевидно. В таком случае современного игрока спасают гайды. Объезжать все города и опрашивать заново всех NPC - непозволительная роскошь, так что это скорее минус.

Сюжет первой части нельзя назвать цепляющим, в ней не происходит и чего-то впечатляющего. Лёгкий и забавный нарратив - безусловно, не хватает юмора, но это личная придирка. Вторая игра повествовательно гораздо живее, как и ее герои, которые успешно вовлекают игрока, им сопереживаешь. В целом тон игр меняется вместе с протагонистами. Ранее наивная и даже инфантильная Golden Sun «взрослеет» под стать новому главному герою.

Гораздо любопытнее сюжета в Golden Sun остаются механики и геймплей. Классическая пошаговая JRPG получила развитие в виде системы Джиннов. Джинны – волшебные существа, которых можно поймать на карте, в городе или подземелье. Они, как и адепты, связаны с определенной планетой (стихией). Везде, кроме городов, с ними придется побороться, прежде чем заполучить.

Джинна можно экипировать любому адепту, это влияет на определенные характеристики (например, сила, ловкость, здоровье), а также меняет набор псинэргетических заклинаний, если элемент не совпадает с элементом героя. При его высвобождении персонаж временно теряет повышение характеристик от привязки. По завершению хода маленький помощник уходит в режим ожидания, накапливать силы.

Игрок может выпускать их поочередно для увеличения урона, лечения, наложения щитов, чтобы позже скомбинировать. Комбинации Джиннов в бою позволяют призвать божеств, наносящих значительный урон противнику. С другой стороны, можно заранее в меню установить Джиннов в режим ожидания, чтобы в бою с первого хода призвать саммонов и лишить неприятеля существенной части здоровья. Боссов, особенно секретных, без сильнейших божеств и определенной стратегии не победить. Для вызова таких божеств потребуется собрать всех или большую часть разбросанных по миру Джиннов.

Советую обратить на этот раздел пристальное внимание!

Во второй Golden Sun я практически не использовала «магию» в бою, обходилась только маленькими союзниками, что гораздо удобнее и значительно ускоряет процесс. Собрала почти всех в приквеле, одного просмотрела и даже знаю где. Это критически повлияло на моё прохождение второй игры. Дело в том, что сохранение из приквела можно передать в Golden Sun: The Lost Age с помощью системы паролей. Все собранные ранее Джинны, экипировка, содержимое сумки в определённый момент появится в игре. Все бы хорошо, но под конец дилогии у меня был всего 71 Джинн из 72. И это досадное упущение не позволило мне пройти в самое сложное секретное Святилище с грандбоссом Dullahan и двумя божествами-саммонами. Пожалуй, никогда не была так разочарована в игре. Оказывается, можно «обновить» сохранение, тем самым получив недостающих Джиннов, НО до определённого момента игры. Этот порог я пересекла, поэтому обновиться было невозможно.

Вернемся к механикам и геймплею. Пошаговые бои здесь ничем не выделяются, разве что игрок теряет ход персонажа, если монстр, на которого назначено действие, уже убит. Псинэргетических заклинаний очень много и на любой вкус. Во второй игре в них нет особой нужды, можно уверенно пользоваться одними лишь Джиннами. Особенно в схватке с «толстыми» противниками, впитывающими микроскопический урон, причём от самой затратной псинэргии. Благо опциональный босс из первой Golden Sun учит игрока пользоваться Джиннами в совершенстве, жаль, не в начале игры.

Помимо стандартного развития псинэргии при повышении уровня, игрок получает дополнительные способности по мере развития сюжета, например Lift – поднятие камня, преграждающего путь, вверх. Чтение мыслей NPC (Mind) зачастую даёт подсказку к определённому секрету, который можно успешно пропустить. Используются они вне боя, в то время как некоторые обычные пси-заклинания нужны повсюду. Growth позволяет выращивать лозы из ростка, чтобы добраться до вершины, с которой кокетливо выглядывает очередной Джинн, и вместе с тем это мощная боевая «магия».

Golden Sun: The Lost Age сохраняет большую часть традиционных способностей и слегка обновляет их ассортимент. При этом многие механики, полученные и использованные вначале (например, Tremor), не требуются до конца игры. Кроме того, сиквел отличается акцентом на «камнях». Способности Move, Lift, Carry используются в 70% всех головоломок, и все для взаимодействия с глыбами.

Большая часть карты в первой игре
Большая часть карты в первой игре

Сакраментальный для многих игр жанра принцип «вернусь сюда, когда обзаведусь…» действует и тут. Да, здесь есть возвращения в подземелья и города, и они важны. В первой Golden Sun их не так много за счет размеров карты и подземелий, которые сами по себе компактны. Что касается возвращений в Golden Sun: The Lost Age… Держитесь за свои болты и гайки!

Учитывая скорость перемещения (спойлер: очень медленно даже бегом), исследование мира превращается в измывательство. Я проходила обе игры на GBA SP, и горе моим пальцам, они болели от постоянного жима кнопки В в режиме исследования и кнопки А в боях, да что там, даже от крестовины! Вспомнить только маневрирование корабля внутри «Туманного Альбиона» во второй части, это было физически непросто. Ускорения и автоматизма в оригинале конечно нет, игрока заставят бесконечно жать кнопку А для пропуска сообщений об эффектах, уроне, нанесенном противнику и протагонистам.

Даже если играть на эмуляторе, все равно не получится избежать мучений бэктрекинга в сиквеле. Размер карты колоссальный по сравнению с первой Golden Sun. Доходит до нелепого: одно поселение на весь материк, длина которого вынуждает игрока потратить десять минут, чтобы просто добраться до него и вернуться на корабль (включая случайные столкновения).

Карта в Golden Sun: The Lost Age
Карта в Golden Sun: The Lost Age

Когда в распоряжении оказывается корабль, начинаешь радоваться возможности сокращать свой путь. Через некоторое время этот способ передвижения тоже обкладывается проклятьями, потому что скорость, как и количество случайных битв с морскими монстрами, не меняется. Не помогает и заклинание Avoid, уменьшающее частоту битв на квадратный метр. В целом оно работает менее эффективно, чем в первой части. Иногда есть ощущение, что оно не работает вовсе. Решающим ответом на вопрос «Уважают ли мое время разработчики?» становится приобретение способности телепортации в самом конце игры. Полагаю, что рассчитана она только для достижения секретных боссов. Ничего не мешало добавить её ранее. Разве что искусственное растягивание времени прохождения.

Все недостатки дилогии меркнут перед одной важной составляющей. Golden Sun отличается от любой JRPG для GBA блестящими головоломками и способами их решения. У игрока есть конкретный набор способностей, псинэргии и свобода действий для исследования множества интереснейших подземелий, наполненных этими головоломками. Их обилие поражает (в положительном ключе), с каждым подземельем и материком они становятся всё сложнее.

Для огромных подземелий понадобится хорошая пространственная ориентация и память. Более того, в Golden Sun: The Lost Age наращивается и темп решения некоторых головоломок. Например, бег в песчаных подземельях, от огненных струй и т.д. Не обошлось без глупостей вроде специальной огненной способности, которая легко заменяется обычным пси-заклинанием огненного шара, но его применение в этом русле не предусмотрено.

Как уже было упомянуто, в трилогии нашлось место для секретных боссов. Целый один ожидает игрока в первой части, четыре во второй и четыре в третьей. В приквеле есть многоэтажное подземелье, которое трудно забыть и легко потерять - Crossbone Isle. В Golden Sun: The Lost Age подобное тоже есть - Святилище, в которое мне не удалось попасть.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Бестиарий кочует из игры в игру в течение всей трилогии с некоторыми новшествами, но одно остаётся неизменным – пятьдесят оттенков крыс. Какого-либо маскота, кроме Джиннов, у серии нет.

Игровые модельки, лица вне иконок, похвастаться бесподобной красотой не могут. Однако анимации в сражениях восхитительны, призываемые божества и критические удары оружием без малого срывают овации наблюдающего. 2D-спрайты на грани трёхмерного эффекта, полноценные кат-сцены с уникальными саммонами на экране GBA! Ни одна анимация критического попадания не повторяется, и это с учетом потрясающего разнообразия оружия и экипировки.

Golden Sun смело можно назвать самой продвинутой трилогией JRPG (на GBA, DS) в плане купли-продажи предметов. Менять экипировку на новую, не выходя из меню магазина, и сразу же продавать старую банально удобно. Чего не скажешь про кузницы во второй и третьей части. С какой целью создали такие мучения для игрока непонятно. Если хотели добиться реализма с ожиданием результата, то не стоило вводить гигантское количество материалов и оружия для ковки. Пожалуй, самая нудная и неприятная часть геймплея.

Безусловно обыск огромного количества горшков, ящиков и бочек мог бы соперничать с кузницами. Здорово, что в дилогии есть возможность использовать особое зрение, выделяющее предмет со вкладышем. До получения способности кривизна взаимодействия с обыскиваемыми сосудами только раздражает. Миллиметраж здесь во всей красе. Например, достаточно не так подойти к статуе, тогда способность, примененная к ней, не сработает. Игрок будет блуждать, не в силах понять, что делать дальше. А нужно было несколько попыток, встав в «правильное» место.

Несколько замечательных треков авторства Мотои Сакурабы во всей трилогии теряется на фоне остального невзрачного музыкального сопровождения. В первой Golden Sun и вовсе решили пугать игрока резкими звуками «впитывания» Джиннов, можно подумать, что запись делалась с перфоратора. В то же время в играх предусмотрен контроль речи персонажей, её скорости, есть полноценная настройка диалоговых окон, включая их цвет. Приятная редкость для GBA игр.

По завершении дилогии, к моему удивлению, возникла сильная тяга продолжить прохождение. Прежде всего, яркие и разнообразные головоломки не оставили равнодушной. Мне сказочно повезло, ведь Nintendo услышала пожелания фанатов, и в 2010 г, спустя восемь лет, на консоли Nintendo DS вышла третья игра - Golden Sun: Dark Dawn.

Американская версия обложки
Американская версия обложки

Действие игры разворачивается спустя 30 лет после событий Golden Sun и Golden Sun: The Lost Age. Мир Weyard снова сотрясается от опасностей – высасывающих псинэргию аномалий. Юным героям предстоит выяснить причины их появления и… Стать новой легендой под светом Золотого солнца!

На этот раз Golden Sun: Dark Dawn выглядит вполне самостоятельной для спонтанного прохождения в отрыве от остальных частей. Разработчики приготовили подробный внутриигровой экскурс в сюжет предшественниц, который пригодится и тем, кто успел подзабыть его. Сразу всё не выдадут, но собрать книги с «погружением в прошлое» вполне реально. Выполнены они в виде кат-сцен в очаровательном стиле детских рисунков, со своим музыкальным сопровождением. Смотреть их очень интересно, даже если вчера закончил прохождение второй игры.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

От начала и до конца прослеживается возвращение к корням - первой Golden Sun. Снова неуклюжие подростки, простенький нарратив, повсеместно глуповатые взрослые, будто они в этом мире совершенно ничего не решают. Разве что делегируют ответственность за сохранность мира детям. В определённый момент приключенческая игра превращается в трагикомедию. Единственного сына известного пирата хотят принести в жертву, сварив в котле заживо. Разумеется, отец года решает доверить спасение отрока едва знакомой малышне, совсем недавно впервые переступившей порог отчего дома! В этом вся Golden Sun: Dark Dawn. Если не напугала, читайте дальше.

Вот они...слева направо
Вот они...слева направо

Линейность в третьей части занимает особую позицию в трилогии. Не такой размах открытого мира, как в Golden Sun: The Lost Age, но и не абсолютная простота первой игры. Идеальный баланс, наконец, достигнут. В игру ввели своеобразные быстрые перемещения, например, удобные лифт-платформы в городах и подземельях. Удачные и элементарные механики, облегчающие жизнь. Camelot Software таким образом выказали долгожданное уважение ко времени игрока. Подсказок много, запутаться в чём-либо или заплутать где-либо сложно. Нет возможности пройти подземелье сейчас, значит, точно следует вернуться позже и не ломать голову (касается любопытных игроков). Тем более по пути десять раз подскажут, куда именно нужно двигаться. Длительность диалогов порой доходит до абсурда, они занимают добрую четверть всего времени прохождения. Детали таких разговоров часто дублируются в других источниках информации.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Что удивительно, навигация по карте мира предельно неудобная. Не этим ли объясняется появление карты в физическом издании игры? Зато впервые в серии у каждого подземелья появилась детальная карта. Так или иначе, все это не мешает наслаждаться разбросанными по миру секретами: от оружия в океанических водах, до табличек с глифами для призыва божеств.

Golden Sun: Dark Dawn отдает должное первым играм. Лор расширяется, но все знаковое так или иначе проскальзывает на экране NDS. Прежний состав героев частично предстает перед игроком, судьбы остальных обязательно упоминаются. Второстепенные персонажи тоже появляются, иногда не совсем удачно, будто автор не переиначивает, а повторяет свои же сюжетные линии. Свежие персонажи и связанные с ними истории в основном забавные и «приходятся к лицу» игре. Не считая совсем уж неуместные политические распри и военизированные баталии, коих в третьей части стало очень много. Неожиданностью в игре стали как минимум два говорящих Джинна. Каждый Джинн получил индивидуальный дизайн, предысторию, отличать их друг от друга стало проще простого.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Сырая функция подбора команды из восьми героев в Golden Sun: The Lost Age здесь занимает особое место. Без неё представить игру сложно, настолько она хороша и необходима. Почти ко всем персонажам в итоге привязываешься и с удовольствием пробуешь разные комбинации псинэргии и Джиннов, не успевающих надоесть вплоть до титров.

Специальные способности, получаемые по ходу прохождения, теперь распределяются автоматически между членами команды, согласно стихии. Отличная поправка, если игнорировать вечный недостаток места в сумках и сопутствующий ему обмен предметов.

Базовый бестиарий заметно обогатился, помимо этого, игру дополнили два уже знакомых и два новых опциональных босса. Пусть в этот раз Crossbone Isle и Dullahan подкачали, игрока ожидают другие интересные стражи и подземелья. Бороздить океан на корабле стало приятно, а главное быстро. В заключительной Golden Sun предусмотрено полное управление стилусом, хотя именно в ней мне было комфортнее распоряжаться кнопками. Лишь одна головоломка во всей игре требовала использовать стилус.

Пошаговые бои гораздо бодрее предшественниц, однако всё так же требуют ручной прокрутки сообщений. Обделили с автоматизмом и тут. Самое главное, что Camelot Software учли в этой части, - герои добивают монстров, не теряя ход. Все механики игры отлично знакомы тем, кто проходил предыдущие части. Их бережно перенесли и освежили, добившись золотой середины. Чего только стоит идея с маяками и пропавшим кораблем. Несмотря на незамысловатые подземелья по сравнению с Golden Sun: The Lost Age, головоломки запросто способны увлечь.

Качество анимаций специальных ударов оружия, эпичность всевозможных кат-сцен с божествами традиционно выделяют третью игру серии Golden Sun среди большинства прочих JRPG на платформе.

Для тех, кто раздумывает, с какой части погружаться в серию, пригодится совет: приготовьтесь к длительному путешествию с самой первой игры. Конечно же при условии, что вы спокойно переносите пиксельную графику. Любителям 3D остаётся Golden Sun: Dark Dawn. «Незнакомцу» она покажется как минимум странной, нужно позволить ей раскачаться (2-4 ч).

Любая из игр трилогии заслуживает прохождения и знает, как развлечь игрока.

Среднее время прохождения (оценка):

Golden Sun – 30 ч (6/10)

Golden Sun: The Lost Age – 40 ч (8/10)

Golden Sun: Dark Dawn – 30 ч (7/10)

Старалась для вас: Deneufe

За помощь в редактуре благодарю моего друга с золотым сердцем - Вадима Арестова
За помощь в редактуре благодарю моего друга с золотым сердцем - Вадима Арестова

Материал подготовлен специально для нашего канала в ТГ:

2.8K2.8K показов
986986 открытий
4 комментария

Занятно, пытался немного играть в первую часть, дошел до первого города, в котором разоблачили каких-то воришек и кажись присоединили нового члена команды - а дальше фиг знает куда идти, направо вверх примечательная пещерка с какой-то локацией, но там проход закрыт, так и отложил пока что.

Пошаговые бои здесь ничем не выделяются, разве что игрок теряет ход персонажа, если монстр, на которого назначено действие, уже убит.

А вот это вообще дичь какая-то, ибо японские РПГ страдали такой фигнёй лишь в 80-е, впоследствии поумнев и излечившись - а тут на дворе уже нулевые, вся золотая классика успела отгреметь и показать миру, как вообще настоящие JRPG нужно делать, но авторы чето совсем необучаемые (лишь с третьего раза до них что-то дошло)...

Ответить

И пещерку помню, и затык в прохождении, не единственный. Отмечу, что в других частях вообще никаких проблем не возникало. Скотским шарадам такой же ответ - поиск решения в гайдах :) Так что пару раз во время пробега по GS1 поступила нечестно, каюсь. И всем желаю не терять время, когда разрабы выдумали очередной "интересный" путь.

Может и это можно объяснить терпимостью японцев к "осиляторству"?
Полностью согласна с вами!

Ответить

3ю часть так и не запускал, но первые две в свое время понравились, 2я особенно.

Ответить

3 идеально подойдет для утоления ностальгической жажды, золотая середина серии. Но если выбирать лучшую часть, то она все же чуточку не дотягивает до 2 игры.

Ответить