Ghost Song. Дитя SOMA и Metroid

После прохождения The Last Faith – крайне приятного гибрида жанров metroidvania и soulslike – внутри осталось чувство неудовлетворённости. Разумеется, не от игры, она ведь получилась неплохой. Просто её оказалось мало: душа требовала ещё. И ваш покорный слуга, вооружившись поиском Google, стал искать, что же ещё этакого понавыходило...

Ghost Song. Дитя SOMA и Metroid

Сперва наткнулся было на Death’s Gambit: Afterlife. Думал, сойдёт. Однако, поиграв в оную где-то часа три я понял, что с той же The Last Faith она имеет совершенно мало общего: визуал как в Dead Cells, цветастый; куча предметов и расходников, доспехов и оружия, что создавало скорее образ лутервании © (прошу упоминать моё авторство, если будете использовать слово, шучу – пользуйтесь на здоровье); музыка, которая соответствовала общей пестроте игры, но не соответствовала моим ожиданиям. В общем, Death’s Gambit: Afterlife – мимо. Прошу прощения у тех, кому игра нравится/понравилась.

Далее на очереди была Salt & Sanctuary. Помню, что играл на Windows 10, но на Windows 11 отказывается запускаться, хотя куплена в Steam. Разбираться не стал, да и желания не было. Возможно, позже найду корень проблемы и засяду, а может и нет. Начинал два раза, да так и не смогла игра зацепить надолго, если честно.

Проблему решил. Оказывается, игра не хотела ставить дополнительные библиотеки, что странно. Но буду ли я проходить её - это пока вопрос открытый...

За ней последовала Vigil: The Longest Night. Занятная штука, управлением похожая на Salt & Sanctuary, но визуально не такая отталкивающая. Пока отложил, думаю, обязательно пройду. Ну и не очень люблю, когда в подобных играх есть выбор сложности. Часто хочется начать на максимальной из доступных, да вот только не всегда получается, так сказать, ворваться и освоиться максимально быстро.

В общем, параллельно начал проходить. И знаете, пожалуй, я попробую написать текст по этой игре после прохождения...

Уж было думал, а не установить ли мне Afterimage. Снова. Играл на релизе и параллельно с Blasphemous II, но показалась несколько топорной, особенно анимации. Прошло немало времени, слышал, разработчики с патчами привнесли много QoL-фич. В общем, на карандаш тоже взял, дабы позже плотно засесть за эту долгую игру из Шанхая. И это немаловажная деталь: хочется подлиннее, чтобы посмаковать подольше. Aeterna Noctis не даст соврать.

Отчаявшись уже отыскать что-то стоящее, взор мой пал на Ghost Song. Игра вышла в 2022 году, пробыв до этого в разработке то ли 8 то ли 9 лет. Самый настоящий инди-долгострой, поменявший за время разработки несколько движков и визуальный стиль. Сами разработчики из Old Moon писали, что черпали вдохновение из серий Metroid и Dark Souls. Бинго! – подумал я, установил Ghost Song, и начал проходить.

Мы – скафандр. Да не простой, а мёртвый. Мёртвый скафандр, да. Deadsuit по-английски, мертвоскафандр – по-русски, ведь в игре есть перевод и он выполнен на весьма достойном уровне. Говорит Блю (так её станут называть позже) приятным женским голосом.

Иногда создаётся ощущение, что бежим по дну водоёма. На кадре, правда, так и есть.<br />
Иногда создаётся ощущение, что бежим по дну водоёма. На кадре, правда, так и есть.

Долгое время железный дровосек лежал и не подавал признаков жизни, но что-то произошло. Скафандр пробудился. Что это за место, что случилось и куда идти – всего этого Блю не знает, ведь она ничего не помнит. С этого и начинается приключение мертвоскафандра на луне Лориан V, озарённой фиолетовым свечением местного солнца, с поиска ответов.

Лориан V – крайне неприветливое, а иногда и весьма неприятное место. Нет, графически игра выглядит ничуть не хуже других метроидваний, у неё есть даже уникальный визуальный стиль, своё лицо. Но постоянно возникает ощущение какой-то чужеродности происходящего. Я не зря упомянул SOMA в названии. Помните все эти биомеханические машины, сросшиеся куски людей и техники? Всё это вызывало, в какой-то мере, отвращение и иногда заставляло передёрнуть плечами. Местами игра вызывает схожие чувства. Помимо этого, начало Ghost Song – это буквально твист из последней трети SOMA. Иногда тяжело объяснить словами вайбы, которые тебя накрывают, особенно имея за плечами опыт игры в детище Frictional Games, но время от времени себя на этом ловишь.

Нахлынули воспоминания о Горе - огромной боевой машине из Horizon Zero Dawn.<br />
Нахлынули воспоминания о Горе - огромной боевой машине из Horizon Zero Dawn.

Тем не менее, визуально игра выглядит неплохо. Напрашивается сравнение с Hollow Knight, особенно это касается того, как выполнены фоны локаций и всё что выходит на передний план. Есть приятные детали, вроде гор мусора или камушков, которые по физике скатываются и рассыпаются, когда Блю пробегает мимо.

Перемещаться по миру, кроме как на своих двоих, можно через специальные статуи, которые служат и порталом между уже открытыми статуями, и местом, где можно повысить уровень. Сохраняется игра на “кострах” – вырастающих голубых цветах.

Корабль местных страдальцев, которым будем помогать.<br />
Корабль местных страдальцев, которым будем помогать.

Да вот только перемещаться по Лориан V не очень удобно. И на то есть несколько причин.

Во-первых, карта. Максимально неинформативная. Помните я говорил, что карта в The Last Faith не самая очевидная и удобная? Здесь она реализована не лучше. Дело в том, что комната может быть многоуровневой, с зигзагами кишок-коридоров, или двумя идущими параллельно вертикальными подъёмами. На карте же – это просто прямоугольник. Часто бывает такое, что иконка игрока ровно в центре комнаты, а ты стоишь уже на границе между экранами. Ну и отметки, которые можно ставить – их много, но они изображают вообще непонятно что, какие-то головы чудовищ или что-то такое.

Во-вторых, игра про исследование. Луна, дескать, чужая, тут всё странное и такое необычное, но заплутать в местных катакомбах – проще простого. До появления первого и, по сути, единственного квеста, то, куда идти и правильно ли ты идёшь – непонятно. И даже после появления пяти мест, куда надо попасть – можно кругами блуждать по лабиринтам подземелий, ведь зачастую проход сокрыт за разбивающимися стеной или полом. Не спасают и дополнительные способности, потому что они просто разбросаны по локациям без видимой логики. Мы как привыкли? Победил босса – вот тебе двойной прыжок. И тут же, буквально на месте, применяешь её, потому что игра сразу же строит следующие локации с учётом обретённых сил. Прошёл череду сложных испытаний – держи повышение здоровья, магии, расширитель аптечек и так далее. Двойной прыжок в Ghost Song лежал в каком-то тупике и непонятно как я его нашёл, то же касается и когтей для стен.

Ghost Song. Дитя SOMA и Metroid

В-третьих, странное расположение статуй и точек сохранения. На всю игру всего пять или шесть статуй-телепортов, цветы сохранения расположены, как правило, здесь же, при них. Иногда последние встречаются просто в комнате посреди биома, ни перед сильным противником, ни перед чередой препятствий. Бежать через десять экранов до места смерти? А то!

В-четвёртых, намеренное растягивание игрового процесса. Подобрав квестовый предмет, Блю лишается возможности телепортироваться между статуями, так что будь добр выбирайся ножками из задницы мира. Помнится, в Hollow Knight была миссия, где надо было доставить цветок из одного конца карты в другой, при этом ни разу не понеся урон. Один раз за игру. В Ghost Song хоть и можно получать на орехи, но сам процесс возврата повторяется пять раз.

Сквозь робота проросло дерево. А сперва её нужно победить. Ещё и поговорить можно теперь.<br />
Сквозь робота проросло дерево. А сперва её нужно победить. Ещё и поговорить можно теперь.

А ведь ребята вдохновлялись ещё и Dark Souls. А значит тут есть полоска выносливости, которая тратится на все действия, прокачка и отсутствие внятного сюжета. Уклонение тут тоже есть, но появляется несколько позже и как отдельная способность. Болот, правда, не оказалось, если не считать локацию, где есть лужи чёрной жижи, похожей на нефть, которая сковывает движения Блю.

Повышать позволяется три основные характеристики, от которых уже растут второстепенные: урон от оружия, жизнь и решимость. Последняя по чуть-чуть прокачивает практически всё разом. Где-то в интернете писали, что она самая, так сказать, универсальная, но я думаю, что вкинуть всё в огневую мощь и здоровье лучше. Но не проверял.

Сбитый челнок считает нас собратом-кораблём и любит потрындить.<br />
Сбитый челнок считает нас собратом-кораблём и любит потрындить.

Основным оружием является бластер на месте одной из рук. Тут явно срисовывали с Самус Аран. Чем больше стреляешь – тем сильнее оружие нагревается. Врагов можно бить и в ближнем бою, используя копьё, медленную, но мощную гидравлическую перчатку, колесо-бумеранг и пр. А перегрев основной пушки используется в связке с этим оружием чтобы вломить недругу побольнее.

Помимо этого, есть ещё около дюжины различных модулей-обвесов для бластера. Можно сказать, альтернативные режимы стрельбы. Стрельба ракетами, дробью, слизью и прочими не всегда понятными и, чего уж греха таить, не всегда эффективными штуками. До игромеханически интересных пушек из серий Ratchet & Clank и Jack & Dexter игре, конечно, далеко.

Сам скафандр тоже можно обвешивать точно такими же модулями, которые дают различные бонусы, вроде увеличения урона, скорости стрельбы, притягивания местной валюты и ещё около двух десятков полезных и не очень. Вообще, вся эта система максимально похожа на ту, что реализована в Hollow Knight с её амулетами. И даже ограничение на количество используемых имеется.

Ghost Song. Дитя SOMA и Metroid

Боссы в игре вроде бы есть, а вроде бы их и нет. Дело в том, что запирают на арене за всю игру нас всего два-три раза. А так, бежишь себе по локации - раз! - и встречается какая-то лохматая хрень с бластером как у Блю. И название этого существа. Всё. Можно и убежать. Есть точно три босса, которые оформлены как боссы - это робот с башкой-моргенштерном, большая фиолетовая баба с копьём и финальный. А так, большинство - это просто жирнющие враги с несколько иным паттерном, чем у обычных врагов, которых тут дай бог наберётся самих с дюжину.

Сражаться не всегда удобно. В 2023 году делать урон от касания - это моветон. Поломанные хитбоксы, короткий дэш, когда ты вроде бы нажал уклонение, но оказался в боссе и получил урон - это ой как неприятно.

Ghost Song - это, скорее, визуальное и созерцательное приключение. Луна Лориан V интересна для одноразового ознакомления: поглазеть на то, как тут всё устроено, пообщаться с местными фриками.

Как метроидвания, Ghost Song - продукт весьма средний. Неудобные бои, враги-губки, малое разнообразие врагов, отсутствие интересных боссов, плохо реализованная карта и затруднённая навигация по игровому миру.

Складывается ощущение, что в процессе разработки, которая, напомню, растянулась практически на десять лет - с 2013 по 2022 года - игра старалась брать из популярных на тот момент игр какие-то идеи, да вот только не все они реализованы грамотно.

Сильные стороны - это арт-дизайн и хорошая музыка.

5656
27 комментариев

Вывел из вишлиста Ghost Song после того, как игру убрали из русского Steam. А там и обзоры подоспели. Стоит ли "проходить на ютубе"?

Vigil - замечательная метроидвания, особенно после бесплатных контент-патчей.
От себя смею рекомендовать старенькие Aquaria и Valdis Story, свежую Dak Light и малоизвестную, но ИМХО прекрасную Fire in the Beastlands.

6
Ответить

Fire in the Beastlands - на Salt and Sanctuary сильно похожа?

1
Ответить

Спасибо за рекомендации, обязательно посмотрю. Про Vigil, думаю, тоже будет пост.

1
Ответить

Aquaria, конечно, шедевр.

1
Ответить

Кстати, а что там случилось с Vigil, что купить её теперь нельзя? Она у меня из списка желаемого пропала, я сначала на санкции грешил, но походу игру вообще сняли с продаж.

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Приму к сведению, спасибо. Я просто ищу метроидвании именно по типу The Last Faith, чтобы мрачняк, тёмное фэнтези и так далее. Но Ghost Song - смогла увлечь не смотря на все нюансы и я прошёл её.

Ответить