Игры Артемий Леонов
8 711

«Кого-то оскорбляет, что у нас в игре есть Германия»: разговор с геймдиректором Hearts of Iron IV

Об альтернативной истории, новом дополнении и работе в Paradox.

В закладки

На PDX CON 2018 Paradox Interactive представила новое дополнение к Hearts of Iron IV, — глобальной стратегии о Второй мировой войне. Мы пообщались с геймдиректором игры Дэном Линдом — о поиске баланса между сложностью и глубиной, альтернативной истории и о том, как устроен рабочий процесс в Paradox.

Рассказывая о дополнении Man the Guns, вы в основном говорили о новых механиках, которые собираетесь добавить в игру — например, о системе топлива. Не боитесь, что в какой-то момент таких механик станет слишком много, и в игре будет слишком сложно разобраться?

Конечно, после этого обновления в Hearts of Iron будет ещё сложнее научиться играть. Это неизбежно. Если вы начнёте играть в неё сейчас, вам придётся столкнуться с гораздо большим количеством механик, чем если бы вы познакомились с ней несколько лет назад. Но, в целом, когда мы что-то добавляем, то стараемся, чтобы эти новые механики заменяли старые — чтобы игроку не приходилось слишком много заниматься микроменеджментом. Если всё получится так, как мы задумали, то игру будет легко понять, но будет трудно овладеть ей в совершенстве. Она не должна ощущаться сложной на старте.

Сейчас в Hearts of Iron очень трудно ориентироваться в морских сражениях — мы как раз перерабатываем морской бой, чтобы сделать его более понятным. Топливо немного усложнит процесс, но разобраться с этой механикой будет не так уж тяжело — конечно, если вы совсем новичок, то у вас могут возникнуть трудности.

Можно ли в теории создать игру с таким же глубоким геймплеем, как у игр Paradox, но при этом очень простую в освоении?

О, если честно, с этим у нас самые большие сложности. С играми, подобными нашей, всегда очень трудно: вы включаете игру и сразу попадаете в гущу событий; всё многообразие возможностей доступно с самого начала.

Но от игрока и не требуется сразу во всём разобраться: например, если вы занимаетесь глобальным планированием, вам не обязательно разбираться в том, как работают наземные сражения. Вы не достигнете каких-то особенных успехов на поле боя, пока не поймёте, как там всё устроено, но всё равно сможете играть на каком-то уровне. А потом в дополнение к этим знаниям у вас появятся новые.

Думаю, чтобы полностью освоиться в Hearts of Iron, нужно долго и упорно проигрывать разным странам. То есть, Польшу вы, может быть, и победите, но с Францией у вас возникнут проблемы. И тут до вас дойдёт «хм, наверное, мне стоит использовать поддержку с воздуха». Игровой цикл тут такой: анализируете причины, по которым вы проиграли, и пробуете ещё раз.

Вы упоминали, что в перспективе вам хотелось бы продлить время действия Hearts of Iron IV до времён Холодной войны.

Мне бы очень хотелось, да. Может быть, не прямо до Холодной войны — наша игра всё-таки про военные действия. Холодная война — она про то, чтобы не воевать, а Hearts of Iron — про то, чтобы воевать. Ну и готовиться к войне, конечно же.

Но я думаю, мы можем продлить игру до Корейской войны и всего с этим связанного. Будет что-то вроде Холодной войны, которая обречена превратиться в горячую. Мне кажется, если цель игры будет заключаться в том, чтобы не допустить войны, то для этого нужна отдельная игра.

Я бы сыграл в стратегию Paradox о Холодной войне.

Я бы тоже. Но её, как это ни странно, будет очень трудно сделать — в ней нужно будет противостоять другим странам, но не так, как это обычно происходит в наших играх. Конечно, есть ещё опосредованные войны («proxy war» — война «чужими руками», в которой две силы не вступают в открытое противостояние, но поддерживают разные стороны конфликта — DTF), но это не то.

Плюс в любой момент кто-то может запустить ракеты, и игра закончится.

Точно! Но это, знаете, зависит от того, в какой момент истории происходит эта ядерная война. Если она случится на раннем этапе, то конца света не будет. А вот если попозже — да, всем не поздоровится.

И тогда можно будет перейти уже в следующую игру.

Да-да, уже про постапокалипсис! Хотя, можно будет просто импортировать сэйв в Crusader Kings.

В новом дополнении вы собираетесь сделать упор на альтернативную историю.

Да, людям это нравится. Когда мы только начинали работать над Hearts of Iron IV, мы были в сомнениях: а стоит ли нам делать альтернативную историю? Как люди к этому отнесутся? В предыдущих играх серии подобного не было.

А оказалось, что всем это очень нравится, так что с течением времени мы делаем всё больший и больший упор на альтернативную историю.

Вы имеете в виду скорее маркетинг — например, трейлер Man the Guns, — или саму игру?

Речь и про маркетинг, и про то, как мы расставляем приоритеты при разработке. Раньше мы большую часть усилий прикладывали к созданию «исторического» пути развития, но сейчас используем более сбалансированный подход.

Как вы придумываете все эти альтернативные варианты развития событий?

Ну, сначала ты просто задаёшь себе вопрос: «а что могло бы произойти?».

То есть, всё из головы?

Да.

Специальных исследований не проводите?

Проводим, проводим конечно. Ну вот, например, мы придумали Вторую гражданскую войну в США, и стали изучать, что могло к ней привести, в чём люди могли настолько сильно не сойтись. В Америке, во-первых, была сегрегация, во-вторых, многих не устраивал «Новый курс» Рузвельта — считалось, что это какая-то коммунистическая затея. Большую часть бизнес-элиты всё это не радовало. Плюс ещё правительство торжественно обещало, что не будет вступать в войну, а потом взяло и вступило. В обществе было много противоречий.

Конечно, речь идёт о микроскопических шансах, но мы задаёмся вопросом «а что, если». Что, если бы Рузвельт повёл бы себя неосторожно? Что, если бы он так напирал, что это перешло бы к открытому противостоянию? Тут нужно использовать воображение.

Как часто на ваши фантазии обижаются жители тех или иных стран?

Ну, у каждого есть право обижаться, если он хочет. Это его личное дело. От этого никак не защититься — разве что сделать игру, в которой вообще ничего не будет.

Послушайте, кого-то вообще оскорбляет, что у нас в игре есть Германия, и что она может победить и жить долго и счастливо. А в Китае многих возмущает, что КНР иногда проигрывает. Мне кажется, нужно делать доступными все возможные варианты развития событий, чтобы она ощущалась «честной». Если только ты не ставишь своей главной целью доказать, что одни всегда и во всём превосходят других, и продвигать при помощи игры свою политическую повестку.

Всё должно быть по-честному. Если один или два человека с этим не согласны — это их право.

Чем ближе к современности, тем люди становятся чувствительнее.

О да, это точно. Если бы наша игра была про позднюю Холодную войну или про современность, всё было бы гораздо сложнее. Тут единственный вариант — свести всё к стопроцентной комедии. Если бы речь шла про войну в Ираке, пришлось бы над всем насмехаться и всё высмеивать.

Когда я увидел вашу новую коллекционную фигурку — итальянские войска водружают флаг на обломках Биг Бена, — я сначала подумал «стоп, то есть, фашисты победили?». Но потом до меня дошло, что в мире, в котором это происходит, фашистами могут быть не итальянцы, а сами британцы.

Да-да, контекста-то вы не знаете. Но главное, вы знаете, что это точно альтернативная история: итальянцы в Лондоне? Как такое могло случиться? Мы, если честно, специально не стали использовать немцев — потому что фигурка «немцы в Лондоне» действительно могла бы быть воспринята как какой-то нацистский месседж.

А тут, как вы и сказали — это может быть что угодно. На фашистскую Великобританию, я бы, кстати, тоже посмотрел — там тоже могло бы быть много всего интересного. Конфликты в королевской семье, недовольство в колониях…

К личным вопросам: как стать геймдиректором Hearts of Iron?

Нужно просто долго проработать в Paradox. Шучу, сейчас отвечу нормально.

Я пришёл в Paradox в 2006-ом году — тогда я работал программистом. Но в те времена компания была устроена так, что мы все были одновременно программистами и геймдизайнерами, или тестерами — и геймдизайнерами. Ни у кого не было «чистой» специализации. Ты пишешь код, а потом тебе говорят: «придумай-ка систему дипломатии». Так что нам приходилось быстро всему учиться.

Я начинал с дополнений к Europa Universalis III, потом занимался Hearts of Iron III и Victoria II в качестве программиста, а потом мне доверили создание дополнений к обеим этим играм уже в качестве главного геймдизайнера. Потом я решил, что пора делать очередную часть Hearts of Iron, и меня назначили «руководителем проекта», а потом мы поняли, что можем позволить себе разделить обязанности, и я взял на себя геймдизайн и PR. Периодически я всё ещё программирую, но без определённого расписания — иногда мне хочется добавить в игру какую-нибудь крутую штуку, и я её добавляю сам.

То есть, сотрудники у вас постоянно перемещаются между проектами — нет такого, что кто-то, например, обожает средневековье, и поэтому занимается Crusader Kings?

Ну, у нас нельзя быть очень придирчивым, в духе «я работаю только над этим», — людей распределяют туда, где они нужнее всего. Но, в целом, если кто-то очень долго работает над одним проектом, то это из-за того, что ему интересна эпоха.

То есть, вы — любитель военной истории XX-ого века?

Да. Мне в любом случае пришлось бы им стать. Программиста могут вдохновлять крутые арты или системы, но ему всё равно лучше бы интересоваться периодом, а в случае с геймдизайнером это просто жизненно необходимо.

#paradox #беседа

{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["paradox","\u0431\u0435\u0441\u0435\u0434\u0430"], "comments": 110, "likes": 84, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 23472, "is_wide": false }
{ "id": 23472, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23472\/get","add":"\/comments\/23472\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23472"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

110 комментариев 110 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
54

Мне кажется, нужно делать доступными все возможные варианты развития событий, чтобы она ощущалась «честной».

Ответить
1

Ага, Тува 1 января 1936 года владеет всем миром без единой армии)

Ответить
6

Мирное объединение стран земли под знаменем Тувы происходило в период с 1915 по 1934, а сейчас там мир, так что армия и военные заводы просто не нужны)

Ответить
0

Ну wc за Туву и Израиль точно были.

Ответить
0

Д - дипломатия

Ответить
7

Да-да, уже про постапокалипсис!

это анонс?

Ответить
4

Анонс Victoria 3)

Ответить
0

А я бы поиграл в игру от Парадокс про постапокалипсис!

Ответить
0

Кстати, взываю к шарящим читателям - подскажите какой-то вариант попроще войти во все эти гранд стратегии от парадоксов? Необязательно от той же студии.

Ответить
18

Stellaris все советуют, как самую простую. Та же HoI 4 — в игре есть туториал и много наций, за которые можно играть без напряга, изучая механики.

Ответить
6

За Стелларис согласен.

Ответить
0

Вот только то что Стелларис самый простой не значит что он простой в целом. Мне, как нихуя не стратежнику, долго приходилось вкатываться и учиться думать числами.

Ответить
4

Ваще ни разу не смотрел на цифры. Это такой же бред как в рагнарок онлайн высчитывать билд который дает на 0,002% дпс больше и радоваться какой ты папка.

Ответить
6

Stellaris самый простой и интуитивно понятный.

EU4 на втором месте. Я так ни одного гайда и не посмотрел, просто тыкался себе по вкладкам интерфейса и кнопочкам, и как-то сам научился. Главное начинать играть за несложные нации: османы там, Испания, Англия, Московия.

Ответить
1

Victoria 2 проще eu4.

Ответить
0

Это если просто играть, если же полезть в глубь, то там чёрт ногу сломит.

Ответить
0

Взять и начать играть, не?

Ответить
4

Ты сам играл то в них?

Ответить
1

Ja, в деньпобеды2 и викторию я начал играть вообще ничего не знаю ни об серии, ни об сути их игр и как-то сам разобрался

Ответить
0

сколько времени ушло? что до этого играл?

Ответить
3

В EU4 играл часов 20 за Португалию, чтобы научится не проигрывать Гранаде с Тунисом. После - играть стало проще и начинаешь разбираться в тонкостях механик. Советую или Испанию или Португалию для начала. Они достаточно сильны в начале, и на краю Европы. Османы тебя не побеспокоят. А также они колониальные страны, и можно заниматься колониями, пока будешь разбираться с остальными возможностями.

Ответить
0

Вообще без понятия, это было в 04-05 годах (:

Ответить
0

А как можно научиться играть, не играя? If you are not dying — you are not trying.

Ответить
0

Ну я например начинал в Европу 4 и HoI3. Они мне нравятся, что там много всего, но и это же отталкивает, что в этом всем надо сидеть и долго разбираться. Чтобы в них начинать играть, нужно как минимум время и желание сидеть ковыряться.

Ответить
4

HoI 3 это вообще ад Сатаны, с его переусложнённой системой исследований, административных ресурсов и анальным микроменеджментом десяти тысяч провинций. Начинать с неё не стоит.

Лучшая часть это вторая — за два адд-она и два официально изданных Парадоксами мода (Arsenal of Democracy и Darkest Hour) удалось нащупать почти идеальный баланс. Четвёрка после всех DLC приближается ко второй части (Waking the Tiger переработал половину игры, и куча людей с подорванными жопами побежали на форумы кричать о слишком сильном ИИ).

Ответить
0

я спросил за вариант попроще, а не "как скачать бесплатно скилл без смс и регистрации"

Ответить
2

Да там все простые, если за начинать за сильную нацию. Скорее нужно выбрать временной период который ближе, тогда и желание разобратся будет больше и в какойто момент сам догадаешся об основных принципах игры и сможешь закрасить мир не только за мажоров, но и навалять за миноров.

Ответить
–7

судя по всему эти игры не для тебя. Скачай симс, поиграй в них

Ответить
0

А вот и элитизм :) Многое объясняет на самом деле.

Ответить
–2

Если человек задаёт такие вопросы, то получает соответствующий ответ

Ответить
7

Но другие ведь ему нормально отвечают, подсказывают - значит не в вопросе дело...

Ответить
–1

Я ему тоже дал нормальный ответ в первый раз

Ответить
1

Вопрос был про "вариант попроще", то есть "как вникнуть в жанр вообще, с какой игры начать для наиболее безболезненного вхождения?". Твой ответ "взять и играть" вообще ни о чем, когда от тебя ждали название конкретной игры и какие-нибудь практические советы по преодолению стартовых трудностей. У человека нет времени\желания надгрызать десятки игр, бросая и сравнивая впечатления, ему нужна наиболее благодатная точка применения своих усилий.

Ответить
0

Если бы всё было так просто, человек бы и не спрашивал :) На олдгеймс.ру была тема с просьбой помочь въехать в стратегии - и люди объясняли, как именно в них стоит играть, на что обращать внимание, какие тактики использовать для более гладкого въезжания. Человеку нужны зацепки, чтобы на эмоциональном уровне прочувствовать весь этот механизм и понять, как от него начать получать удовольствие.

Ответить
0

Если человеку нужны какие-то "зацепки", то он не хочет играть

Ответить
0

Не хотел бы - не спрашивал бы. Значит интерес есть, но недостаточный для того чтобы выгрызать информацию самостоятельно.

Ответить
0

Значит не хочет.

Ответить
1

Ох уж этот юношеский максимализм :)

Ответить
–3

Ох уж эти сливы.

Если человека нужно чем-то цеплять и объяснять - значит он не хочет играть. Мне почему-то никто ничего не объяснял, а я играл.

Ответить
0

Ок, пока что не очень хочет играть - но в принципе хочет разобраться, чтобы захотеть играть. Такая формулировка устраивает? :)

Ответить
0

Если он не очень хочет играть, зачем кому-то тратить силы и время на его обучение?

Ответить
4

Ну ты же тратишь время на бесполезный спор в интернете. Возможно найдется и тот, кто расскажет.

Ответить
2

Ну, если ты по-настоящему любишь игру и не страдаешь элитизмом - то скорее всего тебе есть что рассказать человеку, который в ней заинтересован :) То бишь, желание у тебя само собой возникнет. Но раз у тебя вообще возникают подобные вопросы - сразу проходи мимо, "учитель" из тебя не получится, пользы с тебя ноль...

Ответить
0

за кого лучше в крусадерс кинг 2 стартовать, чтоб попроще? :)

Ответить
0

Это пример вопроса - или сам вопрос, адресованный мне? :) Если второе - понятия не имею, я скорее со стороны вопрошающего нахожусь, ибо по сути в аналогичной ситуации.

Ответить
0

второе. просто игра есть а как начать играть - без понятия)

Ответить
0

По разному бывает. Я не умела в стратегии (и сейчас не очень), но RА2 в своё время прошла только из-за того, что там была Таня.

Ответить
0

Пытался, но чот нахрапом взять не получилось, потом на неделю отвлекся и тупик :\

Ответить
0

Да 4 хойка самая казуальная, врубаешь, клепаешь дивизии, иногда можно стримы видосы глянуть и раскатываешь весь мир в своей певрой партии за Герму-консерву

Ответить
0

да ну ладно, я пытался за Италию, чот так себе вышло :( До этого правда в такие стратегии играть не доводилось

Ответить
0

Ита дно и там много проблем для новичка, флот, Африка, Европа

оптимально начинать за США или Герму или Совочек, и только этого начнется самый фан, когда освоить базу

Ответить
0

ага, а я думал наоборот за сильные страны лучше с ходу не играть, спасибо за совет

Ответить
2

в хойке если не извращаться с модами на реализм и сложность очень легко играть

а за мвжоров просто press x to win

Ответить
1

Я бы сказал, что Stellaris - самый простой вариант, но про космос
Потом Crusader Kings - потому что в нем порой случаются отличнейшие истории, из-за механики всех этих лордов, династических браков, репутации и прочего
Ну а потом уже все остальное, все эти Европы, и Hearts of Iron

Ответить
2

CK2, наверное, самая сложная из всех пародоксовских игр :D особенно со всеми критическими длц. Ее я бы вообще рекомендовал в самом конце смотреть.

Ответить
1

Я наоборот бы сказал, что CK2 самая простая.

Ответить
1

Система престолонаследования, система получения casus beli, каких персонажей можно переманивать на свою сторону, а каких не стоит, система совета и собственно работа с вассалами, на что и как влияют все хар-ки персонажей и т.д. Плюс нюансы сбора армий, особенно всяких язычников. Это все так навскидку. По сравнению с EU4 кресты это ад и боль.

Ответить
0

Скажу, что я в СК2 быстрее вник, чем в EU4. В первой партии берешь Венецию с ранней даты и ложишься под Византию или СРИ, а дальше аутируешь до самого конца.

Ответить
1

Может быть. Я вообще как в исторический индийский сериал в нее играл )

Ответить
1

Та чо там сложного то - знай себе осеменяй всё, что шевелится, а что не шевелится - убивай заговорами. Ну ещё иногда бухай со своим конём.

Ответить
0

Еще игра позволяет осеменить коня, своих дочерей и других интересных личностей.

Ответить
0

Стелларис, Европы и ХОИ зашли без проблем, над Викторией пришлось подумать, а как раз Крусадер Кингс я вообще ничего не понял, ровным счетом ничегошеньки что там делать и как.

Ответить
0

Если над Викой думал, то над Крестами можно спокойно не думать. Это только про культурные тактики и уникальные особенности культурных групп на вике нужно читать.

Ответить
2

Если интересны именно исторические стратегии - то рекомендую начать либо с Europa Universalis IV, либо HoI 4, выбираете какую-нибудь нацию на отшибе, и изучаете механики игры. Европа самая простая, как мне кажется.

Плюс есть https://www.strategium.ru/forum/ - там тонна инфы по всем этим играм, и есть краткие мануалы, которые объясняют основные принципы каждой игры.

Ответить
2

в любую парадоксодрочильню легче всего входить, если есть товарищ, который тебе первые часов 5 будет объяснять что как делаются, какие циферки складываются, и какие механики надо обузить

Ответить
1

Никак, серьёзно. Выбираете ту, где сеттинг по душе и пробуете играть. ИМХО, конечно, но Stellaris попроще, чем тот же HoI

Ответить
1

И добавлю, что это те игры, где ютуб не всегда помогает, т.к. очередной патч\аддон может в корне поменять баланс сил.

Ответить
1

Пытался вкатиться в их игры несколько раз в течении нескольких лет. Потому твёрдо решил что научусь и точка. В итоге научился, да так, что теперь не могу перестать играть, прямо зависимость какая-то. Сейчас за три года в их стратегии суммарно наиграно более 5к часов.

Ответить
0

Мне проще всего показалась EU 4, там механика чем-то близка к рпг, а переход от средневековья к новому времени один из моих любимых периодов в истории.
В первую очередь рекомендую отталкиваться от любви к той или иной эпохе, она и поможет пережить первые часы осваивания.

Ответить
0

Тогда Сrusader Kings 2 еще проще будет, ведь там почти чистая RPG с полным отыгрышем.

Ответить
0

EU4 (За Францию/Османов/Англию) -> HoI4 (За СССР или Германию) -> CK2 (За любое феодальное королевство)

Stellaris - это отдельная тема. На фоне этих трех он безумно простой и топорный, но хороший. В общем опыт стеллариса в остальных пародоксовских играх не поможет.

Ответить
0

В Европке я сначала проходил обучение, а потом играл за самые легкие нации, типа России и Османов, одновременно смотря стримы и гайды в ютубе. Спустя время игра уже не кажется сложной, но то что она глобальная чувствуется сильно. Даже игрок с 1000+ часов может узнать что-то новое и полезное

Ответить
0

Мне кажется, что по возрастанию сложности:
Stellaris -> HOI4 -> EU4(В стоковых версиях)

Ответить
0

Стримы глянь, пару видосов - так поймешь основы, а там уже будешь сам смотреть. Я так с цивой познакомился.

Ответить
0

ну циву сравнивать с играми парадоксов немного неуместно имхо

Ответить
0

Всем спасибо за советы!

Ответить
0

Напишу то, как делал я с "историческими" играми.
В HOI4 играл за страны, которые в игровой промежуток времени совершали стратегические ошибки, которые ты можешь исправить. Например за Францию делал упор на противотанковые орудия и, собственно, танки, развивал авиацию. Это, во-первых, дало понимание стороны игры, связанной с производством (исследования+промышленность+комплектование армии), во-вторых стратегической составляющей (сколько нужно дивизий для минимальной защиты фронта от Германии и Италии и какие дивизии на какой фронт назначать).
С EU4 как и некоторые из комментаторов разобрался, понемного совершая ошибки за сильные страны и понимая, что я сделал не так. Все же в EU4 стратегические ошибки быстрее всплывают, в то время как в HOI с 36-го года до войны проходит куча игрового времени и не так все явно.

Ответить
0

Как вариант - найти на торрентах какую-нибудь древнюю версию Европки, где нет всех этих новых механик с развитием провинций, сословиями, фортами, колониальными автономиями, институтами, эпохами etc.

Ответить
0

Ванильная версия первой Виктории лучше будет.

Ответить
0

Crusader Kings 2, ведь там даже в мирное время можно себя занять. Проиграть тоже сложно, так как твоя династия расползается по игровому миру.

Ответить
4

Проводим, проводим конечно. Ну вот, например, мы придумали Вторую гражданскую войну в США

ребята несчадно пиздят идеи из кайзеррейха и не палятся

Ответить
0

В последнем DLC про Китай были фокусы похожие на аналогичные в Road to 56. Скорее всего у них в лицензионном соглашении прописано, что всё, что делают модеры, так или иначе принадлежит и им тоже.

Ответить
4

Вот так лучше

Ответить
3

Послушайте, кого-то вообще оскорбляет, что у нас в игре есть Германия, и что она может победить и жить долго и счастливо. А в Китае многих возмущает, что КНР иногда проигрывает. Мне кажется, нужно делать доступными все возможные варианты развития событий, чтобы она ощущалась «честной». Если только ты не ставишь своей главной целью доказать, что одни всегда и во всём превосходят других, и продвигать при помощи игры свою политическую повестку.

Две чашки чая этому господину.

Ответить
2

Не играю в HOI, но иногда смотрю стримы (Taer/Wycc), просто великолепная игра

Ответить
0

Годная статья, как и сама игра.
Надо будет накатить и таки освоить наконец механику авианосцев.

Ответить
3

делоиш авианосец
а
кидаешь туда самолеты
а
назначаешь в море
а
враги писоют

Ответить
0

Так и делал, только толку почему-то было 0. =/

Ответить
0

Меньше ебли будет пилить линейные крейсера с прокачкой орудий, а им в компанию 1-2 авианосца по желанию.
Самый профитный вариант - делать кучу флотов 4линейки+1авианосец
по самолётам 30/20 морские бомбардировщики/морские истребители

Ответить
0

Спасибо за совет, попробую на досуге.

Ответить
1

"Ты пишешь код, а потом тебе говорят: «придумай-ка систему дипломатии». “
Многое объясняет.

Ответить
1

Каждый раз, когда сажусь играть в какой-нибудь Europa Universalis, я себе говорю "да с такими вложениями легче научится автокаду или приобрести полезный навык, чем просто научиться играть в игру"

Ответить
1

Альтернативная история и ядерное оружие? HoI2 Doomsday, anyone?

Ответить
0

Польшу вы, может быть, и победите, но с Францией у вас возникнут проблемы

А ну-ка, пшеков не обижать! Хоть и бросались конями в танки, но всё таки пытались.

Ответить
0

Хоть и бросались конями в танки

Приятно видеть, что нацистские мифы до сих пор живы.

Ответить
1

"Польша все же отличалась тем, что кавалерия составляла в ее армии существенно более высокую долю: около 10,5%, тогда как в германской армии на кавалерию приходилось всего 2,1%, а в Красной Армии - около 6%."

Ответить
1

Во-первых, кавалерия это не с шашками на танки — во время Второй мировой она успешно действовала как мобильная пехота, особенно в СССР, где дороги были не очень.

Во-вторых, конкретно по этому случаю:

Ответить

Комментарий удален

1

ctrl+f 'оскорбляет'

Ответить
0

Хорошая статья, интересно, надо теперь с игрой ознакомится, очень заинтриговало. Спасибо.

Ответить
0

Долго играл в Hoi4. После нее EU4 показалась сложнее.

Ответить
0

А я всё жду Wolfenstein где мы играем за немецкого солдата и караем всех :3

Ответить
0

Когда они пришли за символом восходящего солнца, я молчал - я не был японцем. Когда они пришли за Германией, я молчал - я не был немцем. Когда они пришли за ККК, я молчал - я не был членом ККК
Когда они пришли за мной уже некому было заступиться за меня.

Ответить
0

Если меня что-то покусает и я решу сыграть, то только за Польшу. Только за неё.

Ответить
0

Такое ощущение, что автор статьи сам в игру не играет.

Ответить
0

Конечно, после этого обновления в Hearts of Iron будет ещё сложнее научиться играть. Это неизбежно. Если вы начнёте играть в неё сейчас, вам придётся столкнуться с гораздо большим количеством механик, чем если бы вы познакомились с ней несколько лет назад.

Вот за это я игры Парадоксов и обожаю.

Ответить
0

Когда мы только начинали работать над Hearts of Iron IV, мы были в сомнениях: а стоит ли нам делать альтернативную историю? Как люди к этому отнесутся? В предыдущих играх серии подобного не было.

То есть дополнение для кк2 про вторжение Империи Инков в Европу - исторично?

Ответить
0

Ацтеки же.

Ответить
0

В то время как в России жалуются на казуальность, Парадоксы живут в своем мире (западном?), где жалуются на хардкорность...

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Невероятно! Skyrim портировали на...
Подписаться на push-уведомления