Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.

Собрал я перед 30-летием новый ПК и понял, что играть в синглы совсем уж не тянет. И призадумался: что же тому виной, что же изменилось? На самом деле остывание к играм шло уже лет с 25, если не раньше. Была надежда, что новый компьютер придаст сил, но...

Так что же в итоге-то изменилось? Спойлер: не только возраст.

- 90е

Свою геймерскую "карьеру" начал в дошкольном возрасте 90х.

Знакомая многим приставочка мечты тех времен. Прекрасно дополняла ПК на win95/98. Игры те были простецкими пиксельными. Геймплей в них был скуден. Завлекало ли это? Еще бы! Ведь это было чем-то необычным. Как-никак первые игры.

Чертов шредер, который мог сносить хп пачкой
Чертов шредер, который мог сносить хп пачкой
И неоправданно малопопулярная Contra Force (если сравнивать с обычной Contra)
И неоправданно малопопулярная Contra Force (если сравнивать с обычной Contra)

- Конец 90х. Денди активно сменялись новым поколением приставок Sega Megadrive. И как же изменились игры?

Графика похорошела, а расширенные вычислительные возможности позволяли реализовывать новые геймплейные механики.

Да, в то время это было очень красиво
Да, в то время это было очень красиво
Буря эмоций, когда красивым последним броском гранаты забирал катку. Примитивно по меркам даже браузерных игр, но главное было, что тогда это было новшеством.
Буря эмоций, когда красивым последним броском гранаты забирал катку. Примитивно по меркам даже браузерных игр, но главное было, что тогда это было новшеством.

Игроделы активно экспериментировали с механиками, выпуская самые разнообразные игры. И после денди почти любая игра воспринималась некстгеном. Было интересно удивляться тому, как за год шагнул игрострой. Гадали, что же ждет впереди такими темпами.

- А ждал нас 2000й год, когда рынок в России уже успели достаточно наполнить недешевые Dreamcast и PlayStation (которые в мире вышли и популяризовались чуть раньше).

Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.
Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.

Наступила эпоха 3d игр. Само собой и ПК не остался в стороне. Это был прорыв. Если эпохальная FFVII в то время не была популярна в России, то вот всякие Spyro, Spider Man, Sonic Adventure и прочая тьма игр заставив геймеров вновь раскрыть от восхищения рты.

Просто сравните, скажем, паука на Сеге (Spider-Man and Venom: Maximum Carnage):

А саундтрек там качал!
А саундтрек там качал!

И на новых ПК/приставках (на дримкаст вышла на год позже, кстати).

Игра, где большинство игроков на стартовой точке тут же пытались прыгнуть вниз в надежде увидеть улицы, а не экран смерти
Игра, где большинство игроков на стартовой точке тут же пытались прыгнуть вниз в надежде увидеть улицы, а не экран смерти

Ты мог летать в любом направлении в 3d графике. Перемешаться в любую сторону. После пиксельных 2d игр хотелось скупить все диски мира.

Соник? Давайте посмотрим, как изменился он.

Классика, где тоже качал саундтрек
Классика, где тоже качал саундтрек
Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.

А если взять вышедший уже в 2001м Sonic Adventure 2?

Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.

Один качок графики за другим. Разумеется, и уровни становились интереснее. Разработчики все лучше осваивали уже вышедшие консоли. ПК становились мощнее. Добавлялись и новые консоли.

А как же знаменитая серия FIFA, которая постоянно в топах продаж?

FIFA 98
FIFA 98
UEFA EURO 2000
UEFA EURO 2000
FIFA 2003. И да, саундтрек вновь качает.
FIFA 2003. И да, саундтрек вновь качает.

Очень показательная серия. Сложно поверить, но в те времена каждая часть FIFA ощущалось небольшой революцией. Улучшения физики бросались тут же, новые или переработанные игровые механики, графика хорошела из года в год.

И дело не только в технической составляющей. В целом в играх шел рост качества сюжета и постановки сцен. Сколько слез в мире было пролито из-за смерти героини в FF VII.

И таких примеров роста серий тьма.

GTA III вышла в 2001м.

GTA Vice City - в 2002м

GTA San Andreas - в 2004м.

Каждая часть была небольшой революцией. Игроки бежали скорее изучать, как вырос масштаб игры, какие новые механики придумали, насколько круче завезли сюжет, поражались новому уровню постановки катсцен. И, конечно же, гадали, что же ждет впереди, если уже такой рост в играх.

Игры спамили революциями, которые не нужно было искать под лупой.

Чуть позже выходили GTA IV, предложившая в том числе новый физический движок, с которым было интересно забавляться, кидаясь персонажем под колеса, сбивая других npc на своей машине.

Если хочется некстген-графики, то в 2007м у всех душ захватывал CRYSIS.

Бедные компьютеры тех времен...
Бедные компьютеры тех времен...

Хочется новый уровень постановки в экшен-сценах? Call of Duty 4: Modern Warfare к вашим услугам.

Игровая импотенция геймера или же стагнация игр? Ода играм прошлых поколений.
А уж чего стоила сцена с ядерной бомбой. После такого от новой трилогии лишь зевать тянет из-за местечкового масштаба происходящих в игре событий.
А уж чего стоила сцена с ядерной бомбой. После такого от новой трилогии лишь зевать тянет из-за местечкового масштаба происходящих в игре событий.

- Но потом наступили 2010е

Игры достигли той точки, где их разработка стала заметно сложнее, требовала больших ресурсов/бюджетов. Из-за чего изменения с каждым годом становились все менее заметными, а игровые компании все больше боялись идти на риск. Редко когда даже просто сюжетно игры вытягивали заданный ранее уровень. Для меня сюжет и сцены той же Crisis Core, которая является вообще игрой для слабенькой psp, являются недосягаемым уровнем как минимум для практически всех современных игр. Да, вот такой я извращенец.

Терялась жажда поскорее дорваться до новинок нового года, ведь все сложнее было получать от них чего-то нового.

Если раньше ты мог получить экстаз от революционных изменений по куче раз за год, то теперь приходилось тяжко.

Даже GTA V уже геймплейно мало чего нового могла предложить фанатам старой San Andreas. А уровень интерактивности городов вообще не сделал ни шага вперед.

Спасибо другу, который одолжил в свое время
Спасибо другу, который одолжил в свое время

Казалось, спасение есть. На рынок вышел Oculus Rift CV1. Первый подобный шлем. Это было сродни ощущением первых 3d игр. Совершенно иные ощущения. Когда первый раз надел шлем и увидел всего лишь экран калибровки, казалось, что ты шагнул в новую эпоху. Видеть свои руки, управлять ими, стереоскопический эффект - это было... ВАУ! Посмотрел в демке гору? Представляешь, какое приключение выйдет, если взбираться на нее. А как приятно было из виртуальной кобуры своими же руками (окей, контроллерами) вытаскивать револьвер и отстреливать врагов, направляя прицел уже не через мышь.

- И что же вышло из этого? Ничего.

Началось новое десятилетие. Желание компаний сократить раздувшиеся бюджеты дошли до того, что основные сюжетки без дополнительных миссий из себя представляют обрубок (привет Киберпанк и Старфилд). Графика достигла такого уровня, что игры смешались. Чтобы доказать превосходство одной игры над другой, людям приходилось сидеть с лупой. Геймплейно тоже все застопорилось.

А что же VR? За столько лет на него вышла лишь парочка крупных и изначально заточенных под него игр.

И наступила скука. Собирать компьютер оказалось интереснее, чем ждать каких-то новинок. Ведь ты заранее знаешь, что будет по сути то же самое. В лучшем случае. А то еще и сюжет опять порежут. Хотя конкретно в прошедшем году два раза небольшое "вау" вышло выдавить из себя. Когда в БГ3 дошло, сколькими способами можно пройти локацию. И когда в Старфилд после Новая Игра+ ты видишь, что твой персонаж помнит прошлое, и ты можешь об этом рассказать другим. (Спасибо, Бесезда. По традиции пытаюсь склонить вас дать шанс игре. Слышь купи Старфилд). Попытка пройти новую трилогию Call of Duty нагнала лишь тоску. После по сути третьей мировой войны прошлых частей участвовать в поиске ракеты, которая ожидаемо закончится скучным успехом, не очень увлекательно.

- Время сделать какой-то вывод. Как таковой вывод сделать тут невозможно. Лишь смирение, что едва ли впереди ждет гора новых игр, от которых ты ощутишь, что это новая технологическая эпоха, а эмоции будут бить ключом. Разве что слабая надежда на будущее с VR или новым направлением с очками Apple.

И все же хочу просто сказать спасибо всем разработчикам и компаниям, которые сделали таким насыщенным и захватывающим геймерское детство многих миллионов игроков. К счастью, эти воспоминания навсегда останутся с нами. И никакие неудачные новинки или завышенные ожидания от них не испортят нам прошлое.

4747
114 комментария

Предлагаю две рабочие страты:

1) Забить на ААА сегмент, ибо он реально разочаровывает в 9 из 10 случаев и хорошенько глянуть что выходит в инди и АА сегменте. Попробовать найти олдовые проекты, которые пропустил, но по жанру и тематически они могут тебе быть интересны.

2) Раз собрал ПК — накатывай моды и неофициальные игры и учись в них разбираться. Не васянское гонево, а реально интересные проекты типа вот этих, на картинке. Полная конверсия / частичная конверсия / глобальные и так далее. Как на твои любимые игры, так и на те, в которые ты никогда не играл.

И не ограничивайся одним-двумя жанрами, пробуй разное.

23
Ответить

Есть еще один путь) САМОМУ делать игры

7
Ответить

По первому совету: я инди увлекался в прошлом десятилетии еще. Мне кажется, что и он в упадок пришел. Может ошибаюсь, конечно.
2) С модами, разумеется, тоже как только не игрался. В 2000х вообще все этим занимались с дисками игромании. Формы на ФИФА, тачки и скрипты на ГТА СА. Сейчас надежда на моды Старфилд. Мне правда частично понравилась эта игра, вот без шуток. После двух прохождений больше не тянет, но с надеждой жду, что придумают мододелы. Надеюсь на клевые сюжетные планеты с крутыми городами. Простор для этого у игры отличный. Если с инструментарием для модов Бесезда не налажает.

Ну и всегда есть любимая доточка)))000 Сейчас как закину в девчачью группу, что нужен стак, да как потянутся тяночки ко мне в дискордик катать. Самцом сразу стану.

3
Ответить

О, jvk1166z.esp!
В это мы играем, на небо смотрим!

1
Ответить

Еще один скуф, который не знает чего хочет

10
Ответить

Возможно, стоит прочитать статью?

1
Ответить

Я сам сидел с игровой импотенцией примерно с 2020 года и почти ни во что кроме сессионок и террарии не играл. За последний год впервые прошёл inscryption, subnautica, outer wilds и от всего дичайше кайфанул. Сейчас прохожу neon white.
Пришёл к выводу что никакой игровой импотенции не существует, просто я смотрел только на ААА, поглощал видосы на ютубе про то как индустрия стагнирует, про так как юбисофт вот вот загнётся и т.д. И сидел на дтф где люди вообще в игры не играют, а только какают на них. Это просто культивирование своего нежелания ни во что играть и давать новым играм шанс. Играйте в инди, АА и расчищайте бэклог. А если нет желания играть, то не нужно впихивать в себя через силу.

10
Ответить