Alpha Protocol - агент Феникс

(Статья взята с позволения автора из свежего выпуска журнала Great Dragon’s Dale #34)

Чтобы представить себе идеального шпиона, достаточной вспомнить любой эпизод классической «Бондианы». Красавец-мужчина в цвете лет, на нём одинаково хорошо сидит строгий костюм с бабочкой или обтягивающее трико для ночных вылазок в глубокий тыл врага. В него моментально влюбляются женщины, но он остаётся холоден и неприступен, как Форт Нокс. Он прекрасный актёр, готовый сыграть любую роль в зависимости от обстоятельств, он бесподобный любовник, если нужно соблазнить строптивую брюнетку и выудить из неё информацию, он великолепный игрок, способный по заказу выложить на стол флэш-рояль и одним ударом загнать шар в дальнюю лузу от трёх бортов. Но самое главное – он чувствует себя победителем и никогда не унывает, даже если дела идут не по плану. Растиражировав подобный образ в кино, деятели шоу-бизнеса не преминули перетащить его в видеоигры. Однако разработчики довольно быстро упёрлись в стену жанрового однообразия – боевички про спецагентов редко получались чем-то большим, нежели очередной шутер на пару вечеров. Особняком стоит попытка Obsidian Entertainment соединить эстетику шпионского триллера с ролевыми элементами. Хотя критика беспощадно (и во многом заслуженно) разгромила Alpha Protocol, этот проект остаётся одним из самых любопытных экспериментов в библиотеке консолей седьмого поколения.

Alpha Protocol - агент Феникс

Майкл Тортон мечтал о такой карьере, как у Джеймса Бонда на киноэкране. Его манили грёзы о подвигах и юношеские фантазии о пылких красавицах, его душу грела слепая любовь к американской Родине и вера в победу добра над злом, ему снились яростные перестрелки и отчаянные погони. Единственное, о чём будущему герою не хотелось думать, так это о торжественной церемонии на Арлингтонском кладбище и залпе почётного караула после короткой, но проникновенной молитвы армейского капеллана. Тем не менее, цинковый ящик парнишке уже приготовили, не дав толком вкусить всего остального. Так уж получилось, что боевое крещение оперативника суперсекретной службы «Протокол Альфа» Майкла Тортона оказалось для него последней работой в рамках правительственной структуры. Оставшись без связи на вражеской территории, где Майкл разыскивал пропавшие ракеты, он выполнил все поставленные перед ним задачи, однако при попытке вернуться к своим обнаружил себя в списках государственных изменников. Что именно случилось, в чём его обвиняют и кто стоит за чередой странных взаимосвязанных событий? Ответов на эти вопросы нет, но ясно одно: в штабе завелась крыса, которую необходимо вычислить и обезвредить, чтобы вернуть честное имя и помочь собственной стране. А может даже предотвратить более страшное преступление, направленное против всего человечества.

Alpha Protocol - агент Феникс

К концу нулевых у Obsidian сложилась репутация вполне крепкого, но не совсем самостоятельного разработчика. Студии поручали делать сиквелы известных RPG, с чем калифорнийцы справлялись не всегда успешно (Neverwinter Nights 2 скорее хвалили, Knights of the Old Republic 2 – наоборот, поругивали). Чтобы окончательно закрепиться в элите, требовался собственный хит, работа над которым стартовала аж в 2006-м. Как нередко бывает в подобных ситуациях, полная независимость обернулась непониманием, что именно делать, превратившись в «производственный ад», затянувшийся почти на пять лет. Концепция и сюжет многократно переписывались, некоторые элементы геймплея пришлось убирать накануне релиза по требованию издателя. Конкуренты к моменту выхода тоже подобрались серьёзные – равняться пришлось на гремевшую по всему миру Mass Effect. Система общения с персонажами, кстати, у обеих игр практически идентичная. Тортону точно так же, как Шепарду, приходится затевать разговоры с NPC и вытягивать информацию, напирая на эмоции. Один собеседник испугается физической расправы, с другим придётся долго и упорно торговаться, а с дамами лучше пофлиртовать. Фразы заранее неизвестны, остаётся только быстро ориентироваться и выбирать нужную тональность за отведённые секунды – грубить, наезжать, просить. Вариативность впечатляющая. Кого-то позволено застрелить ещё в ранних главах, после чего этот человек, понятное дело, больше не встретится, а оставшиеся будут вести себя иначе, чем если бы он был жив. Некоторые герои, даже целые боссы вовсе не появляются при определённом поведении на развилках. Столь глубокая проработка оставляет огромное пространство для повторных прохождений.

Alpha Protocol - агент Феникс

Необходимо уделять внимание манипуляциям с собственным образом – школа шпионско-актёрского мастерства у Майкла вполне достойная. Налепив усы и уложив модную причёску, он моментально превращается в стильного, располагающего к доверию ловеласа. Но стоит выбрить затылок и нахмурить брови, как перед нами появляется весьма суровый и очень «конкретный» мужчина, который не любит неправильные ответы. Ещё один повод вспомнить о Mass Effect – масштабность действия. Конечно, речь не идёт о межгалактических путешествиях, спасать вселенную от катастрофы не придётся, зато разнообразные уголки матушки-Земли в вашем распоряжении. Ближе к середине повествования межконтинентальные перелёты превращаются в рутину; побывать предстоит на Ближнем Востоке, в центральной Европе, в Москве, а также в родных для главгероя Соединённых Штатах, куда без них. По прибытии в новую страну первым делом необходимо позаботиться о подпольной штаб-квартире. Там придётся держать гардероб, лишнее оружие (таскать с собой всё сразу не получится, объём ручной клади ограничен), выходить на связь с поставщиками амуниции и прочими полезными людьми. В общем, настоящее шпионское логово, причём абсолютно безопасное для своего обитателя. Обжившись и добыв необходимые данные у местных информаторов, можно приступать непосредственно к заданию.

Alpha Protocol - агент Феникс

Игровая стилистика напрямую зависит от тех самых ролевых элементов, упоминавшихся в начале текста. Если говорить более предметно, предусмотрено десять параметров, в которые вливаются очки опыта, получаемые за повышение левела. Разбирать их детально не будем, общий принцип понятен – есть ветка шпионских скиллов, рукопашки, стрельбы, прочее в том же духе. Соответственно, в каждой ветке по мере развития открываются дополнительные навыки, вплоть до совсем уж фантастических – например, временная невидимость. Напрягают некоторые проблемы с балансом. Скажем, умение хэдшотить из пистолета с глушителем совершенно читерское, против него бессильны даже боссы. В то же время «прокачанное» кун-фу зрелищно, но не столь эффективно, хотя, как вы понимаете, подойти к цели в упор куда как сложнее, нежели подкрасться на двадцать метров сзади. Открытые перестрелки не очень выгодны, но если достаточно поднята выносливость, то «танковать» тоже не возбраняется. Любопытно выглядит список вооружения. Авторы вновь позволили себе выйти за рамки скупой реальности, добавив к привычному огнестрелу образцы из научной фантастики, точнее, из области той самой «бондианомании». Воевать разжалованному агенту Тортону помогают разнообразные гэджеты, использующие электромагнитные поля и звуковые волны, спутниковую связь и лазерные технологии. Оружие и приборы нужно покупать и продавать. Для этого существует целая сеть подпольных точек сбыта, с хозяевами которых тоже придётся налаживать контакт. Что симптоматично, даже прожжённые торгаши ценят хорошее отношение к себе, так что если вам удастся добиться от них особой симпатии, они вознаградят полезным товаром.

Alpha Protocol - агент Феникс

Из всего сказанного выше совершенно не складывается образ игры, оказавшейся одним из крупнейших коммерческих провалов в истории издательства Sega. Но причины для болезненного фиаско, конечно же, были, причём достаточно серьёзные. В первую очередь – дурь самой «Сеги», подгонявшей пинками разработчиков. Конечно, задержка релиза более чем на год вызывала раздражение у руководства компании, но стоило всё же дать время на доводку, а в идеале – на полную замену устаревшего «движка». Этого делать не стали, выпустив Alpha Protocol с графикой уровня 2007 года, корявой анимацией и торчащими наружу следами спешно удалённого контента. Касаемо сюжета, игра стала жертвой многочисленных переписываний сценария. Серьёзное повествование вдруг прерывается явно комедийными кусками, некоторые нити обрываются буквально в пустоту. Шаблонность типажей режет глаз – арабские террористы, русская мафия, китайские триады… Оригинальных, цепляющих за живое образов критически мало. Это не означает, что герои плохо проработаны, но заявку на полноценную кинематографичность вытягивают далеко не все. Начиная с самого Майкла, к сожалению, цельность характера которого растворяется в бесконечных подстраиваниях под собеседников в диалогах. Многие оправдывают это необходимостью менять маски по роду профессии, но «настоящего» Майкла за пределами его работы нам не показывают. Понять, какой он на самом деле, когда и с кем он искренен, невозможно.

Alpha Protocol - агент Феникс

Тем не менее, несмотря на многие преграды, игра сумела найти свою аудиторию. Более того, спустя годы о ней начали говорить чуть ли не как о забытом шедевре своего поколения, а некоторые поклонники даже требуют сиквел. Obsidian, кстати, стала-таки культовым разработчиком, породив на свет Fallout: New Vegas и дилогию Pillars of Eternity. Вернуться к одной из своих самых досадных неудач, дабы исправить ошибки, сами разработчики, по их словам, не против, однако права на франшизу по-прежнему принадлежат Sega, а там ни о каком продолжении не хотят слышать. В такой печальной ситуации даже энтузиасты с «Кикстартера» бессильны что-либо сделать. Alpha Protocol достойна того, чтобы взглянуть на неё непредвзятым взглядом полтора десятка лет спустя. Опыт, вероятно, окажется немного травмирующим, но по-своему увлекательным – как-никак, до сих пор это единственная в своём роде «шпионская RPG».

Alpha Protocol - агент Феникс

(Если вас заинтересовал этот материал и хочется ознакомиться с остальными статьями - настоятельно рекомендую пройти по ссылке и прочитать весь выпуск целиком, там же в архиве можно ознакомиться с предыдущими публикациями. Не забывайте оставлять там комментарии под понравившимися статьями, для авторского коллектива это будет прекрасной мотивацией к дальнейшему творчеству! Как уже догадались некоторые читатели, предыдущие статьи также были взяты из данного журнала.)

5.9K5.9K показов
447447 открытий
11 комментариев

Побольше бы таких сеттингов вместо тоскливого фентези или пиу-пиу лазеров и разноцветных инопланетян, а то кроме Deus Ex ничего похожего сходу не вспоминается.

Ответить

А там чет про гусей?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Чтобы представить себе идеального шпиона, достаточной вспомнить любой эпизод классической «Бондианы».Не, слишком приметный.

Ответить

Тем не менее, несмотря на многие преграды, игра сумела найти свою аудиторию. Более того, спустя годы о ней начали говорить чуть ли не как о забытом шедевре своего поколения, а некоторые поклонники даже требуют сиквел. Obsidian, кстати, стала-таки культовым разработчиком, породив на свет Fallout: New Vegas и дилогию Pillars of Eternity.

не видел ни одного фаната альфа протокола, а обсидиан культовыми разработчиками были и до нью вегаса

Ответить

Ну почему же, на ДТФ неоднократно тепло вспоминали Протокол, мол неограненный алмаз из того игростроя, который мы потеряли.

Ответить

Сказал бы, что игра говно из-за абсолютно уебищной (нет нормальных слов) мини-игры по взлому компов... Но это не так. Мини-игра супер уебищна, но сама альфа-протокол игра отличная!

Ответить