Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Было у вас такое, что при мыслях об одной игре у вас одновременно зубы скрипели от злости и по груди растекалось уютное тепло? У меня такая ситуация с OU. Я влюбился в визуал игры, увидев ее в одной из подборок грядущих релизов. Не вчитываясь в описание, я закинул игру в желаемое.

Вспомнив об игре в начале месяца, я скачал ее на Switch и был крайне разочарован. Даже больше. Я был в бешенстве от того, насколько это плохая игра. Выстрадав до финальных титров я яростно стер игру с приставки, написал нелестный отзыв в свой канал в Telegram и, казалось, забыл игру как страшный сон, но… После удаления игра открылась с новой стороны. Давайте обо все по порядку.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Первое прочтение

Обозревать OU как игру нет никакого смысла, ведь как игра OU — говно. Маленький мальчик просыпается в непонятном, но очень красивом месте, абсолютно не помня: кто он, откуда и зачем. Навстречу ему выходит опоссум с горящим хвостом по имени Зарри. Животное объясняет, что они в мире под названием U-chornia. Зарри — проводник этого мира, он предлагает отвести мальчика в волшебный лес, чтобы отыскать ответы на вопросы. Так и начинается сказочное приключение двух героев.

Глядя на скриншоты, на которых была одна из немногочисленных загадок, я подумал, что меня ждет небольшой квест в духе лучших игр от Amanita Design. Они тоже славятся своими причудливыми мирами с необычными персонажами. Но Machinarium там плавал.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Проще всего описать процесс игры в OU как чтение книги. И не в том плане, что игра вываливает на вас тонну красивого текста и напрочь забывает про геймплей. Красивый текст в игре есть, но дело не в этом. Представьте себе, что вы ребенок, который читает детскую японскую книжку. Японскую — потому что читаем справа налево. И вот вы ставите пальчик на начало строчки, за минуту проводите им от начало до конца и переворачивается страничку. Вот это геймплей OU.

У вас есть около 20 очень красивых, но очень небольших локаций, которые надо пройти справа налево, в конце перепрыгнув на другую ”страницу”-локацию. На странице опоссум может разразиться поэтичным монологом, порассуждать на тему мироздания или поделиться крупицей лора этого загадочного мира. Еще вы можете встретить других персонажей: летающую акулу, жука, трио опоссумов-мариачи или черт-пойми-что-это-за-нахрен-существо. Вот и весь геймплей. Ладно, не весь. Еще мы можем кидать стикеры на необычные вещи на фоне, чтобы оставлять маленькие заметки о мире. Видимо мы — любознательный ребенок. Еще иногда этими стикерами можно во что-то кинуть, чтобы победить маленькую мокрицу или решить одну из двух головоломок. Вот теперь точно все.

Вот этих «геймплейных элементов», крайне мало. Чаще всего события на странице выглядят так: попали на страницу — разговор с опоссумом — молча прогулялись до конца — поговорили в конце — перешли на следующий уровень. Каждая страничка занимает от силы пару минут, если не считать текст, то меньше минуты. А геймплейные элементы настолько скудны и однообразны, что выть хочется от того, что происходит на экране. Это все еще очень красиво, но жуть как скучно.

Пройдя все 20 страничек, мы попадаем в сказочный лес, где встречаем нашего близнеца. И о боже мой! Мы не из этого мира, нам надо выбраться, скорее, братишка помоги мне! Вот это поворот! (нет).

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Все, что было до этого момента, воспринималось мной как неплохая сказка с монстрами, которые отправляют все в забвение, немного пугающими второстепенными героями, забавным опоссумом и все это под меланхоличную мелодию акустической гитары. Единственный минус у всего этого — геймплей. Этому произведению было бы лучше появиться в виде комикса или, действительно, детской сказки, с большими красивыми картинками, но в формате игры оно просто ужасно. Ладно, вернемся к нашим опоссумам.

Близнец говорит о том, что мы должны уничтожить персонажей этого мира, чтобы разорвать его границы, а для этого мы должны 3-4 раза пройти все локации еще раз! Кстати, в игре нет бэктрекинга. Перемещаться можно только между определенными локациями. Просто волшебно…

И вот то ли мне очень сказка понравилась, то ли я очень глупый ребенок, который не понял, что он только что прочитал — я плетусь вновь и вновь по уже знакомым страницам, собирая новые виды стикеров и съедая все, что гвоздями к земле не прибито. В это время игра создает ощущение, что совсем не важно, что ты делаешь на пути к конечной цели — нашел ли ты огненные стикеры, поговорил ли с мариачи, успокоил ли ведьму — финал будет один. Это неплохо. Даже наоборот. Таким образом каждый получит немного свою сказку.

Но наконец-то финал. Момент Х. Я прихожу к близнецу, чтобы узнать, чем закончится сказка, а получаю птенца… и титры… Что?! Игру надо пройти три раза, чтобы понять истинную концовку?! Вы хотите, чтобы я еще дважды окунулся в этот неописуемо интересный геймплей?! Это что — Nier Automata? Да не бывать этому.

Да, это - птенец 
Да, это - птенец 

Короче. OU — очень красивая, необычная, душевная игра, которая может подарить вам несколько приятных поэтических моментов. Но одновременно с этим рискует быть похожей на бредни сумасшедшего, пригибает местами с философствованием и душит однокнопочным геймплеем. Полистайте арты, послушайте саундтрек, а если хочется сюжета, то прочитайте официальный комикс на сайте игры. Не надо играть в OU. Это 100% проходняк. Удаляю. Забываю.

Второе прочтение

Прошла неделя. Вторая. OU то и дело всплывает в моей голове. Я слушаю акустическую гитарку. Пересматриваю скриншоты. Ну нет. Я не мазохист. Игра же плохая. Я не вернусь туда. А, может, стоит? Интересно, а сохранил ли Switch мои сохранения? Сохранил… А да и хрен с ним. Дима, у тебя куча работы и стопка более стоящих игр к прохождению. OU не стоит того. Ладно, сыграю часок перед сном.

И, короче… OU — это… прекрасно. Я начал второй забег, содрогнулся от 20 страничек, которые я уже знаю наизусть, перелистал стикеры и собрался с силами. Но на удивление игра больше не душит. Бэктрекинга стало меньше. Появляются новые локации. Головоломок так же нет, а геймплей такой же одноклеточный, но мне нравится! История сильно берет в глубину, и становится более понятной.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Открывается тайнами мира U-chornia. Этот мир — это незримая визуализация ощущений человека от прочитанной книги. Т. е. то, что осталось в голове читателя после знакомства с произведением. Все эти сказочные существа, все локации — бессознательные воспоминания образов произведения, прогнанные через субъективное восприятие. Остается один вопрос — кто же главный герой? Ведь он единственный, у кого нет роли в этой игре. OU — это одновременно и имя героя и название игры.

Второй забег куда короче первого, а третий, который нужен для истинного финала и вовсе проходится минут за 20. Зато в конце ждет один из самых оригинальных мета-комментариев, которые я видел за свой игровой опыт, и крайне красивая и поэтическая концовка, которая не переворачивает все с ног на голову, но сравнима с тем, когда ты перелистываешь последнюю страницу книги, которая навсегда останется в твоем сердце.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Я все еще стою на своем, как игра OU — невразумительное, архаичное недоразумение, которому было бы лучше появиться на свет в виде книги. В это не интересно играть. И большинство может отпугнуть скучный геймплей. Но финал стоит этого испытания.

После прохождения разблокируются дополнительные материалы: галерея, история персонажей и совсем чуть-чуть история создания. И очень жаль только чуть-чуть. Она очень интересная и отвечает и на вопросы: почему OU лучше быть книгой и откуда у этого произведения растут ноги. А если даже вы захотите узнать это самостоятельно, то столкнетесь с тем, что все подробные статьи об этой игре на японском языке. Как и большинство отзывов в Steam. Но самое интересное я вам расскажу.

Как создавали OU

В видео показы скетчи, процесс создания музыки и кот! Таймкод последнего не скажу

OU издается ничем не примечательной японской студией G-Mode, которая до этого разрабатывала простенькие мобильные игры для внутреннего рынка. Однажды ее сотрудник Осакана Кода пришел к гендиректору компании с идей сделать интерактивную детскую сказку. Гендиректор, которого я в дальнейшем буду упоминать как Такешита, так впечатлился рисунками и уникальным видением Коды, что попросил его сделать маленький уникальный продукт и дал при этом максимальную свободу.

После этого Осакана Кода стал ответственным за сюжет, рисунок и любое дальнейшее планирование игры. Он стремился сделать игру, жанр которой в дальнейшем определит как — ピクチャレスク・アドベンチャー, что можно перевести как «Живописное приключение».

Кстати, весь рисунок в игре создан вручную обычной черной ручкой, после чего был раскрашен в цвета сепии.

Поскольку Коду не ставили в жесткие рамки, не была определена и аудитория, для которой разрабатывается игра.

Первое, что я сказал ему о направлении игры, — это то, что она должна быть чем-то, что оставит неизгладимый след в памяти тех, кто в нее играет, даже если в ней есть плюсы и минусы.

Такшита

И если верить отзывам в Steam, то каждый воспринимал игру по своему. Собственный опыт пользователя меняет то, как он видит, воспринимает и чувствует вещи, когда проходит игру до конца.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея

Даже если на экране происходит одно и то же, восприятие и чувства, которые оно вызывает, будут отличаться в зависимости от склада характера каждого отдельного пользователя.

Такшита

Даже если вы любите искусство, но не часто играете в игры, я думаю, вы можете наслаждаться OU так же, как и искусством. Даже для тех, кто любит искусство, но не часто играет в игры, OU — это артбук.

Такшита

Бинго! Именно так я и описал OU в своей голове. Я познакомился с игрой как с впечатляющим графическим произведением, а прощался, как с проницательной сказкой Михаэля Энде.

Я немного не договорил, когда сказал, что Осакана Кода пришел с идеей сделать детскую сказку. Он пришел с идеей «Что если Михаэль Энде, захотел бы сделать игру».

Энде — немецкий детский писатель, который наиболее известен романом «Бесконечная история». Я книгу не читал, зато смотрел одноименный фильм. По сюжету в руки мальчику попадает сказка, в которой мир Фантазия находится на грани разрушения. Его поглощает Ничто. Спасти мир может только юный воин Атрейо, для этого он должен отправится в опасное путешествие. Мир Фантазия так же, как и U-chornia населен немыслимыми причудливыми существами, от него испытываешь чувство теплой ностальгии, а временами пугаешься от ужасных сцен, но главное в другом.

Мальчик настолько проникается сюжетом книги, что невольно становится участником его событий. Фантазия — это мир, состоящий из мечтаний людей, и как только люди забывают свои мечты, мир исчезает. Но стоит кому-то помечтать, или вспомнить какую-то историю, то возникает новая Фантазия, которая населена уже его образами. А если рассказать эту историю другому человеку, то у того возникнет уже своя Фантазия. Именно поэтому бесконечная история.

А ведь этот концепт наследует и OU. От знакомства с одной и той же историей у каждого человека возникают разные мысли, и он будет помнить о ней по-своему. Мир OU был создан под влиянием детской мексиканской книжки «Los cuentos olvidados» за авторством Моники Веласко. В примечании написано, что она экстремально редкая. Видимо настолько редкая, что я даже упоминания о ней в интернете не нашел. Под влиянием от OU был создан этот блог. Под влиянием от этого блога, у вас может и ненадолго, но останутся какие-то мысли, а может кто-то даже захочет поиграть в OU и потом рассказать своем другу. И так до бесконечности. Ведь это и была главная идея игры.

Обзор OU. Детская книжка, ставшая заложником геймплея
2626
9 комментариев
500 ₽

Привет! Фонд Поддержки Сладких Будолочек и "Семёрка" благодарят тебя за отличную статью! И помни, настоящий супергерой здесь - ты!

1
Ответить

Хороший текст.
Далее предлагаю поиграть в "Полную Трубу"

5
Ответить

Стилистика похожа на мультфильмы Ивана Максимова. Например, «Дополнительные возможности Пятчка».

Ответить

А я совсем забыл о ней. Спасибо, закину в бэклог

Ответить

monicavmes@gmail.com

Можешь попросить ее прислать тебе текст)

Ответить

Каво, зачем?

Ответить