Бессмертное сокровище Insomniac — обзор Spyro the Dragon

Первый блин не всегда бывает комом!

Бессмертное сокровище Insomniac — обзор Spyro the Dragon

Да, лучше уж поздно, чем никогда. Хотя до этого я уже имел удовольствие наиграться в третью часть, это было так давно и на таком ужасающе пиратском диске, что лучше уж пока вообще не вспоминать. Что более важно, корень знаменитой серии оказался наголову выше всех моих ожиданий и увлёк на десяток-другой часов неторопливого и вдумчивого прохождения. Поскольку, надеюсь, фиолетовый дракон с клёвой гривой в стиле «ирокез» в представлении не нуждается, сразу приступлю к делу.

В некотором царстве, некотором государстве... Решил, значит-с, местный телеканал взять у драконов в прямом эфире интервью на тему того, что они думают об окружающих их земли пяти государствах. Но как речь заходит о некоем колдуне, живущем на самых отдалённых землях, один из драконов о нём отзывается отнюдь не лестно, за что обрекает себя и свой вид на окаменяющую магию массового поражения. Досталось всем, кроме главного героя Спайро, который не попал под раздачу по причине маленькости. Теперь ему со своим другом — стрекозой Спарксом, нужно пробежаться по всему драконьему королевству, спасти собратьев и порядком отпинать колдуна за столь нехороший поступок, ещё и совершённый в прямом эфире. Вот теперь пора геройствовать!

Что ж, это 3D-платформер. И вполне, должен сказать, честный. Здесь нет ни типичного для так называемого 2.5D управления в одной плоскости, ни продолжительной пробежки вглубь экрана. Вместо этого вам дают обширную локацию для исследования и относительно полную свободу перемещения по ней. Причём это в равной степени относится как к самим уровням, так и к хабам, проходы на оные предоставляющие. Спайро, несмотря на своё происхождение, сколь угодно долго летать ещё не умеет, поэтому до удалённых частей уровней и разного рода возвышенностей ему зачастую придётся добираться в обход, полагаясь на свои лапы, а также на способность аккуратно планировать с помощью крыльев.

Чему усиленно будут мешать прихвостни того товарища, которого драконы так неудачно оскорбили в прямом эфире. Использовать при этом они будут и методы, так сказать, прямого воздействия, и отдалённого, опасаясь попасться герою. В качестве самообороны Спайро вооружён данным ему по званию огненным дыханием, а также рогами, которыми он вполне может забодать тех, кто перед выходом на войну против драконов всё-таки додумался напялить на себя огнеупорную броню.

Причём бодание — это не только способ избавиться от большей части врагов, но и способ ускоренного перемещения по уровням, поскольку Спайро в такие моменты неплохо так разгоняется. А также это способ быстро и качественно растерять заработанные жизни, поскольку на большой скорости персонажу становится куда легче вылететь за пределы уровня, что становится особенно заметно ближе ко второй половине игры. Ну, или просто напороться на врага. В роли показателя здоровья выступает тот самый Спаркс, отправившийся с героем вершить правосудие. Всякий прошедший по дракону удар стрекозёныш принимает на себя, меняя окрас. После трёх ударов он распадается на субатомные частицы, оставляя Спайро уязвимым к одному единственному удару, пропуск которого заберёт уже его жизнь.

Классическую механику многих платформенных игр — собирать блестяшки — здесь просто возвели в абсолют. О чём прямо говорится в начальном ролике, всего в мире игры разбросано ровно 12000 единиц всякого рода драгоценностей, и их действительно все можно собрать. И даже нужно, если хотите пройти игру совсем уж от корки до корки. Собирать можно не только сокровища; освобождение собратьев из кристаллического плена тоже относится к собирательству, поскольку не все статуи драконов расположились на виду.

Кроме этого, в списке сокровищ есть ещё драконьи яйца, которые выбиваются из таких особых ребят, что умеют очень резво бегать. И всё это не носит сугубо опциональный характер; для того, чтобы добраться до нового мира, нужно выполнить одно из условий, поголовно связанных с нахождением определённого количества чего-нибудь, что может быть собрано. Чтобы игрок окончательно не запутался с пропущенными драгоценностями — а некоторые из них порой прячутся от взора очень уж старательно — игра предусматривает доступную из меню паузы сводную таблицу, в которой со всеми подробностями описывается каждый уровень: сколько камней на нём было найдено, сколько их там всего должно быть, сколько драконов пропущено, сколько драконьих яиц осталось. Более того, всё тот же Спаркс очень помогает с сборе драгоценностей, подбирая те, что оказались в непосредственной близости от героя, поэтому преждевременно терять его не стоит. В общем, рутинный, казалось бы, осмотр каждого закоулка каждого этапа в каждом мире сделан на удивление увлекательно.

Но что больше всего меня удивило в положительном аспекте — камера. От первых частей серий, выходивших на одной из первых домашних консолей, поддерживающих полноценное 3D, ожидаешь обычно криво реализованной камеры, старательно принимающей самые неудобные ракурсы из возможных. В Spyro the Dragon же дела с ней обстоят на удивление хорошо, и виртуальный оператор большую часть времени радует вполне адекватным поведением. А в тех случаях, когда он всё-таки дуреет, на помощь приходит функция принудительной установки камеры на затылок главного героя. Другое и не менее полезное предназначение этой функции — возможность повертеть головой Спайро в разные стороны для того, чтобы, например, заглянуть за угол или посмотреть вниз с края платформы для оценки безопасности будущего прыжка. Порой это будет нереально выручать, учитывая, что в 3D играх зачастую довольно проблематично понять, насколько ты близко находишься к тому или иному предмету, расположенному не справа или слева, а в "глубине" экрана.

Ну, и потрясающая управляемость и удобность всего и вся по меркам даты релиза также заслуживает порции дифирамбов. Никаких застреваний в полигонах, самый минимум цепляний за углы. Также игра поддерживает аналоговые стики, поэтому владельцы геймпадов с таковыми получат от управления ещё больше удовольствия.

Но кро-о-хотный недостаток у игры всё-таки есть — она первая в серии. Что закономерно, она просто ещё не успела разогнаться в полную силу. Из-за этого геймплей может показаться несколько монотонным и даже рутинным, несмотря на все старания разработчиков хоть как-то разнообразить игровой процесс всяческими деталями вроде уменьшающей пушки, ускоряющих дорожек, а также уровней, построенных чисто на одном режиме полёта. Впрочем, минус это настолько незначительный и натянутый, что его и минусом-то назвать нельзя.

Саундтрек же достоин особого упоминания, ведь над ним трудился сам Стюарт Коупленд — музыкант с мировым именем, больше всего известный в качестве барабанщика группы The Police. Треки энергичны и отлично дополняют игровой процесс, однако отдельно от самой игры слушаются несколько своеобразно. Саундтрек Spyro the Dragon больше походит на очень продолжительный джем-сейшн, из которого довольно сложно выцепить отдельные треки, но который отлично слушается от корки до корки как одна большая композиция. Из-за этого очень обидно, что он так и не вышел официально, оставив игроков радоваться только гейм-рипу. Как оказалось, похожие дела обстоят со многими играми серии, также не получившими физического носителя под музыку. Конечно, Коупленд периодически возвращался к своему старому фиолетовому любимцу, добавляя в альбомы то один трек из игры, то другой, но это лишь капля в море.

Также порекомендую ознакомиться с интервью с композитором в видео ниже. Оно коротенькое и, к сожалению, без субтитров, но полностью отражает атмосферу производства маленького шедевра, царившую в студии.

Эх, всем бы маскотам так карьеру начинать! Spyro the Dragon обходит практически все типовые грабли трёхмерных бродилок с упором на сбор блестяшек и прямо с порога демонстрирует размах, который конкурентам если и снился, то разве что в кошмарах. Если та же первая часть Crash Bandicoot ощущалась разгоном как в плане игровых механик, так и по части банальной работоспособности, то фиолетовый дракон с ирокезом получается практически идеальным с первой попытки. Блин, который получился не комом!

9898
33 комментария

До сих пор считаю эту игру эталоном 3D-платформера. Нравится вся оригинальная трилогия, но именно первую люблю больше всех. Не могу объяснить почему: вроде бы в продолжениях стало всё ещё краше и разнообразнее, но нравится мне эта чистая, простенькая атмосфера 1-й части. Как вспомню игру - такая ностальгия пробирает.

Саундтрек однозначно входит в мою десятку игровых ОСТов. Он, действительно, своеобразный, но очень хорошо врезается в память. Будучи поклонником творчества The Police, всегда ловлю себя на мысли, что в песнях, написанных Коуплендом, слышу те самые нотки из Спайро.

9

Меня очень удивило то, насколько хорошо прошла проверку временем первая часть. Вроде и нет того разнообразия сиквелов, но сделано-то на совесть, хрен прикопаешься!

3

считаю эту игру эталоном 3D-платформераЯ тоже так думал, пока в марево одиссею не поиграл

2

Меня ремейк огорчил. Он очень графонистый, но они проебали атмосферу.

В оригинале мягкие, пастельные тона, а в ремейке вырвиглазная насыщенность и контрастность.

3

Чёт ты сам себе противоречишь по-моему. На твоём же примере в Remake как раз мягкая, атмосферная цветовая палитра, а в Recolor бедные, чистые и вырвиглазные оттенки, хоть и близкие к оригиналу. Но оригиналу уже сколько лет-то, тогда нужно было использовать яркие чистые цвета, потому что на плоских, низкополигональных локациях без нормального освещения и теней сложные оттенки смотрелись бы блекло. А Remake позволяет положиться на освещение и красивую геометрию. В общем хз, я прям ту самую атмосферу словил при прохождении ремейка, и он правда красивый

21

В общем, модели классные, но работа со светом и цветокоррекция хуёвые.

Помню как ещё в 98 году запустил демку, которая затрагивала весь первый мир. Спайро вообще мощь!
Самая любимая — вторая, в ней колоритный такой антагонист Рипто со своей шайкой прихвостней.
Но вот первую часть что на ps1, что ремейкнутую так и не прошёл до конца. А остальные две всегда на максимум проходил

6